Боги и духи славян

Леонид Терентьев
 В "таинственной беседке"

 



Как Трясуху задобрить


- Сажая на руку маленького  красного жучка с черными точками,  помню, я напевала в детстве: "Божья коровка, полети на небо, принеси нам хлеба..." И радовалась, когда та послушно взлетала. А недавно подумала: почему она так называется, разве  похожа на корову?

 И зачем ей лететь на небо, а не на клумбу с цветами?

- В том названии  скрыто древнее представление о связи этого жучка  с культом солнца. Была, вероятно, какая-то про нее легенда, да не сохранилась... 

- Мама моя рассказывала:  гостила когда-то у подруги, дочери колдуньи. Пришла   в комнату, а там несколько    глиняных горшков стоят, в каждый по две-три ложки молока влито, да не прикрыто. Но ведь нельзя на ночь еду открытой оставлять, удивилась, – домовые, черти жрать будут, после них есть - заболеешь.   Соломы с крыши натаскала, сверху положила и спать легла. Часов в двенадцать как зашумело - то змея, что у них на службе была, молоко у чужих коров надоила и колдунье принесла. А горшки-то закрыты! Она и вылила на пол... Мама моя  испугалась, схватила одежду и убежала.

- Разные истории, легенды, загадки, детские песенкии что из глубокой древности до нас дошли,  современные бабушки рассказывают. В ту пору славянская культура только зарождалась. 

 - ...Жили-были Ломиха, Огниха, Трясуха, Желтуха, Бледнуха, Гнетуха... 33 сестрицы-трясавицы, что ныне лихорадками зовут.

- Фи, какие худые безобразные старухи!

- И злые, похоже...

- По ночам ходят и в окна стучат.  Кто отзовется, к тому цепляются.

- Как уберечься от них? 

- Демона болезни обмануть надо. У нас в селе во время эпидемий на дверях углем писали: «Никого нет дома». Авось, прочитав, поверит и обойдет...



- Важно вообще   не впустить. У нас вокруг деревни, в соху впрягшись, женщины магический круг пропахивали - через ту борозду никакая зараза не переступит. И в заслонки и ведра били, шумом    отпугивая, чтобы ушла скорее.

- А если все-таки..?

- Тогда ее угостить надо, чтобы не слишком  мучила.

- А со смерть


ю как бывало?

- Смерть, думали,  – старуха с большими зубами, ходит в белом саване с косой в руках... Под землей у нее дом большой, где   огромное количество свечей. Каждая - чья-то жизнь. У кого недавно началась,  едва обгорела, кто умрет скоро - лишь огарки теплятся... 

С песьими головами


- Сегодня у нас очень важная тема разговора: наши предки славяне - их история, древние мифы и легенды. Все подготовились, кто брался?

- Славяне - группа родственных народов, со 2-го тысячелетия до нашей эры живущих в Европе. Ученые до сих пор спорят про наиболее давнее место их расселения -
около реки Вислы, 
между Днепром и Десной, вдоль Дуная...



- К началу нашей эры славянские племена занимали территорию от левого побережья реки Одера на западе до среднего течения Десны на востоке и от  Балтийского моря  до Карпат.

- Славяне - единственный народ на планете, который не молился своим богам, а славил их.

- Потому и называются так?

- Или от "славные"...

- Вряд ли - прежде их словянами
звали. Скорее от "слово" - «по-нашему говорящие», не как немцы — «немые», чужие. Если верить мифам...

- Подожди.
Что такое мифы? Те же  сказки?   

- О нет.
 В очень далекой древности человеку хотелось понять устройство мира и свое место  в нем. Кроме земного, видимого и осязаемого, в ту пору считали существующим еще мир  потусторонний, загробный, где
пребывают души умерших.

-

Сейчас те представления кажутся наивными, скорее сказочными, но тогда их воспринимали как абсолютную достоверность, а  домового, лешего, кикимору, водяного, русалку и других - реальными, незримо обитающими рядом с человеком.

-  Мифы учили,  как вести себя, чтобы не столкнуться с нечистой силой и   выбраться из опасной ситуации.



- Например?

- Видит утром крестьянин, что его лошадь стоит потная, измученная, будто кто-то всю ночь на ней ездил. Или: почему один рыбак возвращается с богатым уловом, а другой ничего поймать не может?
 
- Ясно, что лошадь заболела, а рыболов тот просто ничего не умеет...

- Как прежде думали, откуда на небе появились звезды?

- Звезд там,   сколько на земле людей - у каждого своя, а когда человек умирает, она падает...

- Нет, звезды –  души умерших детей и праведников.

- Тучи и облака Илья-пророк на своей колеснице по небу передвигает. А радуга – живая выгнутая труба. Один конец ее опущен в реку или озеро, потому что она пьет оттуда воду.

- Славяне верили: кроме обычных людей, мир населяют великаны, людоеды, существа  с песьими головами. И что, кроме тела,
у каждого есть душа. Она невидима, но дает  ему жизнь.

- Душа у людей, у животных – только пар.

- Наши предки представляли душу  живым сгустком  дыма. Во время сна может покидать тело и путешествовать.

 
 Угощение для лешего



- Лично я уверен, что знания нашего  народа пришли к нам из-за пределов Солнечной системы. 
- Когда-нибудь на уроках истории детям будут рассказывать не столько про Зевса и Прометея, сколько про Перуна, Велеса, Сварога...
 
- Домового,
кикимору, бабу-Ягу, лешего...

- Вот и рассказывай! Зачем ждать "когда-нибудь"? Про того же домового, например... 

- У каждой семьи был свой - добрый, строгий,  справедливый.

- Дух того, кто  жил тут прежде.

- Он вздувает и поддерживает огонь в печи, сушит зерно, ездит за водой, от воров охраняет. Невысокий  добродушный старичок, одет в синий кафтан, белую или красную рубашку. Обычно
невидим, показывается  только как предвестник важного события.








 

- Когда ночью в доме что-то гремело, думали,  что он сражается с кикиморой или  иным злым духом.   Хотя иногда для шутки полтергейст устраивал... 

- Очень не любил ленивых хозяев, или если в семье часто ругались - тогда напоминал о себе вдруг разбитой   тарелкой, ночным   стоном или криком. Не понимают?  Просто уходил. А без защиты от злых сил вскоре  случался пожар или все семейство от болезни вымирало.

- Странно... А у нас на Украине домового считали капризным, людям  досаждающим...

- Давно хотела про
Кикимору спросить. Кто знает?

- Во всех легендах - призрачное  энергетическое создание, маленькая безобразная   старушка в  лохмотьях. Бросала и била горшки,  кидалась  луковицами, выдергивала волосы у хозяина, перья – у кур, рвала и путала шерсть...

- Кошмарные сны насылала, чудовищные галлюцинации.

- Да, если завелась - в доме нечисто.

- Само слово откуда?

– Кик –  скрюченная, мора – смерть. Кикиморой, говорили, становится ребенок, проклятый родителями.
Одолеть ее можно лишь специальным  заговором с помощью чеснока и полыни.

- И соли. Если
возле входа солевая дорожка насыпана - не войдет.

 - У бани свой хозяин был - банник.
 
- Не удивляйтесь!  Для крестьян баня - место важное. Там не только мылись - пряли зимними вечерами, гадали, колдовали, лечили, женщины  рожали...

- Банник - черный босой мужик с железными руками и длинными волосами. Шутник. Часто пугает моющихся стуком в стенку или внезапным хохотом.

- Рассказывали у нас: затопили, муж вымылся, ушел, потом жена.  Выходит, а одежды  нет. Кричит мужу: «Ты куда дел одежду мою?» Он  другую принес. Утром зашла в баню, а там юбка ее и прочее на лавке лежат...

- Чтобы задобрить, ему кусок посыпанного солью ржаного хлеба приносили.

- Нельзя было ходить в баню ночью, когда  моются черти или сам банник.



 Верили, что у него есть  шапка-невидимка,  заполучивший ее  становится колдуном.
 И в волшебный рубль, что после любой покупки  неразмененным возвращается.

- Пастух Григорий собрал однажды к вечеру в лесу стадо - пора  домой возвращаться , да вдруг потерял дорогу. И видит привидение в сером одеянии с колокольчиком в  руке - за собой зовет. Привел к месту, где некий старец лежал, «хозяин леса».  Едва убежать  сумел Григорий...

- То,  наверное,
леший был?

- Да. Особенно он опасен для тех, кто не успел сказать: «Хозяюшко, помоги мне ягод найти и не заблудиться».
Внешне бодрый мужичок в зеленоватой  одежде, с посохом в руке.

- В лесу лучше вообще лешего не вспоминать -  может завести в чащу и навсегда у себя оставить.

- Без его позволения никакой охотник не мог рассчитывать на добычу.

- В каждом лесу  свой был. Если там светло и чисто - толковый, темно и страшно, избыток сорняков и болот - его леший, вероятно, договор с нечистой силой заключил. Такого специальными обрядами выгоняли.
  Или, может, погиб он.

- Разве они  смертные?

- Да, но умирают  очень редко.

- Входя в лес,  покажите свое  уважение к его хозяину - оставьте на пеньке куриное яйцо или кусок сыра, которые он особенно любил. 
Такому человеку  леший подсказывал грибные и ягодные места, защищал от диких зверей и темных сил.

Мужик с рожками

- А это что за могучий старик с бородой и усами из тины, в одежде из водорослей?

- Водяной –  повелитель рек и озер, у каждого свой.

- И болот?

- Нет, в болотах  не живет! К людям добр и милостив, но не терпит  ссор, конфликтов,
неуважительное отношение к природе.
Почитающих его моряков часто спасает во время шторма, рыбакам помогает. Чтобы задобрить, ему приносили первую пойманную рыбу, бросали в воду соль. Если не угостить, будет рвать сети.

- Без взятки и тогда не обходилось...

- При попытке захвата темными силами всех водных духов собирает и ведет в битву.

- А в поле,  по  представлению древних, свой дух, полевик -
покрытый шерстью молодой мужик с рожками и длинным хвостом.
Заботится о плодородии хлебов, бережет скотину.  Рассердившись,  свистит и дует,  насылая ветер,
приваливал хлеб к земле, скручивает колосья, на  пасущихся коров мух и слепней насылает.


Боги и нечисть

-





Самый загадочный персонаж  мифологии славян - черт. Задолго до
принятия






на Руси в

988 году нашей эры христианства возник. Хотя, конечно, сильно потом изменился.

- Не представляю...
 
- Человек с хвостом и конскими копытами, на голове рожки. Одет в черный кафтан с блестящими пуговицами. Всегда только зло делает.
Подкараулит, например, на дороге в виде случайного  прохожего, а потом в непроходимую чащу, на обрыв или в болото заведет ...

- Какой бы облик ни принял, его легко узнать - нет у черта спинного хребта.


- Кто какие истории про них знает?

-



Дед Иван поставил сети рыбачить, вечером домой поехал. А за ним ягненок увязался. «Отстал, наверное». Положил на телегу, пологом прикрыл. Смотрит: а лошадь-то вся в пене! А ягненок как захохочет!  Соскочил да чертом вперед побежал.

- Дед Проня, скрипач, на свадьбе отыграл однажды, а утром хватились: нет его. Куда делся? Пошли искать и на след напали. Нашли в лесу - сидит на пне и на скрипке наяривает, а рядом черти танцуют. Насилу  увели его.   

- В сказках про
Кощея Бессмертного говорится...

- Сын Великого Змея Чернобога, владел Кощеевым царством, самым мрачным в Нави, силами тьмы повелевал...

- Куда ты торопишься? Я, например, ни про какое-то Нави, ни про Чернобога ничего не слыхал.

- Кто пояснить сможет?

- Навь - загробный мир из мифов про устройство Вселенной.

- Навь? Слово какое-то непонятное..

- От древне-русского «могила, преисподняя»,  родственно слову  "ныть".

- У христиан просто – земной мир, чистилище, рай, ад...
 
- У славян таких понятий не было. 
Был мир физический, в котором мы все живем - Явь...

-  От слова «явный», то есть «видимый», вероятно?

- Да. После смерти , считалось, человек попадает в Навь. По легендам, вначале вся она была Светлой, пока Чернобог не создал Темную, которую населил злобой и ненавистью.
  Оставшаяся часть Нави, Правь - место, где живут люди праведные. И боги.

- Про славянских богов кто расскажет? Только коротко.

- Да, интересно, в кого наши предки-язычники верили... 
- Много их было.   Особенно уважали Перуна. Представьте: 
ясный летний день, светит солнце, поют птицы. Вдруг все небо закрывают грозовые тучи, сверкают молнии, гремит гром... «Это Перун нечистика бьет», - говорили крестьяне. Когда в 971 году русские  заключали договор с Византией, то  клялись им, Перуном, главным богом своим.

- То княжеские воины под покровительством бога грозы и войны были, а простой народ -   крестьян, ремесленников, торговцев - Велес защищал. Не зря в одной      летописи его  «скотьим богом» называли. 

- Понятно: для славян скот был символом плодородия и богатства.

- Но между собой Перун и Велес  явно не ладили...

- Из-за чего?

- Из-за Мокоши, супруги Перуна, женского божества - вроде бы слишком  благосклонна была  к Велесу...

- И здесь нет верности, мира,   единения!

- Да зачем мы вообще о богах заговорили - такая же глупая выдумка, как Христос и прочие.

- Славяне своих богов по незнанию создавали... А нынешние христиане зачем за своего Иисуса держатся?

- Чем же та  Мокошь ведала?

- Она -   единственное женское божество   славянской мифологии. Была  покровителем детей, семейного  благополучия, прядения и ткачества -  главного дела  женщин. Ведь в древности хозяйка сама для всей семьи одежду шила.

- Разве то сложно?

- Вообрази: обработать лен,  сделать пряжу, спрясть нитки, на самодельном  станке полотно  выткать, пошить... А семьи в ту пору  большие были. Вот и сидели женщины ...

- Еще солнечного Дажьбога славили - от глагола «дать» - что людямсвет и тепло дает, благо и богатство. 
- А чем Стрибог занимался? И что значит стри- ?

- От слова простираться,  расширяться во все стороны. Стрибог – божество ветра.









Как Сварог, отец Солнца-Дажьбога, - божество огня.

- Славяне считали огонь живым существом, которое к себе  почтительного отношения требует.
Особенно домашний, в печи и очаге.

- Был еще Радогост , древнеславянский бог плодородия, урожая, торговли и гостеприимства. 

- Вот откуда такое имя - «рады гостям»! 

- Представляли его молодым бородатым полуобнаженным мужчиной с орлом на голове, в левой руке он держал голову быка, в правой - копье или секиру.
 
- Для нас особенно
Белобог важен - воплощение добра, чести и справедливости.
Высокий  длиннобородый, с пронзительно голубыми глазами,  деревянным посохом в руке, в белой одежде...

- Еще он бог  весеннего неба и  дневного света -.  всего, что несет радость и жизнь. Один из немногих, кто никогда не участвует в битвах - в отличие от Чернобога, его антипода.

- Увы, как у всего есть тень...
   
- Чернобог, или Черный Змей – воплошение абсолютного зла,   всего темного в мире, дух самых жестоких человеческих инстинктов. И не было у него иной цели, кроме разрушения.  Обладал уникальными способностями в  магии, что делало его особо опасным. Изображали Чернобога  чудовищным черным змеем с человеческим лицом и руками. Именно ему все темные духи подчинялись - аспиды, мантикоры, василиски и прочая нечисть. Именно он создал Вия, Горына, Кощея...

- А, мы же не закончили про него... И как тот Кощей выглядел?
 
- Кощей значит - «очень худой».    Высокий, сутулый, но могучий, с длинными седыми волосами...

- В некоторых  легендах его   называют «владыкой Черного Солнца»...
Единственное уязвимое место Кощея – Яйцо, где вся его жизненная сила запрятана.

- Вот она, сакральная  эзотерическая сущность этого образа!

-  О нем и многие тексты алхимиков и каббалистов говорят - символ изначального импульса, творящей энергии.

- В нем наши  предки заключили образ темной стороны человеческой натуры, бессмертной и непобедимой.
Повелевал мертвецами, но к гибели людей   отношения не имел.

- Ты про аспида упоманал. Слышал - тем словом ругаются иногда... 
- Ну, если интересно... В древней мифологии это чудовищных размеров крылатый  черный змей с птичьим носом, двумя хоботами и огненными крыльями. Владыка Верхнего подземного царства, командовавший  легионами темного воинства. Однажды, взлетев аж до неба, он похитил трех  красавиц. Солнцеликий Дажьбог бросился в погоню и в великой битве отбил дев. Тогда змей украл трех земных красавиц. Им в помощь три  богатыря  отправились. Выгнали Аспида из подземелья на поверхность, где его обезглавили и сожгли воины Прави.

- Но остались  порожденные  Аспидом другие угольно-черные змееподобные чудовища, хотя и меньших размеров, что продолжали нести хаос и гибель.

- Не удивительно:  они обладали невероятной силой, ловкостью,  огненным дыханием и взглядом, который все обращает в камень.
- До наших дней дошла поговорка «Не буди лихо, пока спит тихо»    Лихо – тоже дух зла, сильный, свирепый и мстительный великан с магическими способностями. Обитает в болоте, которое славяне считали местом особенно нечистым и опасным.


«Лиха не посылать»


- Одно из самых древних в славянской мифологии -
представление про  человека-оборотня, который в волка превращается.

- Помню, в «Слове о полку Игореве»  князь Всеслав тоже по ночам волком оборачивался...

- Внешне волколак - обычный волк,  но суставы на задних лапах у него, как у человека, не назад а вперед повернуты.

- Ни к чему хорошему такое привести не может.

- Все так... Но вспомни
витязя-воина, который, став волком, победил более сильного врага.

- И полубог богатырь Волх Всеславич, по былинам, в волка обращался.

- В эзотерическом аспекте образ волколака – символ двойственности  человека, в котором есть и   животные, и людские черты.
 
- Колдун тоже  мог стать волком для выполнения особо важной задачи на благо рода. Для превращения   должен был через девять воткнутых в землю ножей перекувырнуться. Чтобы снова  человеком стать,   через те же ножи  в обратном порядке перескакивал.

- А если ножи кто-нибудь заберет?

- Навеки в волчьей шкуре останется,
даже на своих близких напасть
может.

- Я такую историю слышала. Муж и жена хорошо ладили, но временами он  куда-то исчезал. Поехали они как-то сгребать сено. В полдень муж говорит: «Я уйду  ненадолго. А ты   в руки кнут возьми. Если вдруг нападет кто - бей». Через несколько минут  из рощи волк   выбежал и набросился на нее. Еле отбилась. Когда муж вернулся, погрузили сено на телегу и поехали домой. А вечером, за ужином,  посмотрела – а у него между зубами  кусок ее платья застрял...

- Славяне еще в  одержимых бесом верили, в кого злой дух вселился. 
- В древнерусской литературе про кликушу еще в XI веке упоминали.
Бьется она о землю, кричит, хохочет... Вреда никому не делает, а присутствие в себе злого духа ощущает как чуждую силу, которая причиняет ей дикие мучения.

- Но обладает ясновидением, будущее предсказывает.  Назовите имя беса, который в ней сидит - и он помчится по свету в поисках ответа, а вернувшись, начнет рассказывать.

.. 
 
- Ну а что славяне про ведьму думали?

- Само слово - от «ведать» - знать. С виду - просто женщина, но Может превратиться в кошку, собаку, свинью, чаще – в большую жабу. 
Обладает магическими способностями.
Наиболее активны они в полнолуние и грозовые ночи.

- Из-за них не давали молоко коровы соседей.

- Ведьмам умение отбирать молоко у соседских коров приписывали, урожай...

- Каким образом?

- Три колоса с   чужого поля вешала у себя в амбаре - и от соседей зерно к ней перетекало. 

- Ведьмы, считалось, отнимали жизненную силу, насылали болезни, вносили раздоры в семьи...

- Присягая на верность царям, подданные особую   клятву давали:
«Ведовством по ветру никакого лиха не посылать».



- Женщин, заподозренных в ведовстве, безжалостно сжигали заживо.

- Как, в России тоже? Почему-то мы только про западную инквизицию знаем...

- В XV веке в Пскове во время моровой язвы сожгли двенадцать женщин, обвиненных в чародействе...

- В Уставе князя Владимира специальная  статья была.

- Про бабу-Ягу расскажи. 
 
– Темная колдунья из древнеславянской мифологии.
 
- В сказках она страшная старуха,  живет в избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного леса...

- А ведь сущность ее гораздо глубже и интереснее.   
 Во время  блужданий по подземному царству научилась   понимать разные языки, могла в одиночку противостоять множеству врагов,  умела летать в воздухе, отлично владела темной магией, была бессмертна. Дочь Вия, владыки Срединного царства Нави, со
временем стала повелительницей   Верхнего, что на самой границе Нави и Яви, подземного  царства между людьми и Темным миром...   

- Читал про русалок недавно... И подумал: как узнать, какая поможет, какая
в омут утащит?
 
- Самые безопасные - водяницы, молодые обнаженные веселые прислужницы водяного. Их   силуэты иногда, говорят, видели в сумерках на середине озера.
Особый вид русалок - лоскотухи. В темное время появляются на берегах рек и озер.

- Вот бы поглядеть...

- Лучше не надо.
Нередко  приманивают мужичков, чтобы из озорства защекотать насмерть. Или вообще утопить... 

- Наиболее известны мавки... 

- По легенде, первой мавкой была Кострома. Узнав,  что ее возлюбленный -  ее родной брат и вместе им не быть, бросилась в реку и утонула. С тех пор по ночам бродит вдоль берега, каждого встречного очаровывает и тащит в омут. Когда понимаает, что то вовсе не  жених, отпускает. Но поздно - юноша уже задохнулся...    
- А как ее от других русалок  отличить?   

- У мавки длинные зеленоватые волосы, поет прекрасно.

- Самая опасная - лобаста. Агрессивна, в одиночку на целые группы людей нападает. Очень сильна, от нее только убежать можно - к счастью, не очень быстрая. 


 

- "Расскажи, Гамаюн, птица вещая", - писала "ТД" в  №№1 и 2 за 2016 год...
 
- Напомни, пожалуйста.

- Тогда вначале про птицу Сирин, темное воплощение бога Велеса, как Гамаюн - светлое.

- Темный – не всегда плохой, скорее иной, глубинный, иногда даже истинный.

- Сирин лишь отчасти птица - от головы до пояса она – человек. Перья темно-синие либо пурпурные.
Птица  мистическая.  Встретить ее – к беде.

- Гамаюн, напротив, часто подсказывает людям лучшее решение проблемы, потому что обладает колоссальным объемом знаний.
 
- Гамаюн - прилетающая из рая птица с головой женщины, без ног и без крыльев. Крупная, красивая, с разноцветным оперением. Она учит людей исполнять божественные гимны, пророчит будущее. Встреча с ней – к счастью.
В древних мифах без ее участия ни один подвиг не свершался.
 
- Да не было в древней Руси даже в мифах такого создания! Просто в XVI веке из Новой Гвинеи и Индонезии, с Молуккских островов, торговцы привозили чучела  птиц без ног и крыльев, якобы с небес прилетевших.
На самом деле лапки им при изготовлении чучел обрезали. Так
в средневековье  родилось представление якобы вечного полёта.

- Странно... А я даже в серьезной научной  литературе не раз  читал, что гамаюн — это древнеславянская легендарная вещая птица с человеческим лицом, а ее изображения  встречались на древнерусских знамёнах и  доспехах, что она - вещая посланница бога Велеса, ведающая прошлое и будущее каждого... О том даже в школьных учебниках сказано...

- Царь Алексей Михайлович  Гамаюном своего любимого кречета называл... 

- А в 1686-м юным государям Ивану и Петру Алексеевичам поднесли живую   диковинную птицу, которую тоже гамаюном называли. 
- Как когда-то Высоцкий пел: "...То мне птица гамаюн надежду подаёт". И про Алконоста - "тоскует, печалится,
травит душу..."

- Алконост -  птица радости. Ее
пение не  мистическое, как у Сирин, не поглощает человека, а пробуждает в нем  чувства добрые и светлые...
 
Леонид Терентьев.  e–mail: 
terentiev45@mail.ru
http://www.proza.ru/avtor/terentiev45