В "таинственной беседке"
Как Трясуху задобрить
- Сажая на руку маленького красного жучка с черными точками, помню, я напевала в детстве: "Божья коровка, полети на небо, принеси нам хлеба..." И радовалась, когда та послушно взлетала. А недавно подумала: почему она так называется, разве похожа на корову?
И зачем ей лететь на небо, а не на клумбу с цветами?
- В том названии скрыто древнее представление о связи этого жучка с культом солнца. Была, вероятно, какая-то про нее легенда, да не сохранилась...
- Мама моя рассказывала: гостила когда-то у подруги, дочери колдуньи. Пришла в комнату, а там несколько глиняных горшков стоят, в каждый по две-три ложки молока влито, да не прикрыто. Но ведь нельзя на ночь еду открытой оставлять, удивилась, – домовые, черти жрать будут, после них есть - заболеешь. Соломы с крыши натаскала, сверху положила и спать легла. Часов в двенадцать как зашумело - то змея, что у них на службе была, молоко у чужих коров надоила и колдунье принесла. А горшки-то закрыты! Она и вылила на пол... Мама моя испугалась, схватила одежду и убежала.
- Разные истории, легенды, загадки, детские песенкии что из глубокой древности до нас дошли, современные бабушки рассказывают. В ту пору славянская культура только зарождалась.
- ...Жили-были Ломиха, Огниха, Трясуха, Желтуха, Бледнуха, Гнетуха... 33 сестрицы-трясавицы, что ныне лихорадками зовут.
- Фи, какие худые безобразные старухи!
- И злые, похоже...
- По ночам ходят и в окна стучат. Кто отзовется, к тому цепляются.
- Как уберечься от них?
- Демона болезни обмануть надо. У нас в селе во время эпидемий на дверях углем писали: «Никого нет дома». Авось, прочитав, поверит и обойдет...
- Важно вообще не впустить. У нас вокруг деревни, в соху впрягшись, женщины магический круг пропахивали - через ту борозду никакая зараза не переступит. И в заслонки и ведра били, шумом отпугивая, чтобы ушла скорее.
- А если все-таки..?
- Тогда ее угостить надо, чтобы не слишком мучила.
- А со смерть
ю как бывало?
- Смерть, думали, – старуха с большими зубами, ходит в белом саване с косой в руках... Под землей у нее дом большой, где огромное количество свечей. Каждая - чья-то жизнь. У кого недавно началась, едва обгорела, кто умрет скоро - лишь огарки теплятся...
С песьими головами
- Сегодня у нас очень важная тема разговора: наши предки славяне - их история, древние мифы и легенды. Все подготовились, кто брался?
- Славяне - группа родственных народов, со 2-го тысячелетия до нашей эры живущих в Европе. Ученые до сих пор спорят про наиболее давнее место их расселения -
около реки Вислы,
между Днепром и Десной, вдоль Дуная...
- К началу нашей эры славянские племена занимали территорию от левого побережья реки Одера на западе до среднего течения Десны на востоке и от Балтийского моря до Карпат.
- Славяне - единственный народ на планете, который не молился своим богам, а славил их.
- Потому и называются так?
- Или от "славные"...
- Вряд ли - прежде их словянами
звали. Скорее от "слово" - «по-нашему говорящие», не как немцы — «немые», чужие. Если верить мифам...
- Подожди.
Что такое мифы? Те же сказки?
- О нет.
В очень далекой древности человеку хотелось понять устройство мира и свое место в нем. Кроме земного, видимого и осязаемого, в ту пору считали существующим еще мир потусторонний, загробный, где
пребывают души умерших.
-
Сейчас те представления кажутся наивными, скорее сказочными, но тогда их воспринимали как абсолютную достоверность, а домового, лешего, кикимору, водяного, русалку и других - реальными, незримо обитающими рядом с человеком.
- Мифы учили, как вести себя, чтобы не столкнуться с нечистой силой и выбраться из опасной ситуации.
- Например?
- Видит утром крестьянин, что его лошадь стоит потная, измученная, будто кто-то всю ночь на ней ездил. Или: почему один рыбак возвращается с богатым уловом, а другой ничего поймать не может?
- Ясно, что лошадь заболела, а рыболов тот просто ничего не умеет...
- Как прежде думали, откуда на небе появились звезды?
- Звезд там, сколько на земле людей - у каждого своя, а когда человек умирает, она падает...
- Нет, звезды – души умерших детей и праведников.
- Тучи и облака Илья-пророк на своей колеснице по небу передвигает. А радуга – живая выгнутая труба. Один конец ее опущен в реку или озеро, потому что она пьет оттуда воду.
- Славяне верили: кроме обычных людей, мир населяют великаны, людоеды, существа с песьими головами. И что, кроме тела,
у каждого есть душа. Она невидима, но дает ему жизнь.
- Душа у людей, у животных – только пар.
- Наши предки представляли душу живым сгустком дыма. Во время сна может покидать тело и путешествовать.
Угощение для лешего
- Лично я уверен, что знания нашего народа пришли к нам из-за пределов Солнечной системы.
- Когда-нибудь на уроках истории детям будут рассказывать не столько про Зевса и Прометея, сколько про Перуна, Велеса, Сварога...
- Домового,
кикимору, бабу-Ягу, лешего...
- Вот и рассказывай! Зачем ждать "когда-нибудь"? Про того же домового, например...
- У каждой семьи был свой - добрый, строгий, справедливый.
- Дух того, кто жил тут прежде.
- Он вздувает и поддерживает огонь в печи, сушит зерно, ездит за водой, от воров охраняет. Невысокий добродушный старичок, одет в синий кафтан, белую или красную рубашку. Обычно
невидим, показывается только как предвестник важного события.
- Когда ночью в доме что-то гремело, думали, что он сражается с кикиморой или иным злым духом. Хотя иногда для шутки полтергейст устраивал...
- Очень не любил ленивых хозяев, или если в семье часто ругались - тогда напоминал о себе вдруг разбитой тарелкой, ночным стоном или криком. Не понимают? Просто уходил. А без защиты от злых сил вскоре случался пожар или все семейство от болезни вымирало.
- Странно... А у нас на Украине домового считали капризным, людям досаждающим...
- Давно хотела про
Кикимору спросить. Кто знает?
- Во всех легендах - призрачное энергетическое создание, маленькая безобразная старушка в лохмотьях. Бросала и била горшки, кидалась луковицами, выдергивала волосы у хозяина, перья – у кур, рвала и путала шерсть...
- Кошмарные сны насылала, чудовищные галлюцинации.
- Да, если завелась - в доме нечисто.
- Само слово откуда?
– Кик – скрюченная, мора – смерть. Кикиморой, говорили, становится ребенок, проклятый родителями.
Одолеть ее можно лишь специальным заговором с помощью чеснока и полыни.
- И соли. Если
возле входа солевая дорожка насыпана - не войдет.
- У бани свой хозяин был - банник.
- Не удивляйтесь! Для крестьян баня - место важное. Там не только мылись - пряли зимними вечерами, гадали, колдовали, лечили, женщины рожали...
- Банник - черный босой мужик с железными руками и длинными волосами. Шутник. Часто пугает моющихся стуком в стенку или внезапным хохотом.
- Рассказывали у нас: затопили, муж вымылся, ушел, потом жена. Выходит, а одежды нет. Кричит мужу: «Ты куда дел одежду мою?» Он другую принес. Утром зашла в баню, а там юбка ее и прочее на лавке лежат...
- Чтобы задобрить, ему кусок посыпанного солью ржаного хлеба приносили.
- Нельзя было ходить в баню ночью, когда моются черти или сам банник.
Верили, что у него есть шапка-невидимка, заполучивший ее становится колдуном.
И в волшебный рубль, что после любой покупки неразмененным возвращается.
- Пастух Григорий собрал однажды к вечеру в лесу стадо - пора домой возвращаться , да вдруг потерял дорогу. И видит привидение в сером одеянии с колокольчиком в руке - за собой зовет. Привел к месту, где некий старец лежал, «хозяин леса». Едва убежать сумел Григорий...
- То, наверное,
леший был?
- Да. Особенно он опасен для тех, кто не успел сказать: «Хозяюшко, помоги мне ягод найти и не заблудиться».
Внешне бодрый мужичок в зеленоватой одежде, с посохом в руке.
- В лесу лучше вообще лешего не вспоминать - может завести в чащу и навсегда у себя оставить.
- Без его позволения никакой охотник не мог рассчитывать на добычу.
- В каждом лесу свой был. Если там светло и чисто - толковый, темно и страшно, избыток сорняков и болот - его леший, вероятно, договор с нечистой силой заключил. Такого специальными обрядами выгоняли.
Или, может, погиб он.
- Разве они смертные?
- Да, но умирают очень редко.
- Входя в лес, покажите свое уважение к его хозяину - оставьте на пеньке куриное яйцо или кусок сыра, которые он особенно любил.
Такому человеку леший подсказывал грибные и ягодные места, защищал от диких зверей и темных сил.
Мужик с рожками
- А это что за могучий старик с бородой и усами из тины, в одежде из водорослей?
- Водяной – повелитель рек и озер, у каждого свой.
- И болот?
- Нет, в болотах не живет! К людям добр и милостив, но не терпит ссор, конфликтов,
неуважительное отношение к природе.
Почитающих его моряков часто спасает во время шторма, рыбакам помогает. Чтобы задобрить, ему приносили первую пойманную рыбу, бросали в воду соль. Если не угостить, будет рвать сети.
- Без взятки и тогда не обходилось...
- При попытке захвата темными силами всех водных духов собирает и ведет в битву.
- А в поле, по представлению древних, свой дух, полевик -
покрытый шерстью молодой мужик с рожками и длинным хвостом.
Заботится о плодородии хлебов, бережет скотину. Рассердившись, свистит и дует, насылая ветер,
приваливал хлеб к земле, скручивает колосья, на пасущихся коров мух и слепней насылает.
Боги и нечисть
-
Самый загадочный персонаж мифологии славян - черт. Задолго до
принятия
на Руси в
988 году нашей эры христианства возник. Хотя, конечно, сильно потом изменился.
- Не представляю...
- Человек с хвостом и конскими копытами, на голове рожки. Одет в черный кафтан с блестящими пуговицами. Всегда только зло делает.
Подкараулит, например, на дороге в виде случайного прохожего, а потом в непроходимую чащу, на обрыв или в болото заведет ...
- Какой бы облик ни принял, его легко узнать - нет у черта спинного хребта.
- Кто какие истории про них знает?
-
Дед Иван поставил сети рыбачить, вечером домой поехал. А за ним ягненок увязался. «Отстал, наверное». Положил на телегу, пологом прикрыл. Смотрит: а лошадь-то вся в пене! А ягненок как захохочет! Соскочил да чертом вперед побежал.
- Дед Проня, скрипач, на свадьбе отыграл однажды, а утром хватились: нет его. Куда делся? Пошли искать и на след напали. Нашли в лесу - сидит на пне и на скрипке наяривает, а рядом черти танцуют. Насилу увели его.
- В сказках про
Кощея Бессмертного говорится...
- Сын Великого Змея Чернобога, владел Кощеевым царством, самым мрачным в Нави, силами тьмы повелевал...
- Куда ты торопишься? Я, например, ни про какое-то Нави, ни про Чернобога ничего не слыхал.
- Кто пояснить сможет?
- Навь - загробный мир из мифов про устройство Вселенной.
- Навь? Слово какое-то непонятное..
- От древне-русского «могила, преисподняя», родственно слову "ныть".
- У христиан просто – земной мир, чистилище, рай, ад...
- У славян таких понятий не было.
Был мир физический, в котором мы все живем - Явь...
- От слова «явный», то есть «видимый», вероятно?
- Да. После смерти , считалось, человек попадает в Навь. По легендам, вначале вся она была Светлой, пока Чернобог не создал Темную, которую населил злобой и ненавистью.
Оставшаяся часть Нави, Правь - место, где живут люди праведные. И боги.
- Про славянских богов кто расскажет? Только коротко.
- Да, интересно, в кого наши предки-язычники верили...
- Много их было. Особенно уважали Перуна. Представьте:
ясный летний день, светит солнце, поют птицы. Вдруг все небо закрывают грозовые тучи, сверкают молнии, гремит гром... «Это Перун нечистика бьет», - говорили крестьяне. Когда в 971 году русские заключали договор с Византией, то клялись им, Перуном, главным богом своим.
- То княжеские воины под покровительством бога грозы и войны были, а простой народ - крестьян, ремесленников, торговцев - Велес защищал. Не зря в одной летописи его «скотьим богом» называли.
- Понятно: для славян скот был символом плодородия и богатства.
- Но между собой Перун и Велес явно не ладили...
- Из-за чего?
- Из-за Мокоши, супруги Перуна, женского божества - вроде бы слишком благосклонна была к Велесу...
- И здесь нет верности, мира, единения!
- Да зачем мы вообще о богах заговорили - такая же глупая выдумка, как Христос и прочие.
- Славяне своих богов по незнанию создавали... А нынешние христиане зачем за своего Иисуса держатся?
- Чем же та Мокошь ведала?
- Она - единственное женское божество славянской мифологии. Была покровителем детей, семейного благополучия, прядения и ткачества - главного дела женщин. Ведь в древности хозяйка сама для всей семьи одежду шила.
- Разве то сложно?
- Вообрази: обработать лен, сделать пряжу, спрясть нитки, на самодельном станке полотно выткать, пошить... А семьи в ту пору большие были. Вот и сидели женщины ...
- Еще солнечного Дажьбога славили - от глагола «дать» - что людямсвет и тепло дает, благо и богатство.
- А чем Стрибог занимался? И что значит стри- ?
- От слова простираться, расширяться во все стороны. Стрибог – божество ветра.
Как Сварог, отец Солнца-Дажьбога, - божество огня.
- Славяне считали огонь живым существом, которое к себе почтительного отношения требует.
Особенно домашний, в печи и очаге.
- Был еще Радогост , древнеславянский бог плодородия, урожая, торговли и гостеприимства.
- Вот откуда такое имя - «рады гостям»!
- Представляли его молодым бородатым полуобнаженным мужчиной с орлом на голове, в левой руке он держал голову быка, в правой - копье или секиру.
- Для нас особенно
Белобог важен - воплощение добра, чести и справедливости.
Высокий длиннобородый, с пронзительно голубыми глазами, деревянным посохом в руке, в белой одежде...
- Еще он бог весеннего неба и дневного света -. всего, что несет радость и жизнь. Один из немногих, кто никогда не участвует в битвах - в отличие от Чернобога, его антипода.
- Увы, как у всего есть тень...
- Чернобог, или Черный Змей – воплошение абсолютного зла, всего темного в мире, дух самых жестоких человеческих инстинктов. И не было у него иной цели, кроме разрушения. Обладал уникальными способностями в магии, что делало его особо опасным. Изображали Чернобога чудовищным черным змеем с человеческим лицом и руками. Именно ему все темные духи подчинялись - аспиды, мантикоры, василиски и прочая нечисть. Именно он создал Вия, Горына, Кощея...
- А, мы же не закончили про него... И как тот Кощей выглядел?
- Кощей значит - «очень худой». Высокий, сутулый, но могучий, с длинными седыми волосами...
- В некоторых легендах его называют «владыкой Черного Солнца»...
Единственное уязвимое место Кощея – Яйцо, где вся его жизненная сила запрятана.
- Вот она, сакральная эзотерическая сущность этого образа!
- О нем и многие тексты алхимиков и каббалистов говорят - символ изначального импульса, творящей энергии.
- В нем наши предки заключили образ темной стороны человеческой натуры, бессмертной и непобедимой.
Повелевал мертвецами, но к гибели людей отношения не имел.
- Ты про аспида упоманал. Слышал - тем словом ругаются иногда...
- Ну, если интересно... В древней мифологии это чудовищных размеров крылатый черный змей с птичьим носом, двумя хоботами и огненными крыльями. Владыка Верхнего подземного царства, командовавший легионами темного воинства. Однажды, взлетев аж до неба, он похитил трех красавиц. Солнцеликий Дажьбог бросился в погоню и в великой битве отбил дев. Тогда змей украл трех земных красавиц. Им в помощь три богатыря отправились. Выгнали Аспида из подземелья на поверхность, где его обезглавили и сожгли воины Прави.
- Но остались порожденные Аспидом другие угольно-черные змееподобные чудовища, хотя и меньших размеров, что продолжали нести хаос и гибель.
- Не удивительно: они обладали невероятной силой, ловкостью, огненным дыханием и взглядом, который все обращает в камень.
- До наших дней дошла поговорка «Не буди лихо, пока спит тихо» Лихо – тоже дух зла, сильный, свирепый и мстительный великан с магическими способностями. Обитает в болоте, которое славяне считали местом особенно нечистым и опасным.
«Лиха не посылать»
- Одно из самых древних в славянской мифологии -
представление про человека-оборотня, который в волка превращается.
- Помню, в «Слове о полку Игореве» князь Всеслав тоже по ночам волком оборачивался...
- Внешне волколак - обычный волк, но суставы на задних лапах у него, как у человека, не назад а вперед повернуты.
- Ни к чему хорошему такое привести не может.
- Все так... Но вспомни
витязя-воина, который, став волком, победил более сильного врага.
- И полубог богатырь Волх Всеславич, по былинам, в волка обращался.
- В эзотерическом аспекте образ волколака – символ двойственности человека, в котором есть и животные, и людские черты.
- Колдун тоже мог стать волком для выполнения особо важной задачи на благо рода. Для превращения должен был через девять воткнутых в землю ножей перекувырнуться. Чтобы снова человеком стать, через те же ножи в обратном порядке перескакивал.
- А если ножи кто-нибудь заберет?
- Навеки в волчьей шкуре останется,
даже на своих близких напасть
может.
- Я такую историю слышала. Муж и жена хорошо ладили, но временами он куда-то исчезал. Поехали они как-то сгребать сено. В полдень муж говорит: «Я уйду ненадолго. А ты в руки кнут возьми. Если вдруг нападет кто - бей». Через несколько минут из рощи волк выбежал и набросился на нее. Еле отбилась. Когда муж вернулся, погрузили сено на телегу и поехали домой. А вечером, за ужином, посмотрела – а у него между зубами кусок ее платья застрял...
- Славяне еще в одержимых бесом верили, в кого злой дух вселился.
- В древнерусской литературе про кликушу еще в XI веке упоминали.
Бьется она о землю, кричит, хохочет... Вреда никому не делает, а присутствие в себе злого духа ощущает как чуждую силу, которая причиняет ей дикие мучения.
- Но обладает ясновидением, будущее предсказывает. Назовите имя беса, который в ней сидит - и он помчится по свету в поисках ответа, а вернувшись, начнет рассказывать.
..
- Ну а что славяне про ведьму думали?
- Само слово - от «ведать» - знать. С виду - просто женщина, но Может превратиться в кошку, собаку, свинью, чаще – в большую жабу.
Обладает магическими способностями.
Наиболее активны они в полнолуние и грозовые ночи.
- Из-за них не давали молоко коровы соседей.
- Ведьмам умение отбирать молоко у соседских коров приписывали, урожай...
- Каким образом?
- Три колоса с чужого поля вешала у себя в амбаре - и от соседей зерно к ней перетекало.
- Ведьмы, считалось, отнимали жизненную силу, насылали болезни, вносили раздоры в семьи...
- Присягая на верность царям, подданные особую клятву давали:
«Ведовством по ветру никакого лиха не посылать».
- Женщин, заподозренных в ведовстве, безжалостно сжигали заживо.
- Как, в России тоже? Почему-то мы только про западную инквизицию знаем...
- В XV веке в Пскове во время моровой язвы сожгли двенадцать женщин, обвиненных в чародействе...
- В Уставе князя Владимира специальная статья была.
- Про бабу-Ягу расскажи.
– Темная колдунья из древнеславянской мифологии.
- В сказках она страшная старуха, живет в избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного леса...
- А ведь сущность ее гораздо глубже и интереснее.
Во время блужданий по подземному царству научилась понимать разные языки, могла в одиночку противостоять множеству врагов, умела летать в воздухе, отлично владела темной магией, была бессмертна. Дочь Вия, владыки Срединного царства Нави, со
временем стала повелительницей Верхнего, что на самой границе Нави и Яви, подземного царства между людьми и Темным миром...
- Читал про русалок недавно... И подумал: как узнать, какая поможет, какая
в омут утащит?
- Самые безопасные - водяницы, молодые обнаженные веселые прислужницы водяного. Их силуэты иногда, говорят, видели в сумерках на середине озера.
Особый вид русалок - лоскотухи. В темное время появляются на берегах рек и озер.
- Вот бы поглядеть...
- Лучше не надо.
Нередко приманивают мужичков, чтобы из озорства защекотать насмерть. Или вообще утопить...
- Наиболее известны мавки...
- По легенде, первой мавкой была Кострома. Узнав, что ее возлюбленный - ее родной брат и вместе им не быть, бросилась в реку и утонула. С тех пор по ночам бродит вдоль берега, каждого встречного очаровывает и тащит в омут. Когда понимаает, что то вовсе не жених, отпускает. Но поздно - юноша уже задохнулся...
- А как ее от других русалок отличить?
- У мавки длинные зеленоватые волосы, поет прекрасно.
- Самая опасная - лобаста. Агрессивна, в одиночку на целые группы людей нападает. Очень сильна, от нее только убежать можно - к счастью, не очень быстрая.
- "Расскажи, Гамаюн, птица вещая", - писала "ТД" в №№1 и 2 за 2016 год...
- Напомни, пожалуйста.
- Тогда вначале про птицу Сирин, темное воплощение бога Велеса, как Гамаюн - светлое.
- Темный – не всегда плохой, скорее иной, глубинный, иногда даже истинный.
- Сирин лишь отчасти птица - от головы до пояса она – человек. Перья темно-синие либо пурпурные.
Птица мистическая. Встретить ее – к беде.
- Гамаюн, напротив, часто подсказывает людям лучшее решение проблемы, потому что обладает колоссальным объемом знаний.
- Гамаюн - прилетающая из рая птица с головой женщины, без ног и без крыльев. Крупная, красивая, с разноцветным оперением. Она учит людей исполнять божественные гимны, пророчит будущее. Встреча с ней – к счастью.
В древних мифах без ее участия ни один подвиг не свершался.
- Да не было в древней Руси даже в мифах такого создания! Просто в XVI веке из Новой Гвинеи и Индонезии, с Молуккских островов, торговцы привозили чучела птиц без ног и крыльев, якобы с небес прилетевших.
На самом деле лапки им при изготовлении чучел обрезали. Так
в средневековье родилось представление якобы вечного полёта.
- Странно... А я даже в серьезной научной литературе не раз читал, что гамаюн — это древнеславянская легендарная вещая птица с человеческим лицом, а ее изображения встречались на древнерусских знамёнах и доспехах, что она - вещая посланница бога Велеса, ведающая прошлое и будущее каждого... О том даже в школьных учебниках сказано...
- Царь Алексей Михайлович Гамаюном своего любимого кречета называл...
- А в 1686-м юным государям Ивану и Петру Алексеевичам поднесли живую диковинную птицу, которую тоже гамаюном называли.
- Как когда-то Высоцкий пел: "...То мне птица гамаюн надежду подаёт". И про Алконоста - "тоскует, печалится,
травит душу..."
- Алконост - птица радости. Ее
пение не мистическое, как у Сирин, не поглощает человека, а пробуждает в нем чувства добрые и светлые...
Леонид Терентьев. e–mail:
terentiev45@mail.ru
http://www.proza.ru/avtor/terentiev45