Сказка Приключения Пожухлого Листа

Вера Григорьева
                Приключения Пожухлого Листа
               
                Дитя

Жил-был Зеленый Лист. Он вырос на ветке высокого дуба. Вокруг было много таких же листьев, все они трепыхались на ветру и весело шумели, переговариваясь друг с другом. Впереди было длинное лето, до зимних холодов было еще далеко. Да, они и не знали зимы, листья знают только весну, лето и осень. Листья верили, что осенью, когда наступит пора зрелости, их ждет полет в неизвестность, и эта неизвестность была так таинственна, что они с трепетом, страхом и восторгом ожидали ее. Самые нетерпеливые стремились оторваться от родной веточки, и вместе с ветром унестись в полет, чтобы узнать, куда они попадут после. И даже, если они узнавали, то, как они могли рассказать другим листьям о своем открытии, они же не могли вернуться обратно на дерево? Так они и жили на своем дереве и ждали, когда наступит это прекрасное время.
Все листья беззаботно росли, наливались соком, который им доставляло дерево, радовались солнцу и не ведали печали.
Но однажды, на нашем Листке появилась махонькая выпуклость, меньше капельки росы. Это было утром, когда лист проснулся, потянулся к солнышку, расправился после долгой ночи и увидел этот маленький бугорок.
- Ой, что это? – удивился лист. – Откуда взялась эта маленькая шишечка?
И он стал наблюдать за ней.
Эта выпуклость совсем не мешала Листу, но с каждым днем она увеличивалась. Однажды Лист почувствовал, что внутри этой шишечки кто-то завозился.
- Ой, мне щекотно! – воскликнул Лист.
Кто-то, совсем крошечный, копошился в своем маленьком шарообразном домике.
- Как интересно, - стал размышлять Лист. – Я расту на ветке, ветка растет на дереве, дерево растет из земли, а на мне выросла эта штучка. Она живая, значит она моя. Мое дитя! – такой вывод сделал лист.
Лист очень обрадовался такому открытию. А что он мог еще придумать? Ведь это был просто лист, который растет на дереве.
С этих пор он стал заботиться о своем дитяти. Лист заметил, что жара неприятна маленькому существу, и он старался прикрыть его своими краями, слегка загибая их вокруг сферического домика. Сильный дождь тоже мог смыть его с листа, поэтому он еще больше завернулся, превратившись почти в трубочку.
Вокруг шумели другие листья, не ведая забот, в ожидании осеннего полета, а наш Лист все больше задумывался о своем предназначении, и даже слегка пожух.
- Наверное, у меня иное предназначение. Мое дело вырастить малыша.
Лист был так озабочен, что не обращал внимания на то, что существо совсем на него не похоже.
- Это ничего! – успокаивал он сам себя. – Это просто зернышко. Когда оно вырастит, станет похожим на меня.
И бережно укрывал его от холодной утренней росы.
И вот, настал тот день, когда открылось маленькое окошко в маленьком домике, и из него появилось существо.
Это было странное существо, похожее на гибкую зеленую веточку с множеством ножек-присосок.
- Здравствуй! – радостно приветствовал его Лист. – Я твой родитель! Ты такой же зеленый, как и я!
Но маленькое существо не поняло радости листа. Оно его совсем не слышало. Это была гусеница! Она быстро выбралась из свернутого трубочкой листа и устремилась на другие еще свежие зеленые листья.
- Постой! – закричал лист. – Я вырастил тебя! Не оставляй меня!
Гусеница обернулась. Еще раз посмотрела на пожухлый от забот Лист, и отвернулась.
- Дитя! Мое дитя… - печально вздохнул Лист, оторвался от ветки и полетел…
Лист был совсем легкий, заботы иссушили его, и он напоминал маленький кораблик. Резные загнутые края его, были как борта корабля, а черешок, как мачта. Ветер понес его. Он взмыл выше дерева, на котором вырос, и увидел мир, расстилающийся далеко-далеко. В тот день ветер гулял по миру, а наш Пожухлый Лист все летел и летел вместе с ветром, повидал разные страны, и никому неизвестно где он очутился в конце своего путешествия.
А что сталось с его дитятей, с зеленой гусеницей?
Улетая от родного дерева, Лист не заметил воробья, который выискивал в листве гусениц. И как знать, может быть, этот проворный воробей склевал ее. А, если бы не склевал, то на дереве не осталось бы вскоре ни одного листа.



                Подоконник

Наверное, нашему Листу за труды и заботы о маленьком неблагодарном существе, Бог подарил это удивительное путешествие вместе с ветром.
Лист летел и думал:
- Как интересна жизнь! Сначала я был листом, после, домиком для существа, которого я считал своим дитятей, теперь я птица и лечу по воле ветра!
 А ветер, наверное, был очень шаловливый. Он играл с Листом, то, поднимая его к облакам, то закручивал его спиралью, то гонял его над землей, то бросал на крыши домов, то поднимал снова.
Лист заглядывал в окна домов и видел людей, носился над дорогами на перегонки с автомобилями, залетал в стаи птиц и позволял кошкам гоняться за собой, как за мышью. Его это очень веселило. Прикинуться неживым, приманить к себе кошку, а потом взлететь прямо у нее перед носом, и заглянуть в ее вытаращенные от удивления желтые глаза.
Ветер утомился и сел отдохнуть на крышу одного дома, а лист примостился на подоконник второго этажа и заглянул в окошко.
В комнате на кровати лежала девочка. Бледные и худенькие как веточки ручки лежали поверх одеяла. Она утопала головой в подушке, гора одеяла окутывала ее как коконом, и лишь огромные, синие как небо глаза, с больной тоской смотрели в окно. Женщина сидела рядом и старалась накормить девочку. Она подносила ложку к ее губам, а девочка отворачивалась и не хотела есть. Поправив подушки, женщина отошла и села вязать.
Встревоженное лицо женщины, и это маленькое человеческое существо в белом коконе одеял, напомнили Листу о том, как он заботился о своем дитяти, и ему стало грустно.
- Как знать, может быть, этой женщине повезет, и дитя не прогонит  ее, когда вырастит, - подумал Лист. - Эй! Развеселись! Брось скучать! – крикнул лист.
Он подпрыгнул на подоконнике и заплясал. Возможно, это просто ветер решил попроказничать, но наш Лист, подскакивал и переворачивался на подоконнике, как маленький акробат.
Девочка заметила его, протянула свою ручку в направлении окна, улыбнулась и стала показывать маме. Мама обернулась, и тоже стала следить за тем, что выделывает Лист. Лист обрадовался! Его заметили! Он прилипал к оконному стеклу, скользил по нему, перекатывался, кувыркался, снова подпрыгивал, и видел, как девочка села на кровати, радостно засмеялась и захлопала в ладоши. Ее мама скрестила на груди руки, с умилением смотрела на девочку, и утирала слезы счастья. Она радовалась тому, что девочка смеется.
А Лист все танцевал и танцевал! Он впервые так отрывался, ведь до этого он висел на ветке, крепко за нее держась, и ему в голову не могло прийти танцевать на подоконнике. У него даже голова пошла кругом. Он присел передохнуть.
Лист видел, что мама снова присела на край кровати и предложила девочке поесть, та кивнула головкой и, поглядывая в окошко, съела все, ложка за ложкой, всю кашу. Мама погладила ее по голове, помахала рукой Листу, укутала малышку и довольная вышла из комнаты. А малышка послала Листу воздушный поцелуй.
Лист покраснел от удовольствия. Ведь до сих пор он был серо-зеленый, невзрачный и пожухлый.
- Так вот от чего мы становимся красными! – воскликнул Лист. – От удовольствия и от радости!
Девочка уже сладко спала, положив, свои маленькие, как листики ручки под щечку. Беленькое личико бусинкой выглядывало из-под одеяла, щечки порозовели. Вместе со сном придет и выздоровление, так думал Лист, и сам незаметно уснул.


                Дорога

Легкий порыв ветра скинул Лист с подоконника и понес к дороге. Лист еще не успел проснуться, ему снилась маленькая девочка с голубыми глазами, которую он баюкает и укрывает собой от жаркого солнца, как свое дитя.
Он очнулся оттого, что наткнулся на что-то огромное и отскочил. Вокруг него носились автомашины, а он валялся прямо посредине дороги. Машины, проносясь мимо, создавали сильный ветер, который бросал Лист из стороны в сторону. Оглушенный ревом моторов, он метался от одного капота к другому, боясь попасть под колеса. Но что ему было делать, когда ветер оставил его, наигравшись, и улетел?
Лист доверился своей судьбе.
- Даже, если на меня наедет машина, - думал Лист. – То, наверное расплющит… Если я не превращусь в порошок, то хотя бы выпрямлюсь…
Но машины, проносясь мимо, только гоняли его своим ветром туда-сюда, но никакого вреда не наносили.
К вечеру машины перестали его беспокоить. Ветра не было. И Лист стал думать, как ему перебраться на какую-нибудь сторону дороги. Выбирать не приходилось, на левую или правую, ему было все равно.
Он только успел подумать, что надо бы на левую, как почувствовал, что начал двигаться на право.
- Странно… - подумал Лист. – Хочу влево, а получается на право. У меня какое-то раздвоение сознания. Возможно, это следствие травматического шока от ударов машин.
Движение было медленное. Его явно кто-то тащил, но тот, кого он не мог видеть. И тогда он решился спросить:
- Извините, но не можете ли вы сказать, кто вы и куда меня несете?
В ответ он услышал невнятное:
- Бу-бу, ву-ву-ик.
- Не понимаю вас! Вы иностранец? – удивился Лист. – Простите, я так далеко залетел, что даже не знаю, в какой стране я оказался!
И опять кто-то снизу пробубнил:
- Бут, бу-бу ву-ву-ей!
- Я вам очень благодарен, за то, что вы меня уносите с этой автострады! Я действительно так настрадался от машин! Я весь избит и, наверное, покалечен. Если вам не трудно, посмотрите, я весь в порядке?
- Тфу! – очень внятно сплюнул кто-то и вылез из-под листа. – Я Муравей! И не могу разговаривать, когда несу поклажу!
- Так бросьте поклажу, друг мой! – обрадовался Лист.
- Я и бросил уже, - усмехнулся Муравей.
Лист заметил, что он уже не двигается. И тут до него дошло, что это Муравей его тащил на себе:
- Как!? – воскликнул он. – Вы, такой маленький, и тащите меня такого большого?
- Тут нет ничего удивительного, мы муравьи такие сильные…
- Что вы! Это достойно уважения и восхищения! Я впервые встречаю подобное существо!
Лист рассмотрел Муравья и пришел в еще больший восторг.
- Да, вы чудесное создание! Как совершенны все ваши органы. Как гармонично вас создала природа! Такое удивительное сочетание скорости передвижения, силы и выносливости!
Муравей опешил от комплиментов, и не знал, как ему реагировать на подобную чушь, ведь он был самым обыкновенным муравьем.
- Ну… ладно… надо двигаться… - мямлил Муравей. – Солнце на закате… пора домой.
Он схватил Лист и снова потащил. Они уже были на обочине дороги. Спускаться к водостоку было легко, они почти кубарем слетели вниз к воде.
- Да! – обрадовался Лист. – Домиком для маленького существа я был, птицей я тоже был, акробатом и танцором я тоже побывал, а вот кораблем еще нет!
- Да, - пробурчал Муравей. – Надо переправиться на ту сторону, к муравейнику.
- Прошу на борт! – скомандовал Лист.
Муравей спустил Лист на воду, залез на него и они поплыли.

                Долг платежом

Муравью нужно было переправиться на другую сторону ручья, но силой природы трудно управлять, и вода понесла их по течению. Лист радовался быстрому и легкому скольжению по воде, и хотя он не мог управлять своим «кораблем», то есть самим собой, с удовольствием отдался воле ручья, и стал наблюдать за быстро меняющимся пейзажем.
- Ой, ой, ёй-ёй-ёй! – причитал Муравей, перебегая с одной стороны Листа на другую.
- Куда же нас несет? – ворчал Муравей. – Причаливай к тому берегу! – командовал он. – Стой! Стой!
- Я не могу, - отвечал Лист. – Нас вода несет! И какая разница, куда нам плыть? Главное плыть, а куда нас вынесет вода, какая тебе разница?
Но Муравей был совсем другого мнения, он беспокойно бегал по Листу и кричал:
- Я не собирался в морское путешествие! Я просто хотел домой!
Он с тоской оглядывался на теперь уже далекий берег, где был его муравейник, и вздыхал.
- Все, - горестно воскликнул Муравей. – Теперь мне уже все равно… И добычу не принес и сам потерялся…
Лист услышал что-то новое для себя, и решил спросить у Муравья про добычу.
- А где твоя добыча?
- Ты был моя добыча, - потупился Муравей. – Теперь это уже не имеет значения. – Махнул он лапкой.
- Я был твоя добыча? А теперь уже нет? Ничего не понимаю… Я же никуда от тебя не делся, мы по-прежнему вместе…
- Да, но изменились обстоятельства, - пробурчал он. – Теперь, кажется, я твоя добыча!
- Это потому, что теперь я тебя везу на себе? – засмеялся Лист.
- Да. Но не только поэтому, - стыдливо произнес он.
 Муравей жил уже очень долго, по сравнению с Листом, он был просто дедушка. Много листьев он уже перетаскал в свой муравейник, много еловых иголочек, много гусениц. Муравьи пилили листья на мелкие части, утаскивали в глубь муравейника и разводили на них грибы, которыми питались зимой. Это была их пища.
И когда Лист узнал от Муравья, какая участь его ждала в муравейнике, то ужаснулся!
- Так вот, что значит, добыча… Я был твоя добыча? – Лист чуть было не расплакался, если бы он умел это делать, то заплакал бы обязательно. - Я думал, что ты меня спас из-под колес машин, а ты просто взял меня в плен… Ты воспользовался мной, когда тебе нужно было переправиться на другой берег? И после вы бы все равно меня распилили? Ужас!
Конечно, Муравей мог бы и скрыть эту подробность от Листа, но он был честный муравей и рассказал все как было на самом деле:
- Прости. Мы всегда так делаем. Разве я виноват, что природа нас так научила поступать? Когда я тебя нашел, я не знал, что ты особенный лист.
Муравей сидел очень опечаленный своей судьбой.
День у него не сложился уже с самого утра.
Утром, преследуя гусеницу, которая качалась на паутинке, его оторвал ветер и вместе с паутинкой занес к дому, как раз туда, где на подоконнике сидел Лист. Гусеница от него сбежала, а Муравью надо было преодолеть двор перед домом, проезжую часть и канаву, чтобы добраться до муравейника. От дома до дороги он прошел вполне нормально, если не считать того, что на него чуть было не наступили раз двадцать, и какой-то мальчишка вместе с песком не всыпал его в игрушечную машинку и опять увез в сторону дома, так что весь путь ему пришлось проделать еще раз. Совсем измученный, уже к вечеру, он выполз на дорогу, где и встретил Лист.
Выслушав историю Муравья, Лист сделал очень логичный вывод:
- Значит, твое предназначение в том, чтобы встретить меня и начать другую жизнь. Я тоже раньше был простым листом и рос на дереве…
- Я знаю! – ворчливо оборвал его Муравей.
У него совсем испортилось настроение, неудачи преследовали его целый день, и он очень разозлился.
- Нет, постой, я тебе объясню. Природа меня определила быть листом, но зачем-то у меня появилась гусеница, которую я считал своим дитятей, из-за нее я оторвался от дерева преждевременно, но зато я стал птицей и летал вместе с ветром, потом я был танцором и акробатом для маленькой больной девочки, потом добычей для тебя, теперь я корабль… Это все очень загадочно. То хорошо, то плохо. И никогда не знаешь, что из плохого может получиться хорошее.
Они оба задумались.
- Как хорошо, что мы не попали в твой муравейник! – воскликнул Лист.
- Как это ужасно, что мы уплыли так далеко от моего родного муравейника, - вздыхал Муравей.
И они думали о своем будущем довольно долго, потому что ручей был длинный-предлинный.

                В трубе

Ручей бежал вдоль дороги, Лист плыл по течению, а Муравей думал о капризах жизни и не ждал ничего хорошего, он был пессимист. Он считал, что в его жизни наступили самые черные дни. И вдруг, на самом деле в его глазах потемнело.
- Ну, вот, - испугался Муравей. – Теперь я ослеп! Я ничего не вижу.
Он так задумался о своих несчастьях, что не заметил, как они очутились в туннеле. Теперь ручей протекал внутри трубы, и они плыли в кромешной темноте, только впереди, где-то далеко был виден свет.
- Да, я тоже плохо вижу, - успокаивал Муравья Лист. – Только чувствую, что течение замедлилось, а берега стали ровными и гладкими.
Ручей бежал все медленнее. Что-то мешало его быстрому течению. Впереди путешественники увидели небольшой остров, который и мешал воде свободно течь в трубе. Наверное, мусор, который приносила с собой вода, постепенно накопился в этом месте, и образовал маленький островок.
Остров был обитаем. На нем копошилось какое-то существо. Оно шумно возилось, перебирая и сортируя мусор, который представлял для нее определенную ценность, потому что существо громко комментировало каждую находку. Оно не обратило никакого внимания на подплывающий Лист, видно, он не входил в сферу его интересов.
 Это была старая Крыса.
- Я знаю этих существ, - прошептал Муравей. – Они большие, но для нас, муравьев, не опасны.
- А для меня? – забеспокоился Лист.
- Будем надеется, что она не захочет взять тебя на подстилку. Уж больно ты пожухлый!
- Ах, это хорошо, что я пожухлый! Но она перегородила нам проход! Как нам быть? Тебя она даже не заметит, если ты перейдешь на другую сторону острова. А я? Нам что, ждать пока вода поднимется выше и смоет этот мусор?
Крыса услышала последние слова Листа и обернулась:
- Какой еще мусор! – разгневанно проворчала она. – И кто это тут посмел так грубо высказаться про мои сокровища?
- Простите, мадам, - дрожащим, как осиновый лист, голосом пролепетал Лист. – С нашей стороны, это выглядит, как куча мусора. Но, может быть с вашей, нам просто не видно отсюда, это и выглядит как сокровища… Это с какой стороны посмотреть! – извиняющимся голосом мямлил Лист. – Простите нашу неосведомленность!
- О! да, вы галантный кавалер, - Крыса подслеповато всматривалась в пространство. – Да, кто же со мной говорит? Я никого не вижу!
- Обратите свой взор к воде! Мы только что причалили к вашему чудесному острову.
Лист понял, что старая Крыса не так уж проста, решил быть как можно вежливее, и представился:
- Я Пожухлый Лист и путешественник, а это мой друг Муравей, волей судьбы занесенный на мой корабль. Впрочем, корабль это тоже я!
Крыса подошла к самой воде и, наконец, рассмотрела Лист, но муравья, как ни силилась, рассмотреть не могла. Она прикидывала в уме, пригодится ли ей этот лист для коллекции редкостей, которые она собирала.
- Лист? – удивилась она. – Да, простой пожухлый лист. Я еще не сошла с ума, чтобы разговаривать с опавшими листьями…
И Крыса опять занялась своими сокровищами. Одни она любовно откладывала, другие, с отвращением отбрасывала в сторону, сортируя все, что накопилось на острове.
Все же Крыса была не глупа, и оставила небольшой проход для воды, чтобы островок не затопило. Лист подплыл к этому узенькому проходу, но протиснуться не смог. Муравей выскочил на берег и стал тянуть Лист, чтобы перенести его на другую сторону, где вода текла свободно. Ему уже надоело пребывать в темноте этой трубы. Но Лист так заинтересовался крысиными сокровищами, что не мог утерпеть, и спросил:
- Мадам, а чем ценны для вас именно эти вещи? Извините мою дерзость, но я думаю, что в помойном бачке у любого дома, вы могли бы найти гораздо больше вещей.
- Ха! Помойка, или как вы выразились бачок для отходов, это самый заурядный выход из положения! Что туда несут люди?
- Как что?  Ненужные, старые вещи, - предположил Лист.
- Вот, видишь? Ненужные и старые! В этом весь фокус! На помойке лежат ненужные вещи, так зачем мне они нужны? Мне нужен материал для чудесных историй…
Крыса мечтательно зажмурилась. Муравей присел на край Листа, он тоже заинтересовался крысиной историей.
- Сюда плывут те вещи, которые были нужны кому-то, но потерялись! А это совсем другое дело. Я специально сделала затор в трубе, чтобы накопить достаточное количество сокровищ.  Каждый день я наведываюсь сюда и просматриваю улов. Вот, например, этот портмоне! По нему я могу вам рассказать целую историю! И таких историй у меня накопилось немало. Я собираю их для потомков.
- Как увлекательно! – воскликнул Лист. – А вы можете рассказать нам одну из ваших историй?
- Конечно! Но это странно… Я разговариваю с опавшим листом? Или я разговариваю сама с собой?
Старая Крыса никак не могла взять в толк, что Пожухлый Лист это не ее воображение, а самый настоящий собеседник.
- Ну, ладно… Вот, взять, хотя бы этот портмоне. Наверняка, его вытащил какой-нибудь воришка из кармана рассеянного человека. Воришка забрал деньги и карточки, но оставил фотографию семьи, записку от жены со списком продуктов и чек из банка. После, он выбросил портмоне в канаву…
- И это все? – разочарованно воскликнул Лист.
- Э, нет! Это только начало истории, - возбужденно прошамкала Крыса. – Это был очень пожилой господин, хозяин портмоне, а дома его ждала жена, и у них должен быть праздник, поскольку надо было купить очень вкусные и дорогие продукты. Он вышел из дома очень рано, чтобы не будить свою пожилую супругу, и отправился в банк, чтобы взять денег на подарки и продукты. Он так торопился сделать ей приятное, что не обратил внимания на человека, который следовал за ним из банка. И когда старик загляделся на витрину магазина, в котором были выставлены красивые вещи для его жены, воришка незаметно вытащил портмоне из кармана старика. О! Это трагедия! Какая трагедия разыгралась в душе старика, который не смог купить жене подарок, не купил вкусные вещи к праздничному столу! Мало того, все деньги, на которые они могли прожить месяц, были украдены… А они были совсем не богаты, и их дети им мало помогали. И когда он вернулся домой, то бедная жена не стала укорять старика за потерю. Они уселись у камина и ели черствый хлеб, запивая водой, держали друг друга за руки и вспоминали самые смешные истории своей юности…
Лист и Муравей заворожено слушали старую Крысу.
- И как ты узнала все это? – удивился Лист. – Тебе рассказала про старика эта странная вещь? Она тоже умеет говорить?
Крыса засмеялась:
- Да, представь, вещи тоже умеют говорить! Немного воображения и наблюдательности и ты сможешь найти историю у себя под носом! Смотри, какой потертый портмоне, у него засаленная поверхность, как будто ему уже сто лет, значит хозяин старый и бедный. Если бы он был богатый, то смог бы купить себе новый кошелек. Вот записка жены. В ней указаны только дорогие продукты, которые покупают бедные люди только по праздникам. И последнее, это чек из банка! На нем небольшая сумма, это пенсия старика, которую он хотел потратить. А этот жадный воришка украл все. Он очень плохой человек, раз крадет у стариков. Это очень неудачный воришка, поскольку красть у молодых гораздо труднее. Наверное, он был начинающий воришка, какой-нибудь подросток, которому не хватало на мороженое. А начинать с этого свою молодую жизнь очень плохо.
- Как жаль старика! – воскликнул Муравей. – Вот, трудишься, трудишься, а потом, бац!
- Очень печальная история… А в ваших сокровищах есть веселые истории? – спросил Лист.
- Все истории потерь грустные, - заявила Крыса. – Но каждая вещь, расставаясь с хозяином, уносит с собой его часть, и хранит до поры до времени, пока, какой-нибудь сказочник не расскажет ее другим.
Три существа сидели на маленьком островке посредине трубы, врытой в землю, по которой пробегал ручей. Над ними пролетала другая жизнь.
 И кто знает, чья жизнь была увлекательнее и интереснее, тех, кто наверху, или тех, кто сидел в задумчивой темноте трубы.


                Чужие листья


Стоит ли вам рассказывать крысиные истории, это вы решите сами. Если захотите их прочитать, то мы с удовольствием расскажем вам о них в следующий раз. Но наши герои просидели в трубе всю ночь, слушая удивительные истории про крысиные сокровища, и про людей, чьи вещи она собирала и складывала у себя в норе.
Когда настало утро Пожухлый лист и Муравей попрощались с Крысой и поплыли к свету на другой конец трубы, куда неудержимо влекла их вода.
На крысином острове Лист достаточно обсох, и скользил легко и быстро, и так же стремительно они вылетели из трубы. То есть буквально вылетели! Потому что ручей оканчивался водопадом. И это хорошо, что Лист был сухой, его подхватило и понесло по воздуху.
- Держись! – успел он крикнуть Муравью.
Лист летел, подхваченный ветром, и снова чувствовал себя птицей.
Их уносило от города, туда, где раскинулись поля и сады.
Лист радовался полету, а Муравей дрожал от страха за свою злосчастную судьбу, и уже не знал, что лучше утонуть в воде или разбиться насмерть при падении о землю. К счастью ветер занес их на дерево, и Лист плотно застрял между сучками.
- Ох, слава богу! – воскликнул Муравей. – Я жив и здоров! Какое наслаждение просто пройтись пешком.
Он слез с Листа и побежал по ветке.
- Прощай! – крикнул Муравей Листу.
- Ты уходишь? – удивился Лист. – И ты бросишь меня здесь одного?
Муравей усмехнулся:
- А ты не один. Вон, вас сколько тут, на дереве! Посмотри! И не сосчитать, сколько листьев, как нас в муравейнике. Это я совсем один…
Муравей отвернулся и посеменил вниз. Лист дернулся за ним, но не смог освободиться.
- А как же наше путешествие?
- Это твое путешествие, а я в него попал случайно, - не останавливаясь, пробурчал Муравей.
- Но нам же было хорошо вместе! – пробовал его уговорить Лист.
- Это тебе было хорошо, а я ничего не ел еще, я голоден! Эта старая Крыса нас ничем не угостила, а баснями сыт не будешь. Я пошел. Прощай.
И Лист остался в одиночестве. Только одиночество было очень странное, в толпе соплеменников, таких же листьев, как и он сам. Листья шумели вокруг, но он их не понимал, наверное, так же как и они не понимали его. Они все еще были зелены, каждый держался за свою веточку, они еще не изведали полета, они еще ничего не знали, они только мечтали, о том, как полетят. А он, уже умудренный опытом, узнавший много об этом мире, не мог им рассказать, они не слышали его и не хотели прислушиваться. Они считали его чужим.
- Да, я не похож на вас! – обратился Пожухлый Лист к собратьям. – Но я был недавно такой, как вы. Не отворачивайтесь от меня, прошу вас, ведь мы же братья!
Но листья продолжали свой неугомонный шелест, и не обращали никакого внимания на это странное, непонятное, скомканное существо.
- Что же? Мне остается только умереть тут? – тяжко вздохнул Лист. – Но зато, мне есть что вспомнить!
Но нет, не такая судьба была уготована нашему Листу!
- Эй! – услышал Лист бодрый зов Муравья. – Принимай на борт!
Муравей возвращался, гоня перед собой стайку тли. Они были похожи на прозрачные зеленые капли росы. Муравей уже успел вкусно поесть на этом, богатом тлёй, дереве, и про запас пригнал еще нескольких, чтобы в пути ему было чем питаться.
- Ты, прости меня, - потупился он смущенно. – Тебе то еда не нужна, а я совсем от голода озверел. Думаю, что несколько тлей нам не помешают отправиться в полет?
Лист брезгливо поморщился, разглядывая маленьких зелененьких крепышей, которых пригнал Муравей.
- Ты их будешь есть? Тут прямо на мне?
- Да нет! Не буду я их есть! – засмеялся Муравей. – Я их буду доить, как коров. Если их пощекотать под брюшком, то они вместо смеха выделяют молочко, которое я очень люблю.
- Ладно, - согласился Лист. – Пусть будут нашей командой на корабле. Только вот чем мы их кормить будем?
- Как сказать…
 Муравей замялся и потупился. Он всегда так делал, когда хотел что-то скрыть. Он не хотел говорить Листу, что тля питается листьями.
- Они едят молодые побеги, - нашелся Муравей. – Только очень молодые побеги!
- Значит, они для меня не опасны, я же старый Пожухлый Лист, - успокоился Лист. – Загружайтесь!
Муравей загнал тлю на лист, уперся в сучок задними лапками, а передними стал толкать Лист.
- Я тебя сейчас столкну с дерева.
- Подожди! – предостерег Лист Муравья. – Надо дождаться ветра, а то мы упадем тут и никуда не сможем улететь.
Они немного посидели, подождали, пока разгуляется ветер. А ветер был тут как тут. Муравей столкнул Лист, вскочил в него, ветер подхватил кораблик, и они опять полетели.

                Падение

Лист летел по ветру. Тля не доставляла ему большого беспокойства. Муравей доил тлю, слизывал молочко, потом спал, потом смотрел по сторонам, потом опять пил молочко, и опять спал, и был очень доволен. Так они летели целый день, а может быть и дольше…
Но прошло время, и Муравей забеспокоился:
- Нет! Так дальше продолжаться не может!
- Что тебя беспокоит? – спросил Лист. – Смотри, как красиво вокруг! Мы пролетаем над обширным полем, а ветер так хорош, что мы еще не скоро приземлимся. Думаю, мы сможем долететь до вон той высокой горы.
- Что меня беспокоит? А ты не догадываешься?
Муравей ходил взад и вперед по Листу, чтобы немного размять ноги.
- Я ем, сплю и совсем не двигаюсь! Это вредно для моего здоровья! Я не привык бездельничать, мне нужно все время работать, бежать куда-нибудь, тащить что-нибудь! У меня все тело зудит и чешется без работы. Я готов выпрыгнуть отсюда, лишь бы не сидеть без дела!
- Ты разобьешься, не делай этого! – забеспокоился Лист. – Подожди немного, ветер утихнет, и мы сядем на землю.
Но Муравей от сытости и безделья просто не знал, куда себя деть.
- Пойми! Бестолковая твоя голова! – воскликнул он, хотя знал, что у Листа и головы никакой нет. – Мне нужен дом и хозяйство! Мне нужен строгий режим, когда понятно, что и в какое время делать. И потом, когда наступит зима, я должен спрятаться внутри теплого муравейника. Иначе я погибну!
Лист впервые услышал о зиме. Ведь до сих пор он не знал что это такое. И Муравей рассказал Листу про зиму все, что знал сам.
- Ну что же… - Лист задумался. – Надо как-то затормозить и постараться приземлиться.
Он решил, что надо помочь Муравью найти дом, если он замерзнет в пути, это будет большая трагедия. И он придумал.
- Залезайте вместе с тлей на черенок, как на мачту. Вы должны своим весом перевернуть меня, и может быть, тогда получится изменить направление полета.
Муравей загнал тлю на черенок и сам примостился на самом его краю. Это был очень опасный трюк, они всей толпой старались занять как можно меньше места, чтобы оказаться на самом конце черенка, и удержаться. Они буквально сидели друг на друге, образуя живой комочек.
Но ничего не произошло.
- Попробуйте раскачаться, как на качелях! – посоветовал им Лист. – Вы должны, все одновременно подскакивать и давить на мачту!
Как заставить тлю одновременно подскакивать? Одну тлю еще можно укусить, и тогда она, возможно, подскочит на месте. А все вместе? А если их напугать – подумал Муравей? Они вздрогнут, а возможно и подпрыгнут. Муравей, очень хотел опуститься на землю, и решил попробовать пугать тлю, через одинаковые промежутки времени. Он оскалился, защелкал зубами и зарычал. Тли вздрогнули. Тогда он усилил мощь своего напора, и рявкнул на них. Тли подпрыгнули все одновременно. И он стал с равными промежутками времени резким рыком пугать их и одновременно с ними подпрыгивать.
Лист стал раскачиваться. Сначала почти незаметно подрагивать, а потом все сильнее и сильнее, как лодка на волнах при сильном шторме. В какой-то момент ветер его внезапно перевернул, и Лист устремился к земле мачтой вниз. Он спиралью летел к земле, и с каждым витком земля приближалась все ближе и ближе. Пассажиры зажмурились от страха, прижались к мачте, и бац!
Как хорошо, что они упали в поле, и не долетели до каменной горы! Лист мягко воткнулся между травинок, а Муравей и тля скатились на землю.
- Эй! – окликнул друзей Лист. – Как вы там? Не ушиблись?
Но Муравей, оказавшись на родной земле, после такого бешенного полета, не мог произнести ни слова. Голова его гудела как колокол, от собственного крика он почти оглох. Легко ли, криком заставлять тлю подпрыгивать?
- Нам это удалось! Мы настоящая команда! – радовался Лист. – Вопреки воле ветра, мы приземлились! Мы смогли преодолеть природу вещей!
Тля, как ни в чем не бывало, уже паслась на молодых побегах травы. Эти милые маленькие букашечки тоже наголодались в полете, ведь неутомимый Муравей все доил их, и они ужасно похудели. Теперь они наверстывали упущенное, с удовольствием поедая свежую зелень.
Муравей лежал на земле и думал, какое счастье оказаться в родной стихии, вокруг трава, внизу земля, вверху небо. Так все понятно и ясно, и ничего ему не нужно кроме своего дома.
- Эй, Муравей! – опять окликнул его Лист.
А Муравей размышлял, откликнуться или уйти так, по-английски, молча.
- Дружище, ты не ушибся? – забеспокоился Лист. – Ты в порядке? Эй, отзовись!
- И зачем я его подобрал на той дороге? – думал Муравей. – Все несчастья от этого сумасшедшего Листа. Брошу его тут…
Но тут Муравей услышал, что Лист с кем-то разговаривает.
- Как я рад, что ты цел и невредим! – говорил кому-то Лист. – Ты решил меня унести отсюда? Ты уже нашел свой дом?
- С кем это он там говорит? – недоумевал Муравей. – Надо посмотреть…
Он раздвинул траву и увидел, что какой-то совсем незнакомый муравей вцепился в Лист, и тащит его куда-то.
- Это еще что такое! – возмутился наш Муравей. – Это моя добыча!
И помчался отнимать лист у пришлого муравья.
- Эй, ты, убирайся отсюда! Это моя добыча! – закричал Муравей осипшим голосом.
А голос у него действительно осип, даже стал более басовит и грозен, поскольку он очень долго кричал на тлю. Чужой муравей, который уже начал тащить Лист, остановился, направил свои усики в сторону противника и угрожающе зашипел.
- Ой, как страшно! – усмехнулся наш Муравей. – Знаем, знаем, все ваши приёмчики! А вот попробуй моих зубов!
И он бесстрашно ринулся на врага. Завязалась драка. Чужак отбивался, как мог, но наш Муравей за время полета так отдохнул и набрался сил, что без труда опрокинул соперника, стараясь укусить его за шею, и тот пустился наутек.
- Вот это жизнь! Как я соскучился по хорошей драке! – воинственно воскликнул Муравей и угрожающе щелкнул челюстями.
Но тут появился еще один чужой муравей, заметил упавший лист и тоже устремился к нему.
- Да, сколько же вас тут! – воскликнул Муравей, и снова ринулся в атаку на пришельца.
Он запустил струю муравьиной кислоты в голову врага, чужак остановился и стал протирать глаза. В это время Муравей уселся верхом на противника и, укусил его в мягкое брюшко. Второй муравей тоже пустился наутёк. Но тут подступили еще муравьи, они хотели отбить упавший сверху Лист, чтобы утащить его в свой муравейник. Пришлось подраться четыре раза подряд, пока Муравей не понял, куда они попали:
- Да, тут муравьиная тропа… - Муравей почесал затылок. – Надо унести тебя отсюда, а то ты сам знаешь, что случится.
 Лист уже знал, что муравьи делают с опавшими листьями, и очень испугался.
- Видно, я еще долго от тебя не отделаюсь! – проворчал Муравей, схватил Лист и потащил в сторону.
- Теперь я опять твоя добыча! – радостно воскликнул Лист. – И ты меня снова спасаешь!
- Бу-бу-ж жи-чи-бо ме-бо-де-жа-еж… - услышал в ответ Лист.
Это могло означать только одно, - не могу с тобой говорить, когда несу добычу!
Лист двигался медленно, трава щекотала его бока, вверху плыло голубое небо, глаза его слипались, очень хотелось спать…
Лист незаметно задремал, потому что не спал с тех пор, как покинул подоконник, где за окном встретил больную девочку.

               

                Кротовая нора

Лист проснулся оттого, что Муравей тянул его за черенок. Вокруг было темно.
- Что, уже ночь наступила? – спросил Лист.
- Нет! Мы провалились! – закричал Муравей. – Я не заметил эту яму… Надеюсь, что это не ловушка муравьиного Льва. Они охотятся таким образом на муравьев.
Вверху был свет, а они лежали на дне колодца.
- Интересно, кто создал этот туннель в земле? – размышлял Лист.
- Кто бы его не создал, нам надо выбираться наверх! – ворчал Муравей. – Стены довольно шершавые и неровные, один я смогу подняться. А вот как вытащить тебя? Ветра здесь не дождешься!
Лист оценил всю безнадежность своего положения, но хотел подбодрить Муравья:
- Я пока осмотрюсь тут и подумаю, а ты лезь наверх один. Может быть, здесь я найду ту истину, которая скрывается от нас при солнечном свете. Как знать?
- Ну, давай, думай про истину! А я пойду и поищу травину подлиннее, чтобы вытащить тебя! Вот навязался на мою голову… Сам ничего не умеет делать…
Муравей полез наверх, не переставая ворчать.
А Лист остался лежать в кромешной тьме. Под землей было влажно и тепло, и Листу чудились картины далекого детства, еще до времени рождения дерева, когда само дерево было семечком, и вот так же лежало в земле, согревалось, и начинало расти. Лист чувствовал себя этим деревом, которое поднялось из земли, распустило почки, расправило ветви, зашумело листьями.
Кто-то приближался к нему осторожными шажками.
- Кто ты? – спросил Лист. – Я Пожухлый Лист, путешествую по воле ветра.
Черное существо надвинулось совсем близко, и Лист увидел, что оно слепое.
- А мне не надо видеть, чтобы знать, что ты Лист. Ты попал в кротовую Дыру. А я хозяин этой Дыры.
- Хозяин? Это так удивительно! И чем ты тут распоряжаешься, раз ты хозяин?
- Пространством и временем.
- Я так и понял! Только что, мне показалось, что я вернулся в далекое прошлое, был семечком и вырос деревом.
- Да, у нас так бывает.
- И ты управляешь этим временем и пространством? – заинтересовался Лист.
Еще никогда он не встречал такое умное и могущественное существо.
- Пространством управляю, а время каждый выбирает для себя сам… Мы строим земляные пирамиды на поверхности земли. Это пирамиды силы, которые концентрируют энергию солнца и превращают в энергию мысли, управляющую процессами роста всего живого.
- О! Как это интересно, но совершенно непонятно… А непонятное так притягательно!
- Я рою кротовые норы, и слежу, чтобы они были свободны от мусора, иначе энергия не сможет свободно двигаться. Ты мусор! Тебя надо убрать!
- Простите, я случайно попал к вам, - стал оправдываться Лист. – Но расскажите, каким же образом работает ваша система Дыр?
- Это предназначение, которое нам послали свыше! Никто не должен знать этой тайны. Но скажу только одно, если ты попадешь в одну кротовую нору, то сможешь быстро преодолеть пространство и время и выйти в совершенно другой области бытия, в другую Дыру. Наш мир перевернутый относительно вашего. Если ты сможешь рассмотреть, то увидишь деревья, которые растут кронами вниз…
- Но мне кажется, это корни, - изумился Лист.
- Нет, это кроны деревьев, а корни у вас на верху. Мы мыслим темной материей, которая является основой бытия и рождает миры.
- Ох, как все запутано! – недоумевал Лист.
- Это у вас все запутано, а у нас все логично. Мы основа мира, на нас все держится и стоит.
- Да, это так, все стоит на земле…
- Это правильно.
- А как мне выйти в другую область бытия? Я путешественник, и мне надо снова отправиться в полет.
- Ты можешь действовать только мыслеформами. Ты должен ясно ощутить свою принадлежность, понять свою сущность, и тогда ты окажешься там, где нужно и должно. 
- Свою принадлежность? – Лист задумался. – А, если, я ее еще не нашел? Если я только ищу ее?
- Тогда кротовая нора тебе помочь не может. Пока ты ее не найдешь, никуда не попадешь с помощью кротовой дыры. Это космос… Непостижимый и необъятный!
- А был тут кто-нибудь, кто сумел преодолеть пространство и время? – полюбопытствовал Лист.
Ему было очень интересно узнать, был ли кто-нибудь, кто смог воспользоваться этой уникальной возможностью и проникнуть в иное бытие.
- На моей памяти никого, - сказало черное существо. - Ваш мир бестолков и суетлив! Вам свет застит глаза! Вам некогда поразмыслить о вечном! Убирайся отсюда, ты мусор на пути времени!
И тут сверху протянулась травина, на ней висел Муравей:
- Знаешь что, придется в тебе сделать дыру, чтобы закрепить этот трос. Тогда я смогу тебя вытащить на поверхность.
Лист очень обрадовался:
- Одна дыра мне не повредит! А то я устал уже думать о своем предназначении!
Муравей прокусил дырочку, привязал травинку, залез наверх и вытянул Лист на поверхность земли. Закатное солнышко выглядывало из-за травы, щебетали птицы, ласково веял ветерок. Как хорошо!.
- Знаешь, - задумчиво сказал Лист Муравью. – Даже, если ты и мусор на пути времени, то быть счастливым тебе никто не запретит, если ты сам этого не захочешь!
И все же, одна Дыра, хоть и не кротовая помогла нашему Листу выпутаться из сложной ситуации.


                Расставание

               
Наступила ночь, по небу лодочкой поплыл Месяц, облака волнами накатывали на него. Муравей и Лист, глядя на эту картину, одновременно засмеялись.
- Ты похож на эту небесную лодочку! – сказал Муравей.
- Да, Месяц сейчас, действительно похож на половинку загнутого листа, - задумчиво произнес Лист. – Так все в природе интересно устроено… Вот, например ты! Ты сначала был моим врагом, ведь ты хотел использовать меня, а все же стал другом.
- Сам не знаю, как это вышло, - изумился Муравей. – Я уже как-то привык к тебе…
- Но тебе надо найти муравейник, - напомнил Муравью Лист.
- Эх! – вздохнул Муравей. – Я уже подрался с местными муравьями, наверное, они не захотят принять меня в свой дом.
- Захотят! Даже очень захотят! – убеждал его Лист. – Ты такой сильный, они по достоинству оценят твои качества. И потом, ты отзывчивый и никогда не бросишь друга в беде.
- Да, в муравейнике один за всех и все за одного! Такой у нас девиз.
Звезды рассыпались в небе и окружили Месяц, как стайка любопытных рыбок. В эту ночь Лист и Муравей не спали. Они разговаривали до утра, вспоминали свое путешествие. А утром попрощались.
- Может быть, тебя затащить на самую высокую травину, чтобы ветру легче было тебя подхватить? – предложил, напоследок, Муравей.
Но Лист отказался.
- Нет, я останусь тут, как подобает опавшему листу, приму свою судьбу, лежа на земле. Если мне суждено продолжить путешествие, то не имеет никакого значения, с какой точки оно начнется.
И он остался один.
А как вы думаете, продолжил свое путешествие Лист?
Говорят, что продолжил! И самым необычным образом!
Однажды во двор сельского дома прибежала собака, которую выпускали гулять в поле. Вместе с сухой травой на густой шерсти собаки висел наш Лист. Как ему удалось оседлать неугомонного терьера, никому не известно. Наверняка, пес валялся в траве, как это любят делать все животные, вот тогда Пожухлый Лист и прицепился к нему.
Мальчик, хозяйский сын, в это время читал удивительную книгу «Крысиные истории», которую недавно издала известная сказочница фру Сандерсен. Собака радостно подбежала, и положила голову на колени мальчика:
- Чарли! – воскликнул Мальчик. – И где ты так вывозился? – спросил он собаку. – Нет, постой, я сам тебе расскажу, как старая Крыса. Вот этот клок сена ты прихватил из нашего стога, который мы оставили для коров. А вот клевер трехлистный, значит, ты побывал на свежескошенном участке поля. О, ты забежал очень далеко, так как принес этот репейник, а у нас он не растет поблизости. Значит, ты добежал до самого конца поля и валялся на обочине. А это что за лист?
Мальчик взял в руки Лист и стал рассматривать его.
- О, этот лист не из наших краев! Смотри, Чарли, какие у него загнутые резные края, плавные как волны. Это дуб! А дубов в нашей округе нет. И какой у него необычно красный цвет, хотя, на вид он совсем пожухлый! И каким ветром тебя к нам занесло?
Лист молчал, он очень хотел, чтобы мальчик сам догадался и как старая Крыса сочинил бы историю про него. 
- Это очень необычный лист, - рассуждал мальчик. – Великий путешественник и исследователь!
Мальчик бережно расправил лист и вложил его в книгу между страниц с иллюстрациями. И нарисованная подслеповатая старая Крыса уставилась на Пожухлый Лист.
- Привет! – воскликнул Лист. – Теперь мы соседи.
Но Лист не умел читать, а нарисованная старая Крыса не могла разговаривать.
Так Лист обрел вечную жизнь.
Когда мальчик вырос, его дети читали «Крысиные истории» и держали в руках этот удивительный Лист, который стал почти прозрачный, и придумывали свои истории про его путешествия. А после и внуки этого мальчика, и правнуки...
 И так, до скончания времен, пока книжные листы не пожелтеют от старости, и рассыплются вместе с Пожухлым Листом в пыль, которую унесет ветер.