Княгиня ночи

Юрий Арбеков
 ПЬЕСА (СЦЕНАРИЙ)

40.000
             
                Юрий Кузнецов-Арбеков
                «КНЯГИНЯ  НОЧИ»
      Легенда о любви и мести княгини Нарчатки в годы нашествия хана Батыя.  Музыка, песни, красота родной природы…

                ПРОЛОГ.
    Наше время. Внучка, красивая девушка лет 18-20, рассматривает бабушкино ожерелье, примиряет его на себя.
ВНУЧКА. А это старинные монеты, бабуля?
БАБУШКА. Старинные, внученька.
ВНУЧКА. А самая старая — какая?
БАБУШКА. Вот эта, с профилем княжны Нарчатки.
ВНУЧКА. Сколько ей? (Рассматривает монету).
БАБУШКА (с улыбкой). Если монету имеешь ввиду, то ей 800 лет без малого. А сама княгиня очень молодая была — такая же, как ты.
ВНУЧКА. Я не раз слышала: Нарчатка, Нарчатка! И всё же — кто она?
 БАБУШКА. Это Великая княгиня нашего народа, внученька. Легенда о ней передаётся из уст в уста!
ВНУЧКА. Расскажи, бабуля!.. Ну пожалуйста!
БАБУШКА. Ой, не знаю…  История эта долгая…
ВНУЧКА. У меня время есть. Я буду тихо сидеть!
БАБУШКА. Да?.. Ну ладно, слушай. Начну с того, что 800 лет назад, в 13-м веке от Рождества Христова, жил великий князь Пуреш…
 
                ДЕТСТВО КНЯГИНИ

                Сцена 1.
    Весна. Солнце встаёт над лесом,  над голубой рекой Мокшей.
 По реке плывёт большая разноцветная ладья. Воины гребут, за кормовым веслом стоит могучий Юрджин, а впереди — красивый бородач лет 30-ти в национальном костюме. Длинные волосы князя перетянуты серебряной нитью, с шеи на грудь свисает колье, в центре которого золотое солнце «Ра» — знак Великого Княжения.
Ладья подплывает к берегу. Князь выходит на сушу, подносит ко рту ладонь…
КНЯЗЬ. Эге-гей!!! (осматривается).
  Звучит песня «Лесная фея»:
          В том краю, где среди скал,
          Спорят небо с Мокшей, кто из них синее,
          Я однажды повстречал
          Златокудрую, как луч, лесную фею.
              Улыбнулась мне она
              И умчалась прочь в зелёное сплетенье,
              Я без отдыха и сна
              Всё ищу своё волшебное виденье.
          
  Из-за деревьев выглядывает лесная белокурая красавица в разноцветном сарафане, узнаёт князя и бежит к нему со всех ног. Они нежно обнимаются.
КНЯЗЬ. Я говорил, что вернусь из похода?
ВАЙДА. Говорил…
КНЯЗЬ. Что назову тебя своей женой?
ВАЙДА. Говорил, милый князь…
КНЯЗЬ. Ну вот… Я вернулся, моя лесная фея! 
ВАЙДА. Любимый! (Прижимается к его груди).
                Припев:
         Фея! Куда меня дорога завела?
Фея! Ты мне приснилась или наяву была?
Фея! Я все твои владенья обойду…
Фея! Я всё равно тебя, любимая, найду!

Князь подхватывает её на руки и несёт в ладью. Воины  дружно приветствуют будущую княгиню, вздымая копья и щиты. Ладья отплывает. 

                Сцена 2.
РАСКАЗЧИЦА (сидя в кресле). Так женился князь Пуреш на лесной красавице Вайде. И родились у них сынок Атямас и дочка Нарчатка. 

   На берегу Мокши — дворец князя. По широкой парадной лестнице спускается князь Пуреш и ведёт за руку трёхлетнего малыша — Атямаса. Следом идёт Вайда и несёт годовалую девочку — Нарчатку.
КНЯЗЬ. Эй, Юрджин! Коня молодому князю!
Юрджин приводит боевого коня. Пуреш легко поднимает сына, тот садится верхом и хватается ручонками за гриву.
КНЯЗЬ. Держись крепче, сынок! Поскакали?..
Воин отпускает коня, тот скачет по двору. Малыш держится изо всех сил.
КНЯЗЬ. Молодец! А теперь покажи, какой ты стрелок?
Юрджин подаёт малышу детский лук и стрелу. Атямас целится... Стрела попадает в забор.
КНЯЗЬ. Умница, Атямас! Но вот нападают враги…
Юрджин спускает мальчика с коня, подаёт детские меч и щит. Атямас яростно рубит крапиву возле забора.
КНЯЗЬ. Не забывай закрываться щитом, мой мальчик! Вот так, смотри!
Пуреш выхватывает из ножен острый меч, срывает со спины блестящий щит и бросается на Юрджина. В мгновенье ока тот обнажает своё оружие. Могучие воины бьются так, что искры летят!

                Сцена 3.
РАСКАЗЧИЦА. Девочек воспитывали по-другому, но Нарчатка с юных лет равнялась на брата.
 
Девочка тянет ручонки к лошади.
ВАЙДА. Чего ты хочешь, доченька? Погулять?..
Ребёнок капризничает и вновь указывает на животное.
ВАЙДА (мужу). Ты посмотри, дорогой: Нарчатка тоже просится на лошадь! Рвётся так, что не удержишь!
КНЯЗЬ. Рано ещё. (Смеётся). Ходить не умеет, а туда же — верхом!
ВАЙДА. Это она за старшим братом: куда вы, туда и мы!..
КНЯЗЬ. Ну давай подержу немного…
Сажает дочь на лошадь. Нарчатка хватается за гриву и весело смеётся. Довольный отец на секунду отпускает ребёнка…
В это мгновенье огромный шершень садится на круп лошади, она с громким ржанием срывается с места, несётся по двору, вокруг дома… Родители  в панике, но лошадь возвращается… и все видят Нарчатку, которая по-прежнему сидит верхом!
ВАЙДА. Доченька!
КНЯЗЬ. Красавица ты наша! (Берёт ребёнка на руки, целует). Ну, Нарчатка!..
ВАЙДА. На ногах не стоит, а с коня не сбросишь!
ЮРДЖИН. Великим всадником будет юная княжна!

                Сцена 4.
  РАСКАЗЧИЦА.  Прошло ещё пятнадцать лет, дети подросли… Всему, что умеет старший брат, он учит свою сестру.
               
Княжеский дворец. Атямас, рослый красивый юноша с луком и колчаном стрел за спиной, спускается с крыльца.
АТЯМАС. Эгей, сестрица!
На крыльцо выбегает юная красавица, очень похожая на современную Внучку…
           НАРЧАТКА. Что, братец?
АТЯМАС. Я еду стрелять уток на озеро. Ты со мной?
НАРЧАТКА. Конечно! Давай, кто быстрее?

Они бегут к коновязи, вскакивают на лошадей и весело несутся в ворота дворца, оттуда на берег озера.   
Звучит песня «Старший брат»:
В этом озере уток не счесть!
Здесь стрела — молодецкая честь!
Меткий выстрел не всегда
И мужская даст рука,
Ну а что же может девичья?
             Стрелы метко летят!
             Так учил меня брат,
  Старший брат — любимый брат!

     РАСКАЗЧИЦА. Наука та была суровой!

Атямас выходит на крыльцо с копьём и мечом, кричит сестре.
АТЯМАС. Вставай, вставай, сестрёнка! Сегодня у нас большая охота!
НАРЧАТКА (капризно). Там холодно! Я спать хочу!
АТЯМАС. Ну гляди, лежебока! Мы едем на волков!!!
НАРЧАТКА. Да-а?! Я с тобой!

И снова они скачут на конях, сжимая копья перед тем, как метнуть. В лесу жёлтая осень, падает первый снег.
Продолжается песня «Старший брат»:
А волков этих нынче не счесть!
            Здесь копьё — молодецкая честь!
Здесь удачно не всегда
И мужская бьёт рука,
Ну а что же может девичья?
             Копья метко летят!
             Так учил меня брат,
  Старший брат — мой милый брат!


ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

                Сцена 5.
РАСКАЗЧИЦА.  Но не только с волками дрались воины князя Пуреша. Его главным врагом был великий Пургас — князь соседнего племени. Он был так могуч, что пытался взять русскую крепость Нижний Новгород… Не сумев одолеть её, Пургас пошёл войной на князя Пуреша.

  Внутренность дворца. Князь Пуреш напутствует сына.
КНЯЗЬ. Всё, сынок! Хватит по лесам носиться, пора заняться серьёзными делами.
АТЯМАС. Я готов, батюшка! Что нужно делать?
КНЯЗЬ. Я с дружиной иду в поход...
АТЯМАС. А я?!..
КНЯЗЬ. А ты, мой сын, остаёшься за старшего. В моё отсутствие будешь Великим Князем! Все ключи тебе отдаю — от ворот, от кладовых, от тюрьмы...
АТЯМАС (с улыбкой). В нашей тюрьме давным-давно никто не сидел! Там повариха припасы хранит…
КНЯЗЬ. Не сидел, так будет! На войне бываю пленные, Атямас. Не таскать же их за собою? Пришлю тебе — стереги их до моего возвращения!
АТЯМАС. Понял, батюшка Великий Князь. Сберегу!

РАСКАЗЧИЦА. Князь как в воду смотрел. Очень скоро попался в плен не кто-нибудь, а младший сын великого Пургаса — Кашкай…  В первую же ночь его наведала любопытная Нарчатка.

                Сцена 6.
     Май. Ярко светит полная луна. Нарчатка  тайком пробирается по двору к крохотной темнице. У запертой двери, на соломе, крепко спит стражник. С другой, освещённой стороны — тюремное окно с решёткой, в которую нетрудно заглянуть. Нарчатка заглядывает и видит красивого юношу…
 
   НАРЧАТКА. Эй, соня!..
   КАШКАЙ (подбегает к окну). Ты кто?.. Чего тебе?
   НАРЧАТКА. Это тебя взяли в плен?
КАШКАЙ. Я сам виноват. Пошёл охотиться на озеро, а там ваши воины…
НАРЧАТКА. Понятно… На кого охотился?
КАШКАЙ. На уток. Их там видимо-невидимо!
НАРЧАТКА (с усмешкой).  Не видел ты наши озёра! Вот где видимо-невидимо!
КАШКАЙ. Можно подумать, и ты охотишься?
НАРЧАТКА. С малых лет!.. На гусей, на лосей, на медведя…
КАШКАЙ. Смелая ты!.. А вывезти меня отсюда сможешь?
НАРЧАТКА. Не знаю ещё… А зачем?
КАШКАЙ. Вот чудная! Чтобы сбежать домой!
НАРЧАТКА (с хитринкой). А мне от этого какой интерес?.. Сбежишь — и поболтать будет не с кем!
КАШКАЙ. А что? (Прихорашиваясь). Я тебе понравился?..
НАРЧАТКА (презрительно). Вот ещё!
КАШКАЙ (печально). Что? Совсем?..
НАРЧАТКА (пожав плечами). Да так… У меня ещё не было парня, сравнивать не с кем.
КАШКАЙ. И не целовалась ни с кем?!.. (Она молчит). Хочешь, научу?
НАРЧАТКА. Через решётку?!.. Сиди уж, учитель!
КАШКАЙ. Дай руку!
НАРЧАТКА. Это зачем?
КАШКАЙ. Ну дай! Не укушу, не бойся…
НАРЧАТКА. Ничего я не боюсь! (Протягивает руку сквозь решётку, Кашкай хватает её, гладит и нежно целует).
НАРЧАТКА (выдёргивает ладонь). А это зачем?!
КАШКАЙ (смущённо).  Я и сам не знаю… Ручка маленькая, нежная…
НАРЧАТКА (смотрит на свою ладонь). Рука как рука… Глупый ты! (Треплет ему волосы). Сиди, жди! Завтра снова приду... (Убегает)

                Сцена 7.
РАСКАЗЧИЦА … Каждую ночь Нарчатка приходила к тюремному окну, говорила с пленником… И случилось то, что не могло не случиться в их возрасте. Кашкай и Нарчатка — влюбились друг в друга!

Вновь светит полная луна, влюблённые стоят по обе стороны решётки, держатся за руки.
НАРЧАТКА. Брат получил известие: отец вот-вот вернётся из похода!
КАШКАЙ. Что же делать?!
НАРЧАТКА. Я знаю, где ключи, и украду их.
КАШКАЙ (горячо целует её руки). Спасибо, милая!!!
НАРЧАТКА. Ну сбежишь, а дальше что?..
КАШКАЙ. Я видел, как меня везли сюда: по реке, с севера на юг… Буду бежать вдоль реки на север.
НАРЧАТКА. И много ты пробежишь?.. У нас здесь волков — не счесть!
КАШКАЙ. Ну что делать? Сломаю рогатину, буду отбиваться, как смогу…
НАРЧАТКА. (Насмешливо). Рогатину!.. Я тебе за воротами в укромном месте спрятала меч и копьё. Ты смелый, отобьешься…
КАШКАЙ. Ну что ж, спасибо. За себя теперь я не боюсь. Но что будет с тобой, дорогая?!

   В это время стражник просыпается, заглядывает на лунную сторону, подслушивает…

НАРЧАТКА (с тяжёлым вздохом).  Батюшка убьет меня!
КАШКАЙ. Ты же говорила, что он тебя любит?
НАРЧАТКА. Отец любит, он простит. А Великий Князь никогда! Он сам издал закон о пленных и не вправе его нарушать. (Передразнивает). «Кто поможет пленному бежать, тому верная смерть!»
КАШКАЙ  Мой отец такой же!..

   Стражник бежит во дворец, будит Атямаса: «Князь, князь! Там  побег готовят!». Атямас вскакивает и бежит следом.
   
НАРЧАТКА. А что будет с тобой, когда вернётся мой отец?
КАШКАЙ. Я враг для него, мы воевали… Казнит, наверное…
НАРЧАТКА (вскакивая от страха). Я тоже жить не буду! У меня есть знакомая скала, высоченная... Заберусь на неё и брошусь вниз!
КАШКАЙ. Милая Нарчатка! Но, если смерть грозит и мне, и тебе, не лучше ли бежать обоим?! Умчимся в тот край, где нас никто не знает, и будем жить долго и счастливо!
НАРЧАТКА. Любимый!!!
  Держатся за руки и смеются от счастья.

В это время на свет выходят Атямас и Стражник.
СТРАЖНИК. Вот они! Сбежать хотели, я слышал!            
      АТЯМАС (стражнику). Связать его! И стеречь, как зеницу ока! Головой отвечаешь!
      НАРЧАТКА. Тогда и меня вяжи, Атямас! Сажай вместе с ним. Мы любим друг друга!!!             
      КАШКАЙ (из-за решётки). Говорят, ты храбрый воин, Атямас? Давай сразимся — ради неё! (Кивает на Нарчатку). Будем биться на чём пожелаешь!
 АТЯМАС (гордо). Я сражаюсь с вольными людьми! А ты пленник и держать оружие не вправе. (Подаёт руку Нарчатке). Пойдём, сестра!
      Нарчатка плачет, но уходит, не в силах ослушаться брата: ведь он сегодня Великий Князь! Обернувшись, она кричит влюблённому:
НАРЧАТКА. Держись, Кашкай!
КАШКАЙ. Не плачь, Нарчатка!

                Сцена  8.
     РАСКАЗЧИЦА… А утром со своей дружиной вернулся из похода Великий Князь Пуреш. Он вышел на Большое крыльцо и сказал народу мудрые слова.
   
    ПУРЕШ. Войны хороши тем, что рано или поздно кончаются. Мы помирились с князем Пургасом! (Юрджину). Вывести сына его — Кашкая!
  Юрджин выводит на крыльцо связанного пленника, выхватывает острый нож…(вся площадь ахает от страха) и разрезает верёвку! 
ПУРЕШ. Ты свободен, храбрый юноша!
КАШКАЙ (разминая руки). Спасибо, Великий князь!
НАРЧАТКА. Милый!
          Бросается Кашкаю на шею, они целуются.
ПУРЕШ (удивлённо). Это ещё что такое?.. Нарчатка!.. Ты так рада победе, что целуешь вчерашнего недруга?!..
НАРЧАТКА (отцу). Батюшка! Мы любим друг друга!.. Благослови нас!
ПУРЕШ (чешет в затылке). Один сидел в тюрьме, другая была на воле — когда успели влюбиться?
КАШКАЙ (низко кланяясь). Благослови, великий князь!
ПУРЕШ (Вайде). Ну а ты что скажешь, мать? Здесь и твоё благословение требуется…
ВАЙДА. Что тут скажешь, муженёк? Нам стариться, им молодеть... (Юноше). Но ведь ты не сирота, Кашкай?.. Мать у тебя живая?
 КАШКАЙ. Живая, слава Богу!
 ВАЙДА (горестно). Извелась, поди, тебя не видя?..  (Мужу). Надо, чтобы родители жениха тоже благословили сына!
ПУРЕШ. Ты как всегда права, княгиня. (Кашкаю). Милый зять! Завтра я дам тебе свою лучшую ладью и храбрых воинов, они вмиг домчат тебя до дома! Ты обрадуешь мать и отца, вручишь им подарки от нас и вернёшься обратно. А мы тем временем подготовимся к вашей свадьбе!
     Все на площади кричат «Ура», воины машут копьями и мечами.
     РАСКАЗЧИЦА.  Между собой племена воевать не любили, а мир и свадьбу всегда считали добрым знаком.

                Сцена  9.
        Нарчатка и Кашкай скачут на боевых конях вдоль реки, поднимаются на любимую Нарчаткой скалу. Обнявшись, стоят на самой высоте, целуются. 
   Вечереет. На широкой поляне молодые дурачатся, разводят костёр, — совсем как наши современники, которые вырвались на природу. Звучит песня «Ночной костёр»:
                Ночной костёр —
                рубины россыпью!
                Ночной костёр
                нас сделал взрослыми,
                Придёт рассвета час
                и разлучит он нас,
                Но память сохранит
                ночной костёр.

        РАСКАЗЧИЦА. В эту ночь на высокой мокшанской скале, «Скале Любви», Кашкай и Нарчатка стали мужем и женой. А на следующий день Кашкая плыл к себе на родину.
               
         Утро. Большая княжеская ладья отчаливает от берега. Воины гребут, Юрджин стоит на корме, Кашкай машет рукой. А с берега его провожают плачущая Нарчатка, её отец, мать и даже брат, примирившийся с бывшим пленником.

                НАШЕСТВИЕ  БАТЫЕВО

                Сцена 10.
       РАСКАЗЧИЦА.  Сегодня здесь, рядом с Пензой и Сурским морем,  ведутся раскопки Золоторёвского городища. А в 13 веке гремела жестокая битва…

Звуки сражения. За ним наблюдают с горы великий полководец Субэдэй и его правая рука Джэбэ.
СУБЭДЭЙ (воину-командиру). Вперёд! Вперёд, я сказал!!! Вы ленивые бараны, а не грозные воины «Золотой Орды»!
ВОИН. Прости, великий Субэдэй. Враги дерутся, как шайтаны! На место каждого павшего встают три новых!
СУБЭДЭЙ. Не рассказывай мне сказки! Если и сегодня не возьмёшь городище, завтра пойдёшь в бой простым лучником!
                Воин кланяется и убегает.
ДЖЭБЭ. А мы не действуем прямолинейно, великий Субэдэй?
СУБЭДЭЙ (с усмешкой). Тебе ли это говорить, Джэбэ? Ведь
это тебя Чингизхан так назвал: «Джэбэ» — значит стрела! А стрелы летают прямо!
ДЖЭБЭ. Это так, всемогущий. Но сильный ветер меняет полёт. Одно племя можно уничтожить, а другое сделать своим другом.
СУБЭДЭЙ (напыщенно). Друзья «Золотой Орды» — только Боги!
ДЖЭБЭ. Я хотел сказать слугой. Это лучше, чем терять своих бойцов.
СУБЭДЭЙ (презрительно). Так, как ордынцы, слуги не воюют.
ДЖЭБЭ. Согласен, мудрейший. Но и терять их не жалко.
               
                Сцена 11.
РАСКАЗЧИЦА... Одолев Золоторёвское городище, полчища Субэдэя и Джэбэ вышли к Мокше, по которой, ничего не подозревая, плывут Кашкай, Юрджин и гребцы князя Пуреша.

     Княжеская ладья плывёт по реке. Воины гребут, кормчий Юрджин правит стоя, а Кашкай сидит возле него.    
ЮРДЖИН (озабоченно). На ближайшей ночёвке надо подлатать кормовое весло. Скрипит, собака!
КАШКАЙ. А ночёвка скоро?
ЮРДЖИН (весело). Солнце на закат — путник рад! Проголодался, Кашкай? (Глядит на низкое солнце). Время дрова рубить, шулёмку варить…
КАШКАЙ. Это бы хорошо!.. (Встаёт во весь рост). Кстати, смотри, какой берег, Юрджин! Песчаная коса… И причалить легко, и лес недалеко! А поляна для костра — царская! 
ЮРДЖИН. Ну что ж, хозяин-барин! (Гребцам). Суши вёсла, ребята! Причаливаем!

   Ладья врезается в песчаный берег. Кашкай и воины привязывают её к дереву, идут в лес за хворостом. Лишь Юрджин остаётся на корме, молча возится с веслом… Его никто не замечает.
   Темнеет. На поляне пылает костёр. Вокруг него сидят гребцы, весело смеются… В центре — Кашкай.
    Тихие, как барсы, ордынские воины окружают поляну. По команде Джэбэ они пускают стрелы, бросаются с мечами и копьями…
     Погибают все, кроме Юрджина: враги не заметили его. Он тихо спускается в воду и бесшумно плывёт в камыши…

                Сцена 12.
РАСКАЗЧИЦА. И ночь и день плыл отважный Юрджин,  пока не достиг своих.
               
     Дворец князя Пуреша. От реки к нему бредёт смертельно уставший, по пояс голый Юрджин. Из последних сил он стучит в ворота и падает в изнеможении.
     Стражники, открыв ворота, с трудом узнают кормчего, на копьях и щитах несут его во дворец. Оттуда выбегают Атямас и Нарчатка, выходят князь и княгиня…
ПУРЕШ. Что случилось?.. Ты жив, Юрджин, мой верный кормчий?
ЮРДЖИН (очнувшись). Беда, государь! Ордынцы!
 ПУРЕШ (воинам). Запирайте ворота надёжнее! Дозор днём и ночью! Враг приближается грозный!
НАРЧАТКА (предчувствуя горе). А где мой жених, Юрджин?!
ЮРДЖИН. Нет его, княжна. Ордынцы всех побили!.. 
    Шатаясь от горя, Нарчатка доходит до коня, вскакивает на него и мчится прочь.
ВАЙДА. Останови её, Атямас! Она недоброе задумала!
             Атямас мчится следом.
 
                Сцена  13.
РАСКАЗЧИЦА. А Нарчатка неслась не куда-нибудь — на свою заветную скалу.

    Мчатся в гору сестра и брат, на крутом обрыве он догоняет её, удерживает от прыжка…
 НАРЧАТКА (вырываясь). Пусти, Атямас! Я не буду жить, если нет моего любимого!
АТЯМАС. А враги его жить будут?! Будут! Они спасибо тебе скажут, Нарчатка, что не мстишь за жениха своего! 
       Княжна опускает голову и горько плачет на плече у брата.

                Сцена 14.
РАСКАЗЧИЦА. А назавтра великие полчища захватчиков окружили дворец Пуреша. Все встали на защиту, но каждый понимал, что сражение будет недолгим…

    На сторожевой башне — юный князь. Он докладывает отцу о том, что видит.
ПУРЕШ. Много их, Атямас?
АТЯМАС. Видимо-невидимо, отец! 
ПУРЕШ. К нападению готовятся? 
АТЯМАС. Не заметно, батюшка...  Послы идут к воротам…(Прислушивается). Тебя просят, Великий Князь!
ПУРЕШ. Скажи, что сейчас выйду.
АТЯМАС. Может, я вместо тебя?.. (Спускается с башни).
ПУРЕШ. Нет!!! (Обнимает сына). В случае чего... будь мудрым, сынок! Думай прежде о народе своём — о себе в последнюю очередь.

                Сцена 15.
  РАСКАЗЧИЦА. Среди ордынцев лишь Джэбэ знал чужие языки. К нему и явился Пуреш для переговоров.
               
   Походный шатёр полководца озарён факелами. Вход охраняют воины. В центре на дорогом ковре восседает темник Джэбэ. Подойти к нему ближе можно лишь под золотым шнуром у входа, склонившись до земли.
          Поборов свою гордость, Атямас склоняется и подходит.
ДЖЭБЭ (с усмешкой). Великий князь Пуреш?.. Сколько же воинов у великого князя?..   
ПУРЕШ. Поле боя покажет, Джэбэ!
ДЖЭБЭ. У моего отца, он кузнец, было два подмастерья. Два! (показывает на пальцах). Я — темник. У меня десять тысяч воинов! Веришь?
ПУРЕШ. Верю, Джэбэ.
ДЖЭБЭ. А следом идёт Субэдэй. У него десять темников — таких, как я. Сколько будет?
ПУРЕШ. Сто тысяч.
ДЖЭБЭ. А следом — великий Баты-хан… Сколько у него, знаешь?
ПУРЕШ. Нет.
ДЖЭБЭ. Вот и я не знаю. Никто не знает. Столько рыбы в море! Столько звёзд в небе! Вот сколько воинов у хана Батыя!.. Понял?
ПУРЕШ (с глубоким вздохом). Понял.
ДЖЭБЭ. Ступай домой и расскажи своим, что слышал.
 ПУРЕШ (удивлённо). И это всё?!
ДЖЭБЭ (лениво). Мы идём на закат… Киев, Краков знаешь?
ПУРЕШ. Не знаю, но слышал о них.
ДЖЭБЭ. Хочешь идти с нами — другом будешь. Нет — раздавим, как мышь!!! Жену твою и дочь в рабство возьмём! Иди, думай…

                Сцена  16.
РАСКАЗЧИЦА. Ничего не оставалось князю Пурешу, как подчиниться. Вместе с сыном и войском своим он отправился в поход на Европу.  А в родном дворце его уже хозяйничали воины «Золотой Орды».

  Осень. Нарчатка видит в окно, как в ворота въезжают тяжелогружёные телеги, их сопровождают вооружённые ордынцы. Она выскакивает во двор. 
НАРЧАТКА. Эй! Вы кто?..
ПЕВЫЙ ВОЗЧИК (на ломаном мокшанском языке). Золотой Орда знаешь?
НАРЧАТКА. Знаю.
ВТОРОЙ (подходит сзади). Красивый девка! Мой будет!
ПЕРВЫЙ. Но, но! Я первый!
НАРЧАТКА. Пустите, пустите меня! (Яростно вырывается).
ПЕРВЫЙ (стонет от боли). Ай-яй! Дурной девка! Зачем дерёшься?
ВТОРОЙ. От нас не вырвешься!
    Услышав крики Нарчатки, подбегает могучий Юрджин и раскидывает ордынцев.
ЮРДЖИН. Бежим, княжна!
    Они убегают во дворец и прячутся в укромном месте. Какое-то время слышны разгневанные крики ордынцев, топот ног по дворцу. Нарчатка и Юрджин сидят, прижавшись друг к другу.
    Потом всё смолкает. Раздаётся тихий стук, входит княжна Вайда.

НАРЧАТКА. А это ты, мама?
ВАЙДА. Я, доченька. Еле успокоила этих варваров. Отдала им жбан медовой браги, целого оленя… Напились, нажрались и спят!
НАРЧАТКА. Но ведь княжеский дворец — это не двор постоялый! Почему мы это терпим, матушка?
ВАЙДА (с тяжёлым вздохом). А что делать, Нарчатка? Твой отец  —  союзник хана Батыя, а союзникам надо помогать. Ордынские обозы идут мимо нас… Мы обязаны кормить и возчиков, и лошадей…
НАРЧАТКА. Лошадей я согласна, а этих жеребцов пусть кормит кто угодно, но не я!  Они мужа моего убили!
ВАЙДА. Жениха…
НАРЧАТКА. Нет, мужа, матушка, мужа! У меня от него дитя будет!
ВАЙДА. Ах!.. (обрадовано). Когда?
НАРЧАТКА. К весне…

                Сцена 17.
   РАСКАЗЧИЦА.  Прошли осень, зима, и новой весной Нарчатка родила крепкого малыша, которого назвала Кашкай, в честь отца. А уж как любила его бабушка-княгиня, слов нет!

   В саду благоухают яблони и сливы. С крупной ветви свисает детская люлька, которую качает красавица Вайда. Она напевает «Лесную колыбельную»:               
 Баю-баю, баю-бай!
 Милый внучек, засыпай!
              Спят давно в лесу зайчата
              И еноты, и барсук,
              Спят послушные бельчата
              И лиса, и бурундук…
Только филин две недели
Спать не хочет почему?
Потому что мы не спели
Колыбельную ему.

              Спи, мой милый, спи, мой мальчик,
              Пусть придут к тебе во сне
              Солнечный весёлый зайчик
              В заколдованной стране.
А, чтоб филин нам не ухал
И ни ночью, и ни днём,
Мы ему, дружок, над ухом
Колыбельную споём.   

                Сцена 18.   
РАСКАЗЧИЦА.   Всё изменилось весной 1241 года — в Польше. Во время осады города Краков мокшане понесли огромные потери. Князь не выдержал и пожаловался старику Субэдэю.
ПУРЕШ. У меня не осталось ни людей, ни оружия! Мы воюем третий год, и всегда в авангарде, в первых рядах! 
СУБЭДЭЙ (качает головой). Ай-я-яй! Прости, дорогой! Завтра — дома сиди, отдыхай!
ДЖЭБЭ. Сам отдыхай, а мечи нам отдай. 
ПУРЕШ (недоуменно). Почему?!
ДЖЭБЭ. У наших воинов тоже мало мечей…
ПУРЕШ. Но как же это?..
ДЖЭБЭ. Не волнуйся, князь. Завтра обоз придёт, возьмёшь себе новые… Самые лучшие возьмёшь! Ступай!
                Пуреш выходит.
СУБЭДЭЙ (весело). Как ты говорил, Джэбэ?.. Слуги дерутся плохо, зато терять их не жалко?
ДЖЭБЭ. Обычно  так, великий Субэдэй. Но мокшане дрались хорошо! (Вздыхает и молится). Пусть с миром идут на своё небо!

                ВОИТЕЛЬНИЦА

                Сцена 19.               
РАСКАЗЧИЦА. В ту же ночь ордынцы ворвались в шатёр князя и закололи его, Атямаса, их воинов… Лишь немногие сумели вырваться и добраться до дома.
       Горько плакали княгини, потерявшие любимых мужчин. Им хотелось умереть, но удержала мысль о маленьком Кашкае.
               
      Яркая лунная ночь, светлица, люлька… Мать и дочь тихо беседуют между собой.
ВАЙДА. Что ты задумала, дочка? Я ведь вижу: на тебе лица нет. Бледное, как луна!
НАРЧАТКА. А каким ему быть, если всего лишили меня враги: мужа, отца, старшего брата! Не осталось в моём сердце ни любви, ни жалости. Одна месть!!!
ВАЙДА. Я понимаю, доченька. Но месть — забава для мужчин…
НАРЧАТКА. А разве нет во мне мужской сноровки, мама?! Кто сравнится со мной в стрельбе из лука, в верховой езде, в сраженье на мечах и копьях?..
ВАЙДА (с улыбкой). Да, ты ни в чём не уступала Атямасу, а он был славный воин!
НАРЧАТКА. Я понимаю, что сил у нас не много.  Мы не сможем сразиться с ордынской тысячей, сотней даже…
ВАЙДА. Ну и не надо, милая! Наша женская доля — молча страдать  и растить новых воинов (качает люльку)…
НАРЧАТКА (размышляет). У нас ночуют обозы ордынские…   Охраняют их не боевые ратники — ожиревшие ленивые лрдынцы…
ВАЙДА. И что же?
НАРЧАТКА. С этими мы справимся в два счёта! Напоим медовой бражкой, как ты умеешь делать, и в подвал! У нас большие подвалы, правда, мама?
                Старшая княгиня горестно размышляет.
ВАЙДА. Хорошо ли это, доченька: одной рукою давать кров путникам, а другой отнимать…?
НАРЧАТКА. Плохо, матушка! Если это добрые путники. Вспомни, сколько мирных торговцев принимали мы в прежние года!
ВАЙДА. Помню, доченька. Никогда не обидели даже слугу!
НАРЧАТКА. А эти? Горькая слава идёт вслед за ними! В каждой деревушке норовят ограбить хозяев, надругаться над жёнами и дочерьми… Вспомни, что могло быть со мной, когда бы не кормчий Юрджин!
ВАЙДА. Юрджин спас тебя, доченька!
                Юная княгиня встаёт в полный рост.
НАРЧАТКА. С тех пор, как слуги Батыя подло казнили отца моего и брата, кончилась наша служба великому хану. Теперь мы враги! И каждый вражеский обоз — наша добыча!
ВАЙДА (горестно вздыхая). Рано или поздно они догадаются — и тогда пощады не будем никому! Ни старикам, ни малым детям! (Вздыхает над люлькой).
НАРЧАТКА. Я думала об этом, матушка. Жалко мне расставаться с Кашкаем, но делать нечего. Я отвезу вас к бабке с дедкой, в лесную хижину, где ты родилась. В той глуши никто вас не найдёт!
ВАЙДА (повеселев). Там — да! В нашем лесу даже волки плутают, не находя дорогу. 
               
                Сцена 20.
РАСКАЗЧИЦА. Вырвавшись из плена, домой возвращались другие воины…

    Дворец Пуреша, большой обеденный стол, широкие лавки. Нарчатка и верный Юрджин кормят трёх оборванных до нитки голодных людей. 

НАРЧАТКА. Господи! На кого вы стали похожи — славные воины князя Пуреша!
ПЕРВЫЙ ВОИН. Что делать, княгиня? Бежали мы по ночам, скрывались по лесам, оборвались, истощали…
НАРЧАТКА. Да вы ешьте, ешьте, бедолаги! Нам предстоят большие дела!
ПЕРВЫЙ. О чём ты, княгиня?
ВТОРОЙ. Говори смело!
ТРЕТИЙ. Мы умеем молчать!
НАРЧАТКА. Ордынцы привыкли к покорности. Нас считают слугами и ведут себя по-хамски. Меня, княгиню, хотели чести лишить, как гулящую девку!
                Воины выхватывают мечи: «Смерть!!!»
НАРЧАТКА. Эти возчики — похотливые, заросшие жиром кабаны! Они считают наш дворец вертепом, постоялым двором, где призваны ублажать их. Пусть считают… Днём… А ночью мы напомним, кто хозяин в этом доме! 
             Воины переглядываются.
ПЕРВЫЙ. Дай Бог  тебе удачи, княгиня!
ВТОРОЙ. Мы думали, что будем прятаться по лесам, искать вожака себе… А теперь у нас есть вожак!
ТРЕТИЙ. Мы хотели сколотить шайку…
НАРЧАТКА. Никакой шайки! Мы будем мстить врагам — и только им! Не дай вам Бог обидеть бедняка, ограбить мирного торговца! 
                (Стучит копьём об пол).
ПЕРВЫЙ. Да никогда, княгиня!
НАРЧАТКА. Днём мы будем покорны и смиренны, как ангелы. Даже по глазам враг не должен догадаться, что творится в наших душах!
ВТОРОЙ. Не догадается, матушка!
ЮРДЖИН. Мы не шайка... Мы волчье логово! Но враги должны видеть в нас овец.
            Все пятеро весело смеются, грозят врагу оружием.         
               
                Сцена 21.               
          РАСКАЗЧИЦА. С этого дня мирный княжеский двор стал западнёй для обозов, которые шли из «Золотой Орды» на запад и обратно.

   Лето. Вечер. За воротами недовольный крик:
ОРДЫНСКИЙ ВОЗЧИК. Эгей! Ворота открывай, ленивые бараны!
Ворота распахивают воины княгини во главе с Юрджином, низко кланяются приезжим. Въезжают тяжелогружёные телеги в сопровождении наглых ордынских возчиков с жирными лицами.
ЮРДЖИН. Запозднились, господа дорогие?.. Что везём?..
ВОЗЧИК. Не твоё собачье дело! Говори, куда ставить?
ЮРДЖИН. Мы сами... Распряжём коней, дадим овса…
ВОЗЧИК. Смотри, бандитская рожа! Утром я проверю… Не дай бог, если голодными будут кони!
ЮРДЖИН. Головой отвечаю, хозяин! (Проводит рукой по шее). А вы ступайте в дом. Я провожу.
      Низко кланяясь, открывает дверь во дворец, входит следом…
                Звучит песня «Месть»
               Вонзает ложь иззубренное жало
               Во вражеские души и сердца…
               Была любовь, и вот её не стало,
               Гляжу на всё глазами мертвеца.
 Но яд измен, признаемся без лести,
               Убивши душу, тело не убьёт,
               Пустую грудь наполнит жаждой мести
               И яростью холодной обожжёт.
               
      Во двор выходят вооружённые Нарчатка, Юрджин, их воины. Они вонзают в ножны свои мечи, идут к телегам, смотрят содержимое.
НАРЧАТКА (радостно). Оружие!
ПЕРВЫЙ ВОИН. В Польше  у нас забрали мечи — перед тем, как начать резню…
ВТОРОЙ. А теперь мы их возвращаем!
ТРЕТИЙ. Да, это кстати! (Любуется новеньким острым мечом).
ЮРДЖИН. Можно заново собирать дружину!...
НАРЧАТКА. Что я и хочу!.. (Указывает в сторону реки, строго). Обоз в ладью и на остров, Юрджин!  Там, в пещере, начнём копить мечи для нового отряда.
    Звучит окончание песни:
                Я нынче ваш, интриги и коварство,
                Я ваш по крови, заговор и месть!
НАРЧАТКА:  Когда моей любви разбито царство,
                Вы лучшее, что в этом мире есть!

                Сцена 22.               
    РАСКАЗЧИЦА. Другой добычей «волчьего логова» стали мешки с рисом и сушёной кониной, третьей — церковная утварь, которую везли из Европы в «Золотую Орду».

НАРЧАТКА (равнодушно смотрит на золото). Вот она, Орда… Недаром золотой зовётся!
ЮРДЖИН. О чём ты, княгиня?
НАРЧАТКА. Говорят, что шатёр Батыевский весь изнутри обвешан золотом! Вот оно откуда — из чужих земель… Награбленное!
ЮРДЖИН. Что, что, а золота своего не простит Батый!
НАРЧАТКА. Он ничего не простит, Юрджин. Но ведь не мы его первыми обидели, а он — нас! Не убили бы коварно Кашкая, гребцов, отца, Атямаса, и я не стала бы мстить!
ЮРДЖИН (со вздохом). Это верно!
НАРЧАТКА. Ты пойми, мой милый кормчий. Когда побеждают в честной битвы, это печально, но понятно. Враг сильнее, что тут поделаешь?. Но ты сам видел, как погибли жених мой и наши воины. Им пустили стрелы в спины! Как убили отца моего и брата… Напали на безоружных! Вот за что мы мстим Батыю!
ЮРДЖИН. Всё верно говоришь, Нарчатка. Но место менять надо!
НАРЧАТКА. Какое место, Юрджин?
ЮРДЖИН. Где мы встречаем обоз. В лесу надо! Подальше от дома…
НАРЧАТКА. Почему?
ЮРДЖИН. В одном месте нельзя, княгиня. Найдут!
НАРЧАТКА (задумавшись). Пожалуй, ты прав, Юрджин. Будем нападать в лесу!

РАСКАЗЧИЦА.. В следующий раз они подкараулили обоз вдали от княжеского дворца, в глухом лесном овраге. 

   Ордынский обоз по лесной дороге спускается вниз, в овраг, затем слышится свист стрел, звон мечей, крики воинов, всё смолкает… Ещё через минуту  телеги с грузом поднимаются по другой стороне оврага, но правят лошадьми уже не старые толстые ордынцы, а юные воины княгини Нарчатки.
   Следом идут закалённые бойцы во главе с Юрджином, а замыкает победное шествие Княгиня на белом коне.

                Сцена 23.               
   РАСКАЗЧИЦА. Они ещё не раз меняли места засады, но долго так продолжаться не могло. Армия Батыя задыхалась от недостатка оружия и припасов, из «Золотой Орды» дошли слухи об утрате дорогих трофеев…
     По следам пропавших обозов был направлен большой карательный отряд.

      И вновь по лесной дороге с запада на восток идут ордынцы, но теперь это не ожиревшие возчики, а суровые подтянутые «фронтовики» верхом на боевых конях. Их не одна тысяча…      

       Поздний вечер осеннего дня. В ворота княжеского дворца негромко стучат.
ЮРДЖИН. Кого несут черти?
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Тикайте, дяденька! Ордынцы пришли по вашу душу!
     Подходит Нарчатка, даёт команду открыть ворота... Входит мальчишку лет 10-ти.
НАРЧАТКА. Ты кто, сынок?
МАЛЫШ. Николка я... Из соседней деревни…
НАРЧАТКА. Знаю…
МАЛЫШ. У нас голод был, так вы прислали рис и конину… Вся деревня кланяется вам, живыми остались!!
НАРЧАТКА. Я рада… А сейчас то что?
МАЛЫШ. Пришли ордынцы, окружили деревню — воробей не пролетит! Завтра чуть свет нападут на вас…
ЮРДЖИН (недоверчиво). Воробей не пролетит, а ты пролетел?..
МАЛЫШ. Меня чижиком зовут, дяденька. Проскочу где хошь!
НАРЧАТКА (треплет его за волосы). Ну спасибо тебе, Николка-чижик! Голодный?.. Пойдём, накормлю тебя.
        Обнимает мальчишку за плечо и ведёт во дворец.

                Сцена 24.               
  РАСКАЗЧИЦА. Нелёгкое решение приняла княгиня Нарчатка…
 
   Тронный зал дворца. Княгиня в кольчуге, с мечом и щитом восседает на троне. Вокруг — её вооружённые воины с суровыми лицами.
НАРЧАТКА. Я выслушала вас. И понимаю тех, кто рвётся в бой. Но сегодня нас меньше. А потому вот слово Великой Княгини: (встаёт) мы отступаем непобеждёнными! (Повелительно). Все ладьи — на воду!
 
                Сцена 25.               
       Рассвет. Ладья княгини плывёт по Мокше первой, следом видны вторая, третья… Юрджин, как всегда, на корме, рядом княгини Вайда, Нарчатка, трёхлетний Кашкай и Николка-чижик. Его сделали дядькой юного княжича, Николка польщён и ни на минуту не отходит от своего воспитанника.

ЮРДЖИН (глядя вперёд). Ну что? Оторвались мы от погони?
ВАЙДА. Оторвались, Юрджин. Молодец!. Недаром князь называл тебя великим кормчим.      
 НИКОЛКА (вглядываясь назад). Пожар!
ВАЙДА. Где?
 НИКОЛКА. Вон там, где дворец был…
 ВАЙДА. Ах! (Держится за сердце).
НАРЧАТКА. Не догнали, так подожгли, ироды! (Смотрит на мать). Мама!.. Не расстраивайся так. Мы новый дворец построим, лучше прежнего... Вот увидишь! 
  Звучит песня «Лесная фея»:
            Фея! Куда меня дорога завела?
Фея! Ты мне приснилась или наяву была?
Фея! Я все твои владенья обойду,
Фея! Я всё равно тебя, любовь моя, найду!

                Сцена 26.               
   РАСКАЗЧИЦА. Так враги отмстили им ещё раз. При виде пылающего дворца её мужа, взялась за сердце Великая Княгиня Вайда и не скоро пришла в себя.
          Это было на том самом месте, где погибли Кашкай и воины княжеской ладьи.

ЮРДЖИН. Вот она, та песчаная коса, княгиня!
НАРЧАТКА. Причаливай!
         Ладья вонзается в песок, воины вытаскивают её повыше.
Княгиня и кормчий идут по берегу.
НАРЧАТКА. Где они погибли?
ЮРДЖИН. Вот здесь, княгиня. На поляне вокруг костра. 
НАРЧАТКА (решительно). Здесь будет храм невинно убиенным. Около реки! Чтобы все, плывущие по Мокше, видели её героев!
           Воины собирают скромные останки павших и хоронят их в одной могиле, ставят крест дубовый.          
НАРЧАТКА. Спите спокойно, мои дорогие! Здесь, рядом с вами, будет новый дворец возведён, лучше прежнего! Я назову его Наручат. 

                Сцена 27.
    РАСКАЗЧИЦА. И снова плыла вдоль по Мокше ладья, пока не причалила к широкой пристани. Здесь начинались владения князя Пургаса. Сюда не дошли полчища хана Батыя, а потому Пургас был по-прежнему велик и могуч.
    
       Старый князь с пышной седой бородой сидит здесь же, на пристани, в своём «речном» шатре, на «летнем» троне и ловит рыбу. Когда ему докладывают о прибытии гостей, Пургас причет удочку под трон и прихорашивается.
        Первой в шатёр входит княгиня Вайда.

ВАЙДА. Ну здравствуй, Великий Князь! Не узнаёшь?
 ПУРГАС (всматриваясь). Быть не может! Ужели это ты, моя лесная фея?
ВАЙДА. Я, но не твоя, прости. Князь Пуреш первым разглядел меня в лесных зарослях.
ПУРГАС (с досадой). Да, припоминаю. Этот злодей оказался проворней меня!
ВАЙДА. Грех тебе жаловаться, Пургас. Твоя княгиня ничуть меня не хуже!
ПУРГАС (с тяжёлым вздохом). Была княгиня. Прошлой зимой схоронил я её…
ВАЙДА. Прости, великий князь. Не знала я.
ПУРГАС. Эти ордынцы разрезали Мокшу как ножом. Мы не знаем, что делается внизу, вы — чем дышим мы, верховье.
ВАЙДА. Чем же ты дышишь, старый речной бобёр?
ПУРГАС. Одиночеством, лесная фея, одиночеством. Три дочери подрастают у меня — и умницы, и красавицы, да ведь девки! Не оставишь им княжеский престол…
ВАЙДА. А что же сын твой? Кашкай? Так о нём ничего и не знаешь?
ПУРГАС (горестно). Ничего не знаю, Вайда Уже четыре года, как пропал мой сынок! (Смахивает слезинку с глаз). Знать бы, где косточки его…
ВАЙДА. Покажу! Где могила мужа моего и сына — уже вряд ли найду я, в далёкий Краков надобно ли попаду, а зять мой любимый отсюда недалеко.
ПУРГАС (восторженно). Как зять?! Твоя дочь…
ВАЙДА. Вот она!
          В шатёр входит Нарчатка и низко кланяется тестю.
НАРЧАТКА. Мы любили друг друга, Великий Князь. Кашкай плыл за вашим благословением, когда напали ордынцы…
ПУРГАС. И место знаешь?
НАРЧАТКА. Знаю! Там монастырь я решила построить.
ПУРГАС. Это дело божеское (крестится). Ну, вот. Отлегло от сердца! Теперь можно и помирать…
ВАЙДА. Как помирать?! А внука я одна буду нянчить?..
            У князя Пургаса открывается рот…
ПУРГАС. Как внука?!.. Моего?!..
ВАЙДА. Нашего, князь, нашего! (Открывает полог шатра). Эй, Николка-чижик! Веди сюда Кашкая!
ПУРГАС. Кашкая?!!
     Николка ведёт за руку трёхлетнего княжича, в котором трудно не узнать черты лица Великого Князя Пургаса.

                Сцена 28.
РАСКАЗЧИЦА. Так обрели они единую семью, а юный князь Кашкай и дедушку, и бабушку. С лёгким сердцем покидала их Нарчатка.

НАРЧАТКА (обнимая сына). Прости, сынок, но не могу я быть с тобой, пока грозный враг ещё топчет нашу землю. Слушайся бабушку с дедушкой и расти таким же храбрым воином, какими были твой отец и дядя Атямас! (Тестю). Спасибо вам, Великий Князь Пургас, что дали храбрых воинов. Оружия много у нас, мы отняли его у врага, чтобы им же его громить! Они сожгли наш княжеский дворец, но мы построим новый, а пока по всем лесам и оврагам будем перехватывать их обозы!

                ЭПИЛОГ (наши дни)

 ВНУЧКА (очень похожая на княгиню Нарчатку). Какая интересная легенда, бабуля!
 БАБУШКА. Она случилась в 13 веке, в дни похода на Русь хана Батыя. На том самом месте, где княгиня Нарчатка заложила новый дворец,  вырос славный Наровчат, на месте гибели героев —  мужской монастырь. 
     Наровчат — родина великого Куприна и многих прекрасных людей. Они, далёкие потомки, и заложили на месте дворца скульптуру прославленной княгини Нарчатки (фотография).
   ВНУЧКА (с бабушкиным ожерельем на груди).  Так же, как 800 лет назад, стоит бесстрашная воительница с мечом и щитом, защищая от врагов свой славный край и милую Мокшу. А местные красавицы и сегодня носят в ожерельях золотые монеты с профилем своей любимой княгини.
            
                Профиль и памятник Нарчатки — во весь экран.
                Конец.

                Всего знаков с пробелами 40.000    
                Свидетельство о публикации №217021301814

               

Об авторе.
    Кузнецов Юрий Александрович (Юрий Арбеков) — сын военного моряка, жил в Североморске, Мурманске, Смоленске, Балтийске, ныне в Пензе. Член Союза писателей и Союза журналистов России, автор 30 книг прозы, поэзии, драматургии, произведений для детворы, лауреат литературных премий им. Лермонтова, Карпинского, журнала «Сура», интернет-журнала «Эрфолг»,  Диплома Вооружённых Сил «Твои, Россия, сыновья!»…
      Публикуется в журналах «Наш современник», «Сельская молодёжь», «Литературная газета», «Московский Парнас», «Алтай», «Литературный меридиан», «Дальний Восток», «Енисейский литератор» (Красноярск), «Сура» (Пенза), «Огни Кузбасса» (Кемерово), «Нижний Новгород», «Русский переплёт», «Детектив+» (Киев), «Теегин герл» (Калмыкия), «Меценат и Мир» (Армения), «Звязда» (Минск), «Зарубежные задворки», «Континент», «Материк», «Эрфолг», «Эдита-Гользен» (Германия), «Лексикон» (США, Чикаго), «Неформат» (Россия-Канада) и др.    
Дом. адрес:  Россия, 440014, Пенза, Ахуны, 2-ой Дачный пер., дом 10, кв.1, Кузнецову-Арбекову Ю.А. Тел. (841-2)  62-96-13,  моб. +909-318-1776.   
E-mail  arbekov@gmail.com

                Всего знаков с пробелами 40.000    
                Свидетельство о публикации №217021301814

От автора.
Среднее Поволжье и сегодня славится щедрой природой, а в 13 веке здесь были могучие леса, полноводные голубые реки и  озёра. 
Городов в ту пору было мало: Москва, Рязань, Муром, Нижний Новгород, а в основном деревни с их сёльскими деревянными постройками. Таким был и «дворец» князя Пуреша: несколько соединённых вместе срубных построек с крохотными оконцами, тесовые крыши, широкое парадное крыльцо с выходом на главную площадь — место сбора воинов и дворовых людей, когда князь слово молвить желает.
Непременное условие «дворца» — высокий плотный забор, срубленный из половины цельных брёвен, заострённых на конце. Он служил защитой от стрел и копий нападавших. Впереди, напротив парадного крыльца — входные ворота.
Повседневная летняя одежда жителей Мокши в ту пору была простой и бесхитростной. Полотно ткали из льна и конопли, было оно светло-серого цвета, такие же порты и рубаха, подпоясанная льняным пояском. На ногах лапти, на голове цветная нить, чтобы длинные волосы не закрывали лицо. У женщин ожерелья из речных раковин, красной рябины и т.д. У князя драгоценные украшения, а во время военных походов — кольчуга. Главное оружие тех лет — меч и щит, копьё и лук со стрелами. 
Всё остальное — на усмотрение главного режиссёра.