Три Патриарха рабочий материал Слово об Олесе

Федоров Мистик
Три Патриарха - рабочий материал ккниге Слово лб Олесе
Олеся  - В «Российской газете» вышло мое эссе о Патриархе Кирилле

ТОЧНОЕ СЛОВО

Несколько лет назад у меня умирал муж: с каждым днём, проведённым в больнице, ему становилось всё хуже. Обессиленного болезнью я, по его просьбе, забрала домой. Отчаяние заливало меня мутным потоком тьмы. В тот же вечер – я знала – Святейший должен был выступать в храме Христа Спасителя, куда и я была приглашена. Несмотря на очевидную нелепость – оставлять больного одного, – я поехала туда в надежде, что смогу как-то подобраться к Патриарху и попросить его молитв. Что и произошло. Стоя на сцене, у всех на глазах, я, дрожа от собственной дерзости, шёпотом обратилась к нему, умоляя помолиться за умирающего отца Владимира, которого Святейший знал. Но не успела я закончить свою мольбу, как он твёрдо сказал:
– Всё будет хорошо! Отец Владимир поправится!
И я всем существом почувствовала, что – да, так и будет! И, действительно, начиная с этого вечера болезнь стала уходить, а больной постепенно встал на ноги.

Я знаю, что к нашему Патриарху часто примеряют слова об "эффективном менеджере" или что-то в этом роде. Порой видят лишь парадную сторону его жизни. Глядя на куколь, не замечают человека. Слушают речи и не узнают тайнозрителя. Повторяют слова ектеньи о "Великом Господине и Отце нашем" и не чувствуют своего сыновства. А меж тем любящему сердцу приоткрываются высоты и глубины, и хочется произнести вслух то, что ему известно прикровенно: наш Патриарх – молитвенник и подвижник, милостивый и мудрый человек. Попросту – старец.

Как надо любить Христа и Его Церковь, чтобы богатому юноше, двадцати трех лет от роду, полному сил, идей и талантов, который хорош всем – и видом, и статью, чтобы вот так – раздать всё "своё", принять монашеский постриг и пойти за Господом, куда бы Он ни повёл. Во тьму непредсказуемости и неизвестности, в которую погрузилось атеистическое государство эпохи Брежнева... В разлом тысячелетий с наваждениями глумливого постмодерна...

Человек сильного и яркого ума, красноречия, пассионарности и той свободы, которую даровал Христос, он всегда поражает меня своей способностью открыть неожиданный духовный ракурс и обнажить самую суть явления ли, проблемы, отыскать для неё верную метафору, назвать точным словом. Это можно назвать пониманием криптограмм реальности. И эта оригинальность мышления, взгляд на мир, сформировавшийся в недрах православной патристики и личного молитвенного подвига, свидетельствуют об уникальности христианской личности, о непреложности апостольских слов: "где Дух Господень – там свобода".

Такой человек наверняка мог бы найти своё высокое место и в мирском пространстве. Он мог бы дать фору любому светскому политику, социологу, журналисту, лектору, даже искусствоведу. Он мог бы стать значительной фигурой как государственного истеблишмента, так и российской интеллектуальной жизни. Но сегодня в куда большей степени мне хочется сказать о нём не столько как о церковном деятеле, положившем начало осуществлению новых идей после многих десятилетий разрушений и поруганий церковной жизни, но как о молитвеннике. Это основа его призвания и миссии.


Сергей Федоров
Весной 1995 года я работал в храме при патриаршей резиденции в Переделкино. Время от времени нас посылали на работы на территорию самой резиденции. Как-то вместе с молодым лейтенантом, приехавшем на встречу с о.Кириллом и жившем при храме, нас послали на послушание сбрасывать снег с крыши патриаршего дома. На крыше было как-то благодатно. Сбрасывая снег, мы весело шутили с лейтенантом. Иногда он вдыхал дым печных труб и определял, какие пироги пекутся на патриаршей кухне с грибами или с визигой. Однако, когда вечером за трапезой я рассказал об этом работницам храма, из числа паломниц, они страшно возмутились, говоря, что мы находились прямо над кабинетом Святейшего, патриарх все видит и слышит, и мы мешали ему, и таким образом принесли вред всей Церкви. Такие категорические заявления, что патриарх все видит и слышит, сама категоричность вызвали возражение. Я сказал, что не обязательно сан патриарха подразумевает святость и прозорливость. Конечно, патриархи часто были люди святые, но все-таки сам по себе патриарший трон святости не добавляет, сан патриарха это должность в Церковной иерархии. Женщины стали видеть во мне врага церкви. Я вспомнил митрополита Сергия, фреску храма, где я работал раньше, на ней Константинопольский патриарх, не почтивший свт.Николая, тонет в море, протягивая руки к явившемуся  и спасающему его святителю Николаю, и сказал женщинам, что и патриарх может ошибаться. Женщины окаменели от возмущения и перестали признавать мое существование как таковое. Меня это несколько огорчило, и я шутя решил, что на следующий день возьму с собой на крышу молитвослов и прочитаю акафист о здравии патриарха, а потом сообщу об этом ревностным женам, чтобы они успокоились и не видели во мне врага православия. Однако на следующий день с утра на крышу нас не посылали. Потом пришло сообщение, что Святейший уехал. Я был несколько разочарован. В середине дня нас все-таки послали на крышу, но уже с молодым подвижником Андреем, но таким благочестивым, что с ним шутить было нельзя. На некоторое время я остался на крыше один, и решил все же выполнить свое намерение. Прочитав молитвы о здравии патриарха, зная,  что его самого в резиденции нет, я возопил дьяконским гласом многая лета святейшему патриарху. « Многая лета! Многая лета!» – неслось над резиденцией. Милиционер, дежуривший на входе, встрепенулся, послушницы, проходившие мимо, подняли головы. Я продолжал петь патриарху многая лета, а патриарх в это время находился прямо подо мной, у себя в кабинете. Пожалуй, никто ему на крыше его кабинета не пел ему «многая лета». Наверно он помолился обо мне. У меня было ощущение, что я попал в жерло духовного вулкана.
Вскоре пришел подвижник Андрей, к сумеркам мы закончили сбрасывать снег.  Его надо было отбросить еще и от дома. Когда мы спустились вниз, нам сообщили, что Святейший был у себя в кабинете, я тихо ойкнул, оценив ситуацию. Стемнело. Мы стояли на углу дома, недалеко от кабинета Святейшего и у нас возник оживленный разговор, чем отличается дух от души. Я никак не мог этого понять. Если мое сознание, мое «я» это душа, то что же мой дух? Подвижник Андрей пытался объяснить это, но все было как-то невразумительно. Как пример некоего раздвоения я привел слова о.Иоанна Крестьянкина сказанные лично мне по поводу посмертных явлений о.Всеволода Шпиллера, и записанные мною сразу по выходу от о.Иоанна. (21мая 1987 года) О.Иоанн говорил, что во время служения литургии он видит в алтаре тех живых, которых поминает на проскомидии. « И не воображаю их себе, а вот видишь их, вот они живые стоят. Целая очередь, подталкивают друг друга – Давай, не  задерживай, времени мало,- и вот я вижу Никиту Вячеславовича, а за ним Сергия вот с такой шевелюрой, - о.Иоанн посмотрел на мои волосы, во время беседы мы сидели с ним рядом на диване, – а за Сергием Ольгу Михайловну, а там иеромонах Герасим, и с каждым беседую. А когда времени мало, поминают только до херувимской, после херувимской уже не поминают, перекрестишь все синодики, и скажешь –«Помяни Господи всех зде поминавшихся». О.Иоанн говорил, что он никогда не пользуется синодиками, но всех помнит. (о.Иоанн дал ответ на все пять явлений, приведя аналогии каждому. Наверное, это было сделано потому, что я описал ему духовные явления связанные с ним самим.)
Запись этой  беседы  1987 г. о посмертных явлениях о.Всеволода Шпиллера  в девяностых годах я привез о.Иоанну на отзыв. В то время он уже не принимал и я передал текст, отпечатанный на машинке его келейнице. Через несколько дней, когда я уже уезжал, келейница передала ответы о.Иоанна на другие вопросы и вернула рукопись обратно, не сказав по этому поводу ни единого слова.
Мне было непонятно если я нахожусь в Москве и одновременно на литургии, которую служит о.Иоанн в Псково-Печерском монастыре, стою в очереди к нему в алтаре, толкаюсь с другими людьми, и о.Иоаннн со мной разговаривает, но находясь в Москве я об этом ничего не знаю, то кто стоит в очереди к о.Иоанну?
О.Владимир В. на мой вопрос ответил, что он знает, о чем речь, он может объяснить, но ему некогда.
Ангел ли это? Фантом? Астральное тело?
Наша беседа заинтересовала патриарха. Внутренним зрением можно было видеть, ощущать, как в потусторонности он умным облаком соприсутствовал с нами, глядя на нас с высоты. Все это продолжалось достаточно долго. Все-таки я не утерпел и сказал Андрею: «У меня сейчас  такое впечатление, что патриарх слышит нас и соприсутствует с нами»
-А у меня такое ощущение с самого начала нашего разговора, - ответил Андрей.
Напрасно мы это сказали вслух, присутствие патриарха тихо растаяло, вечность закрылась. Мы закончили заниматься снегом и вернулись в Преображенский храм. Я убедился что патриарх «все видит и слышит», но был ли такой опыт у женщин, так нападавших на меня, я не уверен. Скорее это вера, но вера в то, что существует на самом деле. Был еще один эпизод прозорливости патриарха явленный на мне, но я не хочу перегружать повествования. Просить суда у Святейшего дерзко, но могу сказать, что пребывание патриарха в потустороннести  как умное облако и явление схм.Серафимы как умной, духовной горы в духовном мире это очень близкие, родственные явления.


Однажды я замешкался с исполнением послушания в саду патриаршей резиденции в Переделкино. Уже смеркалось, а у меня еще не были побелены яблони. К парадному входу подъехал лимузин с патриархом. Свита засуетилась вокруг распахнутых настежь дверей, патриарх Алексий II вышел из машины, вошел в ярко освещенное пространство, двери закрылись. А я остался сидеть в тени дерев, покрывая побелкой ствол почти у земли. Я находился рядом с домом святейшего.
Внезапно я почувствовал как на мне словно остановился умный луч взгляда святейшего. Духовным зрением он, как умным лучом прожектора осматривал свою резиденцию. Этот взгляд остановился на скрюченной фигуре человека в темноте под деревом.
«Кто таков? И в такое время на территории резиденции?» Я был как на ладони у святейшего. Святейший видел меня, а я открывшимся в ответ духовным зрением видел Его. Нужно ли говорить, что святейший не выходил на балкон, и очевидно даже и не подходил к окну. Он духом созерцал свои владения на случай безопасности. Шла чеченская война. Это был 1995 год. Быстро постигнув мою сущность, он перевел свой духовный прожектор далее, и так вкруг по всей территории. Все было спокойно. Вскоре я докрасил свои яблони, и уже при свете фонарей перешел из резиденции на территорию Преображенского храма, где и состоял на работе.


Когда на территории резиденции встречался с патриархом просто обдавало святостью. «Ах, какой у нас патриарх! - восклицал я, - Какой патриарх!»
Однажды сподобился причаститься из Его рук в Успенском соборе Кремля, так что он назвал мое имя, может быть, узнав как работника резиденции, а может, быть видя и другое. Святость патриарха Алексия II для меня была несомненной.

Сентябрь 2009. 


Из статьи/ файла "Беседа архм.Иоанна Крестьянкина о посмертных явления прт.Всеволода Шпиллера"

Через месяц после смерти о.Всеволода Шпиллера, 7 февраля 1984 года, в празднование иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Николо-Кузнецком храме, где находится эта икона, литургию служил патриарх Пимен. По окончании литургии, когда духовенство вышло на середину храма для приветственного слова патриарху, иподьяконы патриарха вышли на солею и патриарх остался один в алтаре перед престолом, ему было явление о.Всеволода.
Уже во время служения литургии, во время призывания Святого Духа на дары, о.Всеволод, как духовный настоятель храма, присутствовал в алтаре, однако стал видим патриарху, когда все вышли из алтаря. Явление о.Всеволода было с правой стороны от престола. Старец из света, как из облака, ласково обратился к патриарху: «Ваше Святейшество!» Патриарх вздрогнул. Увидев о.Всеволода, «всхлопотался» духом и с сокрушением сердца, со всею искренностью просил прощения у о.Всеволода и молитв. О чем была краткая беседа, что сказал о.Всеволод, знать не дано.
Когда патриарх вышел на амвон, с приветственным словом к нему обратился о.Владимир Тимаков, он сравнивал патриарха с апостолами Петром и Павлом и с Ангелом. После приветственного слова, которое патриарх выслушал, не глядя на о.Владимира, он обратился к прихожанам храма, благодаря их за то, что они пригласили его на свой храмовой праздник, говорил как трудно послушание патриаршества, и просил молитв о себе, упомянул, что особенно Бог слышит ночные молитвы.
После литургии патриарх, не задерживаясь в храме, сразу уехал.
В эти дни решался вопрос, кто после смерти о.Всеволода будет настоятелем храма. Во время явления о.Всеволод был как бы в белоснежных одеждах, но только облеченный светом. Удивительный мир и ясность души. Созерцать о.Всеволода можно было, минуя алтарную преграду. Это явление вне измерений видимого мира. Кажется, священники были тоже в белых облачениях. Возникало ощущение единства небесной и земной Церкви.
Через несколько времени настоятелем Николо-Кузнецкого храма был назначен священник о.Владимир Рожков, бывший настоятель храма Трифона мученика, что было полной неожиданностью как для прихожан , так и для священника, претендующего на настоятельство.

Публикация рисунка осуществлена только по инициативе самого автора, никакое духовное лицо к этому не причастно и не имеет никакого отношения.

Из беседы архм.Иоанна Крестьянкина о посмертных явлениях о.Всеволода Шпиллера. Псково-Печерский монастырь 21 мая 1988 год.

...О.Иоанн хорошо отозвался о лекциях о.Всеволода, о нем самом, о его духовном устроении. По поводу явления о.Всеволода Патриарху привел пример как в прошлом веке наместнику Троице-Сергиевой Лавры явился один умерший монах и сказал: « Мы очень хорошо знаем, кто за нас молится». О.Иоанн говорил, что мы земные, у нас преграда перед умом, у умерших эта преграда снимается, находясь в духовном мире, они видят тех, кто за них молится. Почему так важны молитвы за умерших. «У вас свои, особые отношения с о.Всеволодом. Вы молитесь за о.Всеволода и он может откликаться на ваши молитвы. Он видит вас. Ведь через молитву происходит непрерывное общение Небесной Церкви с Церковью Земной » ...(Запись беседы в следующем файле)

Из письма архм.Иоанна Крестьянкина 10/11 1991г.

"И тебе и о.Всеволоду нужна только молитва,  и твой духовный опыт даруется только тебе, и если ты окажешься неспособным хранить сокровенное, то отнимется у тебя то, что даруется."