Звени моя домбра, звени!

Владислав Карпешин
Всё  в  этой  комнате  веяло  холодом.  Нельзя  было  дотронутся  голой  рукой  до  стен,  пола,  без  опаски  обжечься  морозом.  Прямо  ледяной  гроб,  а  не  номер  в  гостинице.
Значит  я  опять в  отеле  «Иртыш»  в  славном  городе  Семипалатинске,  что  основали  столетия  назад  русские  казаки.
А  сейчас  это  северный  Казахстан,  куда  занесла  меня  очередная  командировка.
Вот  везет  мне  с  ними,  ничего  не  скажешь!  Зимой  в  Сибирь,  летом  в  Туркмению!  Чтобы  значится,  не  расслаблялся,  и  не  посчитал  работу  за  отпуск  на  природе.
Натянув  на  себя  свитер  и  все  другие  теплые  вещи,  я  провёл  ночь  в  ледяном  кошмаре,  иногда  впадая  в    жуткие  сновидения,  где  меня  разделывают  на  котлеты  и  кладут  в  холодильную  камеру.

А  утром  меня  отправили  в  местную  командировку  в  отдалённый  район  Бершитас.

- Понимаешь, -  сказал  руководитель  нашей  бригады  Прокуратуры  Союза  ССР,  ехидно  ухмыляясь  -  Бершитас  это  чисто  казахский  район,  и  тебе  кроме  обычной  работы,  нужно  поездить  по  стойбищам  и  посмотреть,  как  живут  чабаны,  есть  ли  у  них  электричество,  как  с  питанием.  В  общем,  нужно  оценить  их  быт … Потом  доложишь  и  подготовишь  справку.

- С  питанием,  полагаю,  у  них  всё  хорошо!  Но  где  я  время  возьму  на  эти  мероприятия!

-  Ничего,  поездишь  вечерком  после  работы.  Нужно  уметь  совмещать  полезное  с  приятным.

До  Бершитаса  мы  долетели  всего  за  полтора  часа  на  маленьком,  раздолбленном  самолётике,  по - моему  еще  довоенного  года  выпуска,  который  всё  время  пытался  пикировать.
А  потом  еще  четыре  часа  мы  ехали  по  пустынной  снежной  равнине,  где  по  обочинам  встречались  брошенные  грузовики  и  валялись  трупы  волков.

- Буран  застиг, -  ответил  на  мой  немой  вопрос  водитель  нашего  вездехода, -  вот  и  бросили  машины,  иначе  погибли  бы.
А  от  волков  отстреливались,  оголодали  сволочи,  и  буран  им  нипочём.

Весь  Бершитас  был  одноэтажным,  с  приземистыми  длинными  домами.  Всё  было  уныло  и  бело.

Впрочем,  номер  мой  выглядел  шикарно,  правда  по  нужде  нужно  было  добираться  по  канату  на  улицу,  где  находились  туалет  и  умывальники  для  нуждающихся  граждан.
И  утром,  в  метель,  боясь  сорваться  с  каната,  я  шел  упрямо  к  туалету,  ничего  не  видя  перед  собой  и  чувствуя  себя  абсолютно  голым  перед  таким  ветродуем  в  35  градусный  мороз.
Вот  когда  я  понял,  что  цена  моей  искусственной  шубейке -  копейка!

И  наконец,  я  начал  ездить  по  стойбищам.
Ничего  себе  жили  чабаны,  нашим  бы  пастухам  из  российских  селений  так  жить!
Сначала  было  интересно,  когда  разбирали  барана  по  частям,  и  я  как  почетный  гость  передавал  по  подсказке,  кому  глаза,  кому  язык …  Была  строжайшая  иерархия,  и  каждый  должен  был  получить  то,  что  ему  положено.  Ошибка  не  допускалась.
Затем  пили  водку  и  запивали  её  шампанским.  Других  спиртных  напитков  они  не  признавали.
И  даже  не  знали,  что  в  Европе  это  называется  Северное  сияние.
В  общем,  через  непродолжительное  время  мне  достаточно  было  выпить  бокал  шампанского  и  перед  глазами  сразу  плыло  это  сияние.

Но  самое  главное  наступало  потом.  Прокурор  района  вальяжно  звал  своего  водителя,  который,  оказывается,  закончил  музыкальное  училище,  и  он  на  домбре  исполнял  сладким  голосом  местные  баллады.
И  все  присутствующие  кивали  головами  в  такт,  и  смеялись  или  огорчались  до  слез,  словам  этих  баек.
А  я  сидел  как  болван,  ничегошеньки  не  понимая.  Правда  вначале,  мне  переводили  о  том,  как  храбрый  охотник  убивает  сайгака …  и  прочих  ужасах,  удачно  преодолимых  местным  батыром.
А  потом  перестали,  не  видя  на  моём  лице  должного  восхищения.
Длился  этот  музыкальный  марафон  часами.

Кончались  наши  возлияния  всегда  кониной.  Либо -  кызы (конской  колбасой),  либо  кониной,  приготовленной  иным  способом.
Отказ  от  употребления  конины  считался  тяжким  оскорблением  хозяев.  Поэтому  скоро  у  меня  держался  постоянный  и  резкий  привкус  конины.  Чтоб  его!

И  я  взмолился,  требуя  прекратить  эти  вечеринки,  иначе  не  выживу!!!
«Да  что  Вы,  никак  нельзя,   на  Вас  же  очередь!  Все  уважаемые  люди  Вас  хотят  в  гости!  Вы,  то,  уедете,  а  нам  тут  жить.  Нас  же  со  света  сживут.  Пощадите!»

Наконец,  то  я  стоял  в  тёплом  номере  гостиницы  «Иртыш»,  где  можно  было  вояжировать  в  одних  трусах.
Этот  номер  я  с  боем  выбил  у  администрации  отеля  с  поддержкой  местных  товарищей  из  правоохранительных  органов.
Телевизора  у  меня  не  было  и  я  включил  радио.  Оттуда  донеслись  звуки  домбры  и  я  сразу  почувствовал  на  языке  привкус  конины.
Рефлекс  что -  ли  сработал,  ядрёна  вошь!!!

Еще  долго  по  приезде  в  Москву  в  моей  голове  звучала  казахская  домбра  и  почему -  то  вспоминались  не  посиделки  с  чабанами,  а  то,  как  я  ранним  утром  вслепую  в  буран  добирался  по  канату  до  умывальника  или  как  мы  обратно  двое  суток  добирались  до  аэропорта  с  ночёвкой  у  одного  знакомого  чабана.  Разумеется  с  домброй  и  кониной!