Про Гришу да и вообще...

Иракли Ходжашвили
Про Гришу… да  и  вообще...

     10-й  класс  48-й  школы, что  располагался   на  склоне  Мтацминда («Святая  Гора»)  в  старом,  центральном   районе  Тбилиси,  по  национальному  составу  ничем  не  отличался  от  других  классов  русских  школ  города,  где  на  два-три  десятка  учеников  приходится около десятка  национальностей:  русские, армяне, курды, греки, немцы, осетины, азербайджанцы, украинцы, белорусы, евреи  грузинские  и  негрузинские, грузины (а   среди  них — аджарцы ,  абхазы,  не  говоря  уже  о  мингрельцах, считающих  себя  «настоящими» грузинами).   
      Кстати, и  с  преподавательским  составом  было  то  же  самое. И  никто  на  это  не  обращал  внимания — все  «варились  в  одном  соку». Хотя,  если  уж  по-правде,  мне  не  стыдно  сознаться  в  том, что  я  для  себя  делю  людей  на  «своих»  и  «не  своих».  Вот,  например, Гриша — он   «свой». 
       По  отношению  к   кому-нибудь   другому  я  бы  добавил  «в  доску»,   но  здесь  это  можно  расценить  как  намёк  на  то,  как  однажды  у  него  дома  я  стукнул  его головой  об  дверь. 
        Мы  не  то  боролись,  не  то  баловались,  короче  говоря,  я  точно  не  помню, но Гриша  говорит, что  я  залез  к  нему  на  плечи, он  не  устоял  на  ногах и  упал.  (Разве  он  признает,  что  это  я  его  повалил!)
      Дом  у  них  был  старый, с  потолками  под 4 метра, и  межкомнатная  дверь  была  соответствующей  высоты  и  тяжести.  Но  удар-толчок  оказался   таким  сильным,  что  дверь  распахнулась  и  мы  клубком  выкатились  прямо  к  столу,  под  ноги  Гришиного  отца.
       Гриша — мой   одноклассник.  Мы  вместе  учились  последние  два  года  школы.  Он  появился  в  нашем  классе 2-го  сентября, аккурат  на  второй  день  после  того,  как  я  пришел  в  эту  новую  для  меня  школу,  вернувшись  в  Тбилиси  из  Туапсе. 
Когда  я  первого  числа  зашел  в  класс,  повторилась  та  же  история, что  и  в  туапсинской  школе — свободной  была  лишь  парта  перед  учительским  столом.  Так  что  и   у   Гриши  не  было  большого  выбора,  поэтому  он  сел  рядом  со  мной.  Так  мы  и  просидели  два  года,  до  «последнего  звонка».
     Гриша — еврей,  значит,  как  минимум,  умный! 
     (Если  верить  М. Жванецкому,  то  просто — «гений»). 
     Нет,  я  тоже  умудрялся  без  зубрёжки  получать  пятерки,  но  Гриша  ПОНИМАЛ  математику.  Ну  такой  уж  у  него  склад  ума!  Собственно,  по  сравнению  со  мной  он  и  был  гением  и  это  стало  ясно   с  первого  же  урока,  когда  они  с  Андреем  Константиновичем  заговорили   на  «своём  математическом»  языке,  перебрасываясь  тангенсами  и  котангенсами.
     А.К. Гамазов — Учитель  от  Бога. Многим,  для  которых  математика  была, как  он  говорил,  на  уровне  «сорок  и  сорок — рупь сорок»,  он  так  объяснял  всякие  премудрости  типа  бинома  Ньютона,  что они  уже  не  боялись  идти  на  урок. (Это  я  понял    позже,  когда   благодаря  ему  и  «Справочнику  по  элементарной  математике»  Выгодского,  уже  не  боялся  даже  контрольных!)  Думаю,  если  бы  А.К. учил  Бронислава  Нушича,  то  тому   не  снилась  бы  в  кошмарах  Математика,  о чем  он  признался  в  своей   остроумно  написанной  «Автобиографии». Кажется,  Математика  была  в  виде  осьминога  с  «ногами-щупальцами»:  «Арифметика»,  «Алгебра»,  «Геометрия» и т.д.
     (Кстати,  потом   А.К.  забрали  в  специализированную  математическую  школу,  но  он  не  бросил  нас.  Даже  на  выпускном  банкете  был  нашим  весёлым  и  остроумным  тамадой!)
     Такой  же  уникальной  учительницей  была  Виолетта  Ильинична  Гаспаришвили — но  уже  по  литературе  и  русскому  языку.  (Тут  уж,  пожалуй,  я  был  сильнее  Гриши,  хотя  он,  так  сказать,  и  «русский»).
Но  сначала  с  предметом  не  всё  было  так  гладко. Меня  удивило  то, как  В.И. вела  занятия. Во  первых,  она  рассказывала  о  чем-то  и  мы  должны  были  всё  записывать  за  ней,  потому  что  она  часто  переспрашивала  по  рассказанному  матералу.   Первые  полгода  мы  прозанимались, не  придерживаясь  школьной  программы.  Это  были  лекции  о  различных  литературных  направлениях  «Серебряного  века».  Представьте,  это  в  тот  период,  когда  еще  только-только  появились  первые  издания  Есенина, кое-что  доставалось  из-под  полы, а  о  многом  еще  даже  и  не  мечтали! У  меня  чудом  сохранилась  одна  тетрадь  с  конспектами  ее  лекций  о  декадентах.
         Помню, как  В.И. читала  Н. Гумилёва  (из  цикла «Капитаны»): 
   « Или,  бунт  на  борту  обнаружив,
    Из-за  пояса  рвёт  пистолет,
    Так  что  сыплется  золото  с  кружев,
    С  розоватых   брабантских  манжет.»
— А   теперь,— говорила   она,— попробуйте   заменить  здесь  хоть  одно слово!  Вот   что  такое — настоящая   поэзия!
(Через   40  лет,  когда  я  рассматривал   брабантские  кружева  то  ли  в  Голландии,  то ли  в  Бельгии, невольно  вспомнились  эти  стихи).
     Так  вот.  На  одном  из  первых  занятий,  когда  она  упомянула  В. Маяковского, чёрт  меня  дёрнул  за  язык  сказать, что  я  не  очень  его  люблю. Класс  притих.  (Маяковский  Гришке  тоже  был  «не  очень»,  но   он  умный — промолчал).  В.И.  посмотрела  на  меня  таким  взглядом,  что  я  сразу понял,  что  я  «ничто»  и  звать  меня  «никак»!
А  заодно  понял,  почему  класс  притих. Оказывается,  она  обожает  Маяковского.  Короче  говоря,  пока  я  не  выучил  наизусть   серый  двухтомник  поэта   она  на  меня  смотрела  так. Правда,  отметки  В.И.  не  ставила. У  нее  была  какая-то  своя  система  оценок. 
     Потом  уже,  в  особенности,  когда  она  подключила  меня  к  «самодеятельности»  и  уверилась  в  том,  что  я  не  так  уж  безнадёжен, отношения  у  нас  наладились. Об  этих  моих  «подвигах»  я  писал  в  воспоминании  „ My  Way “, поэтому  сейчас  вспомню   только  один  эпизод, который  произошел  незадолго  до  премьерного  показа  в  нашей  школе  вечера,  посвященного  Ю.Лермонтову.
     Мы   узнали, что  к  своим  родственникам  в  Тбилиси  приехал  знаменитый  литературовед  и  рассказчик  Ираклий  Андронников.
Заполучить  на  вечер  такого  знатока  Лермонтова — это  мечта!
И  я  с  двумя  девочками  пошли  его  приглашать. К  сожалению, мы  никого  не  застали  дома  (оказалось,  что  они  выехали  в  какой-то  район  Грузии),  но  зато,  поднимаясь  по  лестнице,  мы  нашли  на  ступеньке  купюру,  кажется,  в  25  руб.  Этих  денег  нам  хватило  не  только  на  4  билета  в  театр,  куда  мы  пригласили  Виолетту  Ильиничну,  но  и  на   пирожные  с  лимонадом  «Дюшес».   На  эту  новую   постановку  в  театре  Грибоедова,  к  сожалению,  названия  её   не  помню,  невозможно  было  попасть, так  как  она, по  тогдашним  понятиям,  считалась  «смелой».  Кажется,  «смелость»  заключалась  в  том,  что  не  то  у  героини   юбка   было  несколько  короче  общепринятой  «нормы»,  не  то  по  ходу  спектакля  она  села  на  колени  героя.
     Да, так  вот,  Гриша, я  же  говорю, что  он  умный!, несмотря  на  то, что  он  хорошо  играл  на  фортепиано (джаз... Миллер!..)  и  мог   бы  прекрасно  аккомпанировать, каким-то  невероятным  образом   не  был  вовлечен  в  самодеятельность. Мне  кажется,  что  это  произошло  не  потому,  что  он  ссылался  на  частые   головные  боли,  а  потому,  что  Андрей  Константинович  «отбил»  его  у  Виолетты  Ильтничны.
     А  химию  нам  преподавала  гречанка  Ирина  Фёдоровна,  которая  пришла  к  нам  прямо  со  студенческой  скамьи. Она  была  совсем  молоденькая,  очень  красивая,  не  очень  хорошо  владела  русским  и  всё  время  смущалась  и  краснела,  что  очень  нас  веселило. У  нее  была   знаменитая  фраза: «Я  тебе  сейчас  поставлю  двойку  и  правильно  сделаю!», на  которую, кажется, не обижался  даже сам «удостоившийся».

     Я  научил  Гришу  играть  в  пуговичный  футбол,  и  скоро  его  мама, Мира  Владимировна,  начала  замечать, что  у  нее  стали  пропадать  пуговицы.  А  он  научил  меня  играть  в  настольный  хоккей — это   была  в  то  время  довольно  дорогая  игра.  И  мы  сражались  с  ним,  как  «наши»  со  шведами, или  чехами, или  канадцами,  ведь  в  начале  60-х  годов   именно  эта  четверка  сборных  задавала  тон  в  мировом  хоккее!
   Еще,  в  крытом  проходе  во  двор  его  дома  ребята  часто  ставили  н   теннисный  стол  и  целый  день  играли  в  теннис. Самыми  сильными  игроками  были  Яша  Биганов, осетин,  наш   одноклассник, живший  в  этом  дворе,  и  Гриша. У  них  были  самодельные  ракетки  с  толстой  губкой,  которыми  они  безбожно  «закручивали»  мячи.  Оба  были  жуткими  «качальщиками», т.е.  могли   долго  перебрасываться  шариком,  гоняя  друг  друга  из  угла  в  угол.
     В  Туапсе,  где  я  прошел  свою  «школу»  игры,  так  не  играли. Там  всё  протекало  более  стремительно,  чему,  наверное,  способствовало  и  то,  что  ракетки  с  губками  было  редкостью,  а  простыми    ракетками  не  очень-то  «покрутишь».  Правда,  потом  и  у  меня  появилась  ракетка-«сэндвич», но  прослойка  губки  в  ней  не  шла  ни  в  какое  сравнение  с  ракетками  Яши  и  Гриши,  да  к  тому  же  ребята  они   были   более  высокие  и  длиннорукие,  легко  дотягивались  до  сетки,  а  для  меня   зона   стола около  сетки   была  практически  «мёртвой».  Но,  как  бы  там  ни  было,  хотя  в  отдельных  партиях  я  мог  дать  им  бой,  они  были  безусловными  лидерами.
     После  школы  Гриша  поступил  на  модный  и  престижный  факультет  не  то  «прикладной  математики», не то  «кибернетики  и  информатики», но  на  что-то  такое  (кто  бы  сомневался, что  он  поступит!),  а  я  уехал  учиться  в  Целиноград,  так  что  в  студенческие  годы  мы  редко  «пересекались».  Потом  он  уехал  в  Москву. 
     Казалось  бы — вырвался   из-под  домашней  опеки — погуляй  в  Москве,  молодой, ведь, так нет!  Устроился  на  работу  в  какой-то  институт,  женился  на  Гале,  родил  дочку,  защитил  диссертацию — прямо  «мамина  радость»!   Гриша  теперь  периодически  приезжал  к  маме, которая, после  смерти  отца  Гриши, жила  одна, но  уже  в  другом  месте, т.к.  дома  на  их  стороне  улицы  снесли  и  там  построили  новое  высокое  здание  ЦК  компартии  Грузии. Когда  я  перевелся  из  Целинограда  в  Тбилиси,  я  навещал  Миру  Владимировну,  в  особенности,  когда  она  стала  болеть.      Потом  Грише  удалось  забрать ее   в  Москву.  Царство  ей  небесное!  Это  была  женщина  с  чувством  настоящего  юмора  и  здорового  скепсиса.
     Прошло  несколько  лет, пока  мы  вновь  встретились  с  Гришей.
Я  помню,  он  пришел  навестить  меня  после  операции  в  Москве,  в  86-ом  году.  Вся  голова  у  меня  была  перевязана,  я  еще  не  мог  не  то  что  смеяться,  а   даже  нормально  раскрыть  рот,  а  он  начал   вспоминать  нашу  «молодость»   и  рассказывать  еврейские  анекдоты,  так  что  мне  пришлось  очень  туго.
     Следующая  наша  встреча  состоялась  уже  в  Тбилиси,  в  начале апреля  89-го,  когда  он  приехал  прощаться  с  родственниками  и  могилами  перед  отъездом  в  Израиль. Ведь  тогда  все  выезжали  в  Израиль,  хотя  потом  оказывались  где  угодно.  Он  заранее  позвонил  и  попросил  достать  «Командирские»  часы,  электрические  утюги  и  что-то  еще,  что  можно  было  вывозить,  а  потом  продать  за   границей.
  Конечно,  остановился  он  у  нас. Выяснилось,  что  можно  вывезти  еще  картины,  если  иметь  соответствующие  справки,  поэтому  он  решил  присмотреть  что-нибудь  «тбилисское»  в  художественном  салоне.  А  со  мной  еще  в  начальных  классах  школы  учился  Лёня  Семейко,  к   тому  времени  уже  известный,  признанный  художник,  картины  которого  выставлялись  на  многих  всесоюзных  и  зарубежных  выставках — в  Англии,  Франции, Японии,  ФРГ,  Канаде...   
           Мы  с  ним  как  раз  в  тот  период  часто    встречались,  потому  что  у  Лёни   были  проблемы  с  желудком,  а  это  уже — мой  профиль. Я  созвонился  с  Лёней  и  8-го  апреля  мы  собрались   у  нас  дома. Хорошо  посидели,  вспомнили  «былое»…  У  Лёни  тогда  было  много  картин  с  видами  старого  Тбилиси   (на фото —одна  из подаренных  мне),  которые  продавались  и  в  салоне,  но  он  хотел  нам  показать   что-то  новое,  поэтому  мы  договорились, что  назавтра   с  утра  поедем  к  нему  в  его  мастерскую  в  Сололаки — старом  центральном  районе  Тбилиси  в  шаге  от  площади  Ленина. Как  раз  в  тот  день  мы  с  Гришей  были  в  том  квартале  и  заходили  прощаться  к  его  тёте. 
      Потом  прошлись  пешком  по   Руставели,  где у   Дома  правительства    уже  давно  проходили  демонстрации  с  требованиями  отмены  решения  руководителей  Абхазии  о  выделении  из  состава  республики  и  восстановления независимости  Грузии  в  единых  границах.  Мы  шли  мимо  палаток, где  лежали  голодающие  демонстранты,  слушали  выступления  ораторов,  которые  сменялись  музыкой  и  танцами… Здесь  были  и  стар  и  млад. Были  целые  семьи  с  маленькими  детьми. 
     Чувствовалось  какое-то  напряжение, но  все  говорили,  что  не  посмеют  же  разгонять  мирную  демонстрацию,  где  столько  стариков,  женщин  и  детей!
     Утром  9  апреля, позавтракав, мы  с  Гришей  оправились  к  Лёне. Это  было  воскресное  утро,  так  что  мы  не  удивились,  что  на  улице  мало  народа  и  транспорта  почти  не  видно.  Мы  решили  дойти  пешком  до  станции  метро,  чтобы  так  добраться  до  площади  Ленина.  На  остановке  мы   узнали  о  том,  что  произошло  ночью,  и  то, что  в  связи  с  этим  станции  метро  «Руставели»  и   «пл.Ленина»  закрыты.
     Оказывается,  ночью  в  центр  города  былы  введены  войска  спец.назначения   армейские  и  МВД  (переброшенные  из  Перми  и  Воронежа),  которые,  при  поддержке  бронетехники,  с  применением  огнестрельного  оружия,  удушающего  газа  и  сапёрных  лопаток,  разогнали   демонстрацию.  «Посмели»!
      Среди   21-го  погибшего  при  разгоне  человека  17   было  женщин (из  них  троим  было 16 лет,  а  двоим — 60 и 70  лет)!  Врачи  «скорой  помощи»  и  токсикологи  не  смогли  установить  состав  отравляюшего  газа  и  не  могли  лечить  пораженных   специфическим  антидотом.  Происшедшее  вызвало  широчайший  резонанс  не  только  в  СССР,  но  и  во всем  мире. Была  создана  парламентская  комиссия  под  руководством  Анатолия  Собчака,  которая  установила  неправомерное  применение  силы  и  отравляющих  веществ  при  разгоне  демонстрации,  приведших  к гибели  людей, но,  несмотря  на  это,   генерал  Родионов,  командующий  войсками округа  и  руководивший  операцией,   вскоре  был  переведен  в  Москву, кажется  в  Генштаб,  или  замминистра  обороны,  а  лица,  непосредственно  отдавшие  приказ  из  Москвы,  так и   остались  неназванными.(Потом  были  еще  кровавые  разгоны  демонстраций  в  Баку,  Прибалтике,  события в  Карабахе   и  Средней  Азии,  что,  в  итоге,  привело  к   распаду  СССР).
    Но  пока  что  Союз  цел,  Гриша  простился  с  родственниками  и  могилами,  забрал  сувениры  и  картины  и  вернулся   в Москву,  а  где-то  через  пару  месяцев, оформив  полуторамесячную  командировку  на  рабочее  место  в   Институт  гастроэнтерологии,  выехал  туда  и  я —  провожать  Гришину  семью  заграницу.               
    Остановился  я  у  них.  Вообще, странная  для  меня  была  тогда  ситуация — их  уже  давно освободили  с  работы,  выписали  из  квартиры, ребенок  не  ходил  на  учебу, —   т.е.  они  были  уже  «никто  и  ничто»  в  глазах  «общественности»  и  даже  государства,  хотя  нет, государство  все  еще  требовало  от  них  то  одно, то  другое:  то  очередную  справку, что нет  задолженностей  по  жилью, то  разрешение  из  Министерства  культуры  на  вывоз  какой-то  вазочки,  которую  когда-то  купили  в  магазине.  Тогда  я  впервые  услышал  слово  «Cargo»   и  узнал  о  багажных  мытарствах…
     Это  уже  через  много-много  лет  появятся  в  печати  рассказы  и  повести,  воспоминания  людей,  прошедших  этот  искусственно  созданный  ад,  связанный   с  разрешением/запрещением  вывоза  чего-то,  с  бесчисленными  повторными  вскрытиями  багажа  для  изъятия  каких-то  безобидных  тарелочек, или  богом  забытой  и  никому,  кроме  хозяина,  не  нужной  книжки… 
  Целый  день  Гриша  с  Галей  мотались  по  каким-то  учреждениям, багажным  отделениям  в  аэропорту,  висели  на  телефоне (пока  и  его  не  отключили),  пытаясь  куда-то  дозвониться  и  что-то  уточнить, или, наоборот,  отвечая  на  многочисленные  звонки…  А  когда  они  были  дома — всегда  приходил  кто-то,  чтобы  разузнать,  или,  наоборот,  сообщить  какую-то  новость,  связанную  с  «ОТЪЕЗДОМ».
    Многие  из  приходящих,  впервые  видевшие  меня,  сперва  воздерживались  от  разговоров  «по  делу» при  мне,  но  потом  уже  и этот  момент  пропал.  Кажется, некоторые  думали,  что  и  я  собираю  вещи — настолько   я  уже  стал  разбираться  кое  в  чем.
     За  несколько  дней  до  их  отъезда  приехал  провожать  и  наш  одноклассник  Яша,  так  что  мы  уже  вместе  поехали  в  аэропорт.Вся  эта  свистопляска,  конечно  же,  не  могла  не  отразиться  на  всегда  эмоциональном  Грише,  и  я  с  удивлением  наблюдал  со  стороны,  как  мой  всегда  легко  «взрывающийся»  друг  спокойно  и  невозмутимо  реагировал  на  все  замечания  и  действия  таможенников  при  прохождении  контроля  в  аэропорту.  Никакого  уточнения, вопроса, не  говоря   уже  о  протесте  жестом  или  мимикой,  когда  один  таможенник  вывернув  весь  чемодан,  вытаскивал  советскую фарфоровую   фигурку  балерины, тарелочки  чайного  сервиза  или  какие-то  вилки  из  столового  прибора,  а  другой  таможенник  пропускал  такие  же  чашки или  ложки.  Хорошо,  что  я  захватил  с  собой  небольшую   спортивную  сумку  и  Грише  с  Галей  разрешили  сложить  в  нее  всё  «запрещенное   к  вывозу»  и  передать  мне. 
     Мы  всё  же  надеялись  еще  на  встречу!   
     Долго  от  них  ничего  не  было  слышно. Связи  с  его  московскими    знакомыми  у  меня  не  было,  и  прошло, пожалуй, около  двух лет,  пока  он  связался  со  мной  уже  из  Калифорнии.
     Оказывается,  они  довольно долго  пробыли  в  Италии. О  том  периоде  он  рассказал  только,  что  там  было  неплохо.  Ему  даже  удалось  очень   удачно  продать  кое-что  из  взятых  с  собой  сувениров.
В  конце  концов,  они  добрались  до  Калифорнии,  устроились  с  жильем,  работой,  девочка  продолжила  учёбу,  так  что  жизнь  вошла  в  новую  колею.
     Он  работал, кажется  программистом,  в  музыкальной  фирме,  потом  перешел  в  другую  фирму,  и,  насколько  я  понимаю,  разработал  и  внедрил  какую-то  такую  программу  ее  деятельности  (а  может,  обеспечения  безопасности  ее  деятельности — что  я  в  этом  понимаю!),  что  его  даже  на  пенсию  не  хотели  отпускать. 
     Надо  сказать,  что  как  только  он  более  или  менее  основательно  устроился  на  новом  месте  проживания,  он  хотел  пригласить  нас  с  Яшей  к  себе  в  гости.  Яша  поехал. Мы  с  Ниной   воспользовались  оказией  и  переслали   Грише  их   вещи  (кстати,  в  той  же  синей  немецкой  сумке).      Когда  пришел  срок  возвращения  Яши  мы  узнали  от  его жены,  что  Грише  удалось  каким-то  образом  помочь  Яше  остаться  в  Америке. Яша   долго  жил  в  их  доме  пока  не  получил  все  разрешения  и  не  устроился  на  работу.  А  еще  несколько  позже   уже  он  перевез   свою  семью.
   Правда,  к  этому  времени  Яша  уже  ушел  от  Гриши  «в  свобо дный  полет»,  но  как  видно,  сделал   при  этом  что-то  не  так,  потому  что,  когда  я  в  разговоре  с  Гришей  и  Галей  спросил  о  Яшиных  делах,  он  ответили,  что  не  знает.  Чувствовалось,  что  им  не  хочется  говорить  на  эту  тему.  Единственное,  что  мне  удалось  выяснить,  это  то,  что  те  вещи   до  Гриши  так  и  не  дошли… Им  сказали, что  вещи  отобрали  на  какой-то  таможне… Ну  да  Бог  с  ними!
      Потом  мы  несколько лет  перезванивались  по  телефону, а  когда  появилась  возможность  установить  скайп — то  это  была  такая радость!  И  они  всё  время  зазывали  нас  к  себе  в  гости, обещая  взять  на  себя  все  расходы,  но  мы, конечно,  не  могли  позволить  себе  этого.
     И  только  через   двадцать  два  года  нам  удалось   встетиться  в  Кёльне,  куда  к  этому  времени  мы  перебрались  сами.
     Имея   жесткий  график  турне  по  Европе,  они  умудрились  и  выкроили  пару-тройку  дней,  чтобы  остановиться  у  нас. Наконец-то,  наши  жёны  познакомились  лично  и,  к  нашей  радости,  нашли  общий  язык.
    Мы  побродили  по  городу,  посмотрели  кое-что  из  многочисленных  достопримечательностей,  побывали  и  в  музее  кёльнской  воды,  и   музее  горчицы. Естественно,  сняли  пробы  везде…
     Но  больше  всего  мне  запомнилось  наше  посещение  музыкального  магазина  Steinberg,  где  я  уговорил  Гришу,  хотя  он сопротивлялся  больше  для  вида,  «попробовать  звучание»  фирменных  роялей.  И  с  удовольствием  слушал  его  импровизации...  и  вспоминал  его  дом  на  ул. Дзержинского,  старую  квартиру  в  старом  доме  с  высоченными  потолками...  и  как  он  играл  тогда  мелодии  из   «Серенады  Солнечной  долины»  на  их  старом  пианино…

ОС. Вообще-то,  я  уверен,  что  если  бы  я  тогда  не  повалил  Гришку (может,  кто-то  в  этом  еще  сомневается?)  и  не  стукнул  бы  его  головой  об  дверь,  то  у  него  какой-то  «шарик»  не  заскочил  бы  за  какой-то  «ролик»,  он  не  уехал  бы  потом  в  Москву,  не  встретил  свою  Галю,  не  родил   Инночку,  не  перебрался  бы  в  Америку...  не  заскочили  бы  они  пару  раз  к  нам  в  гости  и  пр., и пр.
     Как  видно,  мудрый  отец  Гриши  предвидел  всё   это,  поэтому  и  не  стал  нас  ругать, когда  мы  свалились  к  нему  под  стол,  а  просто  невозмутимо  убрал  ноги.
        11.06.2016 – 26.02.2017  г.г.