Ондри улыбается глава 2

Роза Салах
                Мальчишка в унынии
  Утром Ондри был грустноватым. Всё тело ломит. Руки  поднять вверх трудно. Разве только это? Кажется, что под мышкой колет. Бедро ног стали твёрдыми. Какой тут заниматься физзарядкой? Кажется, что ночью во время сна с кровати упал на пол. О своём горе матери промолчал, но та поняла и поэтому с загадками сказада:
- Как вижу: сегодня ты без настроения, к работе не готов.
- А мы капусту всю перетаскали,- мальчик со своим маленьким горем не хочет с матерью делиться.
- Если уж так...
 В передней Илья Петрович был занят каким-то письмом. Мать взглянула на мужа, потом обратилась:
- Ты слышишь нас?...
- Я специально считал, сколько капусты наберётся: папа под сени семнадцать раз принёс,- начал объяснять Ондри, - я только на два раза меньше его...
- Маленькому работы, бедный мой, досталось больше,- пожалела мать. - Ну ладно, потихонечку тело болеть перестанет, колой.
- Не очень. А у нас ещё физкультура-а-а...
 Услышав такое, Игорь Петрович остановил свою работу:
- Говоришь "болит"?
- Потрогать нельзя,- ответил Ондри.
- Вот что, сынок, - проговорил отец,- если руки-ноги болят - это что? Это в пользу пошло, крепче будешь. Потом Илья Петрович начал проверять сына. Мальчишка успел нарядиться в трико. Отец засучил рукава. Ондри глаза выпучил. Что? Отец - доктор? Что проверяет? Илья Петрович вначале подержал мускулы сына. Ондри сжал зубы.
- А теперь подними руки, - приказал отец.- Вот так! Не вылезла?
- Что?- не понял Ондри.
- Рука.
 Что-то хрустнуло.
- Что-то... Вот сейчас вокруг сада один-три круга пробежимся, всё на своё место станет, и сон пропадёт. Не ной - трогайся!...
 Через некоторое время Ондри, усталый, задыхаясь, забежал домой.
- Ну как? - мама спросила.
- Могу в школу идти, - Ондри взбодрился. - И папа вот говорит: " Силы в тебе немножко прибавилось."
- Верно, - в беседу вмешался Илья Петрович. - После школы малость отдохни. До моего прихода с работы выполни домашнюю работу, что в школе задали. А вечером на тренировку опять выйдем. Ты, думаю, со мной согласен.
- Всегда готов!
 Ондри встал, как в строю. Забыл и о боли в суставах. Взял сумку и зашагал в школу.

                * * * * *

- Самый лучший!
- Микале, быстрее!
 Перед концом урока физкультуры на школьной спортивной площадке слышится ребячий шум, крик. Перед школой, расположенной в конце деревни, разгорелось интереснейшее соревнование, бег с передачей эстафеты. Ребята бегут наперегонки.
- Быстрее!
- Шире ноги!
- Ещё немного! Вот так! - слышатся детские возгласы.
 Каждый, соревнуясь, свою команду стремится вывести вперёд. А болельщики радуются,  хлопают в ладоши, огорчаются, кричат, ногами топают. Спокойных зрителей нет.
- Приготовиться! - дал команду бегунам учитель Анатолий Иванович.- Та- а- к! Изергин,.. Марш!
Ещё одна пара побежала, соревнуясь друг с другом. Очередь бежать дошла до Ондри, самого маленького в классе. Хотя его команда вышла вперёд, на лице мальчика нет чувства радости. Почему? В классе все сильнее его, каждый обгонит. Поэтому, услышав от учителя, что в конце уроков будет эстафета, Ондри сморщился, расстроился.
- Что стоишь, роясь в песке голубиной головой? Смотри, как остальные чешут,- подойдя к нему ближе, пошутил давно прибежавший физорг Энсай Кельдыбаев.- Гляди, насколько опередили мы всех остальных? И ты маху не давай. Понял?
 Ондри ничего не ответил. Но сердце, как у зайца, стучит, не даёт покоя одна дума:"Хоть бы один раз мне как следует пробежаться, с помощью команды выиграть. Эх, пусть бы в это время сильный ветер поднялся... А наша команда других намного впереди,- успокаивает себя Ондри. - Ну, что? Ведь назад не побегу. Всё равно к финишу приду."
 Ондри, погладив подросшие кудрявые волосы, встал на старт,
- Ялпаев,- сзади слышится насмешливый голос физорга,- покажи-ка своё мастерство. Твоя очередь,
- Потом от стыда затылок не чеши,- добавил рослый парень из другой, рядом стоящей, команды. - Хи-хи...
 Эта нсмешка ему показалась, как кашель в ухо. Надо же! Ялпаеву придётся соревноваться, бежать вместе с Миклаем, соседом по парте.
- Уж ты не отставай так далеко,- смеётся одноклассник, ожидающий эстафетной палочки. - Видишь, твоя команда насколько впереди.
- Не болтай! - Ондри махнул рукой.
 Анатолий Иванович предупредил подготовиться к старту ещё двоих. Теперь в голове мальчишки только одна мысль: " Пятьдест метров. Даже меньше длины фубольного поля... Только бы дыхание не остановилось."
 Ондри, задыхаясь, дошёл до ворот футбольного поля, обежав вокруг, спешит обратно. Миклай намного отстал, ему не догнать, он ещё только к воротам бежит. Ондри прибавил скорость. Ещё немного!...
- Ондри, Миклай! - подбадривают остальные.
Ондри под крик болельщиков обернулся, взглянул на напарника. Но вдруг... споткнулся. Некоторые охнули от неожиданности, вскрикнули, за голову схватились. С Ондри ещё одна беда! Во время бега у него шнурок  порвался. Тут вокруг поднялся переполох! Ондри остановился, как будто в воду окунулся. Охо-хо... Какая досада! Какое волнение!..
- Ну, тебя!...
- Весь труд скомкал!
 Сзади раздаются голоса физорга и двух-трёх учеников из класса:
- Хоть на буксир его бери.
- Смотрите, смотрите, как столб.
 Обидные слова по Ялпаеву, точно кнутом, ударили. В это время его и отстающий Миклай догнал и обогнал.          Определили победившую команду. Ондри ни слова не может сказать, словно ком в горле. Вот-вот, как горох, из глаз потекут слёзы. Некоторые его попытались утешить, даже пожалеть. К финишу Ондри пришёл в носках, держа в руке кеды..
- От тебя другого и не ждали, - сердито заключил Энсай Кельдыбаев.- Медлительный, невезучий и есть.
Ондри, окончательно расстроенный, отвернулся. В это время к нему Микале подошёл.
- Энсай, - обратился он к физоргу,- сильно-то его не упрекай. На соревнованиях всё может случиться.
- Ты его каждый раз защищать не старайся. Всё равно твой друг бестолковый.
- Если сегодня плохо, то в следующий раз будет хорошо, - утешая, Микале похлопал по плечу Ондри. - Ладно, так уж не переживай.
- Говоришь: в следующий раз... - Кальдыбаев будто изменился. - Лучше расскажи ему сказку о Богатыре из теста. Возможно, поумнеет. ..
 Ондри, услышав горькие слова о себе, вместо обиды на физорга ему моргнул. Весь засиял. Затем он посмотрел на Энсая Кельдыбаева прямо в глаза, усмехнулся.
 В это время учитель Анатолий Иванович  дал команду построиться всем в ряд.
- Эстафета вам понравилась? - спросил учитель.
Все повернулись в сторону Ондри. Тот растерялся...
- Если и впредь будем так соревноваться, все можем выступать в цирке, смешить людей. - ситуацию оценил  физорг Кельдыбаев. Учитель Энсаю махнул рукой, хотел остановить его насмешку над мальчиком, но сам не удержался, улыбнулся. Чуть промолчав, обратился ко всем:
- На этом завершаем урок, готовьтесь к следующему.
Перед уходом детей домой Анатолий Иванович пригласил к себе Ялпаева.
- Ондри,- обратился учитель,- не переживай. Видишь: что может случиться, не предвидишь. А из тебя выйдет толк. Поверь мне...
- Так и папа говорит, - промолвил мальчик и опустил голову.
- Твоего папу я знаю. В своё время был сильным спортсменом. Бери с него пример. Яблоко от яблони далеко не падает.
 Ондри не смог ответить, только почесал затылок. Анатолий Иванович правду говорит. Мальчик о начале самостоятельных пренировок промолчал. Стерпел, но подумал: "Можно ли похвастаться перед учителем о трёхразовой пробежке вокруг сада? Пусть потом он перед классом об этом скажет." Ондри после таких слов Анатолия Ивановича подболрился, успокоился и затерялся среди детей...