Первая любовь

Валерий Бородянец
   В 14 лет я поступил в техникум.
Свою будущую профессию представлял смутно. Просто в техникуме платили стипендию, которая была существенной прибавкой к нашему семейному бюджету.

   Среди девчонок нашей группы она была самой красивой. Очень часто на лекциях я смотрел на нее и предавался несбыточным грезам.

   В моем послевоенном детстве не то, что витаминов, хлеба порой не хватало.
   К тому же я часто болел. И неудивительно, что оказался самым маленьким в группе. На меня она не обращала никакого внимания.

   Впрочем, один раз я был ею замечен. Наш учитель физкультуры, Михалыч, как мы его звали между собой, в конце зимы устроил зачет. Нужно было пробежать на лыжах 5 км и уложиться в норматив.

   Я был единственным, кто в этот норматив не уложился.
   Она презрительно на меня посмотрела и сказала своей подруге: «Вот доходяга!»
   Сказала негромко, но я услышал.

   Несколько дней ходил как в тумане.
   Жить мне тогда не хотелось.
   Очень хотелось придумать красивый способ самоубийства.
   А потом пришла великая злость: «Я ей докажу!»

   Но что! Что можно было ей доказать. Она занималась в лыжной секции и на том злополучном зачете показала лучшее время, обогнав даже самых крутых наших парней.

   И  вот однажды мне в голову пришла дерзкая мысль: «А вот возьму и обгоню ее на лыжах!»
   Сначала испугался своей дерзости и мысленно обругал себя: «Совсем спятил! Как ты ее обгонишь?»

   Позже эта дерзкая мысль возвращалась ко мне снова и снова. Постепенно созрел великий план. Как все гениальное, он был прост и незатейлив:
- за лето заработать деньги;
- осенью купить хорошие лыжи;
- прочитать литературу по лыжному спорту;
- как только выпадет первый снег, начать тренировки.

   Проще всего было с литературой.
   В библиотеке считался заядлым читателем. Меня там любили и нужной литературой обеспечили.
   Одно название брошюр чего стоило:
- «Техника ходьбы на лыжах»;
- «Стратегия и тактика лыжных гонок»;
- «Методические рекомендации тренерам лыжного спорта».

   С деньгами получилось немного сложнее.
   Мы с друзьями и раньше подрабатывали летом.
   В середине 50-х в Орле было много домов с печным отоплением. Летом на каждую печь заготавливался солидный запас дров.

   Обычно бригада состояла из 3-х человек. Двое пилят, третий рубит, изредка сменяя друг друга. За один жаркий и невероятно  длинный день нужно было по пилить несколько кубометров дров на короткие чурбаки, поколоть их и уложить поленья в сарай. Примечание: пилили двуручной пилой, так как о бензопилах тогда еще даже не слышали.
   Так и запомнилось мне то лето: жара и бесконечные груды дров.

   Зато уже осенью приобрел новые лыжи.
   Зима в тот год выдалась ранняя, вьюжная. Так что со снегом проблем не было. Обнаружилась другая проблема.

   Усиленные тренировки требовали усиленного питания. А в нашей семье денег и на обычное-то едва хватало.
   Помню, как мне тогда все время хотелось есть. В техникуме уже реже смотрел на ее изящный профиль. И мечталось порой о полной тарелке каши с хорошим куском хлеба.

     Над великим планом нависла угроза. Дома я заявил: «Мне на лекциях хочется есть. Решительно  отказываюсь от покупки нового пиджака в пользу лишней тарелки супа».
   Пришлось подлатать мою старенькую вельветовую курточку, и проблема была частично решена. Калорий все равно не хватало, но стало гораздо терпимее.

   И вот наступил этот февральский день. Немного хмурый, немного ветреный.
   Наш Михалыч был очень дотошным человеком, и обычный зачет организовал как солидное соревнование:
- раздельный старт с интервалом в 30 секунд;
- судья на поворотном;
- и даже картонные номерки для участников.

   У нее был 10-й номер.
   С помощью несложных интриг мне удалось нацепить на грудь
номер 11.
   Она энергично стартовала и стремительно помчалась по лыжне.

   Я приготовился. Кто-то сказал: «Ну что! Может догонишь?"
– «Попробую!»
   Все рассмеялись, сочтя мой ответ веселой шуткой.

   Мне рассказали, что когда я ушел на дистанцию, Михалыч посмотрел мне вслед и задумчиво произнес: «А ведь и догонит. Если постарается». Снова раздались смешки, но Михалыч резко оборвал весельчаков: «Что ржёте, придурки!» Посмотрите, как размашисто он идет!»

   Сразу после старта почувствовал: это мой день!
   Мне казалось, что на своих великолепных, хорошо смазанных лыжах я летел над лыжнёй, как на крыльях. Вспомнились  казённые лыжи, тяжёлые, тупые и вихлястые,  на которых пришлось сдавать зачёт в прошлом году.

   К концу 2-го километра я догнал ее.
Сказались ежедневные тренировки. И в мороз, и в метель, и при хорошей погоде. Удивительно, но в ту зиму ни разу не простудился.

   Счастливая уверенность овладела мной: «Сегодня покажу, кто из нас доходяга!»

   Несколько километров шел за ней по пятам. Шел уверенно, несмотря на приличный темп.
   Мы то и дело обгоняли своих однокурсников, стартовавших раньше нас. Ей лыжню уступали охотно.

   Она чувствовала, что кто-то ей дышит в затылок и немного нервничала.
   А у меня в душе все ликовало и пело: «Получилось! Все почти получилось!»
 
   До финиша 500 метров. Впереди никого. И я решился: «Лыжню!»
           Она освободила лыжню и обернулась.

   Не забыть мне ее изумленного взгляда: - «Это кто там такой наглый?»
   А когда увидела меня, задохнулась от ярости.

   Эти 500 метров дались нелегко. Она была хорошей лыжницей. И лыжи у нее были хорошие. Плюс оскорбленное самолюбие и неукротимое желание поставить наглеца на место, то есть позади себя перед финишем.

   Неважно, что у меня все  равно было бы лучшее время, так как стартовал на 30 секунд позже.
   Здесь был вопрос принципа – кто второй – тот слабак!

   Темнело в глазах от напряжения. Каким-то чудом удалось выдержать эту безумную гонку и финишировать первым.

   Мой триумф наблюдал один только Михалыч. Вся группа в тот момент была на лыжне.

   Немного позже, когда все собрались, к ней подошел наш остряк Дима: «Ну ты что, так и тащила его за собой на веревке!»
- «Да пошел ты!» - огрызнулась она.

   Представляю, как ей было досадно. Всегда и во всем  была первой. А тут такое поражение. И от кого: - от доходяги!

   Вот они тайны человеческой психики. Хотел заслужить благосклонность, а получил тихую ненависть.

   Но жизнь продолжалась.
   Ее ненависть тихо исчезла. Исчезла и моя первая влюбленность.
   Зато лыжи полюбил на всю жизнь.

           P.S. Михалыч пророчил мне чемпионские титулы. Но лыжником – спортсменом так и не стал.
   Тренер сказал, что я лодырь. И во мне нет спортивной злости.