Два Майдана

Николай Лятошинский
Майдан - слово арабского происхождения, обозначает пространство, площадь. Распространено почти во всех восточных странах ( и не только), как обозначение площади, чаще всего, торговой. Например, в грузинском языке площадь так и называется - моэдани. Вот с нее-то, с маленькой древней площади в самом сердце старого Тбилиси, и хотелось бы начать.
Я родился и большую часть жизни прожил в этом прекрасном городе. С детства ходил по горбатым улочкам старого города, втиснутым между уже потерявшими возраст домами с резными балконами, крошечными двориками, пересеченными веревками с бельем... Майдан в Тбилиси-это не просто древняя часть города, много повидавшего на своем веку, это настоящая философия, которая раскрывается перед ищущим истину человеком. В детстве я никакой истины не искал, а потому просто бродил по этому лабиринту, благо, что в этом районе проживало немало моих друзей и одноклассников.
В Тбилиси на Майдане расположены культовые здания почти всех известных конфессий, причем стоят они там буквально бок о бок веками.Вот древний храм Сиони в котором когда-то короновались грузинские православные цари. Недалеко от него стоит мечеть, тоже очень древняя. Из истории известно, что некоторые грузинские цари после службы в Православном Сионском храме шли в мечеть и также принимали участие в богослужении. Возможно, это было связано с тем, что с древних времен среди подданных грузинских царей было много мусульман, а также из уважения к наемным воинам-кипчакам. Впрочем, в чем бы не заключалась причина, многозначителен сам факт! Грузины, будучи древним народом, вынужденным всю свою историю сражаться за независимость практически против всех мыслимых и немыслимых завоевателей, находились также и на стратегическом пути с юга на север (Военно-Грузинскую дорогу начали строить еще древние римляне), и сюда также устремились тысячи беженцев, а также просто людей, ищущих лучшей доли. В Грузии всегда проживало традиционно много греков, курдов, евреев, армян, азербайджанцев, осетин,ассирийцев, славян и других народов.Но вернемся на тбилисский Майдан.
Недалеко от мечети стоит старинный католический костел, чуть подалее - синагога, тут же на Майдане расположен и величественный армянский храм - настоящая жемчужина тбилисского Майдана - храм Сурб Геворг.
То чувство, которое испытывает человек, проходя по этим местам, сам дух древнего города, невозможно описать словами... Только в таких местах и в такие минуты понимаешь, что истинная красота всегда одухотворенна, что она всегда нечто гораздо большее, чем представляется на первый взгляд.
Только спустя много лет я понял, как мудро поступали древние жители Тбилиси, воздвигая свои храмы, мечети и синагоги в непосредственной близости друг от друга.
Однажды, еще в советские времена знаменитого фотографа, армянина Александра Саакова спросили на какой-то выставке за границей, кто он по национальности, и он гордо ответил - тбилиссец!
В Тбилиси во времена моего детства и юности, да и позже, было несколько десятков школ с преподаванием на русском языке, несколько десятков - с преподаванием на грузинском, и две или три ( точно мне помню) - с преподаванием на армянском языке. Тбилисцы также любят вспоминать, что еще в царские времена городским головой был и армянин, а также и то, что за 2500 лет проживания евреев в Грузии, там не случилось ни одного еврейского погрома.
Почему я вдруг все это вспомнил? Впрочем, я никогда и не забывал этого. Просто выплыло из густого дыма горящих покрышек слово - украинский Майдан. Конечно, происхождение этого слова то же, что и в Тбилиси, однако...
Тут надо сделать некоторое отступление и пояснить, что будучи этническим украинцем с древними польскими корнями, я почти каждое лето проводил на Украине, у бабушки, в маленьком селе Сахны, что на Житомирщине, там же меня, еще грудного крестили в разрушенной церкви, там я подолгу жил в крошечной саманной хате, которую своими руками построил мой дед Людвик, расстрелянный большевиками в 1938 году за то, что был поляком. Жил, как все, гонял коров в череду, ходил босым и говорил на украинской мови. А в Тбилиси, где служил отец, родители тоже говорили по-украински, а папа всю жизнь перечитывал "Кобзаря" Тараса Григорьевича Шевченко... Вот так в моей жизни и судьбе переплелись Украина и Грузия. И поэтому слова, которые обозначали площади в Тбилиси и в Киеве, такие одинаковые по происхождению, и такие разные по духу, взволновали мое сердце.
Я внимательно и с болью следил и слежу за происходящим в Украине... И прекрасно понимаю людей, поднявшихся против власти пиавок-олигархов. Я и сейчас вижу измученную непосильным трудом бабушку, ее большие узловатые руки, вижу лица односельчан, слышу их голоса!
Да, я понимаю их! Они заслужили лучшей жизни!
Но то, что происходит сегодня в Украине - это не то, к чему они стремились. Вот это я знаю совершенно точно.
Вспоминая тбилисский Майдан и стоящие бок о бок древние соборы, мечети и синагоги, я задаю себе ( а кому же еще?) вопрос: разве нельзя было избежать гражданской войны на Донбассе? Ведь все прекрасно понимали, что это сделано специально! Почему люди, исповедующие разную веру могут жить веками в мире, а один народ, пусть и говорящий на разных диалектах одного языка разделился в себе и самоуничтожается, разрушая при этом прекрасную страну? Почему?
Как случилось, что трудолюбивый веселый и добрый народ пошёл за фашистско-бандеровскими ублюдками? Как он может терпеть и оправдывать убийство своих братьев, стариков, детей? Как он позволил превратить себя в покорного и тупого раба заморских и европейских интриганов?Как?
Эти вопросы не дают мне покоя...
Два Майдана... Один, оберегающий страну от распрей и деградации своей мудрой терпимостью и второй, цинично обманутый и положивший начало самоуничтожения нации и той же деградации.
Я верю в украинский народ. Я верю, что он найдет в себе силы, скинет временщиков и, широко распахнув окна, тщательно проветрит необъятное украинские поля и леса, степи и самое синее на свете небо!
Аминь.