Секреты топонимики - Эрлекс

Николай Скулов
 

               На карте Мещёры много  интересных, загадочных географических названий. Это странно звучащие названия рек, озёр, урочищ, селений. Большинство краеведов, не мудрствуя лукаво, склонны были  находить в этих названиях пресловутый фино-угорский след и на перебой  «расшифровывали» эти названия, вооружившись соответствующими словарями. Ока , согласно этим переводам не что иное как «йока» (вода), Москва – «Коровий брод»,  Гусь- «Кууси» (ель), Клязьма – «грязная земля» и так далее. Никакой логики, ни мысли. Согласно всем этим «переводам»: болото – «вязкое», река- «мокрая», глина – «грязная». Все эти переводы не согласованы ни с историческими, ни с культурно-этническими особенностями.
           В этих переводах всегда особняком  стояло название старинного села – Эрлекс. В нём всегда угадывалось имя собственное, явно уводящее в поисках разгадки, не на Восток, а на Запад.         
          Над разгадкой  этого названия я задумался еще с 1992-1994 годов, когда в наш город приехали ученые-гидробиологи и болотоведы  из Хартфордширского  университета Великобритании для международной экспертизы проекта создания  Национального парка «Мещёра». Они  всегда, работая с картами будущего  национального парка, шутили над названием села Эрлекс, утверждая, что это самая распространённая в Шотландии фамилия, как в России – Ивановы.
         Так каким же образом «самая распространённая фамилия Шотландии»  попала в название села? Ответ пришел только через 10 лет поисков!  Как всегда помог случай.  От одного знакомого – заядлого охотника и рыбака я узнал о знаменитой семье российских оружейников немецкого происхождения по фамилии Блюм и её родоначальнике  - Михаиле Николаевиче Блюм – известнейшем охотнике – спортсмене, великом знатоке охотничьих ружей, военном оружейнике, работавшем в Коврове на заводе Дегтярёва. После обращения к  Ковровским музейщикам, многое прояснилось, и судьба Михаила Николаевича, стала ключом к разгадке названия нашего села Эрлекс!
         В конце 20-х годов прошлого века, Михаил Николаевич Блюм 1908г.р. жил во Владивостоке и учился в университете на факультете иностранных языков, где и познакомился со своей будущей супругой Антониной Николаевной, урождённой  Соколовой 1908 г.р. Отец её – Николай Соколов был учителем гимназии г. Томска, а девичья фамилия матери  (тщательно скрывавшей, по известным причинам, своё дворянское происхождение) была – Эрликсова, от изменённой шотландско-немецкой фамилии Эрликс.
         Сохранилось семейное предание, согласно которому в начале XVII века,  бедный шотландский  дворянин Стифен Эрликс, вместе со своим другом Георгом Лермонт (предком великого русского поэта М.Ю. Лермонтова) и другими соотечественниками, покинул родину и в поисках богатства и славы, поступил на службу к польскому королю Сигизмунду.  Ратная служба и привела друзей, в составе наемного отряда из 300 человек, под командование  печально-знаменитого пана-полковника Лисовского в крепость Белую, для защиты ее от наступающих русских войск.

       В августе 1613 года полки князя Черкасского окружили крепость. Гарнизон оказался в безвыходном положении. Отряд шотландских наёмников начал переговоры с русскими и перешел на службу к московскому царю. В их числе значились шотландские дворяне Стифен Эрликс и  Георг Лермонт. Им сохранили  дворянское звание. За ратные подвиги и честную службу друзьям  были жалованы имения. Так в России появились дворянские роды Эрлексов и Лермонтовых. Стифену Эрликсу было выделено имение на Владимирской земле. На левом берегу реки Поль,  недалеко от её слияния с рекой Бужей , где проходил Старо-Рязанский тракт, возникло село и  погост с Храмом Николая Чудотворца, названные по странной фамилии владельца  с русским окончанием, которое на картах того времени обозначается как Эрлесок, Эрлесов, затем Эрлих или Эрлекс, названного так  с лёгкой руки литератора и путешественника М.Н. Макарова, который проезжал через эти места в 1821г. К этому времени эти земли были уже много раз перепроданы, но фамилия основателей сохранилась в названии села..
            Конец XIX века был для дворянской семьи Эрлесовых весьма драматичным, Что случилось – ещё предстоит выяснить, но известно, что семеро детей этой семьи осиротели и по Высочайшему Повелению их определили на воспитание: мальчиков в кадетские корпуса, а девочек в Смольный институт. А дальше грянула революция…