Одесса цирк под открытым небом

Антон Ромашин
Когда Шекспир писал, что
"Весь мир - театр",он
ещё ничего не знал
о цирке


И здравствуйте Вам, наконец, Любаша Жукова! (из прозы Ру)
Читаю Ваши  размышления по поводу незабвенного А.С. Пушкина, нахожу много интересного и в этом у нас есть общее : интерес к литературе вообще  и к конкретной необъятной и, даже во многом таинственной теме, нашего великого  и ужасного А.С.
Очень приятно, еще и потому что, таки - была у меня любимая тётя Люба из Одессы, которая была родная сестра моей мамы. И жила она в коммуналке на улице Кирова, что недалеко от железнодорожного вокзала. И было там, на кухне 4 хозяйки: тётя Фира, тётя Роза, тётя  Двойра и, собственно, моя тетя.
Итак, в квартире проживало 4 семьи: 3 еврейские и одна русско-украинская. Жилплощадь была распределена таким образом: из общих 100 метров квадратных - в 9 – метровой комнате проживал капитан-лейтенант ВМФ СССР,с женой и ребенком, который 4 полных лет  войны провоевал на северном флоте. Всего он прослужил на северном флоте, в Мурманске, 12 лет. Но, т.к. он женился и родился ребенок, то  он написал письмо Главкому военно-морского флота и его перевели на службу в Одессу, выделив при этом 9-ти метровую комнату. Остальные 91 метр квадратный - занимали 3 еврейские семьи, вернувшиеся после окончания войны из… вы правильно подумали – Ташкента.
Жили они, несмотря ни на что (в 50-е годы), мирно и разговаривали на кухне, как правило,  о синеньких*, которые сегодня были так хороши на Привозе, о домашних курочках, которые, как всегда, были на расхват, и на Привозе и на Новом базаре, и также как и как и баклажанная (т.е. заморская) икра относились к одесскому цимесу**.
*)Так в Одессе называют баклажаны.

Одним из главных принципов воспитания еврейских детей в те далекие годы, не знавшие о существовании науки диетологии и такого таки – вредного явления как гиперхолестерия, было таки важным делом – хорошо накормить  ребенка. Настолько хорошо, что многие из них в 10-12 лет уже годились в спортивную секцию японской национальной борьбы Сумо. Вот настолько годились!, что постоянно на одесских пляжах выполняли упражнение «Не сссъем ни одной черешни и ни одной ккклубники, пока не прикончу литровую банку манной каши со сливочным маслом. И это при температуре на пляже 30 и более градусов цельсия. А какая сила воли: делать это на виду у всего пляжа, с изредка сопровождающимися рвотными позывами…
 Тем более не за горами были гремящие 40-ые, когда за буханку серого с отрубями можно было получить себе не маленький гольданчик***
***)т.е золотое колечко (Вот откуда капиталы, которые нужно было вывозить пароходами).
Вообще-то «цимес» это конкретное праздничное еврейское блюдо, о котором можно прочитать в интернете, но со временем это название стало нарицательным и к нему стали относиться несколько, особо почитаемых, блюд одесской кухни. Некоторые относились к этой категории, в связи с достаточно большой трудностью их достать. «Достать» - тоже слово из одеского лексикона, означающего гораздо больше, чем просто купить… В этом «достать» - даже была некая таинственность, одесская предприимчивость и даже удача…
 **) Одесский цимес. В разные годы его перечень мог изменяться, но не намного. Икра из синих, биточки из тюльки, форшмак, цимес, вертута с яблоками  Если взять по степени значимости, то одесская кухня — это греческо-украинско-еврейская кухня с нюансами из Армении, Грузии, Болгарии.

А со словами, которые происходят от однокоренного «жук» у меня просто множество  приятных  ассоциаций.
Со школьных лет, когда мы стали изучать  русскую литературу, я не плохо относился к А.С. Пушкину,  а учитывая мои, довольно хорошие, способности по декламации стихов, то меня часто привлекали это делать. И в репертуаре, кому как не быть А.С. Пушкину, не все же время петь хвалу родной партии и комсомолу.
Сначала я проникся большим уважением к Василию  Андреевичу  Жуковскому который был побежденный учитель Пушкина, его покровитель, защитник и друг, закрывший ему глаза в 1837 году.
Потом я 8 лет проработал в Одессе в управлении черноморского технического флота, расположенного в то время на ул.  Жуковского, между замечательной улицей Пушкинская и менее замечательной улицей Гарибальди, а напротив была знаменитая одесская забегаловка «Восточная кухня». Одно из очень немногих в Одессе мест,  где можно было скушать цыпленка табака,  а не знаменитых одесских, якобы рыбных или  якобы мясных, котлет с не менее знаменитым советским гарниром - макаронами…
Потом, вдруг, я познакомился с очень интересным и обаятельным человеком южной внешности, по фамилии Жук Григорий, но не евреем, который имел высшее гуманитарное образование, окончив инъяз одесского университета, и знал при этом  5 языков: английский, французский, немецкий, итальянский и украинский. Кроме того, он имел оперный голос и, будучи студентом одесского  университета, он пел  в самодеятельной оперной студии. 
Работая инструктором  отдела международного туризма облсовпрофа, он был одновременно переводчиком председателя облсофпрофа с очень редкой украинской фамилией  Борщ. Т.к. Одесса была побратимом городов: Марсель, Неаполь, Росток и, кажется Манчестер и др. его лингвистические спрособности были востребованы.

Вот такое всеобщее Любование, а потом  даже - и Жукование.

Часто на страницах Прозы Ру и наяву слышу восторженные отзывы об Одессе от людей, которые были-то там всего ничего – один раз, появились из далекой глубинки, чуть ли не с Урала (фраза из фильма), почти проездом… И, при этом, услышали Шо-то, где-то…  http://www.proza.ru/2011/11/20/34 (Проза.Ру Любаша Жукова).
Сейчас много воды утекло и Одесса на 70, как минимум, процентов, поменяла национальный состав, поэтому большинство лингвистическо-юмористических восторгов может относиться только ко времени, когда активные изобретатели и пользователи одесского идишного  диалекта еще не покинули Одессу – Маму. Конечно, есть некоторая инерция и оставшиеся и привившиеся на её теле стереотипы… Особенно это касается интонаций, но они более или менее распространены по всему южному  причерноморью, включая Крым.
Глобализация коснулась и этого, и многие бывшие одесситы с удовольствием или без, проживающие на Брайтон Бич, в Австралии, в Израиле, и т.д. могут участвовать в этих творческих привокзально - Привозных – Пересыпско - Молдаванских процессов, используя интернет, т.е не заежжая...
Что такое была Одесса и в царское время, и в советское время до 70-90 годов прошлого века – это был город, в котором 70% населения были иностранцы. Т.е. это были евреи*, приехавшие когда-то в основном из Речи Посполитой, Германии, а также из Жмеринки, Бердичева и др. местечек, находившихся в черте оседлости  (см. интернет), а также немного задержавшихся других, неполностью разорённых конкурентами упомянутых удачливых комерсантов*.
Бедные евреи селились на Молдаванке, а называлась так, только потому, что там шла дорога в сторону Молдавии. Богатые заселяли центр.
В Одессе громадными темпами начал развиваться порт, и  через него пошло на экспорт в Европу зерно. Этим поначалу занимались, т.е. торговали, греки, которые были граждане Оттоманской империи и были неплохие мореходы и торговцы. Но им было слабО  тягаться со сплоченными и сверхпреприимчивыми, с развитыми мозгами, людьми математического склада ума, еврейскими торговцами. Вот тогда и произошел первый еврейский погром.
Потом, постепенно все греки уехали танцевать Сиртаки, а в Одессе, зато осталась в память о греках: Греческая улица и Греческая площадь.
Т.к. наша страна долгое время находилась за железным занавесом, то вот такой, якобы советский, но не русский и не украинский, а на самом деле еврейский город, существовал. Неофициальная столица евреев в СССР. Для многих советских, в том числе с Урала (опять из фильма) она, в какой-то степени, играла роль Заграницы,
Ну это же экзотично, не имея тогда возможности выехать ни в Турцию, ни в Египет, но все-таки побывать за границей… Конечно, это эрзац – заграница, но за неимением… Солнечно, тепло, море..., грязноватое правда,говорят не на русском, а идиш-Русском. (Даже подполковник Гоцман, не говоря за Фиму).Опять же Толчок (спонтанный промтоварный рынок в Одессе) с привозным из сингапуров шмутьём.

Вот и холера 1970-го подоспела… Хорошо советская медицина справилась и количество помоек в Одессе подсократилось. Но еще многие годы, пока не развалилась одесская промышленность и не уменьшились промышленные стоки, без очистки, в море, купаться было опасно. Какие-то палочки Коха, и др., из набора кож-вен диспансера,отравляли прибрежные воды Черного моря.
Только в последние годы стала восстанавливаться  прибрежная флора и фауна Одесской лагуны.

Так в чем же столичность ИХ Одессы? Ну во-первых в количестве столичных жителей неофициальном Хевроне*, а во-вторых,в уровне их жизни.Вам и не снилось...! Существовал громадный подпольный капитал, по образцу воровского общака, но только  гораздо в больших объемах и более современных способах его использования, которые теперь, с успехом, развиваются и в наше время.
*) Хеврон, Эль-Халиль — крупнейший город в южной части Западного берега реки Иордан, столица палестинской провинции Хеврон.Хеврон — один из древнейших городов мира, находится в исторической области Иудея, почитается в иудаизме вторым по святости городом после Иерусалима. Хеврон стал первой столицей царя Давида в 950 г. до н. э.

Но самое главное - это умение жить... Ну, например, создавая для масс из всего, что можно дефицит, а для себя - из этого  - профицит.
Это было очень хорошо заметно по внешнему виду и детей и взрослых, не наших, Их. Потом, в начале 70-х, когда начался массовый отъезд евреев за рубеж, они стали присылать, оставшимся родственникам, посылки и по Одессе стали расползаться посылочные вещи.
Наличие такой финансовой свободы в условиях финансовых ограничений, существующих в СССР, проявлялось в Одессе таким образом:
1.Почти на корню был скуплен одесский медицинский институт, т.к. с этой профессией можно было, хотя и при определенных трудностях, работать и в других странах (а они загодя готовились к отъезду). Поэтому за деньги, юные,но не наши,отроки и отроковицы получали дипломы врачей.

2.Ну очень маленькое количество  их отроков призывного возраста хотело послужить в доблесной советской армии. Поэтому в один прекрасный момент арестовали нескольких офицеров, сотрудников одесских военкоматов, которые в течение длительного времени содействовали возможности этим «патриотам» откосить от службы.
 
3.Но эта была самая настоящая битва. В гремящие  70-е начался активный отъезд евреев и иже с ними, от смешанных браков, в землю  обетованную - Израиль, а под этим видом туда, где еще лучше.
Ну кажется чего проще: сдай паспорт, получи проездные документы, купи билеты и езжай…
Нужно сказать, что одесское общество, остающееся на своей земле, не имеющее отношение  к зарубежной недвижимости, несмотря на низкий уровень советского патриотизма, очень негативно и даже враждебно отнеслось к этому процессу. Активизировалось криминальное сообщество, заинтересовались спецслужбы. Да и просто одесская гопота решила на этом поиметь. Были всякие мелочи и т.д.
Но, а как же нажитые непосильным трудом серьезные капиталы? Подтверждений о наследстве - нет, деклараций о налогах – тоже.
Но ведь можно договориться, поделиться... там, с нужными людьми. Например, с таможней. Нашли подходы, договорились, естестно… поделились, но при отходе громадного пассажира(судна) по маршруту Одесса - Хайфа -  … при официальном досмотре, почему-то (?) не учли предварительные договоренности и все пассажиры  подверглись тотальному таможенному досмотру.

4. Некоторые представители из желающих уехать считали, что их капиталы для нового старта в загнивающей загранице маловаты. Тогда они пускались во все тяжкие, стараясь быстро сколотить капитал, рискуя не получить официальное разрешение на отъезд, а получить, при этом, место на шконке. Какой выход? Их  это есть у них: занести чемоданчик с ненужной уже рублевой наличностью сотруднику одесского ОВИРА, некому Иксу. Получилось! и...у многих, но веревочка то не бесконечная.Майора ОВИРА Икс - жалко (посадили).

Несмотря на то что я родился в Одессе, я приехал туда жить в 1958 году. Отец был военный… ну, в общем, носило нас.
   Ну да во дворе у нас были Марики, Нолики, Фимики, Гарики… вроде по-привык...
А вот в школе я получил культурный шок:
1.Классный руководитель, преподаватель истории, пересидевший войну в Ташкенте, Исаак Филиппович Барон.
2. Классная руководительница параллельного 8 класса, преподавательница русского языка и литературы – Серафима Моисеевна Абрамович.
3. Преподаватель физики – правда бывший авиационный техник ВОВ, Ковтун Шлёма Иегидальгиевич.
4. Преподаватель немецкого языка – Вайсбейн Фира Абрамовна.

Т.е. я приехал учиться в советскую школу из северо-западной глубинки СССР, а попал как бы в иностранную школу. Учеников тоже добрая половина была с такими именами и фамилиями.А главное: "С другим менталитетом"!
Хотя самым лучшим, умным, порядочным парнем в нашем классе был Гаррик Вайнштейн, а самым большим кандидатом в негодяи - Серега Лазарев.
Была ли дискриминация по национальному признаку?  Но уважаемые читатели..., они ж богоизбранные, бэз этого не могут. Распространяться на эту тему не хочется, а то могут шум поднять.Заклеймить,так сказать, позором.

Еще важный момент. Родившись в Одессе и живя в ней постоянно, одесситы,  как  правило, не замечают или не хотят замечать , многие негативные явления, происходящие в обществе среди людей. Я бы сказал, что у них более высокий иммунитет на подлость, воровство, хамство и вообще, нестыковки с законом.200-летний опыт по этой части что-то все-таки значит.
Большинство одесситов, не будучи ни оригинальными ни в чем, не будучи даже остроумными…, всю жизнь эксплуатируют одесские замашки и идишные перлы, придуманные другими… Может быть единственная их заслуга – это помнить многие эти хохмы и интерпретировать, вовремя вставляя их в соответствующий контекст.
Говоря наукообразно, одесситы находятся во власти иллюзии о собственном превосходстве, не выбирают новый путь, а либо занимаются воспеванием своих живописных руин и славного прошлого, либо просто надеются на светлое и/или независимое (от Украины и России) будущее.

Что можно вспомнить об Одессе советского периода. Это, во-первых, двойные стандарты во всем…
Одесса – это город  большого количества людей с гипертрофированным самомнением.
Одесса это – город искривленного жизненного пространства, в котором  вынуждены существовать множество людей принимающих это за норму.
Все это отдельная большая тема – в одной статье не охватить.

И в конце концов   Ваше "Любаша Жукова":  «Прежде всего, заметим, что одессит - это особая разновидность людей, с национальностью нисколько не связанная; это русский, еврей, грек,  украинец,  армянин и т.д. Это всякий человек, не обязательно родившийся в Одессе, но,  настолько любящий этот город, что, находясь на Монблане или в лазуревом гроте острова Капри, вдруг иногда вздохнет и скажет: ах, Одесса-мама!»
Простите, сколько Вы в общей сложности пробыли в Одессе, чтобы  произнести такой самоуверенный и правильный с точки зрения  сталинской национальной политики, но совершенно оторванный от реальности процессов, происходящих  тогда и сейчас  в Одессе, пассаж?
Одесса всегда была разная и многие одесситы имеют другие, совсем не идишные признаки и даже вполне горды этим, что остаются русскими или   украинскими интеллигентами в рамках иногорода. Я в том числе, хотя давно уехал из Одессы, прожив в ней 23 года.
Сейчас тем более это, стало очевидным. Когда две самые  этнически близкие нации  имеют такие противоречия. Причины - это другой вопрос. Рано еще в наше время говорить о единстве и братстве народов.
Но подумайте, пожалуйста, о чем Вы написали в других эссе об Одессе? Вашего там почти ничего нет. Весь этот идишный сленг вы списали в инете у других авторов. Вряд ли вы ходили по городу  с блокнотом в руке, вслушиваясь в одесскую речь и составляли свой словарь.А повторение не всегда...учение!
АэС
01.03.2017

P.S. Любаша Жукова правильно восприняла критику своего опуса, ранее размещенного по адресу: http://www.proza.ru/2011/11/20/34, и убрала его из своего литературного наследия. Но цитаты, приведенной мной вполне достаточно, что бы согласиться с объективностью критики.