Грибы

Борис Аверин
   Сентябрь, начало осени. Период, называемый «бархатным сезоном». Петру, бригадиру электромонтажников тридцати трёх лет, крепкому и здоровому,  предложили профсоюзную десяти дневную путёвку в дом отдыха.
 
   Испытывая неловкость перед женой, что оставляет её одну с детьми, приехал на побережье. Представление о море у него было по прочитанным рассказам Станюковича, и Новикова-Прибоя. Впервые увидев его, поразился бесконечности воды, уходящей туда, где она сошлась с небом.

   Неожиданно для себя Пётр обратил внимание на цвет воды. Оно не было синим, каким помнил по стихам Александра Пушкина. Тёмно зелёное у берега, оно меняло свой цвет к линии горизонта, становилось бледно серым.
 
   Волны равномерно накатывались на берег, усыпанный камнями, и с шумом разбивались на бесчисленное количество мелких брызг. Вода стремительно уходила от берега, обнажая дно. Но столкнувшись с новой набегающей волной, подхваченная ею, возвращалась к берегу, что бы бесконечно повторять этот цикл. Шум моря был запоминающимся, несравнимым с шумами, слышанными ранее.

   Увиденная живая картина моря, волн, их брызг, завораживала Петра. В его душе ликовала радость, и что-то тревожное, ранее не изведанное.

   Дом отдыха занимал не большую территорию. Петра поселили в деревянном одноэтажном доме, не далеко от обрыва, у подножья которого плескались волны. Комната на пятерых, без комфорта.  Он был доволен, ему всё нравилось.

   Однажды, возвратившись вечером с моря, Пётр был потрясён развешанными по комнате  белыми грибами для сушки. Их было огромное количество, компания принесла их из ближайшего леса.
   - Где вы их столько насобирали? – Обратился Пётр. – Крупные, красивые, как со страниц книги о грибах!
   - Недалеко отсюда. – Ответил щурившийся мужчина средних лет, лысоватый, с вытянутым лицом, коротким носом.

   - Если нужно, могу рассказать дорогу, - поддержал разговор сосед с кровати у окна, - грибов в лесу полно, можно быстро набрать пакет.
Петру рассказали путь,  предложили целлофановый пакет.
 
   На следующий день, пообедав, грибник легко шагал от дома отдыха в лес по указанному маршруту. Чётко следуя инструктажу соседа, шёл от одного ориентира, к другому.

   - Как припекает, - размышлял Пётр. – Духота.… Как бы грозы не было? Грибов не соберу.

   Он шёл по тропинке, вьющейся между невысокими, раскидистыми соснами.  Миновал асфальтированное шоссе. К нему примыкала дорога, уходящая в лес.

   Оглянулся. С возвышенности, на которую поднимался, сквозь ветви деревьев была видна маленькая часть моря. Над ним висели белые столбы облаков. Они были разной высоты, пушистые, с  ярко белыми клубящимися макушками, тёмные снизу.

   Их вид вызвал тревогу. – Наверное, будет гроза!
Он ускорил шаг. Дорога вела вверх. Чем глубже она уходила в лес, тем становилась всё более заросшей травой.

   -  Здесь давно не проезжали грузовики. Подумал он. – Наверное, вывозили спиленные ценные породы деревьев.

   Дойдя до пересечения с просекой, повернул направо.
   - Где то впереди должен быть не приметный  столбик, разделяющий делянки. – Подумал Пётр, - от него нужно будет повернуть налево.

   Петру казалось, что долго идёт, но важного ориентира всё нет, и нет.
Засомневался, - не сбился ли с пути? Остановился, посмотрел вокруг. Его окружал лес. Раскидистые, неизвестные ему деревья, густой кустарник под ними, неповторимый запах их зелёной листвы, и прохлада, поглотили его.

   Продолжил путь. Поросшая травой и мелколесьем, просека стала еле различима. Метров через пятьсот – семьсот, грибник увидел заветный столбик с  почти стёртой надписью цифр 1 и 5.

   От столбика он свернул вправо на другую просеку. Углубился в лес правее её. 
   - Я в указанном месте! – Обрадовался Пётр. – Пора искать грибы!

   Случилось то, к чему стремился со вчерашнего дня. Он увидел в траве первый гриб. Наклонился к нему.
   - По всем признакам, это белый молодой гриб. – Размышлял грибник.  Коротенькая ножка переходила в выпуклую шапку зеленоватого цвета. Пётр, когда то читал книгу о грибах. Это было давно, перед поездкой за грибами за город в компании своей бригады.

   Мужчина внимательно смотрел вниз, вокруг себя, чтобы не пропустить ни одного гриба, спрятавшегося в траве. Он шёл и влево, и вправо, возвращался назад, шёл по кругу, и зигзагами. Двигался от одного гриба к другому, не задумываясь о направлении возвращения из леса.

   Пакет быстро заполнился белами грибами. Грибы попадались, и попадались. Грибник сожалел, что не было второго пакета. Грибы стало некуда складывать.
Пётр остановился. Осмотрелся вокруг.

   - Куда идти, что бы выйти на просеку, с которой свернул, когда увидел первый гриб?  Пойду в эту сторону, - интуитивно решил он.
 
   Пройдя, минут пять, пробравшись сквозь густой кустарник, он оказался на краю высокого обрыва, заросшего травой и редкими, невысокими кустиками.
Неожиданная ситуация взволновала его.
 
   – Как выйти к заветному столбику? От него сориентируюсь, как выйти к шоссе.  Идти вдоль обрыва. Но, влево, или вправо? - Мужчина стоял в раздумии.

   Пётр заметил, что лес неожиданно притих. Не слышались редкие переклички птичек, стук дятла. Внезапно наступили сумерки. Пётр поднял голову кверху. Густые кроны деревьев скрывали от него тёмные грозовые облака.
 
   - Куда идти? – Размышлял Пётр. - В сторону моря! Увидеть его нужно! Пройду вдоль обрыва, может быть попадётся дерево, на которое взберусь?

   Замысел осуществить не удалось. Нужного дерева не попадалось, густые заросли кустарника заставили свернуть в сторону и долго идти в новом направлении.
Теперь Пётр окончательно не понимал, в какой стороне море и дорога из леса. К тому же склон горы, по которой шёл, был не ровным. Он то вёл вверх, то резко уходил вниз.

   Петром начинала овладевать беспокойство. Он представил панику в доме отдыха, когда обнаружится его отсутствие.
   – Скоро солнце будет садиться. - Отчаялся он.  - Придётся ночевать в лесу!

   Он шёл через кустарники, почти всё время растущими на его пути. Нести пакет с грибами стало неудобно, потому что у пакета не было ручек, и  казался тяжёлым, мешающим быстрой ходьбе. Пронеслась мысль бросить его.
 
   Остановился, что бы отдышаться и отдохнуть.  Стоял, не двигаясь с пакетом в левой руке, успокаивая себя от паники. Мгновенная вспышка яркого белого  света ослепила его, и  над головой раздался внезапный грохот, как залп многих орудий, выстреливших неодновременно, а с интервалом в доли секунды.

   - Вот, и гроза! Где то нужно спрятаться. – Подумал Пётр. – Побегу вперёд, как шёл. Может быть, попадётся дерево с широкой кроной?

   Внезапно, вслед за раскатом грома, хлынул сильный дождь. Его густые струи были мощными, сбивающими листья с деревьев, создающими необычный шум бесконечных ударов по листьям, стволам, земле.

   Пётр, сразу промокший до нитки, бежал, прорываясь сквозь кустарник, обегая низкорослые деревья. Внезапно, он почувствовал, что потеряв равновесие, скользит, куда-то вниз. Скольжение закончилось. Он лежал на спине, удерживая в руке пакет с грибами.

   Осмотревшись, понял, что лежит на дне ямы, поросшей травой. Противоположный её край был почти отвесным. В нём он усмотрел нору.
 
   - Забраться в неё. Там спасение от ливня! - Мгновенно решил он.
   Поднялся на ноги, и с трудом, карабкаясь к замеченному лазу, подполз к нему. Лаз был узкий и не глубокий. Держа пакет с грибами перед собой, забрался вовнутрь. Ступни ног остались снаружи.
 
   Голова и тело были спрятаны от ливня. В норе было душно и темно.  Всполохи молний на мгновения освещали крохотное пространство, не занятое телом мужчины.
   - Пережду здесь грозу, и буду искать путь в дом отдыха. – Подумал он, - успеть бы, засветло возвратиться.
 
   Чтобы не лежать, уткнувшись носом в землю, он держал голову поднятой. Это быстро утомило его, и он начал переворачиваться на спину, стараясь сохранить грибы в пакете целыми.

   С большим трудом, из-за тесноты лаза и пакета, он перевернулся на спину.  Лежать стало легче. Слева, на уровне локтя он ощутил небольшое расширение норы, будто карман. Обследуя его левой рукой, насколько позволило пространство норы, он нащупал тонкие ветки с листьями.

   - Что это может быть? Почему углубление? Почему ветки только там, а не во всей норе? – Размышлял Пётр.

   Гроза ослабевала. Раскаты грома Пётр слышал всё реже. Шум ливня в норе был приглушён, и постепенно стих. Для заблудившегося грибника была дорога каждая минута. Он снова перевернулся на живот, и осторожно выполз из норы.

   Дождя не было, лишь  с деревьев стекали капли.  Воздух был пропитан влагой и озоном. После духоты норы Петру дышалось легко, как никогда ранее.

   В лесу посветлело. Начали щебетать птички, послышался стук дятла, в лес возвратилась жизнь. Пётр поставил на землю пакет с грибами, и полез в нору для изучения её кармана. Его мучило любопытство, нет-ли чего под ветками?

   Лёжа на животе, он орудовал правой рукой. Работать  из-за тесноты было неудобно. Выгребая их, складывал выше головы.   Когда ветки были выгреблены, рука нащупала целлофан. Он попытался обхватить его пальцами. Не получилось, он был велик.

   Пётр увлёкся изучением секрета норы. В этот момент не думал, что нужно искать выход из леса. Всё внимание поглотил неизвестный предмет в целлофане.

   После некоторых усилий он с неизвестным предметом задом выполз из норы.
Распрямился, потянулся, присел, и занялся изучением добытого секрета. Пакет был прочно обмотан белым капроновым шнуром.

   Пётр разрезал его и развернул целлофан. Оказалось, что слоёв целлофана несколько. Каждый из пакетов был уложен в другой пакет, аккуратно перевязанный таким же шнуром.

   Наконец, он распаковал последний пакет. В нём была закрытая крышкой картонная коробка из-под обуви. Ему не терпелось увидеть, что же в коробке? Открыл. То, что увидел, заворожило его. Он не двигался, замер на несколько секунд. Перед ним сверкали драгоценности.
 
   Это были кольца с красивым обрамлением бриллиантов, искрящихся в свете лучей солнца, пробившихся сквозь густые ветви деревьев. Бусы и ожерелья, словом то, что можно видеть на витринах ювелирных магазинов.

   - Нужно забрать всё это с собой! – Решил грибник. – Наверное, это немало стоит!

   Он не думал, что делать будет с золотом и бриллиантами. Он твёрдо понимал, что найденные драгоценности нужно взять с собой. Упаковав их,  взял пакет с грибами.

   - Куда идти? – Главный вопрос снова возник в его голове. Посмотрел на часы. Было время ужина.
   - Часа полтора до захода солнца. Нужно поторопиться. – Подумал мужчина, и покинул потайное место.

   Ему хотелось увидеть солнце, или море, чтобы определить свой правильный путь. Но, ни того, ни другого увидеть в лесу было не возможно. Он полагался только на свою интуицию. Шёл, надеясь выйти на просеку, или тропинку.

   - Они непременно выведут на какую-нибудь дорогу. - Мысленно рассуждал Пётр.
Шёл долго. Было тяжело нести два пакета:  один в руке с грибами, под мышкой, другой, с драгоценностями. В лесу становилось темнее, солнечные лучи низкого солнца уже не проникали в лес.
 
   Внезапно Пётр вышел на дорогу. Сильно заросшая травой, она  еле-еле была видна. Если бы он вышел на неё чуть позже, то мог бы её не заметить.

   - Пойду по ней, куда-то выведет! – Подумал путешественник. – А вдруг она ведёт в глубину леса, в горы? – Встревожился он. – Всё равно идти только по ней, даже если по ней выйду на другую, северную сторону гор. – Решил Пётр.
 
   Минут через пятнадцать он неожиданно увидел столбик с исчезающим числом 15. Он не видел цифр, но опознал место, где свернул с просеки, пересекающей дорогу.

   На лес легли сумерки, но предметы вокруг ещё были различимы.
Пётр обрадовался. – Теперь я вернусь в дом отдыха!
Остановился, вспомнил с какой стороны прежде подошёл к заветному столбику, и понял, куда идти теперь.

   С хорошим настроением он шагал по просеке в ожидании пересечения с дорогой, ведущей из леса к шоссе. Стало почти темно. Но, миновать пересечение просеки и дороги, которую ждал, было уже не возможно. Через некоторое время он шёл к шоссе. До него доносились звуки автомобилей, едущих по шоссе. Перейдя шоссе, он услышал музыку. Это было танго «Маленький цветок». Ему нравилась мелодия, которую слышал впервые.

   - Приятная музыка, доносится с танцевальной площадки дома отдыха.  – Подумал грибник. – Я буду долго помнить этот мотив.
 
   Через пятнадцать минут он вошёл в комнату дома отдыха. Соседей не было. Он высыпал грибы из пакета на газету, расстеленную под кроватью, а пакет с драгоценностями положил под подушку.

   Разделся и лёг. Сон не шёл. Может быт, его засыпанию мешала танцевальная музыка, а возможно мысли о драгоценной находке.

   - Везти ли драгоценности домой? Часть подарить жене, сестре и маме, другую, продать через комиссионный магазин? - Размышлял наш герой. – А может быть завтра пойти в местное отделение милиции, сдать находку?

   Соседи, возвратившиеся с танцев, громко делились впечатлениями. Пётр их не слышал. Он крепко спал.
                Б.Аверин
                01.03.17.