Про уголь и дрова Эссе

Татьяна Столяренко-Малярчук
О девяностые!  Воспоминания о вас вызывают разные эмоции. Одни -  с улыбкой и горечью, другие с улыбкой и благодарностью.
Готовясь к закрытию отопительного сезона, вспомнился давний осенне-зимний период  именно из девяностых. Отопление частного дома во все времена было для меня едва ли не самой важной частью быта. А когда родился внук,  твёрдотопливный котёл стал моим  самым любимым другом. Ухаживать за ним и  кормить его стали самыми первостепенными задачами. В ухаживании он был неприхотлив, а вот в кормлении весьма прожорлив. Три тонны угля, как минимум и куба два дров требовались для того, чтобы друг дарил  нам своё тепло.
Уголь.
В пятницу забрали дочку после кесарева домой. А в воскресенье зятя увезла скорая с прободением язвы.  Ноябрь вёл себя, как студёный январь и мне казалось, что запасов топлива нам на зиму не хватит. Правдами и неправдами, ещё и с переплатами нашли две тонны отличного угля.  Переживаем,  что доставка не происходит уже две недели. Зятя после операции привозим домой. Вечер. Пора купать малыша. Приступаем к уже привычному ритуалу.  Из летней кухни в дом перекочёвывает тяжёленькая эмалированная ванночка, вёдра с горячей и холодной водой. После купания тащу всё назад. Через пять минут после процесса приходит  мама зятя. Качает головой:  «Как жаль, что я не успела искупать внука!» Только присели в кругу наших «болящих», сигнал машины у ворот известил о прибытии угля. Мы с мужем приняли доставку и стали переносить уголь в сарай – оставлять его на ночь у ворот нельзя, до утра унесут и подметут веничком.  Сватья уходила домой, когда «большая половина»  угля уже перекочевала в сарай.  Постояв пару минут рядом со мной в задумчивости, она сказала: «У меня есть знакомая, у которой в доме газовое отопление, но на работе знают, что у неё печное.  И ей положена тонна угля.  Я могу договориться с ней, и вы у неё откупите уголь».  Как мне хотелось сказать моей сватье, что для внука могла бы и сама купить в подарок эту тонну, да и её сын-студент  тоже будет жить в тепле, но вздохнув, сказала, что  теперь уже запасов хватит, да и денег лишних пока нет. На том и распрощались. Газ нам провели на следующий год. Вопросы с углём больше не беспокоили.  Много лет прошло. Дочка давным-давно разошлась с мужем. Но сватью и ТОТ уголь  я вспоминаю. С улыбкой и горчинкой.
Дрова.
При том, что дровами мы запасались всегда основательно, мимо валяющейся дровеняки я пройти никогда не могла. Даже домашние иногда посмеивались над этой привычкой, мол, стыдно, прилично одетой «девушке» с сумочкой через плечо, тащить  кусок доски.  Но меня это не смущало – в доме должно быть уютно и тепло.  А сейчас, когда в нашем доме хозяин внук, дрова просто необходимы.   Работая в эксплуатации огромного автопарка, мне не составляло труда на территории нашего гаража  найти и затащить в кладовку дворников куски поломанных хлебных поддонов. Когда собирался приличный мешок дров,   я тащила  свою драгоценность домой. Однажды, сумеречным ноябрьским вечером, с сумочкой через плечо, я волокла через улицу  свою торчащую из мешка добычу. Остановилась, пропуская машину, которая вдруг остановилась и я увидела, что на меня удивлённо смотрит начальник наших ремонтных мастерских, Дима Теслер.
- Таня! Это ты? Что это за маскарад? У тебя печка и нужны дрова? Ну и ну…
Я смеялась, абсолютно не смущаясь, и гордо сказала, что ради внука готова тащить и два мешка.
Буквально через пару дней, самосвал ГаЗончик полный деревянных отходов столярного цеха наших мастерских, стоял у ворот моего  дома. А Дима, Дмитрий Михайлович, забежал на следующий день в отдел эксплуатации: «Всё в порядке? Я тебя очень прошу  - не ходи ты с мешками!  Ну не идёт тебе этот персонаж! Не твоя роль!» Много лет прошло. Несмотря на то, что мы провели газ, параллельно с газовым котлом у нас остался котёл твердотопливный. И всегда, в целях экономии газа, мы протапливаем дровами, повышая  градусы тепла. Грешна – бабушка с привычной сумочкой через плечо, мимо дровеняки не проходит.  А Дима давным-давно живёт в Америке. Но его и ТЕ дрова я вспоминаю. С улыбкой и  благодарностью.