Беспечный человек не стареет

Римма Гумерова
  Мама в ответ на мои слова :" Что- то рано   постарела ты, мама,

всё лицо в морщинках, посмотри на соседку , какое гладкое у неё лицо ,а она ведь  старше тебя на 10 лет" , ответила : " Монхоз кеше картаймай, кызым". В переводе с башкирского: монхоз человек не стареет, дочка. Я запомнила , отметила, что не знаю значения слова "монхоз" . Какой человек не стареет?  Знала, что " мон" - мелодия.  "хоз" -
суффикс , означает отрицание .  Немелодичный человек  не стареет?  Не переспросила...

При родителях нам всегда некогда ... Сейчас, когда  нет ни папы, ни мамы ,  выплывают из памяти то папино молчание ( слушал мои монологи
и только отвечал : шулай ме ний, кызым" ( разве так, дочь?) ) , то мамины афоризмы...

 Монхоз человек не стареет . Мон - мелодия. Какой человек не стареет? Достаю словарь.  Башкирско- русский.  22000слов. Папин. С его подписью.  Издательства  "Москва. 1958 год " (!)

 
Подчёркивания, подчёркивания, подчёркивания...

 
Айбаныу- опасаться, ажар - мужество, арамъя - нерадивый. ... 750 страниц , и на каждой подчёркнуты отдельные слова !!!

 Гэм - печаль, грусть, дау - ссора, скандал... И добавлены( ! ) папиным почерком слова, которых там не оказалось. Например,  даирэ- круг людей.

  Папа, через годы, я читаю, вижу, понимаю тебя,  выходца из маленькой башкирской деревушки, выросшего с восьми лет без отца, ( его увезли в ГУЛаг в как врага народа ),  тебя- учителя, в должности директора в 40 лет принявшего  большую поселковую школу , с педколлективом в 45 человек , для которых русский язык был родным...

 Но вернусь к словам мамы. "Монхоз кеше картаймай. "
Оказывается, если первое значение слова "мон" - мелодия, то второе -  уныние, печаль , и соответственно этому слово "монхоз " означает " без печали" , беспечный  . Отсюда выходит , что другое слово с корнем "мон" - "монло"  тоже имеет два значения :  "мелодичный", певучий"  и —  "печальный". И я подумала : мелодичность башкирских песен  - в их печали...

 
Так связаны  разные значения этого слова - "мон"...
 

Значит, " беспечный человек не стареет ", - сказала моя незабвенная мама.

 Мама, милая моя мама... Конечно, ты права . Не стареет — именно  беспечный человек... я поняла.