1. Сентябрь - начало занятий

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Здание школы №130, теперь лицей им. академика М.А. Лаврентьева


В сентябре начались занятия у Иринки в школе, а у меня в НГУ.

Наша дочка Иринка пошла в первый класс 130-й школы. В сентябре ей было примерно 6 с половиной лет. В школу она ходила охотно, и с самого начала проявила большую самостоятельность. Как и положено, классная руководительница стала для неё высшим авторитетом.

Если мы с Любочкой сомневались в правильности действий Иринки, мы в ответ получали: «А Вера Андреевна сказала, что …», и возразить уже было нечего – не могли же мы уронить авторитет учителя.

Мы терпели, пока не увидели, что наша дочь вырезает цветные картинки из роскошной детской книжки, чтобы наклеить их в ученическую тетрадку. Увидев это, ужаснувшись и сделав дочери замечание, что «портить книжки нельзя», мы получили, как обычно в ответ, «А Вера Андреевна сказала, что…», но это уже переполнило чашу нашего терпения. Пришлось идти объясняться с Верой Андреевной.

Разумеется, она не призывала детей уродовать книги, и объяснила нам, что дети её не так поняли. Книжки были спасены, а авторитет Веры Андреевны в наших глазах был существенно поколеблен. В наших, но не в глазах дочери, – там он оставался неколебим.

Начался новый учебный год в Университете. Один день в неделю с утра и до вечера я преподавал различные математические дисциплины у физиков и математиков на первых трёх курсах.

К математическому анализу, высшей алгебре и дифференциальной геометрии у меня в прошлом году добавились дифференциальные уравнения (дифуры), и в этом году мне их снова включили в нагрузку.

Именно упражнения по дифурам я и вёл на третьем курсе. Сам я научился «щёлкать их, как орешки». Мне нравилось при взгляде на дифференциальное уравнение сразу определять возможные подходы к его решению, и этому я и учил студентов. Занятия превращались в весёлую игру, и студенты удивлялись, услышав звонок об окончании занятий.

Кроме того, я договорился на кафедре, что с будущего учебного года я буду вести уравнения математической физики (урматы). Этот курс я изучал на физмехе в ЛПИ и неплохо знал. Мне очень нравился этот математический аппарат. И я уже использовал уравнения эллиптического типа (они применяются в расчетах на прочность) в своей кандидатской диссертации. Она, правда, без движения стояла у меня дома на полке, но я не горевал по этому поводу. В свободное время я с упоением штудировал уравнения гиперболического и параболического типа, готовясь к новому курсу.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/28/486