8. По кабинетам Госплана и Госэкономкомиссии

Михаил Самуилович Качан
Мы приехали в Москву в начале зимы 1964-1965 гг. Сначала мы работали в Госплане РСФСР, который находился на Малом Черкасском переулке.
 
Первое впечатление – огромное количество помещений с табличками. В каждом помещении стояло по нескольку столов, а за каждым сидели служащие Госплана, которые показались мне довольно пожилыми людьми.

Б.В. Белянин легко ориентировался в этих коридорах и каждое утро говорил мне, куда сегодня следует зайти и с кем поговорить. Я уже был вооружён всеми статистическим данными, характеризующими молодёжный характер Академгородка, данными по очередям на получение жилья, о количестве коммунальных квартир и количестве молодых семей, живущих в общежитиях.

Об очередях в детские сады и ясли.

О занятиях в школах в три смены.

О нехватке торговых и бытовых предприятий.
 
Об отсутствии бабушек и о молодых парах, не знающих, что делать с детьми после окончания занятий в школах.

О сибирских морозах и отсутствии учреждений культуры.

Я был буквально набит цифрами и фактами.

Я тогда беседовал в многих кабинетах, описывая жизнь молодого Академгородка. Сначала мы ходили вместе с Б.В. Беляниным. Потом он открывал дверь в очередной кабинет и подталкивал меня, но сам не входил, приговаривая, что у меня это хорошо получается.

К слову сказать, меня благожелательно выслушивали и существенно увеличивали ассигнования на жилье и соцкультбыт. Это обеспечило ввод в эксплуатацию в следующей пятилетке школы, детских садов и яслей, Дома ученых, корпусов больницы, инженерных коммуникаций и многих объектов соцкультбыта, позволив освободить квартиры, где некоторые предприятия соцкультбыта располагались.

Не все получалось. Мы не получили ассигнований на клуб юных техников, на спортивные залы, на конькобежную базу и ряд других, задуманных нами объектов.

Впоследствии мы и их начали строить, но это было уже с фокусами, о которых я расскажу чуть дальше. С Дворцом культуры тоже ничего не получилось.

В Госэкономкомиссии люди показались мне более молодыми. Хрущёв создал эту плановую комиссию недавно, ликвидировав Госплан СССР, и, видимо, комплектовалась она не из старых работников Госплана. Отношение там ко мне было ещё лучше.

Понимали меня с полуслова, но мало чего могли сделать, – всё же СО АН было не союзное, а российское (республиканское) ведомство, и деньги выделял нам Госплан РСФСР. Но и в Госэкономкомиссии мы решили целый ряд вопросов, связанных с разрешениями на строительство тех или иных объектов, а также согласовали целый ряд контрольных цифр на следующую пятилетку по разделам народнохозяйственного плана.

В общем, уезжали мы более-менее довольные. Мы получили значительно больше средств на жилье и соцкультбыт, хотя и не столько, сколько просили.

Что касается пресловутых нормативов, многие из них были де-факто увеличены после нашей с Б.В. Беляниным работы в Госэкономкомиссии СССР и Госплане РСФСР при составлении планов на следующую пятилетку 1966-1970 гг.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/28/465