Лекция 4 по воц. фантастики. Гарри Поттер и филос

Николай Москвитин
  В этом произведении Роулинг таится много несовместимых ни с православием, ни с христианством в целом вещей. Например, здесь очень много волшебства и даже колдовства. Далее, здесь развита языческая мифология, хотя и в меньшей степени, чем в "Хрониках Нарнии" Льюиса. К тому же в этом произведении огромныйц источник страха, так что страшно и при прочтении и в сне после дня прочтения. Но несомненно, что мир здесь добрее, чем у Стругацкких, и само произведение хронологически ближе к нам.
   Основной конфликт произведения всем известен--это внутренний и внешний бой мира добрых волшебников с очень злым колдуном Волан-Де-Мортом и судьба Гарри как главная в этом бою. В этом колдуне отчётливо прослеживается достаточно чёткая тень сатаны. Но он другой. Он менее злой, но куда более опасный, ведь только Поттеры смогли его остановить. Поэтому ошибка Роулинг в том, что она недостаточно смягчила страшность этой фигуры. Людям душевно здоровым, может быть, не очень страшно, но мне было не по-детски страшно.
   Кроме того, в произведении ни разу не упоминается слово Крест, слово Христос, слово христианин, слово Спасение, слова Церковь или Храм, слово Свечка, слово Священник, слово Таинство, слово Ангел. Но хотя бы два из этих слов обязательно должно быть в православном фантастическом романе, а лучше три.
   Другая важная ошибка Роулинг заключается в чрезмерной материалистичности произведения. Слишком много еды и всяких драгоценностей, слишком мало слов о духовном мире, да и то в отношении привидений. И самое печальное--что смерть в мире Роултнг как-то бессмысленна. Ну жил человек и жил, умер--а что дальше?
   Хочется добавить ещё одно замечание: оружием в руках волшебника здесь выступает не волшебная палочка, а его духовный мир. Это плюс. даже говорится об этом вкось: надо набраться опыта и смелости, чтобы творить такие-то и такие-то чудеса. Но не является ли подмена Креста волшебной палочкой и даже мужеством вокруг неё антихристианской?
  И вот что надо ещё признать. Наво признать, что читать роман очень интересно, но страшно, и настолько интересно и страшно, что даже можно заставить себя подавить страх и поддерживать интерес дальнейшим прочтением. И этого быть не должно. Не должно быть никакого сильного стимула морально преступить голос своей совести. Для этого надо писать не для славы, не ради даже отдыха, не ради логической игры, а ради Бога.
  В произведении были очень добрые моменты и достаточно много, например, когда Гарри помогает Невиллу с напоминалкой, или когда Гермиона спасла Гарри и его друзей от серьёзнейшего взыскания или когда Гарри утешал и подбадривал своих друзей, или когда он делится с ними едой, особенно сладостями, или когда Хагрид и Дамблдор успокаивали Гарри, или когда злейший враг и его родителей Снегг спасал его от смертельного заклятия, или, наконец, когда речь шла о благородстве самих родителей Гарри, или даже когда его злые родственники всё-таки немного жалели его. Но всё это окутали Страх, Мистика и Колдовство. И главное, чтобы первое если и было, то было не так тяжело, второе, если и было бы, то не так мироцентрично, третье если и было бы, то поменьше и побезопасней.
  Всё это заставляет предупредить читателей Роулинг, чтобы запаслись предварительной молитвой, мужеством и силой веры. Лекция закончена