Аутизм глазами матери. Рассказ 3. Обучение в школе

Алёна Кузьминых
  На протяжении всей жизни на своём пути мы встречаем разных людей. Они в большей или меньшей степени оказывают на нас своё влияние. Есть особая группа людей, которые призваны это делать. От их высокоморальных качеств зависит, какие будем мы. 

  В 2015 году Ярославу исполнилось 7 лет, и он пошёл в первый класс. Несмотря на то, что до школы два года занимался с дефектологом – первый класс стал тяжёлым испытанием для ребёнка.
   Обучение Ярославу ПМПК дало надомное, и я была этим крайне недовольна. Объясню почему.  К семи годам ребёнок начал писать прописными буквами, читать по слогам, считать до десяти, пытался решать примеры. Всё это пришло не просто так, а путём тяжёлой работы: шесть раз в неделю по одному часу – занятия с дефектологом; четыре раза в неделю по тридцать минут – занятия с логопедом; четыре раза в неделю посещали  бесплатный центр поддержки семьи «Берегиня». Конечно, проходило всё не так гладко, как можно подумать, но сейчас не об этом. 
  Я надеялась, что с такими достижениями Ярослав сможет пойти в обычную школу, где родители заменят тьютора. Но ПМПК заявило, что в нашем городе такой  практики нет. Оказывается, что для «радужных детей» в нашем городе только одна дорога – вспомогательная общеобразовательная школа, для детей с умственной отсталостью, и не важно - есть ли она, или её нет. Не знаю, как обстоят дела в других городах, но у нас всё предельно просто: если у ребёнка диагноз «аутизм» - значит, умственная отсталость без сомнения присутствует, и не важно, какое IQ показало при обследовании. Нас направили в школу-интернат для детей с ЗПР, да и то только потому, что я на этом настаивала.
  Перед школой я решила  Ярославу дать отдохнуть. Представьте мой ужас, когда в сентябре обнаружилось, что ребёнок писать в строчку даже печатными буквами не может, а цифры, словно в первый раз видит. Хорошо – читать не разучился. В то время я терялась в догадках – что послужило причиной таким переменам. Сейчас, с полной ответственностью могу заявить: причина кроется в механическом, бессознательном обучении. Вина в том дефектолога как не очень квалифицированного специалиста или нет – кто знает? Возможно, в этом раскрывается вся суть аутизма: пока ребёнку не станут интересными и нужными те или иные знания, можно биться над их освоением хоть « до второго пришествия», но результата не будет. Недавно я познакомилась с одним мальчиком. Ему 11 лет. Он самостоятельно выучил английский язык по компьютеру, причём быстро и без особого труда. Наш Ярослав когда-то самостоятельно проявил интерес к буквам. Его желание тут же подхватили, и он очень быстро научился читать по слогам.
  Здесь сразу отмечу одну особенность, присущую «радужным детям». Даже если ребёнок читает бегло и хорошо – на вопросы по прочитанному тексту ответить затрудняется, не может выделить главных героев и т. д. То же самое можно наблюдать и в беседе. Таким детям сложно отвечать на вопросы о том: где был, что видел, что делал и т.п.
  Итак, вернёмся к школе. Сразу хочу сказать, что с учителями – не повезло. Да что говорить об учителях, если завуч, взглянув на наше направление от ПМПК, цинично заявила: «Зачем таких детей к нам направляют, всё равно в 21 школу пойдут».  Уточню: 21 школа как раз та самая вспомогательная школа для детей с умственной отсталостью. На неделю выделили всего восемь академических часов, среди них по два часа отводилось математике и русскому языку. Это бы ничего, так ещё и учителя совершенно не хотят выполнять свои прямые обязанности. От первого учителя мы сами отказались в конце первой четверти. Дело в том, что вначале года договорились о дополнительных платных услугах по основным дисциплинам. А вышло, что платно учитель готов заниматься, да и то не по программе, а вот отрабатывать свои часы некогда: то в больницу надо, то с ребёнком проблема. Я несколько раз попыталась поговорить – бесполезно. Второй учитель занимала в школе должность воспитателя. Что можно было хорошего ждать? С января месяца и того хуже – больничный за больничным.  Завуч наотрез отказалась давать подмену, сказав: « Учителей не хватает. У нас заведено, что учителя отрабатывают часы потом». Оба учителя «второй год отрабатывают» часы, а ведь зарплату получили давно, и совесть видно молчит. Никаких высокоморальных качеств в пед. коллективе школы не заметила. Одна только односторонняя связь: «Войдите в наше положение» и никого не волнует, а чего же мы хотим.  Пришлось взяться за ребёнка самой. Меня как учителя Ярослав не воспринимал: он и кусался, и дрался, и плакал. Однако я не уступала и Ярослав, в конце концов, сдался. И всё же это нас не спасло – отстал по программе на треть. Как результат перевели во вспомогательную  школу. Обидно учиться в такой школе, когда  IQ выше среднего.
  Как говориться: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В новой школе у нас учитель - дефектолог, специалист высшей категории. Сейчас Ярослав учиться во втором классе, по облегчённой программе. Математика до сих пор доставляет проблемы. Но радует, что учитель пытается донести знания путём полного осмысления материала. И у нас уже есть успехи.