Мира Ходжоян.
Окна из комнаты выходили на открытый не застеклённый деревянный балкон и поэтому, когда четырнадцатилетняя девушка играла на пианино, звуки музыки доносились далеко, даже в окна здания, пристроенного плотно к дому, которые мгновенно открывались настежь, как только меломаны слышали классическую музыку. Чудесная погода наступает весной после холодной зимы. Солнце греет ещё слабо. Ветерок дует сухой, горный , прохладный. Пробуждается вместе с природой и человек. Прогулки в это время года совершать рановато, а провести время за любимым занятием интересно и полезно. Ляля села за пианино. Музыка волшебно очаровывает юную Лялю. Она усердно, с удовольствием разбирает ноты с аккордами, триолями нового музыкального произведения. Это подарок брата. Ноты для фортепиано - это для неё желанный подарок, ведь, в городе тогда не достать их, и брат привёз из Москвы. Брат был авторитетом для младшей на много лет Ляли. Музыку же она обожала больше всего на свете.
Прежде чем приступить к разучиванию нот, ей брат рассказал эпизод из биографии автора загадочного произведения, что побудило с особым интересом и терпением овладевать техникой созданного музыкального творения.
Когда Ляля слушала внимательно рассказ, взгляд её карих глаз выражал недоумение от печальной участи изгнанника и восторг любовной историей повстанца, покинувшего родину из-за преследования, и женщины, которая не побоялась укрыть мужчину в своём доме.
Огинского, лидера повстанческого движения, вдохновила встреча с необыкновенно великодушной женщиной. В его душе переплелись грусть о покинутой родине, решительность к борьбе и очарование духовной близостью с женщиной.
Композитор исполнил Полонез, который тут же сочинил. Нахлынувшие чувства нашли отражение в музыке. Полонез впоследствии стал классическим произведением. Исполняют пианисты соло и с симфоническим оркестром, играют на аккордеоне и баяне. Слышится прекрасная музыка по радио, по телевидению.
Ляля спешит разучить Полонез. Скоро её День рождения. Соберётся семья, и брат обязательно захочет услышать Полонез Огинского в её исполнении. Так потом стало традицией исполнять на праздниках это чудесное сочинение.
С каждой игрой Ляля усовершенствовала технику. Так через несколько лет на выпускном школы она впервые на публике исполнила Полонез. Уже будучи взрослой всегда играла на вечерах с коллективом в Ереване. Приходилось исполнять Полонез Огинского на Всесоюзном слёте эсперантистов в Литве. в Эстонии. Почему-то на разных мероприятиях наряду с другими музыкальными произведениями, такими как «Чардаш» Монти, «Ноктюрн» Шопена, «Прелюдия» Рахманинова, Ляля играла обязательно и Полонез Огинского. Возможно, известная героически-печальная история автора произведения, оставившего Отчий дом, выразительность музыки, мелодичность, переходящая в экспрессию, от пьяно к форте , снова к пьяно, была близка духовному настрою Ляли. Вероятно, не только ей, а многим, кто соприкасался к замечательному творению композитора Михаила Клеофаса Огинского.