Полонез Огинского

Мира Ходжоян
Мира Ходжоян.

   Окна из комнаты выходили на открытый не застеклённый деревянный балкон и поэтому, когда четырнадцатилетняя девушка играла на пианино, звуки музыки доносились далеко, даже в окна здания, пристроенного плотно к дому, которые мгновенно открывались настежь, как только меломаны слышали классическую  музыку. Чудесная погода наступает весной после холодной зимы. Солнце греет ещё слабо. Ветерок дует сухой, горный , прохладный. Пробуждается вместе с природой и человек.  Прогулки в это время года совершать рановато, а провести время за любимым занятием интересно и полезно. Ляля села за пианино. Музыка волшебно очаровывает юную Лялю. Она усердно, с удовольствием разбирает ноты с аккордами, триолями нового музыкального произведения. Это подарок брата. Ноты для фортепиано - это для неё   желанный подарок, ведь,  в городе тогда не достать  их, и брат привёз из Москвы.  Брат был авторитетом для младшей на много лет Ляли. Музыку же она обожала больше всего на свете.
    Прежде чем приступить к разучиванию нот, ей  брат рассказал эпизод из биографии автора загадочного произведения, что побудило с особым интересом  и терпением овладевать техникой созданного музыкального творения. 
    Когда  Ляля слушала внимательно рассказ, взгляд её карих глаз выражал недоумение от печальной участи изгнанника  и восторг любовной историей  повстанца, покинувшего родину из-за преследования,  и женщины, которая не побоялась укрыть мужчину в своём доме.
   Огинского, лидера повстанческого движения, вдохновила встреча с необыкновенно великодушной женщиной. В его душе переплелись грусть о покинутой родине, решительность к борьбе   и  очарование духовной близостью с женщиной.
     Композитор исполнил Полонез, который тут же сочинил. Нахлынувшие чувства нашли отражение в музыке. Полонез впоследствии стал классическим произведением. Исполняют пианисты соло и с симфоническим оркестром, играют на аккордеоне и баяне.  Слышится прекрасная музыка по радио,  по телевидению.
     Ляля спешит разучить Полонез. Скоро её День рождения. Соберётся семья, и брат обязательно захочет услышать  Полонез  Огинского в её исполнении. Так потом стало традицией исполнять на праздниках это чудесное сочинение.
     С каждой игрой  Ляля усовершенствовала технику.  Так  через несколько лет на выпускном школы она  впервые на публике исполнила Полонез. Уже  будучи взрослой всегда играла на вечерах с коллективом в Ереване.   Приходилось исполнять Полонез Огинского на Всесоюзном слёте эсперантистов в Литве. в Эстонии. Почему-то на разных мероприятиях наряду с другими музыкальными произведениями, такими как «Чардаш» Монти, «Ноктюрн» Шопена,  «Прелюдия» Рахманинова, Ляля играла обязательно и Полонез Огинского.  Возможно, известная героически-печальная история автора произведения, оставившего Отчий дом, выразительность музыки, мелодичность, переходящая в экспрессию, от пьяно к форте , снова к пьяно, была  близка духовному настрою Ляли.  Вероятно, не только ей, а многим, кто соприкасался  к замечательному творению композитора  Михаила Клеофаса Огинского.