Годы километров или километры лет

Вадим Мамин
ПРЕДИСЛОВИЕ
    Великолепные, блестящие под лучами утреннего солнца, на огромных асфальтированных стоянках, стоят усталые фуры. Где то в вышине, на флагштоках, развеваются и хлопают на ветру разноцветные флаги. Дальнобойщики спят! Время отдыха – это святое. И машины спят, устало опустив «морды». Оберегая сон своих «капитанов». Вот эта из Германии, а эта из Франции. Международники! Водители  международники – особая каста среди водителей. Скажем так - вершина в водительской иерархии. Люди, как правило, не простые. Прекрасно, понимающие свою значимость  и тем гордые. Несколько надменные с другими коллегами по цеху, я про водителей самосвалов и прочих «ГАЗЕЛЕЙ» - вечно потных, нервных, чумазых и нагловатых. Эти же, свысока поглядывают на всех из окон своих ВОЛЬВО и МЕРСОВ.
                В    РЕЙСЕ…
     Порыв ветра качнул кабину. Пепел от сигареты упал на джинсы. Стало жечь пальцы. Задумался.  Тусклый плафон едва освещает кабину. Посмотрел по сторонам - ничего не изменилось, метёт, и почти стемнело. Уныло. Зимой рано темнеет. От того все время воспаленные глаза. Всматриваешься, всматриваешься. Зима для дальнобойщиков не простой период.
     Кто-то пытается выехать со стоянки, «шлифуя» колёсами едва заметный бугорок. Не завидую, ехать в такую погоду…  Но бывает очень надо! И тебя напрягают, звонят, ругаются, торопят! Им не объяснишь! И ты вынужден! Рискуя собой и грузом.
     Всякие мысли лезут в голову. Встал с кресла, потянулся, телевизор на панели шипит, и почти ничего не видно, да я про него забыл, чай остыл, ложусь и пытаюсь в очередной раз заснуть. Прислушавшись на секунду к двигателю, успокаиваюсь, всё работает ровно, без перебоев. Стрелки и индикаторы приборов  разноцветными огоньками «стоят» на своих местах. Тепло!
     Все мысли улетели домой, как там мои? Родители, дети? Давненько не наведывался. Все как-то «с песнями» мимо проскакиваю. Питер – Сочи – Новосибирск – Елабуга – Уренгой! Пора заехать, по телефону слышу, что соскучились, тревожатся, да и самому уже что-то всё чаще думается. Ведь родители уже немолоды, да и внуки не разгонятся навестить бабушку с дедом. Сидят они там вдвоём. Мама, наверняка, вяжет, отец смотрит телевизор. А утром чистит насыпавший за ночь снег. Всё, как обычно. Сейчас наверняка позвонят. Обычно – отец, спросит про дела, куда еду и, успокоившись, положит трубку. А я иногда нервничаю, то как-то ответишь резко. Всякие ситуации бывают. Потом еду, кляну и ругаю себя за свою несдержанность.
    Большая и удобная кабина иногда покачивается. Что-то мне не спится! Вдруг так захотелось домой: приехать и никуда не торопиться, выспаться, повидать близких, знакомых и подруг. Разбередил себя тревожными мыслями. Рука потянулась за сигаретой. Нет! Хватит! Захотелось в туалет, но поёжившись, подумал: «Перетерплю». На улице – кошмар! Стоянка полна машин, за окном – метель! Коллеги заняты, кто чем. Одни играют в карты, кто-то наконец, получил возможность выспаться, другие смотрят телевизор, пишут СМСки своим близким: жёнам, подругам, детям. Или просто тупо пьют! Ехать нельзя! Гололёд! Метель. Лучше переждать. Нет! Пока не спится, дойду до кафе, всё равно идти надо, а то уже засиделся, надо размяться. В кафе пусто, лишь двое сидят в уголке и пьют пиво, тихо о чём-то беседуя. Девушка, за стойкой, поднимает на меня усталые, безразличные глаза и, не услышав пожелания, продолжает заниматься своим ногтями. Да! Надо всё-таки идти и попробовать заснуть. Может, завтра погода изменится, и я уеду из этой дыры.
      Дальнобойщик – это одна из самых романтических профессий. С детства мечтал посмотреть мир. В авиацию мне дорога закрыта, моряком тоже не сложилось. Стал дальнобойщиком. Моя дорожка в эту профессию была непростой. Много пришлось сначала походить и пооббивать порогов, прежде чем пришлось потом так же много поездить. Раньше, попасть на международные перевозки было не так просто. Это спустя время, когда грузооборот вырос, и водителей стало не хватать, стали брать, кого попало, не особо вдаваясь в детали. Отсюда выросла аварийность на дорогах, потому, что пришли случайные люди. Прослышав про хорошие зарплаты, а кто-то просто от безвыходности, бросил свой развалившийся колхоз и подался в столицу на заработки. А поначалу все было по-серьёзному, пришлось походить и поездить по разным автобазам в поисках работы. И мне, в конце концов, повезло! Я нашёл то, что искал. В меня поверили, пригласили на работу. Это случилось в одной небольшой транспортной компании. Я пришёл к ним в поисках работы и сразу попал на обеденный перерыв. Меня, совсем не знакомого, сразу пригласили за общий стол, где сидели и генеральный директор, и главный бухгалтер, и ещё половина офиса. Все были очень дружелюбны. И я поначалу даже не поверил в такую удачу. В общем, сразу понял: это моё! И остался в этой компании на несколько лет. Замечательное отношение ко мне, к нам – как к водителям.
     Вообще, в транспорте я всю жизнь. Начал со слесаря, после армии. Пришёл и устроился на работу, в далёком чукотском городке ремонтировал старые ЗИЛки, там и набирался потихоньку опыта. И так всю жизнь, не спеша, я шёл к своей мечте. Сначала – с маленьких машинок, и постепенно дошёл до тяжёлых магистральных грузовиков. С каким вожделением я смотрел, как по трассе проносятся с шумом, сотрясая дорогу, огромные, красивые, все в огнях, фуры, и знал, что когда-то и я буду управлять такой же. Я даже специально приезжал к трассе на легковой машине и смотрел, смотрел! И это произошло.
      Сел за руль рефрижератора. Это был счастливейший день моей жизни. Сначала по России, потом дальше, потом больше. Ростов, Краснодар. Впервые «пошёл» за границу. Финляндия! Волнительно, страшно! Но это произошло. Самостоятельно! Подъехал к границе, прошёл всё оформление и п о е х а л! Тихо! Затаив дыхание! Боясь, сразу что-нибудь натворить! Понервничал конечно я в том рейсе. Страшно! Впервые самостоятельно побывать за границей. Большие штрафы и очень строгие полицейские, не договоришься. И понеслась моя жизнь отмерять вёрсты дорог. Минуя города, страны и годы. Мне довелось познакомиться и поработать с отличными ребятами. Они научили меня всему, что я умею, и навсегда останутся в моей памяти. Частенько, когда я ложусь спать уже не в кабине грузовика, а дома, в мягкой и удобной постели, я вспоминаю. Вспоминаю наши пути-дорожки, вспоминаю по именам  товарищей и просто знакомых по работе…
 Непростые! Разные! Счастливые, бесшабашные, продуманные и глуповатые, но все беззаветно преданные своему делу. Вся жизнь в кабине. Вся жизнь в пути. И время летит как-то по-особенному, быстро. Много пришлось повидать. Много трагедий, курьёзов и радостей на дорогах нашей огромной страны. Дикий холод и изнуряющую жару. Бескрайние леса Сибири, где дороги, отчерченные, как по линейке. Калмыцкие степи, седой Каспий, чистую, умытую Европу, полунищий и горячий Кавказ. Много всего было. Приходилось замерзать, сутками простаивая на морозе с замёрзшей машиной, где-то между небом и землёй; и кляня, и ругая последними словами продавцов «левой» солярки. Приходилось рубить и жечь деревья и старые покрышки, чтобы согреться и грызть мёрзлый хлеб. И не спать в лютый холод в насквозь промёрзшей кабине, чтобы не умереть во сне. Жизнь на Чукотке научила меня тому, что в мороз нельзя засыпать. Иначе смерть! Прятаться от полуденного южного зноя под пыльным прицепом, обливаясь потом и отмахиваясь от мелких и назойливых, злобных краснодарских мух. И стоять летним вечером в сумерках на стоянке в Аксае, под Ростовом-на-Дону. А над тобой низко пролетают самолёты, яркие, все в огнях, заходя на посадку или взлетая. И уже не так жарко после душа! Хорошо! Стоишь с ребятами, «перетирая» события дня, кто, где и как грузится, куда и сколько стоит рейс.
     Никогда не жалел, что выбрал эту профессию. И, работая на дороге, со временем становишься немножко суеверным, начинаешь верить во все приметы. Никогда не обижай, мой друг, дорогу. Уважай и береги её. Не оскорбляй её выкинутой в окно пачкой от сигарет или окурком. И дорога в свою очередь не обидит тебя. Поверь мне. Это так!
      И жизнь, словно дорога. Встречается на ней попутчик: « Довези, братишка?» И ты везёшь его, в «пол-уха» прислушиваясь к его рассказам и сетованиям. Одним глазом прищурившись от дыма сигареты, а другим, пытаясь рассмотреть дорогу. Татария, Башкирия, Урал, Сибирь или бесконечная дорога в Мурманск. Петрозаводск! А затем 900 км снега, темноты и сплошного леса! Ни одна дорога не угнетала меня так, как дорога на Мурманск. Столбик термометра продолжает падать куда-то вниз, как в бездну! Уже – 30, уже – 40! Лишь бы не «прихватило» солярку. Если встану – то конец! Останется одно – надеяться, что кто-то проезжающий мимо не даст замерзнуть.  А кабина остывает моментально, глазом моргнуть не успеешь. Сразу напяливаешь на себя все что можно и голова начинает работать лучше любого компа. Бывало – знаем! Вообще это всегда огромная проблема и за пять минут не решается. Надо согреть солярку (а ее если литров пятьсот или более в баке, то как и чем? Паяльной лампой? Это все равно что свечкой кипятить чайник), прокачать всю систему и это все на морозе!!! Да еще вопрос, потянут ли потом аккумуляторы?! Вот почему всячески «отбрыкивался» от поездок в Сибирь, особенно зимой.  В благополучной Белоруссии, и то умудрялись встать на трассе Москва – Минск. А уж в Сибири, или между Мурманском и Петрозаводском – не приведи Бог! Выходишь из машины, голова еще ищет выходы, а холод уже пробирается сквозь одежду, пощипывает руки. Твою- то мать! Стоишь, думаешь, ёжишься, оглянешься, а иней покрывает кабину. И через какой-то час машина превращается в огромную, безжизненную железяку. И хорошо бы еще если днем! А ночью….? Вот так я простоял под Нижним Новгородом. На какой-то хрен знает дороге. Где за день мимо проходит  полторы машины и помощи ждать не от куда. Пошел дрова рубить, чтобы согреться. Да где там… .  Без бензопилы делать нечего. Газ в баллоне кончился, греться нечем. И аккумуляторы в конец сели. Но мир не без добрых людей. Носились мимо меня какие то ребята. Видно что местные хулиганы. Подъехали в очередной раз, вышли ко мне, спросили чем помочь. Помогли. И фильтра привезли, и аккумуляторы зарядили, и солярки хорошей нашли. И замурлыкала моя Вольвочка.  Доехали до ближайшего поселка, зашли вместе в кафе. Они меня и накормили и велели местным чтобы  дали мне помыться, себя в порядок привезти. Так как я уже без копейки был. Вот все же в трудную минуту наши люди приходят на помощь. Пусть в обычной жизни нас что то разделяет, но в трудную минуту все отходит на задний план.
      Отвлекся. Едем дальше на Мурманск. Редкие указатели с непонятными названиями городков, где-то в стороне от трассы. И думаешь, как же тут живут люди? В этой полярной ночи, в этом диком холоде, лысых сопках и обжигающем ветре. Попутчик просит остановить, выходит на каком-то непонятном, глухом и «неуютном» повороте, среди тёмного леса. «Спасибо, дружище!» – благодарит он. Мягко щёлкает замок двери, и ты остаёшься один. Чудно! Я поворачиваю голову, пытаясь рассмотреть в темноте удаляющегося человечка, но он «растворился». Всё, как в жизни. И грустно, и тоскливо становится. И как-то жалко его, но понимаешь что он дома, почти дома! И уж, наверняка, кто-то его встречает. Успокоив себя, прикурив, наверное, «тысячную» сигарету за сегодня, нажимаешь педаль газа, и послушный мощный двигатель уносит тебя прочь. А дорога петляет, убаюкивая своим однообразием, и начинаешь петь, потому что радио уже не «берёт», а кассеты знаешь наизусть. Как-то медленно стали набегать на спидометре километры. Ты просто устал. Надо где-то прибиться на заправке и поспать. Иначе недалеко до беды. Авария делит жизнь дальнобойщика на две части. Жизнь – до! И жизнь – после! Возможно, жизнь после! Всегда понимаешь, что за спиной, в прицепе, груза не на один миллион!
    Вон она! Вдалеке мелькнули огоньки! Это, наверняка, заправка. Да будь это хоть резиденция премьер-министра, я всё равно там останусь спать. Потому что первые и серьёзные признаки засыпания уже есть. Это когда мерещится, что кто-то в темноте пытается перебежать дорогу. Вроде как какая-то тень мелькнет в свете фар. На нечищеной площадке ты с трудом находишь место среди грузовиков, куда можно «втиснуться». Уже все лучшие места заняты. «Кто успел, тот и съел». В Европе в такое время вообще не встанешь, все места настолько плотно забиты, что между грузовиками пройти пешком даже не получится. Если до семи – восьми вечера не встал, можешь потом долго искать место. А время поджимает. Там строго по времени едешь. И вот, остается каких то пятнадцать минут до конца смены и начинаешь судорожно дергаться, куда «воткнуться» чтобы отстоять девять часов без движения. Тоже проблемс! Продолжим наше путешествие в Мурманск пока. Останавливаешься, не совсем хорошо и ровно, но сойдёт. Лучше не встанешь. Потушив фары, трёшь усталые глаза. Клавишей спускаешь с кресла воздух, он с шипением выходит,  кресло опускается, и ты чуть откидываешься назад. Вот теперь можно спокойно покурить. С новыми ощущениями хорошо закончившегося, еще одного дня.
     Люблю такие мгновения. Самый «сладкий» момент за день. Когда сотни километров позади и встаёшь на отдых. Вот именно первые минуты. Потом ещё надо найти и принять душ(если есть), покушать, «перетереть» с коллегами в кафе прошедший день. Причём, дальнобойщики знакомятся настолько быстро и легко, как будто давным-давно знают друг друга. Сколько ездил, столько поражался этому факту.
      Включаешь внутреннее освещение и ставишь кипятить чайник. Пока заваривается чай, готовишь себе постель. И что-то чая уже не очень хочется. Смотрю в окно, слегка запорошил снег – это плохо. В отсветах от рекламных огней заправки лес стоит чёрной, сплошной стеной. Жутковато! Озираюсь! Проверив, на всякий случай, закрыта ли дверь, ложишься и засыпаешь. Да нет, просто проваливаешься в сон! Итак, изо дня в день. Летом – замечательно! Зима, конечно, вносит свои сложности в работу водителей.
   Так проходят, вернее, пролетают месяцы и годы. И большинство дорог уже знаешь, как свой карман. Где и какой поворот, а вот там была ямка, а вот здесь кафе, где вкусно кормили, а тут разбилась фура в прошлом году, а там я сломался и стоял несколько дней. И уже ездишь, как маршрутный автобус. Я всегда задумывался, какая огромная у нас страна! Даже в голове не укладывается. Особенно, Сибирь.
 Время летит просто молниеносно. Приезжаешь на базу и узнаёшь, что кто-то уволился, а кто-то где-то на стоянке запил. Надо выручать! Бывает и такое. Уходят одни, приходят другие, молодые и не очень. Потом узнаёшь, что кто-то ушёл из профессии, кто-то заболел и умер. Сам много раз хотел «завязать», бросить.  Да! Было всё. Это всегда горько! Когда-то, любая дорога закончится. И подойдёт к концу твой последний рейс, когда ты поймёшь, что дальше нельзя, пора что-то менять в жизни. Ты вернёшься из рейса, встанешь в ряд, посидишь, закуришь, дашь машине поработать и заглушишь двигатель. Потом скажешь себе, что - ВСЁ! Ты приехал, ты вернулся из последнего рейса. Всё уже договорено, и тебя ждут дома. Пора собирать свои пожитки. Кружки, ложки, поварёшки. Сдашь машину, поплачешь с ней рядом! Тайком! Чтобы никто не видел и ничего не понял. Глаза стали не те! И куча болячек мешают работать. И скорость стала не та, и ты стал уставать. Короче, ты просто стареешь! Пришло время что-то менять. И это нормальный процесс, этого не надо пугаться. Просто закончился один жизненный этап, и начинается другой. Подросли к тому времени дети, и появились внуки. Ты им нужен! И в ночную темноту «полетят» другие ребята, на новых, мощных машинах, торопясь доставить важные грузы, заработать денег и накормить семьи. А твоим уделом останется помнить и вспоминать. И смотреть им вслед. Молодым, нагловатым, весёлым, дерзким! Как ты когда-то. И немного жалко их становится. Не понимают они, молодые пока, ничего. Вспоминаешь при этом слова из песни Ю.Шевчука: «Ты уехал за счастьем, а вернулся седым». Так и есть! Намотаете вы ребятки годы километров дорог, но не разбогатеете на этой работе! Дальнобой – это призвание! Это судьба! Это плата за романтику! Это плата за свободу! Храни Вас Бог, парни! 
     Стоянки… Забитые до отказа. Аксай, Питер, Финляндия, Польша, Германия, Франция, Краснодар. Границы! Бессонные ночи! Шайбы!  К О Л Е Й К А!!! Это не приятное слово - колейка! Не знаю откуда оно взялось. Говорят это польское слово. Не знаю… Это значит, что тебе гарантирована бессонная ночь и, возможно, не одна. Ты подъезжаешь к границе и упираешься в «хвост». Очередь из грузовиков движется к границе. Лишь по рации кто-то продолжает ругаться, другие просто рассказывают анекдоты, пока их не одёрнут, резко, но по делу. Говорить о том, что кто-то попытается «влезть» вне очереди к таможенному терминалу, вообще не приходится. Народ тут крутой нравом. Долго разговаривать не будут, может и молоток в лобовое стекло прилететь. Нервы напряжены, как струны. И пустая болтовня раздражает. Бесконечно дымя сигаретой, с красными от недосыпания глазами, всматриваюсь в длинную очередь. Не загорятся ли яркие красные фонари впереди стоящих грузовиков, это значит, что очередь тронулась и пора запускать двигатель. Нет! Показалось. Такое частенько приходилось испытывать на белорусско – литовской границе. Двое трое суток очереди на проход в Евросоюз. Мимо очереди ездит старенький ПАЗик, переделанный под кафе на колесах.  Мозолистыми, шершавыми ладонями теребишь руль. А потом, перед самой таможней, напившись до рвоты кофе из автомата, стоят друзья-дальнобойщики «в ёлочке» возле своих ВОЛЬВО, СКАНИЙ, МЕРСЕДЕСОВ,  ворча и «на чём свет» кляня правительство, таможенников, систему.

                * * *
       Эти ребята подошли ко мне на заправке, на которой я много раз до этого останавливался. Попросили денег. Не дал.
       Сильный дождь и темнота не давали мне разглядеть, что там позади. Эта «десятка» пыталась меня обойти  «тычась» то с одной, то с другой стороны. Зеркало, все в каплях и ручейках искажало картину происходящего. Погоня была наверно короткой, но мне показалась она вечностью. Нащупал рукой переговорное рации. «Крикнул», кто из дальнобойщиков есть поблизости? Тишина! Делать нечего, надо самому выкручиваться.
     Дорога начинала расширяться. Это плохо. Положили новый асфальт, тут они меня без сомнения обойдут.  Вот когда вспомнишь дорожников с их новым асфальтом всеми бранными словами. Мысли крутились в голове молниеносно. Что делать? До городка еще далеко, километров двадцать, не меньше.  На тягаче не доскачу. Догонят. Вильнул прицепом. Раз, другой, третий. Отогнал. Почувствовал легкий толчок, значит зацепил. «Десятка» вильнула, но удержалась на дороге. Лишь бы не зацепить обочину, утянет! «Десятка» сделала отчаянную попытку обойти по насыпи. Укатанная щебенка, там я их не достану. Иду по самой левой кромке дороги. Мне на отсыпку никак нельзя. Машина тяжелая. Там и останусь. Удалось, сволочи! Ушли вперед! Эти просто так не оставят. По левую сторону, сквозь струи дождя, мелькнула большая заправка. Там наверняка охрана. Надо разворачиваться и дуть туда. И тут хлопок! Сильный и еще один! На обочине, в темноте, мелькнули фигуры и контуры «десятки» с потушенными огнями. Подкараулили-таки! Огромный булыжник прилетел прямо в лобовое. Стекло с правой стороны все затянуло трещинами, словно гигантский паук набросил сеть. Еще один сильный удар. Подумал, что проломило кабину, очень сильный удар. Видимо стволов нет, иначе уже стреляли бы. Надо срочно разворачиваться. Схитрил. Дал еще раз обогнать. Умышленно! Знал что здесь, в темноте, прячется разворот. И они знали конечно, но проскочили. Видимо не продумали такой маневр. Вот он! «Нырнул» влево. Тут они меня не догонят. Обогнать не дам. Это был единственный на тот момент верный ход. Спустя полминуты, увидел в зеркале «навязчивые» огни фар. Ну, хрен вам, тут я вас не пущу вперед! Прицеп вилял по скользкому, мокрому асфальту, как отвязанный. Они видимо тоже подумали, что я решился на все! Приотстали… . Пару раз пытались обогнать, но когда перед носом виляет огромный прицеп, видимо не очень хочется встречаться с ним в близком контакте. Я тут их полностью понимаю. Влетел на заправку. Навстречу выскочил охранник с помповым ружьем. Выпрыгивая из машины, крикнул ему: Звони ментам! Выскочили еще несколько человек, сразу понял - дальнобойщики.  В это же время на заправку влетела машина бандюков. И тут же «ушла». Меня начало трясти. Покурил, успокоился. Приехали местные блюстители, походили вокруг машины, посовещались , как водится и вынесли свой вердикт! Данный приговор местных Пуаро звучал так: Стекло я разбил сам и кабину помял булыжником тоже сам.
     Остаток ночи, в районном отделении милиции, с полу - пьяным следователем, показался бесконечным. Ночью приехал его видимо приятель, щупленький ментенок с какой то подвыпившей подружкой. Они долго о чем-то смеялись. Тут следак не осторожно повернулся и под столом повалил пустые бутылки, они зазвенев покатились по полу. Вся их компания дружно загоготала. Протокол, опрос и в довершении: «Дай полтинник на пиво!». И тут, то же самое! Вздохнул, но не дал.
     Через два месяца пришло письмо из милиции. Из письма следовало, что этих ребят нашли. Но виноватым естественно оказался  я! Но они, по доброте души, прощают меня и претензий ко мне не имеют. Вот оно как! В этом маленьком городке, где все друг друга знали и не разобрать кто мент , а кто бандит, по-другому и быть не могло. Все было предрешено.
     Я потом реально испугался за себя и в тоже время обрадовался, что я не убил. А пытался! Их немного отделяло от колес  тяжелого ВОЛЬВО. И я реально пытался их скинуть с дороги. Никогда не знаешь, на что ты способен, пока не побываешь в подобной ситуации. Это теперь можно спокойно рассуждать. А тогда было всё реально. Но помню, что я делал всё, чтобы убить, и почему этого не случилось, надо спросить у господа. Видимо, он просто нас сберег. Меня от тюрьмы, а их от смерти.
     Такое случается не только в России, Даже пожалуй у нас реже. Особо осторожным надо быть и в Европе. Из-за наплыва беженцев, они и ранее туда просачивались.  Хотя и ранее всякой гопоты хватало. На юге Франции особенно. Как то выехал с Марселя и времени не хватало дойти до большой стоянки, встал на заправке не совсем уютной в горах. Так все девять часов глаз не сомкнул, все какие-то черти кружились туда- сюда возле машины. Всю ночь! Утром, совсем разбитый, тронулся в путь. Но когда рассвело, выглянуло теплое февральское солнышко, а температура в районе 15 градусов, жизнь раскрасилась в яркие краски. Опять понеслись мимо меня горы, старые замки на скалах, все что было ночью забылось! И в завершении рейса, а мы всегда возвращались морем, сидя в удобном шезлонге на верхней палубе огромного парома Гамбург – Хельсинки с сигареткой, щурясь от солнышка, я ничуточки не жалел. Не жалел что вылез из кресла начальника и пересел в кресло дальнобойщика. Я просто сидел и сам себе завидовал.
 
     Порой я просматриваю старые фотографии и вспоминаю, вспоминаю, вспоминаю. Вспоминаю Колю и Василия из Брянска. Вспоминаю Славика из Ейска, Сашку из Новочеркасска и многих других ребят. Вспоминаю свои машины, на которых приходилось работать, с некоторыми из них практически «сросся». Машина, с которой проводишь 24 часа в сутки, становится продолжением тебя. О ней думаешь, о ней беспокоишься, как о живой. Это особый разговор. Машина! Её любишь, потому что это твоя подруга, твой кормилец. Каким-то непонятным чувством слышишь малейшие звуки, говорящие о ненормальной работе двигателя или иных систем.

     Какая прелесть – ехать летом куда-нибудь на ЮГа. В Сочи! Из одежды – минимум. На все лето хватает пары футболок и шортов, купленных где-нибудь на придорожном рынке. И ты мчишься, а в кабине работает кондиционер. Хорошо! С тобой рядом сидит твоя подруга, пожелавшая в рейсе составить тебе компанию, а заодно подзагореть и развеяться, в лёгком халатике, задремав в соседнем кресле. И халатик, слегка распахнувшись, оголил красивую ножку. А ты, хитро покосившись, многозначительно улыбаешься, предчувствуя предстоящий отдых. Как гуляешь по набережной Архипо-Осиповки или Лермонтово, или Джубги, или Сочи, подогретый портишком, местного разлива, придерживая за талию девушку и косо посматривая на одиноких,  «рыщущих» самцов из числа отдыхающих. Какая прелесть!
    Как-то я смотрел по телевизору передачу про город Братиславу. Чудесные виды и замечательная история города, великолепная архитектура. Я очень захотел побывать в этой стране. И надо же было такому случиться, через неделю раздался звонок от начальства: я должен был выехать в Словению. Путь лежал через много стран: Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию. Тут мне и довелось побывать в Братиславе, причем проехать пришлось именно по тому месту , которое я видел недавно по телевизору. Мне очень понравилось. Замечательные виды, старые, полуразрушенные замки Словакии, а затем и тоннели в горах и чудное побережье Адриатики.
       Польша! Я полюбил Польшу. За последние годы Польша очень изменилась. Она превратилась в современное европейское государство. С отличными автобанами, которым могла бы позавидовать даже Германия. Поляки, надо сказать, – замечательные повара. Поездка через эту страну всегда гарантировала отличное и сравнительно не дорогое питание. Краков. Старинный, чудесный, седой Краков. Варшава – красавица Варшава! Помню Освенцим, памятник жертвам концлагеря – страшное место. Но это история, которую нужно помнить и знать.
     Почему я вспомнил о питании? О польских поварах?  Да потому что это работа, а не туристическая поездка и вопросы питания тесно связаны с моим бюджетом и самочувствием. Ничто не должно отвлекать от работы. Есть строгий режим рабочего времени, и необходимо пройти большой отрезок пути. Все распланировано.

               
     Впервые побывав во Франции я сразу влюбился в эту страну. И мне стала понятна любовь нашего некогда дворянства к Франции. На возражения некоторых людей о том, что французы не толерантны к другим национальностям, хочу возразить, они просто особенные. Франция – великолепна, и не по любить ее, может только поистине не далекий, ограниченный человек.

Чудесный юг Франции, побережье Средиземноморья, старинные замки. Я ходил там и не верил сам себе, что это я, что это со мной происходит. Масса фотографий сделанных мной, смотрю и пересматриваю. Вот замок возле маленького города Морнас, не далеко от Марселя. Замок гугенотов.  Специально потом смотрел в интернете историю этого замка. Я поднимался прямо к его воротам. Некогда могучие рыцари властвовали над этой долиной, простирающейся внизу огромной отвесной скалы. Все вокруг пропитано историей, бережно хранимой французами. А у подножия замка такая же старая церковь с кладбищем и выгоревшими по южным солнцем изображениями некогда могущественных людей на обелисках. Я через ограду  смог лишь прочитать громкие титулы некоторых из них. Кругом умиротворение. Тишина и необычайные запахи доносящиеся с предгорья Альп. Вообще про Францию можно рассказывать очень долго, желательно подкрепив фотографиями. Французы – еще те любители кофе! Ни в одной стране Вы не увидите столько кофе-машин на стоянках и паркингах. Они поглощают неимоверное количество этого напитка. Французы слегка небрежны. Но только слегка. Это не немцы. Вы сразу поймете, что Вы не в Германии, а во Франции. Но это ничуть не портит впечатления от этой страны. Тем более нам русским. Не избалованным сервисом. Вы обращали внимание на французские машины? Они оригинальны в своём большинстве. Не так ли? Так вот эта оригинальность во всем. Они такие. В общем, я от Франции без ума. Я ее люблю. Доводилось ездить и по национальным дорогам, не только по автобанам. Поясняю, «националки», как мы их называем, это бесплатные дороги, в отличии от автобанов за которые приходится платить, и проходят как правило через населенные пункты. Так вот, я был просто поражен и восхищен самобытностью французов. Когда видишь не обложку, а обычную жизнь этих людей. Каждодневную обычную жизнь. Эти каменные дома с огромными ставнями на окнах, непременно со ставнями. Старинные дома, это видно, простоявшие не одну сотню лет наверняка. Во всем какая то самобытность, не показная, а настоящая, реальная. Тут можно вспомнить и А.Дюма, как не к стати. Все зависит от Вашей фантазии.  Я понимаю, они бесконечно любят свою страну, свою великую Францию. Может и нам следовало бы чему-то поучиться у них. Беречь нашу великую историю, историю нашей несчастной страны. Я хочу вернуться к тому, что я писал ранее в своем рассказе «Не забытые Севера», про те памятники истории, которые вот-вот исчезнут с лица земли. И никто их не пытается сохранить. Никому это видимо не надо. 


 
      Финляндия! Мне всегда нравились скандинавы. Мореходы! Вообще, это достаточно интересные люди. Здесь не встретишь такого как в Западной Европе, то есть тех же замков. Здесь все немного не так. Это северные народности и их история развивалась по иному пути. Очень любят активный отдых, а именно яхты, катера, очень любят автомобили и бережно и с любовью к ним относятся. Недаром среди известных гонщиков часто слышатся финские имена. Я нигде не видел столько авто-дач, сколько в Финляндии. Это – моя несбыточная мечта. Если бы у меня была такая возможность, я бы купил себе яхту или катер с большой каютой и всё лето проводил на воде со своими друзьями и родными. Готовил еду, писал, рыбачил. Мечтатель!

    Пройдут годы. Появятся новые, большие, красивые, мощные  машины. И на них помчатся такие же, как мы, всё равно усталые, но счастливые своей необходимостью и от своей значимости парни! Торопясь привезти вам ваши стиральные машины, ваши автомобили, продукты в  супермаркеты. А мы старенькие, будем, гуляя с внуками, с завистью смотреть на них. Я нисколько не жалею, что большую часть своей жизни отдал дальнобою. Не усидел я в кресле начальника, и опять вернулся за руль. И могу честно сознаться, что вернулся сам, сознательно. Потому что как представил себе, что это навсегда и до конца дней моих, не смог…. Да скучаю, да люблю своих близких, но без этой работы тоже не могу. Каждый должен пройти свой путь в этой жизни. Надеюсь что впереди ждут еще многие километры дорог.
     А когда-нибудь, все-таки когда-нибудь придет тот день и ты вспомнишь! Вспомнишь, проглотив комок, подступивший вдруг к горлу, нагнёшься к внуку, показывая ему красивый грузовик, с огромным ветровым стеклом, весь в хроме и огнях, стоящий на обочине дороги, и незаметно смахнёшь слезу.
     г.Тула, 20.03.11