Тупик в системе здравоохранения России

Владимир Леонов
Самым главным пожеланием другому человеку у нас является пожелание здоровья. Говорят, что здоровье – это эпизод между двумя болезнями. И чтобы здоровья было как можно больше, болеть нужно как можно меньше. И это является государственной задачей.
В годы советской власти была создана эффективная и бесплатная для населения система здравоохранения.
В нынешней России сложившуюся систему здравоохранения не ругает только ленивый. Хотя и материальная база выросла в разы, и оборудование стало значительно совершеннее, и расходные материалы с медикаментами используются такие же, как в развитых странах. Но показатели качества оказания медицинской помощи и показатели здоровья населения значительно ухудшились.
В чём дело?
Перевод народного хозяйства на рельсы капитализма привёл к внедрению рыночных механизмов и в сферу здравоохранения.
На смену профессионалам организаторам здравоохранения в современной России пришли так называемые эффективные менеджеры. И вместо того, чтобы заботиться о здоровье населения страны, они заняты тем, чтобы было побольше больных, чтобы перевести здравоохранение на коммерческие основы с усилением роли посредников – страховых медицинских организаций (СМО).
Нынешние СМО экономически заинтересованы не в оказании медицинской помощи и её финансирования, а в получении от государства огромной прибыли (иногда до 700%), которая нередко уходит за рубеж в пользу их владельцев, и в расширении штрафных санкций за счёт государственных средств. Сейчас получается полная нелепица: государство выделяет средства государственным медицинским учреждениям через частных коммерческих посредников – СМО. Правда, в последнее время функцию страховщика взял на себя Федеральный фонд ОМС (по поправкам к ФЗ № 326). Тем не менее, все участники системы ОМС (фонды, СМО, лечебно профилактические учреждения – ЛПУ) экономически напрямую заинтересованы в росте объёмов медицинских услуг (в непрерывном росте стоимости медицинской помощи) и в росте числа больных, что полностью противоречит интересам государства.
Ведь главное кредо ОМС: лечить, но не вылечить. Поэтому везде речь идёт о числе пролеченных больных, а не о результатах.
В результате страховые лоббисты у нас в стране постепенно перевели здравоохранение из социальной сферы в экономическую, что привело к ликвидации многих экономически нецелесообразных, но социально значимых ЛПУ. Придумали вместо медицинской помощи оказывать рыночные медицинские услуги по типу: продавец (врач) – покупатель (пациент).  И максимально упростили и формализовали этот процесс. А затем вообще решили отделить финансирование от оказания медицинской помощи, введя в систему ОМС частных и коммерческих посредников – жирующих на деньгах здравоохранения СМО.
В результате у нас вырос класс коммерсантов от медицины, старающихся «ободрать» государство (путём приписок) и пациентов (развести их не формальные и неформальные платные услуги). Сейчас мало кого заботит выздоровление пациентов, всех в здравоохранении беспокоят только деньги. Главные врачи (почти все) рассуждают только о том, как бы им побольше получить денег.
И никакие системы контроля и надзора здесь не помогут, пока не будет изменена сущность сложившейся системы.  Порочность сложившегося ОМС уже в том, что у нас нет ни одной прогоревшей СМО, хотя любое страхование предполагает наличие риска. Но у нас всё не так. И, кстати, на западе, на который кивали наши реформаторы здравоохранения, система ОМС, как правило, является частью социального страхования, и там практически нет посредников в виде коммерческих СМО.
Неправильно выбранное нашей государственной властью направление в здравоохранении (сочинённые ею законы и постановления Правительства) поставило под удар здоровье населения и будущее страны в целом.
Необходимы срочные меры для исправления катастрофической ситуации в здравоохранении.