Беседа в день 1020-летия Крещения Руси

Историк Владимир Махнач
«Радио Радонеж», Москва. 28.07.2008.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, февраль 2017.


Ведущий: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Радиостанция «Радонеж» звучит в прямом эфире. Телефон в студии: 959-59-39. У микрофона Виктор Саулкин. Мы поздравляем вас с праздником. Мой собеседник в нашей студии сегодня — Владимир Леонидович Махнач, историк, постоянный автор радиостанции «Радонеж». Поздравляем всех Владимиров сегодня и, конечно же, всех нас, потому что святитель, архиепископ владыка Аверкий (Таушев) когда-то написал в своем слове на день памяти святого князя Владимира:

«Этот день — наша вторая Пасха. И Сегодня все могут сказать от души, от всего сердца:

Видехом свет истины,
Прияхом Духа небесного
Обретохом веру истинную,
Нераздельней Троице поклоняемся,
Та бо нас спасла есть».

«И какой другой день ни возьми из прочих великих праздников, — говорит святитель Аверкий Таушев, — мы не можем не видеть, что спасительной благодати Его мы приобщаемся не иначе как через самый знаменательный для нас день 15 июля».

Но прежде чем передать слово Владимиру Леонидовичу, я хотел бы попросить прощения у всех слушателей радио «Радонеж» за технический сбой, который был на первой минуте вещания. Он длился довольно долго. Радио «Радонеж» заглушала какая-то иностранная радиостанция. Мы так и не поняли из звонков наших слушателей, на котором языке она вещала, но слушать наше радио было невозможно. Просим у вас прощения, и должны сказать, дорогие братья и сестры, что этот технический сбой есть результат бедственного положения нашей радиостанции сегодня. «Радонеж» вещает уже 17 лет, но никто и не думает давать нам FM, другие частоты. Мы понимаем, то, что произошло сегодня, неслучайно. Слушатели жалуются, что в некоторых районах столицы «Радонеж» глушат, как когда-то глушили радио «Свобода» и «Голос Америки». Доказать ничего невозможно. Нам говорят, что включаются какие-то новые электромощности, но странно, что включаются они ровно в 20:00, вместе с позывными нашей радиостанции. Просим ваших молитв, и благодарим за помощь, которую вы оказываете нашей радиостанции. Напоминаем, что помощи нам ожидать не от кого, кроме как от самих себя, от тех, кому дорога радиостанция, не только священникам и авторам, но всем нашим слушателям. Мы только сами можем себе помочь.

Владимир Леонидович, еще раз поздравляем вас с праздником, с днем ангела, с днем равноапостольного князя Владимира, с праздником великим для всей Руси. Мы сегодня будем говорить не только о святом равноапостольном князе Владимире, но также о том, как не удалась в эти дни попытка расколоть единство Русской Православной церкви. Мы знаем, кто стоял за этой попыткой, какие силы были задействованы. Можно сказать, что сегодня все-таки одержана победа над этими силами.

Махнач: Прежде всего, хочу поблагодарить вас, Виктор Александрович, и радиостанцию «Радонеж» и Союз православных граждан, к которому мы причастны, за поздравления, а также всех добрых братьев и сестер, которые меня уже поздравили. Я был ужасно тронут. Спасибо! Благодарствуйте!

О помощи нам. Высшая добродетель есть молитва. Оберегать своих пастырей и архипастырей — тоже очень высокая добродетель. Приносить некоторые воздаяния нашим бедным институциям — тоже добродетель. Но нельзя говорить: «Ну что же делать? Мы же не у власти!» Говорить такое — это совсем не добродетель! Ибо главный вопрос в политике — это вопрос о власти. Сейчас власти нас уже побаиваются, а должны дрожать от страха. Впрочем, будем справедливы, они тоже немного исправляются, мы того коснемся ниже. Мы видим даже поддержку государства в наших православных делах, по крайней мере поддержку нашей иерархии. То уже что-то, и на том спасибо, они все-таки не в церкви воспитаны, а кое-как. Значит, совесть есть.

Я сейчас уйду от этой темы, а вы должны помнить, что общественное мнение важнее любых выборов. Если общество будет отмечать в черном списке, кто, где и когда обидел вольно или невольно православного христианина, даже если того не посадят, то глядишь, тот перестанет работать начальником и начнет работать дворником. И то будет большое благо. Но уйдем отсюда в X век.

Мне доводилось писать, что мы недостаточно чтим и недостаточно понимаем собственных святых. И не я один такой, между прочим, дошлый. В XIV веке митрополит Киевский и Московский, святитель Киприан упрекал русских, что на Руси очень много подвижников благочестия, а почитают их недостаточно. Киприан имел на то право. Он был, конечно, близкий наш родственник, но все-таки болгарин. Имел право еще потому, что написал Житие святителя Петра, московского основателя Успенского собора. Вы почаще вспоминайте наших святых в ключевые для Руси времена! Все ли мы в храмах в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших? Нет. Все ли мы почитаем в достаточной степени Первокрестителя Руси, святого апостола Андрея Первозванного? Флаг его с косым крестом хотя бы на наших боевых кораблях развевается. Ельцин убрал с герба эмблему Андрея Первозванного, наш герб искажен и не полностью восстановлен. Полный герб России необходимо восстановить. И тому надо учить, все должны его знать. Он был не один раз опубликован, и даже азъ многогрешный не раз его публиковал.

Загадочным образом мы до сих пор не почитаем нашего первого князя христианина Аскольда с христианским именем Николай. А то уже совсем странно! Это не умаляет достоинства святого князя Владимира, но все-таки их разделяет более ста лет — IX век и соответственно X век. Мы недостаточно почитаем просветителей словенских, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Скоро в Москве будет закончен и освящен храм Кирилла и Мефодия, то уже хорошо, но в общем как-то маловато.

Из Стихир всем Русским святым явствует уверенность святых отцов Поместного собора 1917-18 года, что подобного полка божественных защитников Руси не сыщется ни в одной земле. Потом они все стали мучениками или исповедниками. Такого просто нигде нету.

Теперь о Владимире. Я писал о нем. Я читаю лекции о святом Владимире и его подвиге в течение 35 лет. Это так много, что и говорить-то об этом скучно. Кстати, вы можете купить мою лекцию «Крещение Руси» в приличном церковном магазине, где продаются книги, правда, на аудиодиске. Вам все 4 лекции на диске будут не лишними, одна из них о Крещении Руси. Я до сих пор ее не напечатал, все руки не доходят. Но глядишь, когда меня не будет, когда-нибудь напечатают. Почитайте. А сейчас я выделю только некоторые вещи. Святой мой покровитель не крестил Русь в качестве священника или восприемника всех русских людей и даже киевлян. Он никогда в жизни не заставлял киевлян креститься. У него и власти такой не было. Он только призывал их креститься. Крещение Руси началось где-то в конце I века христианской эры, в эпоху Андрея Первозванного. Но то была Русь причерноморская. И тут вспомним про происки Киева, про отнятую у нас Таврию (Крым) и попытки как-то странно воссоединиться с другими, может быть, христианами, но не православными, о чем мы еще поговорим. Все эти земли, Новороссия в целом, то есть вся линия Российской Федерации и современной Украины вдоль Черного моря — это древнейшая христианская славянская земля. Древнее нету. Именно здесь апостол Андрей, именно здесь ссыльный Иоанн Златоуст прикоснулись к ней. Об этом надо много читать, читать, читать и всем рассказывать. И позднее христиане тоже приходили на Русь. То были ирландцы, тогда абсолютно православные, в VI-VII веках. То были христиане из западных славян, в частности из ближайшей тогда родни — чехов и словаков. А в 860 году произошло важнейшее событие. Киевские правители Аскольд и Дир приняли крещение, они отказались от разорения Константинополя. Весьма вероятно, что в следующем 861 году в их крещении участвовали Кирилл и Мефодий. Это почти доказательно.

А что же тогда остается даже на святую равноапостольную княгиню Ольгу? И что же тем более остается на святого равноапостольного князя Владимира? Между тем, я всю жизнь с огромной радостью ношу его имя. Только надо понимать, что он не мог сделать того, чего он не делал. Он не мог насильственно крестить киевлян, не говоря уже о других русичах, или всех их уговорить. В городах тогда уже большинство населения были христианами. Но он мог положить на одну чашу весов, которые покачивались между христианством и язычеством, свой авторитет любимого народом князя. Он мог открыть школы. А к кому бы еще поехали в такую снежную страну греческие мастера? Он мог построить погубленную Ордой в XIII веке Десятинную церковь Пресвятой нашей Владычицы Богородицы — один из самых больших храмов тогдашнего мира. Он мог сказать, но не кузнецам и пахарям, а своим дружинникам, что тот, кто не крестится, тот князю не люб, тот ему не друг. И то производило впечатление. Потому мы должны рассматривать святого Владимира безусловно крестителем, но крестителем в смысле просветителем, и помнить, что крещение или, по научному, христианизация Руси не началась Владимиром, а им закончилась! Он завершил великое дело крещения Руси. Тысячу уже с небольшим лет назад Русь стала окончательно и бесповоротно христианской. И пусть ни одно обнаглевшее от язычества или потерявшее веру, как это бывает, к сожалению, на Западе, ни одно хайло не надеется, что это удастся изменить. Не изменишь!

Ведущий: То есть, Владимир Леонидович, можно сказать, что святой равноапостольный Владимир утвердил на Руси веру православную, как святой равноапостольный Константин утвердил православную веру в Римской империи.

Махнач: Совершенно верно. То было в IV веке. Мы все прекрасно знаем, что до равноапостольного Константина было много христиан в Римской империи, но с него началась чисто христианская эпоха.

Ведущий: У нас звонок. Говорите, пожалуйста!

Радиослушатель: Здрасьте! У меня вот такой вопрос. Вы говорите о важных вещах, но все же не первостепенной важности. Мне кажется, что самая важная сейчас проблема — это тихая оккупация России Китаем. Еще немножко, и будет уже просто поздно. Может быть, организовать какой-то сбор подписей в адрес Путина, Медведева, депутатов государственной думы? Надо же что-то делать, хоть как-то это притормозить.

Ведущий: Спасибо за ваш звонок, дорогой слушатель. Но «Радонеж» говорит о самых главных вещах, потому что если мы не вернемся к вере, к той благодати, которая утвердилась на Руси 1020 лет назад подвигом святого равноапостольного Владимира, то не будет России. Если не будут китайцы, будет кто-то другой. Все эти годы мы пытаемся говорить о самом важном, о том, чем утвердилась Русская земля.

Махнач: А потом я хочу сказать вам, давайте не будем придумывать друг другу страшилки! Китайская проблема действительно серьезна, она реальна. Китай ныне молодая страна, он бурно развивается. Но все же слишком много страшилок. Вот нас пугают: «Ах, как много китайцев!» Но сколько китайцев, не знает никто. Китайцу разрешается иметь одного ребенка, это государственная программа. Может быть, они лгут, но ясно, что ограничительные меры все же существуют. В Китае два национальных меньшинства. И почему-то представители национальных меньшинств до сих пор не превысили численность китайцев, а ведь при рождении одного ребенка у супружеской пары население не может возрастать, оно не может сохраняться, оно может только сокращаться. Давайте как-то спокойнее к этому относиться. Да, конечно, для тихой оккупации делается много, но в основном в торгово-промышленной сфере, а не в демографической. В Сибири и на Дальнем Востоке у нас, возможно, около миллиона китайцев, но почти все они незаконные иммигранты. Я же опять-таки говорю о более важных вещах: возьмите власть. Милиционер, даже полковник милиции есть ваш обслуживающий персонал. И полковник, и генерал-майор милиции — это ваша прислуга. Сумейте с них потребовать, чтобы хотя бы незаконных китайских мигрантов выдворили вон, и будете спать спокойно. Я ответил.

Ведущий: А я добавлю, Владимир Леонидович. Россия из Киевской Руси, из колыбели, сначала стала великой Россией (перешла за Волгу), а затем одной шестой частью света раскинулась, потому что благодать Божия сошла на нашу землю, и на одну шестую часть света раскинулась величайшее в мире православное государство. И в царствование нашего царя-мученика население России выросло на 50 миллионов, а сейчас оно на миллион в год сокращается. Причина, по-моему, ясна всем, Владимир Леонидович. Это утрата веры, утрата благодати. Если мы к ней не вернемся, то нашу землю займут не только китайцы, а все соседи. Вот, по-моему, самое главное для нас.

Мне хотелось бы вернуться к теме сегодняшней нашей беседы, к тому, что во время величайшего праздника 1020-летия Крещения Руси, праздника святого равноапостольного Владимира правительство «незалежной» Украины пыталось расколоть нашу церковь. Мы видим визит патриарха Варфоломея. Об этом сейчас говорят все СМИ. Одних только баннеров (то есть плакатов) с патриархом Варфоломеем и Ющенко было невероятное количество. Они смотрели с каждого перекрестка, как сказал митрополит Кирилл, как во времена советской власти члены Политбюро. А плакаты, на которых был изображен святейший патриарх Алексий, снимали. Но народ все же вышел встречать своего патриарха, пятьдесят тысяч верующих его встречали, и мы видели торжество православия в Киево-Печерской лавре сегодня.

Владимир Леонидович, вот это поражение Ющенко, его попытки создать вместе с Варфоломеем поместную церковь закончились? Или попытки будут продолжаться?

Махнач: Обязательно будут продолжаться. Заметьте, предельной наглостью отличался первый президент независимой Украины Леонид Кравчук. Так себя вести не смеет уже никто, только сам Кравчук, который уже давно в отставке, на пенсии, повизгивает, что надо поступить подобно русским, подобно москалям в XV веке, то есть уйти в раскол, а через несколько десятков лет все забудется.

Отвечать на звонок будем?

Ведущий: Прошу вас не забыть вашу мысль. Мы к ней вернемся после звонка. Алло, добрый вечер!

Радиослушательница: С праздником! Меня зовут Наталья. Я очень внимательно следила за передачей, чтобы выяснить, куда же мы идем в плане нашего единства. Мне показалось, патриарх Варфоломей все-таки был готов к тому, к чему его склонял никак не радеющий за единство православия президент Украины Ющенко, а только заботящийся о том, чтобы тщательнее вылизать сапог американский. Мне кажется, что сначала Варфоломей хотел пойти у Ющенко на поводу, но не посмел, потому что люди настолько достойно встречали патриарха Алексия, настолько то было очевидно, что он все перевел в то русло, которое ему достаточно справедливо и аргументированно порекомендовал Алексий. Я считаю, что рука Божья его вообще удалила, когда начался вот этот ужасный шторм, который сейчас повторно на них движется. И Алексий и Ющенко остались наедине. Как вы полагаете?

Махнач: Последняя часть вашего выступления как раз представляется мне убедительной. То, что происходит в западных областях Украины, я не могу не рассматривать как провиденциальную кару — кару Божию. В природе не бывает крупных катаклизмов, которые можно объяснить только рационально. Так что я просто принимаю вашу точку зрения и обращаю на нее внимание наших слушателей.

Далее. Ющенко провалился полностью, ну полностью! Он очень хотел стать большим во всех аспектах. Он, безусловно, пошел вслед за Кравчуком, который был осторожнее. Ющенко хотел проделать еретическую штучку Петра Первого Всероссийского — сделать церковь департаментом государства. Никаких шансов у него для того нету, он для того слишком слаб. У него то не получится, хотя кое-что сделано. Например, доблестная, пограничная, рядом с униатами епархия Тернопольская сильно ослаблена тем, что из ее ведения в подчинение Киеву выведена преславная Почаевская Успенская лавра. Без нее героическому епископу Сергию там тяжело, он там в меньшинстве. Кое-что Ющенко удается, но не все. Можно утверждать, что около половины формально украинских архиереев против подобной акции, но точно больше половины против объединения с пребывающими вне церкви «денисенковцами». Филарет Денисенко, бывший митрополит Киевский Русской Православной церкви, больше не христианин, он отлучен. Это редчайший случай. В конце XX века отлучили только 2 человека: бывшего христианина и бывшего священника Якунина и бывшего христианина и бывшего священника Денисенко. Больше почти никто не готов идти на раскол, но Ющенке очень хочется. Притом Ющенко во время выборов делал себе рекламу православного, и жену усердно гонял в православный храм, причем не в какой-нибудь храм, а в храм УПЦ МП! (Махнач смеется.) Потому он сомнительный христианин и тайный враг Вселенской Православной церкви. Отныне Ющенко для меня не брат во Христе, и пусть со мной судятся в Гаагском суде. Для меня даже лютеранин больший брат во Христе.

И еще одно. Замысел Ющенко действительно провалился, потому что в очень невыгодной ситуации оказался Константинопольский, а я бы сказал «Стамбульский» патриарх Варфоломей. Ведь неизвестно, кто его поддержит. У него своей паствы — две тысячи. У нас нету ни одной такой малой епархии. Есть, правда, еще полтора миллиона американских греков. Они богаты, это правда, но им наплевать, они не будут формально поддерживать Варфоломея. А зачем? Они настоящие православные и сохраняют, между прочим, греческую самоидентификацию. А как поведут себя другие? Православных поместных церквей всего шестнадцать. И те, кто с нами связан, кто славяне, то есть болгары и сербы, не будут против нас поддерживать Константинополь. И совершенно неочевидно, что наш восточный друг, но не греческий, а арабский, патриарх Антиохийский поддержит Варфоломея Константинопольского против Московского и всея Руси патриарха. Американцы? Так они нами крещены, они уже никуда не денутся. Полякам и чехам (маленьким поместным церквам) будет просто неудобно, потому что их тоже мы крестили.

Мне кажется, что перед волей всего русского народа, всей Руси, включая украинцев, и перед авторитетом Московского патриарха, у которого сто миллионов паствы, а не две тысячи, Константинопольский, который хоть и любит называть себя «Вселенским», попросту «прогнулся», с чем его и поздравляю. Есть такой современный молодежный и политологический термин, вы уж простите меня. А Ющенко оказался, простите мне некоторую вольность, как говорят мои друзья поляки, «с рукой в ночном горшке».

Ведущий: Наверное, не все слушатели знают, о чем говорил Владимир Леонидович. Дело в том, что западные районы Украины накрыл страшный ураган, страшное наводнение. Надо помолиться о погибших. Святейший патриарх выразил соболезнование. Многие остались без крова. Это явно наказание Божие, потому что мы знаем, из каких униатских областей несутся злые ветры на всю нашу церковь. Я хочу добавить к вашим словам, Владимир Леонидович, что Ющенко хотел создать такую же «независимую» поместную церковь, какой «независимой» является современная Украина. Может быть, ошибаюсь, но даже в Латинской Америке не было случая, чтобы в парламенте, как в верховной раде в Киеве, американский посол имел собственную ложу…

Махнач: И местным выпускникам Академии СБУ вручал погоны! Вот этого точно не было ни в одной Панаме! И ни в какой Коста-Рике такого просто не бывает!

Ведущий: У нас еще один звонок. Мы слушаем вас. Говорите, пожалуйста.

Радиослушатель: Здравствуйте, уважаемые Владимир Леонидович и Виктор Александрович! В связи с праздником Крещения у меня вопрос о покаянии. Должен ли каяться наш народ за все эти безобразия: трибуны и прочее на Красной площади, станция «Войковская», памятники Марксу и Ульянову с указывающей рукой, все еще стоящие по всей стране? Можно же собрать подписи, и даже организовать это на «Радонеже».

Махнач: Мы делали очень много передач об этом. Хочу вам только сказать, что официальную петицию с самыми авторитетными подписями на прошедших Екатеринбургских чтениях уже приняли и отправили во властные структуры. Мы решили, что все сразу не удастся, решили сперва убрать хотя бы прямого цареубийцу. В сердце русского человека он выглядит хуже, чем Ульянов. Давайте избавимся от прямого цареубийцы, преступника и людоеда. А вообще это проблема воспитания, подчеркиваю это, сестра моя во Христе. Наши детки должны со старшей группы детского сада, с дошкольного возраста знать, что у нас есть символы оккупации, нищеты, людоедства, гибели миллионов людей, монументальные памятники тому и что их надо ликвидировать.

Имена — страшная вещь. Я когда-то написал статью «Исторические имена мстят», она есть в интернете. Вот как мы называем улицу, город, область и так далее, так мы и думаем. Вот я совершенно не против того, чтобы была Республика Башкортостан, потому что их самоназвание действительно «башкорт», хоть его трудно произнести. А вот то, что город у них называется «Салават», — это плохо, потому что Салават Юлаев — садист и людоед, соратник Пугачева, это дурно, он убивал русских людей, ни в чем не повинных.

Ведущий: О том, как мстят имена, каждый может вспомнить по нападению Басаева на Буденновск, город, который назывался Святой Крест. И родильный дом там стоит на месте Монастыря святого мученика, князя Михаила Тверского.

Владимир Леонидович, нас просят помолиться о здравии Иоанны, Татьяны, непраздной (беременной) Елены со чадами, болящего Владимира. И кажется, у нас еще один звонок. Мы слушаем вас. Говорите, пожалуйста!

Радиослушатель: Здравствуйте! Владимир Леонидович, вы не подскажете автора по всемирной истории? Очень много учебников, не знаю, который выбрать.

Махнач: Это очень трудно. Такого автора нету. Хороших книг очень много. Могу назвать великолепные учебники «История древнего востока» Вигасина А.А., «История древней Греции» и отдельно «История древнего Рима» Трухиной Н.Н., которые выпускались как экспериментальные. Их допечатывают, их можно найти. И справки о них есть в интернете. Самый поразительный учебник по всемирной истории, который мне известен, хотя у меня есть к нему претензии, — это экспериментальный учебник для учителя и ученика «История Средних веков», авторы — Бойцов М.А. и Шукуров Р.М. Изданий было три или четыре, хоть и небольшие. Я начинаю с малого, потому что хороших книг много. О ранней истории христианской Руси есть совершенно замечательная книга моего почившего в Бозе друга Юрия Петровича Вронского. Она называется «Странствие Кукши за тридевять морей». Правда, это частично всемирная история, кроме Руси события разворачиваются в Скандинавии, Италии и Византии. Я называю то, что можно назвать в короткой радиопередаче. Есть учебники повышенного типа, они действительно очень хороши, особенно «Средние века» Бойцова и Шукурова. И постарайтесь, чтобы «Странствие Кукши» Вронского ваши внуки и дети уже читали, это надо начинать подростком.

Ведущий: Владимир Леонидович, вы обратили внимание на то, что вот это страшное наводнение на Украине связано, как я слышал, с Балканским циклоном. И то, наверное, неслучайно, что циклон — балканский, ведь мы с вами знаем, что в последние дни произошло страшное событие — в Сербии предали Радована Караджича, оккупационные власти захватили, арестовали его. Просим всех помолиться о нем. И то, что происходит в Киеве, — думаю, вы со мной согласитесь, — связано с событиями в Сербии, потому что это единый фронт наступления на православие. Радован Караджич, президент Республики Сербской, был единственным президентом, который читал «Апостола» в храме, пел на клиросе…

Махнач: И при котором в школах был введен Закон Божий!

Ведущий: И вот этого ему простить не могут. Гаагский трибунал оправдывает настоящих людоедов и убийц, которые не просто отдавали приказы, а собственноручно холодным оружием убивали пленных сербов, женщин и детей. И вот этих людей выпускают на свободу. Это пощечина всей Европе, всем, у кого есть совесть. А гуманист, православный Радован Караджич сейчас предается в руки Гаагского трибунала. Потому эти события, мне кажется, связаны.

Махнач: Я все время говорю, что все важно — выборы, петиции. Можно собирать подписи, иногда это очень полезно. Мы так поступали в Союзе православных граждан, имели небольшой успех. Сейчас в студии сидят два члена центрального совета Союза — я и Виктор Александрович, потому могу говорить от имени Союза. Так вот, мы оба работаем на радио «Радонеж» около 17 лет, я, может быть, на пару месяцев меньше, чем Виктор, мы давно начинали.

Но обращаю ваше внимание вот на что. Молитесь о плененном рабе Божьем Радоване! И помните, что если в нашем календаре имени такого нету, то не имеет никакого значения. К любому христианину, который канонизован одной из шестнадцати поместных церквей, можно обращаться молебном. И вы должны настаивать, чтобы батюшка по общему правилу (есть же общее обращение к угодникам Божьим) совершил молебен покровителю Радована. Так же точно можно совершить молебен святому благоверному князю Драгутину, хотя в нашем календаре нету Драгутинов. Например, есть на Кипре местночтимая святая княжна Кики. К сожалению, я даже не знаю ее жития. И если вы хотите, чтобы был совершен молебен святой княжне Кики, достаточно того, что она канонизована на Кипре.

Мы должны добиваться от властей, чтобы они защитили Радована Караджича. Он был абсолютно легитимным правителем. И даже наш тогда преступный МИД, когда его возглавлял преступник под руководством преступника Ельцина, признавал, что если будут решены вопросы границ, то Республика Сербская Краина в Боснии и Герцеговине и Республика Сербская Краина, доставшаяся Хорватии, могут с Республикой Сербией и Черногорией образовать федерацию. Это даже тогда признавали. А что же сделали с Сербской Краиной? Под огнем артиллерии хорваты выгоняли сербские семьи. Эти земли должны быть рано или поздно возвращены.

Поговаривают о необходимости закрытия Гаагского трибунала. Его придумал наш убиенный государь Николай Александрович, император Николай Второй. Но никто в 1898 году не предполагал, что Гаагский трибунал будет отлавливать грязными методами кого-то на чужой территории, не пользуясь даже услугами Интерпола. Ведь если он обратится к Интерполу, то бедный Интерпол откажется, потому что у них нету доказательств совершенного преступления, они все-таки честные полисмены! Караджича отловили в автобусе на территории Сербии предатели из числа местных кагебешников. Такие есть и у нас, и у сербов. Это уже преступление, это «киднеппинг», это захват заложника.

В принципе, если бы собрались трое русских и два болгарина, и, может быть, один честный грузин к ним примкнул, они могли бы организовать международный Мытищинский суд, тайком воровать членов Гаагского суда и судить их тут! Хотя бы бывшего президента Хорватии Туджмана, ответственного за ту стрельбу по сербам Сербской Краины…

Ведущий: В которой были, кстати, колонны беженцев. Их бомбили с самолетов. Есть свидетели. То был настоящий геноцид. Этих двух кровожаднейших преступников освободили. Действия Гаагского суда — это пощечина всем людям, сохранившим совесть.

А прокурор Гаагского суда Карла Дель Понте доказала, что албанцы воровали сотни молодых здоровых людей, убивали и продавали их органы по всему миру. Это преступление доказано, но об этом все молчат. А Радована Караджича за то, что он серб и православный, и вождь славянского народа, отправляют в Гаагу. Это такое же наступление на православие…

Махнач: Которое произошло в Киеве. Еще раз говорю, это — преступление против славянства, против Руси. Но паки и паки это — преступление против православия. Это цепь безнаказанных преступлений против Вселенской Православной церкви. А если, прости Господи, среди иерархов есть не вполне достойные, то такое и раньше бывало. Павел Самосатский тоже был епископом, очень известным по всему Ближнему Востоку. Такое случается. Смею вас заверить, что это не большинство иерархов.

Ведущий: А большинство, тысячи и тысячи, все-таки съехались в Киев встречать патриарха с плакатами: «Алексий — наш патриарх!» Эти люди были из Белоруссии, Украины, России. И кстати, тысячи из них не смогли попасть на Владимирскую горку. Их не пустила милиция по приказу Ющенко, хотя на всех сайтах сообщалось, что доступ на молитву свободен.

Махнач: Это тоже наступление на православие и тоже доказывает окончательно и бесповоротно, что президент Украины Ющенко не может и не смеет, если не принесет публичного покаяния, именовать себя православным христианином. Он самоотлучил себя от Вселенской церкви. И не надо упрекать Киевского митрополита Владимира, его викариев и других архиереев, достойнейших архиереев, что они его формально не отлучают. Они просто берегут свою паству, они не вносят разделения. Архиерей может меньше, чем мирянин. А мирянин может всё!

Идет волна наступления на православие. Мы должны ответствовать, особенно сейчас, летом. Сейчас период отпусков, период дач. Вот и надо об этом разговаривать на даче, в электричке, в автомобиле с другом. Мы что одни здесь будем это делать? У нас звонок.

Ведущий: Да, звонок. Говорите, пожалуйста!

Радиослушательница: Добрый вечер, Владимир Леонидович и Виктор Александрович! Это старая, старая Наталья.

Ведущий: Мы узнали вас, Наталья.

Наталья: Выслушайте меня до конца, пожалуйста. Вы помните пропавших русских православных журналистов (в Косово)? Помните, что с ними случилось? Никто об этом ничего не говорит…

Махнач: Вы практически уже напомнили, и я могу напомнить. За наши с вами русские деньги в Косово спасали от албанцев, эвакуировали адыгов, которые там мирно жили при сербах и которым почему-то стало плохо при мусульманах албанцах. Адыгов вывезли, потому что у них денег нету, Адыгея — это нищенская команда. За эти авиарейсы заплатили вы, русские! А русских старух там забыли. МИД и власти выше забыли про них. Это тоже преступление. И я тоже не знаю, что с ними случилось.

Ведущий: Если мы начнем вспоминать преступления нашего МИДа эпохи Козырева, то можно только вздохнуть и смотреть с надеждой на действия нынешнего МИДа. В МИД был вызван посол Украины и ему выразили неудовольствия по поводу неуважения, проявленного при встрече святейшего патриарха Алексея. А мы знаем, что плакаты с главой единой Русской поместной церкви запрещали размещать на улицах Киева, их убирали…

Махнач: За единство которой боролись святители, преподобные отцы и благоверные князья с княгинями на протяжении XIII-XVI веков, либо восстанавливали единство.

Ведущий: И Турция сегодня тоже выразила неудовольствие патриарху Варфоломею. Было сказано, что патриарх своими нетактичными действиями осложняет международные отношения Турции. Наверное, здесь тоже можно усмотреть действия нашего МИДа.

Отвечаю на вопрос паломников. Поездка к чудотворным иконам, дорогие братья и сестры, в этот раз будет в воскресенье, 3-го. Поедем к иконам «Споручница грешных», «Нечаянная Радость» и «Утоли моя печали». Желающие присоединиться звоните по телефону 8-903-151-6114. А 2-го августа — день памяти, сто лет со дня преставления московского утешителя, отца Валентина Амфитеатрова. Его могила на Ваганьковском кладбище.

Махнач: Я скажу еще одну коротенькую фразу, которую не договорил. Имейте в виду, Украина, конечно, независимое государство, но я всегда говорил и говорю, что государство такое есть, а страны такой нету. И никогда страны такой Украины не будет, потому что даже ее название значит окраина Руси. Ну, впрочем, ладно. Канонического положения у Украинской церкви Киевского патриархата нету, его никто не признал, потому что это секта. А у Украинской церкви Московского патриархата каноническое положение есть до тех пор, пока она за Московским патриархатом. Она конечно самоуправляема, но своего канонического статуса не имеет. Бывают церкви автокефальные, то есть полностью самоуправляемые, бывают автономные, которых три: Финская, Японская и Синайская церковь святой Екатерины (монастырь святой Екатерины имеет ранг церкви). У Украинской же митрополии такого ранга нету. Потому надеяться даже на мнимую автокефалию им бы не следовало, не получится. Скорее всего, большинство из 16 поместных церквей того не признают. Такое уже было. Был, например, Македонский раскол, но его никто не признал, даже Константинополь побоялся. Вот так.

Ведущий: А мне хотелось бы сегодня передать поклон и поздравить всех наших братьев и сестер в городе русской славы Севастополе, в котором прошел сегодня крестный ход от Усыпальницы адмиралов, где покоятся мощи наших праведников, мучеников за Веру Царя и Отечество, героев Крымской войны, до купели Владимирского собора в Херсонесе, в котором святой равноапостольный князь Владимир принимал крещение. Конечно, этот крестный ход и эти святыни дороги каждому православному русскому, живет ли он в Полтаве, на Камчатке, на Сахалине, в Петербурге, где бы он ни жил в нашей единой Святой Руси.

Мы догадываемся, Владимир Леонидович, что это не последняя попытка расколоть церковь, потому что ненависть к России и к православной Украине, к православной Сербии — это ненависть ко Христу. Она никогда угаснуть не может. Враг рода человеческого, его служители здесь, где бы они ни жили, не будут прекращать свои усилия. Но победа останется за нами. Впереди будет еще много схваток, много столкновений. Как вы считаете?

Махнач: Это все зависит от того, как долго Господь сочтет необходимым продолжать историю человечества. Если история, как некоторые считают, вообще уже заканчивается, тогда, может быть, 100-200 лет, хотя думаю, что подольше. А по этническому потенциалу русским жить еще 400, если не 500 лет. Так что можно обзаводиться внуками, правнуками в большом количестве. Значит, точно будут и новые атаки и новые попытки.

Ведущий: И новые победы.

Махнач: А мы им морды расквасим, простите, братья и сестры.

Ведущий: Нас просят помолиться о здравии тяжко болящего Антония (завтра операция), болящего Алексия, тяжко болящих Натальи, Владимира, Антонины, тяжко болящих Петра, Марка, Нины, Любови, Анны, Владимира, болящего младенца Тимофея, болящих Лидии, Елены, Сергия, Андрея, Ирины, Натальи. И просят помолиться об упокоении иеромонаха Владимира, отрока Арсения, новопреставленной Зои, новопреставленной матушки Инны (супруги дорогого для нас отца Валентина Асмуса), Елены, Натальи, Натальи, протоиерея Владимира. Сегодня хотелось бы помянуть благочинного Севастопольского Владимира, настоятеля храма святого князя Владимира в Херсонесе, протоиерея Владимира, Владимира, Владимира, Владимира. И заканчивает нашу передачу…

Махнач: Чуть-чуть упустил, я дочитываю. Особливо прошу помолиться об упокоении новопреставленной, очень доброй русской женщины Антонины, и о здравии доброй русской женщины Валентины, находящейся в тяжелейшем положении.

Ведущий: А закончим мы нашу передачу словами святейшего патриарха на проповеди во время божественной литургии 15 (28) июля: «Множество скорбей и бед пришлось претерпеть Русской Православной церкви. Среди них были угрозы, искушения, потери церковного и духовного единства. Молитвами святых угодников, среди которых первыми были киевские подвижники, всегда удавалось сохранить или восстановить то единство, которое не смогли разрушить никакие внешние силы. Наше духовное благополучие следует связывать не с теми или иными проектами мироустройства, а с верностью тому духовному наследию, которое оставили нам наши великие предки».

Еще раз, дорогие братья и сестры, мы с Владимиром Леонидовичем поздравляем вас с праздником! Храни вас Господь!