Словоформы, или архитектура слова

Александр Савченко 4
(для начинающих литераторов и не только...) 

 ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ 
               
      Сегодня  наукой доказано, что сначала было слово, затем яйцо и после него  уже — курица, да не простая, а золотая… Поэтому логичнее  вспомнить о слове, то есть о том, что положило начало всему сущему. Конечно, это оказалось не одно заветное или колдовское слово. Слов было великое множество. Короткие и длинные, односложные и многосложные, пыхтящие и шумящие, поющие и труднопроизносимые,  слова-паразиты и слова-загадки… И каждое слово теперь кому-то бывает позарез нужно: ученому, артисту, писателю, филологу, школьнику. Даже человеку, посещающему детский сад. Или просто любителю словесных прибамбасов.

      Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Ведь оно — серебро, а драгоценный металл во все времена ценился… Дал слово — держись! Знай, как обращаться с личными ценностями.

      Только не ловите меня на слове. Свое слово хочет сказать каждый. К примеру, вот этот: за словом в карман не лезет. А дай ему слово, двух слов не свяжет. Или другой. На вид: хозяин своего слова. Но как словами разбрасывается!.. А вон тот. Живет с чужих слов и при случае норовит взять свои слова обратно…

      Наши слова… Спутники жизни, атрибуты первейшей необходимости, частицы нас самих. Физически измеримые, телесные вещи. Слова — тайники, перевертыши, хамелеоны, невидимки. Слова-врачеватели и убийцы.
      Как от дома, дыма или прекрасной дамы, от каждого слова ложится тень. Это не только игра воображения. Но и не только игра слов.
      Дотроньтесь до слова, и поплывет далекое эхо.
      … Досада: осада сада с ада…

      Взмахните рукой и слова разбегутся в разные стороны, оставив знакомый с детских лет звук, который невозможно воспроизвести быстро:
      … Кол около колоколов, колокол около колодца…

      Ударьте по слову, не пожалейте своей руки, и ощутите, как саданет где-то вблизи.
      … У баобаба баба бабахнула…

      Нажмите на слово, и оно изовьется короткой змейкой, выдавленной из тюбика:
      … Сосна – сосна – соснасос – насос – насос…

      И, если недоглядите вдруг, слово сойдет, словно вода меж пальцев, и неожиданно растворится. Было — и нет его!
      … Желе за железо… Была бы икра бы и крабы… Не сливы несли вы?.. Одного  поля ягода: я, Поля, одного года…

      Возьмите цепочку слов, сверните из нее кольцо и удивитесь таинственному перевертню.
      … И на коне везу Музе венок Ани… Хана! Мрак в карманах!.. Хан и шаманы на машинах. Вода? Но мил-то доход от лимонадов! Хил ворон, а норов лих!

      А что почувствует ваша ладонь, прикоснувшись к бетонному конгломерату:
      … Твердолоботряс у краемногоугольного камня…
 
      «В городе Н. идет суд по делу гражданина М.». Но ложатся слова-тени и пустынным миражом проявляется фраза совершенно другого смысла:
      «В городе Н. идет зуд по телу гражданина М.».

      У операционного стола раздается команда «От бинта!».
      Пекарь говорит актеру «Знай себе сцену!». Подвижник театра в ответ ему «Знай свое тесто!».

      Игра воображения. Икра воображения. Икра снов.  Игра слов.
      … Ради красного слова мы не жалеем крепкого. Хотим, чтоб люди поминали нас добрым словом, а сами просим замолвить за нас словечко…
         
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

      У слов есть лингвинистические формы: падежи, склонения, спряжения и кое-что другое. А есть еще словоформа — это  геометрическая, скорее, архитектурная и даже скульптурная сторона слова, и она не описывается никакими правилами учебников. С   одними словоформами мы сталкиваемся часто, о других даже не подозреваем.

                Что на земле чудо, то на небесах правило.
                Жан Поль, немецкий писатель
АНАГРАММА

      Анаграмма — это литературный прием изменения слова путем перестановки букв в слове и превращение его в новое слово. Изобретение анаграмм приписывается древнегреческому поэту и грамматику Ликофрону Халкидскому, жившему в III веке до н.э. Поиск анаграмм кропотлив, требует развитого логического мышления и обширных знаний языка. Здесь и далее могут использоваться не только существительные, в том числе именные, но и другие части речи русского языка.

      Самая короткая анаграмма может состоять из двух букв (ял – ля, ум – му, то – от, аз - за). В русском языке известны сотни анаграмм, это могут быть не только пары, но и тройки и т.д. Вот несколько интересных парных анаграмм: покраснение – пенсионерка, ватрушка – травушка, канистра – старикан, просветитель – терпеливость, стационар – соратница, вертикаль – кильватер, платьишко – пальтишко, апельсин – спаниель, жандарм – мандраж,  видный - дивный, рвать – врать, ржать –  жрать, увидимся – удивимся.  Анаграммы-тройки: пасечник – песчинка – песчаник, парадокс -  присадка – распадок. Пятисловные и шестисловные анаграммы: отсечка – стоечка – сеточка – тесачок - чесотка и автор – товар – тавро – рвота – втора – отвар.

      Известны  анаграммы, представляющие собой фразеологический оборот, обычно, несущий определенный смысл. Например: транс стран, яство свято, Олин Лион, собачка Собчака, не дурак – не краду, седина Дениса, кусай сайку, видал вдали Влади, ласков словак сковал славок, слепо топчут – после почтут, смертность — есть монстр, пенсионерка — она не персик, социализм – а лицом сиз, гнутая перепалка – перегнутая палка, отбрось робость, автодорога дороговата, запонка напоказ, Пушкина слово – волос, пушинка… Признанным умельцем составления анаграмм в России считается  Дмитрий Авалиани. К сожалению, он рано ушел из жизни, но остались его изящные изыски: ВЕЧНОСТЬ: СВЕТ – НОЧЬ, ОТКРОВЕНИЕ: ОКНО И ВЕТЕР, КАПИТАЛИЗМ: ПИК ЗЛА И МАТ, С МАЯ ВЕСНОЙ САМ Я НЕ СВОЙ! ПРАВИТЕЛЬСТВО – ПРИТЕ ВО ВЛАСТЬ!СУДОРОГИ НЕДАЧНИКОВ - С ДОРОГИ НЕУДАЧНИКОВ!
 
      Можно составлять тематические анаграммы.  Вот примеры из географии: Варна – Нарва, Токио – Киото, Мали – Лима, Ирак – Каир. Или имена: Густав – Август, Арон – Нора, Ирма – Мари – Мира – Рима, Мариан – Марина, Ника – Каин, Акила – Алика, Мина – Амин и т.п.
      В прошлые времена анаграммы нередко использовались в утилитарных целях: для утверждения авторства, зашифровки имен и открытий. Сегодня они чаще всего появляются в литературных играх, иногда в юмористических журналах. Вот ходячая пародия на известную актрису. Авторство  утеряно в Интернете.
На Памелу Андерсон

Мы все пылаем от Памелы,
Престолы заняли пострелы.
Старухи шамкали: «Милашка!» —
На фейсе жуткая утяжка!

Ну, а путём простейшей перестановки букв из "Снегурочки" можно получить как малоприятную "Огнесручку", так и абсолютно неполиткорректную "Негросучку".
А известное всем пожелание "С Новым Годом!" превратить в банальное "Говно с дымом!"


                Целое проще своих частей.
                Уиллард Гибс, американский физик
ШАРАДА

      В русском языке шарада весьма распространена в виде загадки, в которой задуманное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет отдельное слово или группу слов со своим смыслом (китель = кит + ель, мышьяк = мышь + як, голодранец = голод + ранец, байдарочник = бай + дар + очник, наркоманка = нарком + Анка, макроструктура = мак + рост рук + тура, подбежать = под + бежать).

       Существует множество шарад. Десятки тысяч. Чаще всего, а это наиболее элегантно и представительно, современные шарады придумываются в стихотворной форме. Они свободно воспринимаются на слух, легки в разгадывании, поэтому часто звучат на литературных вечерах, используются в специальных викторинах и капустниках, звучат на детских встречах и праздниках.

      Шарады берут свое начало с античных времен. Исторически первенство автора шарад закрепилось в VI веке за позднелатинским грамматиком Симфосием, оставившим потомкам великолепный цикл «Загадок», состоящий из ста риторических трехстиший. В дальнейшем авторство составителей шарад стало теряться. Шарады массово распространены как вид народного творчества. В отдельных случаях составители публикуют их под своим именем.

      В русском языке насчитывается более шести тысяч нарицательных существительных и более полутысячи собственных имен, которые можно использовать при составлении шарад. Вот шарада петербургского литератора о Гоголе:               
Слог начальный — вид восточных шашек;
Слог второй — беднейший слой людей.
В целом классик из сограждан наших,
Автор «Петербургских повестей».

      Количество самих шарад у нас на порядок больше, чем исходных слов… Во-первых, некоторые слова могут быть раздроблены по-разному (картина = кар + тина, карт + Ина). Во-вторых, исходное (искомое) слово или его отдельные элементы могут быть омонимами и трактоваться по-разному (то же слово кар). И, в-третьих, с одним и тем же словом могут работать различные составители. Например:

Начало — голос птицы,             
Конец на дне пруда,               
А целое в музее               
Найдете без труда.
               
           Или:
Вот ворона закричала –
Мы   услышали начало.
На болте завершенье.
В целом мастера творенье.

      Думаю, каждый догадался, что в каждой из шарад речь идет о картине. Художественное качество шарад также зависит от  литературных способностей авторов. Приведенные шарады о картине, безусловно, написаны не Пушкиным и не Маршаком. Они взяты из детских журналов разных лет, написаны рядовыми сочинителями, в том числе школьником…
      Шарада положила начало более сложной интеллектуальной игре, называемой гексаметаграммой. В ней задействован ряд слов, целые фразы и предложения. За счет расстановки новых пробелов и знаков препинаний получаются совершенно другие словесные формы, имеющие различный смысл. Они нередко используются современными поэтами и порой даже удачно:
ОСЕНИ ЛАВИНА 
ОСЕНИЛА ВИНА.

      Или поэтические конструкции, так называемые гетерограммы:
Песня               
Обаме               
о БАМе.
  *               
Оказалась               
не Веста               
невеста.
  *
Весною
поп роще:
 «Попроще!»
          *
Дали
по старинке
пост Аринке.
               
      Шарада положила начало некоторым другим способам словопреобразования. О них рассказывается ниже.
               
                Перемены — это неизменность в меняющихся
                обстоятельствах.
                Самюэл Батлер, английский писатель

СДВИГ

      Современные гексаграммы — не самое последнее изобретение любителей словотворчества.  В первой половине прошедшего века русский поэт-футурист Алексей (псевдоним Александр) Крученых написал целый трактат, посвященный сдвигам в русском языке. Он, правда, не сделал больших открытий. Однако доступно обобщил уже известные словотворческие приемы и показал примеры сознательных или случайных сдвигов в нашей литературе. Ввел в литературный и научный обиход само понятие сдвига. Сдвиг образуется в результате появления нового слова или группы слов в отдельных словах, фразах или  предложениях. Например, богослов — бог ослов, голос нежный — голоснежный, голосовали — голо совали. Новые  слова прячутся до поры, до времени и их можно заметить, как правило, при внимательном прочтении или прослушивании текста. Так возникают тени предметов, когда на них неожиданно упадет свет. Еще в 19-ом веке и раньше русские поэты «баловались», используя приемы сдвига. Например, известны прекрасные миниатюры Дмитрия Минаева – эпиграммы и каламбуры. Вот два двустишия, написанных полтора века назад:

Что сделала ты из меня,
Постыдно так мне изменя?
         *
Ценят золото по весу,
А по шалостям — повесу.

      Или стихотворение Константина Фофанова, русского поэта конца 19-го-начала 20-го века:
Чуть пробуждается народ,
Сейчас дают ему уставы,
Кричат: «Закройте-ка уста вы!»
И вмиг кладут печать на рот!

      А.Крученых предостерегал молодых поэтов от невольных сдвигов, они порой опасны и могут сделать двусмысленными их произведения. Но ни до него, ни после мало кто обращал на это внимание. Даже у литературных светил найдете примеры незамеченных авторами сдвигов. Можно приводить примеры издалека. К.Батюшков: «Шуми, шуми волнами Рона…» — волна Мирона. А.Пушкин: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной… Встречали ль вы в пустынной тьме лесной… Вздохнули ль вы, внимая тихий глас…» — везде львы. И.Тургенев: «Записки охотника» — за писки охотника…

      В нашей литературе тоже встретите немало случайных сдвигов. Примеры из разных сборников поэтов: «Я ПОЛЮбил в пятнадцать лет…», «НО С больших высот…», «…и МЫ ЛОмали тот мир», «О, СЛЫшала ли ты!..», «ТИХ  ОН или же взбешён...», «С ОГНЁМ в непролазной ночи», «КАК НИ талантлив, но в итоге…», «КАК Узнал, что в классе пятом…», «УТЕХ, потерь, переживаний…», «ах, КАК Удел ее хорош…». Или: «На мзду ничуть не уповая…» – «НАМ С ДУНИ чуть не уповая…», «КАК И грудь горевшего танкиста», «Наступит  неизбежно жизни осень…» - «НАС ТУПИТ неизбежно…. И так далее.

      Из стихов и прозы  сдвиги постепенно перекочевали в песни. Вот популярная песенка советского периода «Лучше нету того цвету» (слова М.Исаковского, музыка М. Блантера, корифеи в своем деле!):

Как увижу, как услышу —
Все во мне заговорит,
Вся душа моя пылает,
Вся душа во мне горит.

      Или: «Мы желаем счастья вам!» — мы же лаем. «Выхожу один я на дорогу…» — надо рогу…

      В пришедших на ум частушках вместо «теперь я» слышатся «те перья», вместо «меня ли» — «меняли». Надо заметить, что сдвиг — это чаще всего понятие фонетическое (звуковое), а не графическое. И встречается он не только в печатных текстах, но в основном в устной речи, при декламации стихов и, конечно, в тех же песнях или частушках. «Ах, вернисаж, мой, вернисаж!» — верни Саш.  «А волны и плачут, и стонут, и бьются о борт корабля…» — аборт корабля. «Я спешу, извините меня…» — я спишу. «Пусть всегда будет солнце!..» — будит солнце. «Над окошком месяц…» - надо кошкам месяц…

      Сдвиги можно уловить в обыденных фразеологических оборотах. Например, «брак по расчету» можно прочитать как «БРАК: ПОРА СЧЕТУ!», «по заслугам» - «ПОЗА СЛУГАМ». Существуют словесные обороты, с которыми следует обращаться осторожно ввиду их двусмысленного понимания на слух: ЛЮБОВЬ РАДИКАЛА, АНАЛОГОВ НЕ ИМЕЕТ, НОГА В НОГУ и т.п.

      К сожалению, больше других грешит сдвигами наша периодическая печать. В журналах и, особенно, в газетах можно отыскать настоящие шедевры. Вот  заголовки статей из кузбасской печати последних лет в том виде, какой он нам показался (читатель сам догадается, как выглядел первоисточник):  НАСТУРЦИЯ ВЫРУЧИТ, ЭТО НЕМОЙ РЕБЕНОК, ПОД ПАР УСАМИ МЕЧТЫ, А ВРАЛ НА БИРЖЕ ТРУДА, К ТОНЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ, С ОЛИ И ПЕСКА ХВАТИТ, ЖАЛ КО МНЕ ЕГО, УС ТУПИЛИ ДИНАМОВЦАМ, ОТ ДАМ В ХОРОШИЕ РУКИ, ОГО, РОДЫ В ВОДЕ, МЫ С ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ, СТОЛ, СТОЙ С УМКОЙ НА РЕМНЕ, ТО МАТЫ ДЛЯ СИБИРИ, ЗАДЫ  ШАЛИ ИЗ-ЗА ДЕШЕВОЙ НЕФТИ, НАРОДЫ С ПОДРУГОЙ, В ДОЛГУ УС И РОТ… ВАМ ПИР НА СЛУЖБЕ НАУКИ, БАНК РОТЫ, ДО ЛАМП ОЧКИ, ВЗОР ВАЛИ: НЕФТЕПРОВОД. В одном из центральных журналов была опубликована статья «РИС КУБАНИ». А, может быть, желаете  «РИСК У БАНИ»?.. Так из одних слов невольно вылупляются другие. Эта тема весьма широкая. В авторской коллекции собраны примеры из всех наших известных газет – из тех, что недавно закончили свой путь и что издаются сегодня. В журнале «Кузнецкая крепость» (№1(13)/08) даже была опубликована специальная статья и называлась она «ЗА ДАЧИ МЭРА И ЗА БОТЫ ГУБЕРНАТОРА».   
      
                Слова рождаются из слова, как человек — из человека.
                Станислав Ежи Лец,
                польский поэт и афорист
МЕТАГРАММА

      Первая известная миру метаграмма появилась 29 марта 1879 г. в журнале «Ярмарка тщеславия». Ее автором был английский писатель, математик и логик Льюис Кэрролл, написавший известные всему миру сказки «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

      Метаграмма — это словесная загадка, по условиям которой из одного слова путем замены одной или нескольких букв получается новое слово
С П — в печи огнем пылаю,       
С К — я ноги вам сгибаю.             
(Полено – Колено)

Мне недолго измениться:
С С я рыба, с Ф я птица.      
(Сазан – Фазан)

      Метаграмма широко распространена, она имеет огромную словесную базу и решается относительно просто (окорок – окурок, плюшка – клюшка, лебеда – лебедь, студент – студень, Елисей -  Енисей, спереть – стереть). Уже в детском саду человек подсознательно использует метаграммы, пытаясь в одном слове объединить признаки разных явлений, действий или предметов  ( лопатка – копатка). Есть слова, образующие целый ряд метаграммических превращений. Это так называемые гнезда. Например: Лида – Лиза – Лика – Лима – лига – липа – лира – лиса. Или: пол – вол – мол – гол – кол – тол – дол и, кстати, метаграмма из этих слов:

С П я в доме, с В я в поле,
С М я в море, с Г — в футболе,
С К вбивают, с Т взрывают,
С Д долину называют.

      На базе метаграммы  создаются словесные цепочки «магического» превращения одного предмета в другой, чаще всего в антипод. Проследите:
      МУХА – мура – тура – тара – кара – пара – парк – паук – паут – плут – плот – слот – СЛОН. Или: КИТ – кот – ком - СОМ.

      В русском языке существует несколько десятков тысяч различных метаграмм. Вслед за шарадой этот вид получения нового слова пользуется большой популярностью. В последнее время появилось много тематических метаграмм  (на темы спорта, шоу-бизнеса, географии, литературы и т.п.).
Мной с буквой И измеришь силу   
Узнаешь, кто слабак, кто дюж…      
А с Ю — на сцене группа милых      
Парней и бабников к тому ж.            
(Дина – Дюна)
               *
Он с буквой Г глядит на нас с портрета –
Норвежец, композитор, острослов…
А с буквой Н прошел почти полсвета –
Писатель, автор «Алых парусов».
(Григ – Грин)

      Примеры из школьных сочинений: Буденный яростно размахивал шишкой, у Дон-Кихота был собственный моченосец, в машине барахлил старпер, читал книги от порки до порки, пусть всегда будит солнце...

      В юмористической литературе есть разделы типа «Ашипки» или  «Арфография». В них обычные слова приводятся в специально искаженном виде, дающем новый смысл словам (сочетаниям слов), которых фактически в русском языке отсутствуют: палководец, гриб-маховик, чиновник торжества, углупление знаний, почивать на лавках, шпалоглотатель, хапремонт, супподряд, гонцы в воду, блуждать в потомках, пожевать самого лучшего.

      И, наконец, метаграмма может объединять признаки анаграмм. В качестве примера можно привести следующее превращение одних слов в другие: течет скоро вода – печет сковорода.

                Мы не властители, а слуги слова.
                Генрих Гейне, немецкий поэт
  ЛОГОГРИФ

      Тоже вид словесной загадки, в которой новые слова получаются друг из друга путем перестановки, выбрасывания или добавления отдельных слогов или букв. Например: героин – героиня, кровь – кров, рис – риск, роман - романс, граната – гранат, Варна – варнак, Вера – Венера, арак – барак – бардак, сивый – красивый.
               
Батончик тот  я часто ем,               
Забыв про хлеб и сало…               
А с буквой К знаком он всем —               
Создатель «Капитала».               
(Марс – Маркс)
        *
Ее ты ждешь в начале мая,
Но букву Г лишь убери —
Она в саду, благоухая,
Цветет с зари и до зари... 
(Гроза – роза)

      Логогрифы известны с времен Древнего мира, достоверно известно, что тогда ими отметились Цицерон и Апулей. В российской литературе логогрифы нашли устойчивое место, начиная с XIX века (Л. Трефелев, В. Каменский, Г. Покровский и другие). В эпиграмме Л. Трефелева на обер-прокурора синода К.П. Победоносцева была использована связка логогрифов Победоносцев – Обедоносцев – Бедоносцев  - Доносцев. Или у В.Каменского: лучистая - чистая – истая – стая – тая…

      Логогрифы обычно представляются в стихотворной форме. Их в обиходе в  несколько раз меньше, чем метаграмм, но это более изящная форма лепки нового слова, и она требует большей эрудиции и логического осмысления. Сатирическая и юмористическая литература любит использовать новые словесные образования, несущие иной смысл, но которых в русском языке нет: эректор института, профоблучение, многоанальное вещание, запечных дел мастер, дело в ляпе, ромоотвод, дамоед, как собака на Ксене, нагло острижен, едкоземельный элемент, щи и меч, спорплощадка, блудильник, за бритого двух небритых дают, кукушка валит петуха за то, что валит он кукушку.

      Литературные шутки, приколы и юмористические  миниатюры также часто используют свойства логогрифа. Существуют целые циклы тематических логогрифов. Вот несколько слов такого порядка: дряблоки, днищеброд, головосование, плохозяин, зрядовой, лживописец, руссофоб, поллитработа.  Детский ум необыкновенно изобретателен. Ребятня пытается в одном слове совместить два понятия, в результате чего выходят новые слова: копатка, лизык, кружинка, колоток, кашлюш, горблюд, гульвар, вонитаз, больмашина и так далее. Логогрифы обильно используются в современных слоганах. В конференц-зале: «БЕС, спорное решение!», в студенческой аудитории: «Мысли трезВО!», у вокзала: «ЖЕЛЕЗНО! Дорожные перевозки!», в вагоне: "Железно! "Дорожное радио", над банкоматом: «Возьмите доСТАточно!», в прессе: «ПравДА!», «Комсомольская правДА!», на вывеске столовой: «У нас есть что поЕСТЬ!», на автотрассе: «Другого путиНА у нас нет!», во время широкомасштабных волнений в Казахстане: "АСТАНАвись!"...

                «Есть в слове «надо» — ад..."
                Руслан Сидоров, кузбасский поэт      
МАТРЕШКА

      В русском языке существует группа слов, которые в своем составе имеют одно или несколько слов другого значения. Например, в слове комар, оказывается, могут жить Ом, ар, ком, кома и омар, в слове штабель – табель, Абель и даже бель и ель. Для себя можно усложнить задачу и отыскать «затаившиеся» слова, отбрасывая, например, по одной букве — одну в начале, другую в конце слова. К – ус – т, Р - ад - а, м - иск – а, т – репа – к, г – ость – я. Есть такие слова, которые можно перестроить дважды. Возьмем слово бриония (растение семейства тыквенных, то же, что и переступень). Уберем две крайние буквы б и я. Получится  Риони (река в Грузии). Еще убираем две буквы, выходит слово ион (электрически заряженная частица). Получается, что мы как бы раздеваем сначала одно слово, потом — следующее.

      Можно проделать обратную операцию. Берем слово нар (одногорбый верблюд). Опоясываем его двумя новыми буквами, получится Инари (озеро в Финляндии). Еще добавляем по одной букве, в итоге образуется слово динарий (древнеримская серебряная монета).

Вам этот молочный продукт по душе…
Но, буквы отбросив два раза,
Получите вы в результате уже
Основу болотного газа.
(Сметана – с-метан-а)
       *   
В растении остром               
На топком болоте
Напиток фруктовый
Всегда вы найдете.
(Осока – о-сок-а)
   
      Можно сказать, что перевоплощение слов похоже на получение классических  логогрифов. Но здесь есть свои лингвинистические особенности и художественные прелести. Не случайно описанные словоизменения называются «матрешкой». Это наиболее подходящее русское название. Вспомните, как раскрываются наши всемирно известные матрешки.
 
Под солнцем имеет не каждый народ
Простой, но приятной вещицы —
Страна азиатская мирно живет
Внутри европейской столицы.
(Тирана – Т-Иран-а)

      Матрешки можно раскрывать, усложняя перед собой задачу. Например, отбрасывая не одну, а две-три буквы. Конечно, это касается длинных слов. Кроме того можно убирать с каждого края по одной букве, но читать новое слово в обратном порядке: Вавилон – В-олива-н, травник –  т-инвар-к, навалка – н-Клава-а, Липецк – л-цепи-к, баклага – б-галка-а, клаксон – к-оскал-н. Это бездонный кладезь для составления различных литературных тестов и загадок, как для детей, так и для их пап и мам.  И всегда для остроты ума…

               
                Он дивен палиндром — и ни морд, ни лап  не видно.
                Неизвестный автор
ПАЛИНДРОМ

      Палиндром в виде забавы появился еще в Древней Греции. Такое слово буквально означает «бегущий назад». У нас это просто перевертыш (перевертень), он известен на Руси с  незапамятных времен. Широкое распространение получили фразы-перевертыши.  На их основе построены стихотворения и даже целые романы. Мы будем говорить об отдельных словах, читающихся одинаково от начала к концу и от конца к началу. Такие слова выявлены и обнародованы в литературной  России  примерно триста лет назад. На сегодняшний день известно 150 таких слов. Это нарицательные существительные, имена собственные, глаголы, предлоги,  краткие формы прилагательных и т.п.

      Почти половина слов пришла к нам  из других языков. Алла, Анна, колок, топот, Азиза, Натан, наган, летел,  нежен, волов, еле-еле, доход, иди, радар, ротор, репер, Отто, шабаш, шалаш, ротатор, Яя, Аба, тет-а-тет и т.д. Ротатор самое длинное слово в русском языке (есть еще три менее известных слова, пришедших к нам из-за рубежа), оно состоит из семи букв. В английском слове redivider (подобие перегородки) находим восемь букв. А у финнов используется слово-мировой рекордсмен. Оно обозначает «торговец щелоком или мылом» и состоит из 19 букв!
 
      К месту вспомнить нашу народную байку с использованием перевертышей. Это о том, как жили-были дед Тит и бабка Анна. Посеяли они боб. Каждый день на это место таращила бабка свое око. Дождя долго не было, растение они поленились полить. Короче, оно у них не уродилось. А вырос один шиш. Почесал дед свой пуп, на этом  все и закончилось. Ага!..

      Особенностью слов-палиндромов является то, что они часто дают завязку палиндромам-фразам. Их использовали в своем творчестве многие русские поэты и писатели еще с допушкинских времен. Широко известны стихи-палиндромы и отдельные палиндромы Г.Державина,  В.Хлебникова, А.Фета, В. Брюсова, И Сельвинского, М.Булгакова, С.Кирсанова, А. Вознесенского. Один из сборников Андрея Вознесенского назван в виде палиндрома «АКСИОМА САМОИСКА».

      Отдельно о палиндромах написано много популярных статей. Стоит не только почитать некоторые из них, но и самому попробовать составить хотя бы простейший перевертыш или отдельную фразу. Но не советую идти на побитие рекордов. Уже созданы мировые шедевры в этом жанре. Американец Лоренс Левин написал многостраничный роман-палиндром «Доктор Оквард и Олсон в Осло». В произведении использовано 31594 слова. Известна палиндромная композиция другого американца Э.Бенбоу. Она составлена с помощью компьютера и в ней использовано 100 тысяч словосочетаний. К этому ничего не добавишь… Вот такие пряники с переворачиванием слов!


                То, что не вызывает споров, не вызывает и интереса.
                Уильям Гэзлитт, английский публицист
ОБОРОТЕНЬ

      Он похож на перевертыш, но при чтении его от конца к началу возникает совершенно другое слово. Причем из одной части речи может появляться другая…  Город – дорог, арап – пара, тираж – жарит, уже – ежу, сон – нос, Милан – налим, кобылу – улыбок, капор – ропак, часок – косач, краб – барк, киборг – гробик, Лепс – спел.

      Хороши оборотни при составлении различных шифров, тайных писем, успешно используются в составлении различных словесных игр. Эти слова имеют обычно неожиданный эффект. Вот пример шуточных оборотней в словесной связке, хотя оборотни всегда коварны и двусмысленны: На Машке снег — Генсек шаман. Анатом за разум — Муза размотана! Мир удобен — небо дурим…

      Из оборотня про Лепса можно при желании построить музыкальный палиндром с участием Пугачевой: Уже Лепс, Алла, спел ежу?  Или изменить свое имя. Украинская девушка Каролина в какое-то время стала известной под псевдонимом Ани Лорак. Но и о псевдонимах надо думать с умом. В этом отношении, к жалости, просчиталась Тута Ларсен.
 
      Молодой автор стихов Нави Волырк в давние времена скрыл свою истинную фамилию. Так вошел в русскую литературу баснописец Крылов Иван. За псевдонимом Нидефак стоял начинающий литератор К.А.Федин…  А  в белорусском селе Колба, говорят, в былые годы временно проживал талантливый русский поэт. Там до сих пор уверены, что в качестве псевдонима он взял перевернутое название старинного села, в результате чего на свете появился А.Блок…

      Когда-то Н.В.Гоголь дал название своей новой повести «Сон». Но его терзали муки: название не полностью отвечало замыслу и идеям автора. После долгих  раздумий пришло единственно правильное решение. В результате мы теперь знаем повесть «Нос», название которой более гармонирует с внутренним содержанием произведения.

      Оборотнями и по сей день «балуются» многие наши авторы. В журнале «Наука и жизнь» №9/98 напечатан рассказ «Умные пальцы». В нем есть свои герои:  проходимец Тен Амбо (Обманет) и инспектор Борг (Гроб).

      Известна почти юмористическая история с дальневосточным пароходом  «Сунь Ятсен», названным в честь знаменитого китайского революционера. Однажды пароход крепко сел на мель. И не поддавался нескольким тянущим тросам, пока один из членов спасательной экспедиции не заметил странное название судна и не прочитал его наоборот: НЕ СТЯНУСЬ! Самое интересное, что вскоре пароход почти без видимых усилий сошел с мели…

      А вот отрывок из «Тихого Дона» М. Шолохова:
      — Эмблема Советской власти — серп и молот, так? — Капарин палочкой начертил на песке слова «молот», «серп», потом впился в лицо Григория горячечно блестящими глазами:
      — Читайте наоборот. Прочли? Вы поняли? Только престолом окончится революция и власть большевиков.
 
      В более поздние советские времена этот оборотень переделали в палиндром-слоган: Престол — омут. Чту молот, серп! Ничего не поделаешь: наступала новая эпоха…

                Слова имеют собственную душу.
                Бертольт Брехт, немецкий драматург

РАКУШКА

      Это обычные и в то же время необычные слова (их в русском языке несколько тысяч), которые за свою жизнь нацепляли множество других слов, в том числе и совсем новые – их еще вчера не было в нашем языке. Возьмем знаменитое слово простокваша. В нем уместилось более десятка  других цельных слов, в основном ничего не имеющих с начальным словом: про, ПРО, прост, росток, рост, ост, ток, ваша, ваш, сто, сток, Аша, ква, ша, Кваша. Эти словечки в исходном слове не прячутся, они видимы, как на ладони.
      Слова-ракушки в  большинстве случаев используются в детских играх, загадках, логических рассказах, работа с ними развивает сообразительность, внимательность и расширяет кругозор.

                В каждом слове бездна пространства,
                каждое слово необъятно.
                Николай Гоголь, русский писатель

РАСКЛАДУШКА

      Такие слова похожи на слова-ракушки. В них часто играют дети, балуются взрослые в затяжном досуге, в самолете или в дальней поездке по железной дороге… Суть заключается в том, чтобы в начальном слове найти буквы, из которых можно было бы составить новое слово, причем одна и та же буква не должна повторяться два и более раз. Как правило, новыми словами могут быть существительные слова, в том числе нарицательные и личные. Если не использовать двухбуквенные слова (Ра, ад, ас, ар и прочие), не использовать одну и ту же букву дважды, то из слова РАСКЛАДУШКА можно получить более сотни новых слов (расклад, склад, клад, душа, душка, ладушка, кадушка, кадка, дурак, дура, ласка, скала, услада, кара, каша, рака, арка, суша, сушка, Рада, Лара, Лаура, Шура, Луша, Саша, Сашка, Клара, Лада, Карл, удар, Арал, Урал, Калка, арак, Кура, Лука, Сара, урка, каурка, аксакал, ракушка, каурка, скула, дурашка, радула, шкура, шлак,  «калаш», кусака, каска, каскад, краска, салака, клака, шакал, клуша, луда, алкаш, рука, шкала, складка, садка, кашка,  курс, сударка, каркас, аура, караул и т.д.). Если к перечисленным словам добавить редко встречающиеся и трехбуквенные слова, другие географические названия, а также смежные части речи, то указанный перечень, наверняка, удвоится: рак, кар, сак, аск, лад, душ, куш, лук, дала, дал, крал, ара, краду, какаду, лак, аул,  Клаус, Лукас, Кук, уда, куда, Каракас, ракша, каракал, рулада, акр, рад и т.п.
      Раскладушка много лет пользуется успехом у людей, которым некуда девать свободное время. Это, в первую очередь, пассажиры на дальние расстояния и  отдыхающие в различных здравницах…

                Отродясь такого не было, а вот опять…
                Виктор Черномырдин, российский политик
ЧАСТОКОЛ

      Почему-то на ум навертываются слова из стихотворения Якова Козловского.  «Говорили часто Коле: не сиди на частоколе». Правда, в стихах речь идет не о нашем словесном частоколе… Это малоизвестный ряд слов, рассыпанных в  различных  словарях и энциклопедиях. Базовым словом может быть любая часть речи,  человек сам ставит перед собой задачу, которая сводится к тому, чтобы новое слово получилось путем выбрасывания поочередно одной или нескольких букв.

      Берем слово МОРДВА.  Удаляем первую, третью и пятую буквы, то есть нечетные. Получается слово ОДА. Можно оставлять или удалять буквы в заданном слове в любой принятой вариации. Главное, чтобы в результате получилось самое неожиданное слово. Например: пуанты – ПуАнТы, находим внутри задуманного слова новое слово ПАТ. В слове кромка выбираем нечетные буквы, а в слове окрошка — четные. В обоих случаях находим одно и то же слово КОК. Далее: конденсат, импорт, осмотр. Путем использования  четных букв получаем новые слова ОДНА, МОТ, СОР.

      В слове балласт берем нечетные буквы, начиная с первой: БаЛлАсТ. После несложной операции находим «затаившееся» слово БЛАТ. Вот несколько слов, в которых через одну букву прочитывается новое слово: столяр — соя, стоик — сок, макитра — аир, тройка — ток…

      Можно все делать наоборот – взять короткое слово из двух, трех или четырех букв и на базе его попытаться получить новое. Слабо?
   

                Слова как хамелеоны: меняют окраску
                в  зависимости от окружения.

СЦЕПКА      

      Это нечто, похожее на шараду, но  все-таки не шарада. В таком слове чувствуются два, три или более слов (не обязательно существительных), но для составления шарады обычно не хватает одной или нескольких букв. В сцепке последующая часть слова нанизывается на окончание предыдущей части (подобно чайнворду). Наглядный пример: раКета, проекТор, баРанка, чисТюлька, миГалка, одиНочка, леСник, поТолок, шаРада, поЛучился, стоЛбом, клуБочки, схоДень, бриТанец, фаСованный, свисТок или (как вариант) свиСток, фавоРитка, фазаНина или (как варианты), фазАнина, фАзАнИна,  браТишка —  их в русском языке тысячи, как грибов в хорошем лесу, надо только поискать. Сцепки очень любят поэты — это кладезь необычных, порой самых неожиданных рифм. Сцепки бывают простые: тиФон, боРов, ВлаДеть, буРьян, тракТор, тоПаз. И более сложные: стОРож, полиСахаРид, боРоДушка, боРоДавка, транСпорТир, буРоВзрыВник.
      Наконец, сами попробуйте получить сцепки из слов вакханалия, стоматолог, меломанка, бумагомарака, палисад, евангелист, таратора, земляника.

                Нельзя полагаться на собственные глаза,
                если воображение не в фокусе.
                Марк Твен, американский писатель

ЦЕПОЧКА

      Есть слова, от перестановки слогов в которых образуются новые слова с другим смыслом. Это хорошо заметно при расстановке слов в «цепочку», особенно при скорочтении: комар – комар, комарко – Марко, Марко – Марко – Мар – комар… Грин – ринг, капор – порка, навес – весна, насос – сосна, аванс – саван, юкка – каюк, Макар – карма, никто – тоник, Лора – рало, горка – кагор, Кабул – булка, ликбез – безлик, Куба – Баку, Литва – валит, Василь – Сильва, койка – какой, кадет – детка, дойна – надой, камыш –    мышка  и т.д.
 
      У Василия Шукшина в «Калине красной»  герой по имени Егор легко превращается в слово горе, ассоциируясь с судьбой самого героя.

      Если вы заметили, все цепочки по существу представляют собой утонченную разновидность анаграммы.

                Слова плодятся, как кролики, и пожирают всю
                зелень мира.
                Станислав Ежи Лец, польский поэт и афорист
               
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

      Интересна работа с подобранной или случайно взятой парой слов. Новые слова образуются за счет взаимного перемещения (перестановки) частей
исходных слов. В результате получаются совершенно новые слова, что видно из следующих примеров. Болото и зона. Меняем местами первые слога, получаются  золото и бона. Другие примеры: колено, пора – полено, кора или тупость, глушь – глупость, тушь, или ветка, метла – метка, ветла, или смолевой, ветка – волевой, сметка и так далее.  Так преобразовывать слова можно до условной бесконечности… Причем задача может постоянно усложняться за счет увеличения количества исходных слов. Попробуйте!

             Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдешь приют в его тени.
                Сент-Экзюпери Антуан де, французский писатель

НЕОЛОГИЗМ
   
      Это выдуманные слова. Они придуманы применительно к новому, изобретенному предмету, открытию, какому-то явлению или веществу, еще не имеющему точного названия… Такие слова, как люди, часто могли бы получить свой паспорт, где будет указано их имя, год и место рождения, родители… В мире не так много общеизвестных слов, придуманных конкретными людьми: утопия (Томас Мор), лилипут (Джонатан Свифт), робот (Карел Чапек, сначала хотел назвать механического человека лаборджи), детектив (Жюль Верн). Россия оказалась не в стороне от создания неологизмов. Такова наша история, таков менталитет. Михайло Ломоносов ввел в обиход созвездие, полнолуние, диаметр, притяжение, вещество, градусник, преломление, равновесие, квадрат, минус, горизонт, кислота. И еще много других слов. Представьте, какова бы была наша жизнь без этих понятий!

      Писатель Николай Карамзин придумал слова занимательный, трогательный, сосредоточить, промышленность, будущность, эпоха, сцена, катастрофа, влюбленность, гармония, тротуар, кучер, достопримечательность, утонченность, подозрительность, первоклассный. Ну, и как бы мы жили без этих слов? М.Салтыкову-Щедрину принадлежат слова злопыхательство, мягкотелый, пенкосниматель, белибердоносец, Н.Гоголю – зеленокудрые, трептолистые, Ф.Достоевскому – стушеваться, лимонничать, карамазовщина.

      Большой вклад внесли наши футуристы в начале двадцатого века. Велимир Хлебников, Даниил Хармс, Александр Крученых, Давид Бурлюк, Елена Гуро, Владимир Маяковский. Игорь Северянин, представитель этой плеяды, писал тогда
Мы живы острым и мгновенным, —
Наш избалованный каприз:
Быть ледяным, но вдохновенным,
И что ни слово – то сюрприз.

      Правда, как мы теперь убедились, сотни, даже тысячи придуманных слов футуристов остались пустым звуком прошлого. У того же Северянина находим ажурь, воль, лиловь, смуть, цветочье, светозарь, гениалец, лесофея, ветропросвист, крылолет, всезверь, земляниты, планиты. Красиво, но не прижилось. Зато два слова твердо вошли в русский обиход бездарь и самолет. Это уже что-то значит!

      Велимир Хлебников: чуриль, будетляне, взорлил, олуненный, офиалчен, окалошен, осупружен, оэкранен, будень, хладро, владро, младро, тихеса, любеса, плясавица, небич, речар, кричак и т.д. Кое-что можно уловить. Но не очень. А вот два слова Хлебникова вошли в наши словари изнеможденный и смехач. Тоже неплохо. Владимир Владимирович оставил нам громадье, многопудье, разулыбить, мандолинить, прозаседавшиеся.
      В.Каменский остался в прошлом только как автор красивостей чурлижурлит журчей, задружилась развесель, солнцень-ярень. А.Крученых: баячь, дыр-бул-щыр.
      Русский писатель-символист Андрей Белый тоже придумывал новые слова. Безбочь, собство, спаха. Дальше, очевидно, не пошло. После Сергея Есенина остались вербенята и клененочек. Представитель советского авангарда художник Казимир Малевич  придумал развязь, палитерщики, староваторы и еще кое-какие словечки. Но только одно-единственное слово закрепилось за ним – невесомость. Говорят, Аркадий Райкин впервые со сцены произнес слово авоська… А он ли придумал это  или авторы его текстов, в том числе Михаил Жванецкий, неизвестно.
      В наше время тоже от придумывания слов никто не отказывается. Особенно преуспели поэты и писатели. У Е. Евтушенко есть слово кабычегоневышлизм. У Татьяны Толстой в романе «Кысь» упоминаются тулумбасы (тумаки), нутьга (что-то скучное), курьё (куры), червырь (червь+вырывать), желтунчики (одуванчики), хлебеда (хлеб+еда), слеповран (слепой ворон). Нравится? Можете принять на вооружение.

                Все хорошо лишь на своем месте и в свое время.
                Ромен Роллан, французский писатель

АРХАИЗМ

      Всему когда-то бывает конец. Так  обстоит дело и со словами. Особенно с теми, которые появляются неожиданно. В первую очередь это касается жаргонизмов. У большинства таких слов век весьма короткий. Причин для этого много. Но то тема для другого разговора. Взять, например, молодежную лексику. Каждое новое поколение вносит в разговорный фонд свою лепту. Вот как среди молодежи изменялись словесные ориентиры. Расстояние во времени 60 лет – от Сталина до наших дней. Понятие ЮНОША: ПАРЕНЬ (50-е годы) – МЭН, ПИПЛ, КАДР (60-е годы) – ЧУВАК, КЕКС (70-е годы) – ПЕРСОНАЖ, МУЖИК, ШТРИХ (80-е годы) –  ПЕРЕЦ, ПАЦАН (90-е годы) – ЧЕЛ, КРЕНДЕЛЬ (нулевые годы) –  ПАДОНОК (наше время).  Или понятие ДЕНЬГИ: ФИЛКИ – ЛАВЭ – ХРУСТЫ, БАШЛИ – КАПУСТА, МАНИ, ДЕРЕВЯННЫЕ – БАБКИ, ГРИНЫ, БАКСЫ – БАБЛО – ЛАВАНДОС.

      В какое-то время слово считалось неологизмом, но проходило не более 10 лет,  и оно постепенно вытеснялось из обращения, превращаясь в архаизм. Сначала в столицах, потом на окраинах нашей великой Родины. ПАПА и МАМА стали РОДАКАМИ, ДАЧА – ЗАГОРОДКОЙ, КВАРТИРА – МЕТРАЖОМ. Ввиду политического и экономического переустройства в стране некоторые слова и словесные обороты исчезали совсем. Кто из молодого поколения знает, что такое БИТВА ЗА УРОЖАЙ, ВЕЛИКИЙ ПОЧИН, ВСЕСОЮЗНЫЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СУББОТНИК, ДОСКА ПОЧЕТА, ЗАКРЫТЫЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ, КОМСОМОЛЬСКАЯ ПУТЕВКА, КРАСНЫЙ ВЫМПЕЛ, КРАСНЫЙ УГОЛОК, МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА, ПАРТХОЗАКТИВ, ПЕРЕДОВИК КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, СПЕЦПАЕК, СТАХАНОВЕЦ  и т.п.? Так же, как и люди старшего поколения не помнят или даже не знают слов, которыми обменивались их родители: СОВДЕП, ГУБНАРОБРАЗ, БУСЫГИНЕЦ, АГИТМАССРАБОТА, БОЗ, ВСЕКОЛЕС, ДЕЛОВОД, КАРНАЧ, КОМРЕМ, НАЦМЕН, ОПХОЗ, ОРУД, ОСКОМ, ПИКОР, СЕМССУДА, ССУЗ, УЧБАТ, ЦЕНТРОПЛЕН, ЧАО (Чувашская автономная область!)… А ведь все эти слова родились после Октябрьской революции.

                Чтобы доверие было прочным, обман должен быть длительным.
                Дон Аминадо (Аминад Шполянский),
                русский поэт
 
ПОДСТАВА

      Во второй половине прошлого столетия в СССР расцвели разные направления юмора. Это явление скорее всего было завуалированным и назревающим протестом против застоя в тогдашнем обществе. Наша пресса тех времен, особенно в семидесятые – восьмидесятые годы публиковала разного рода миниатюры юмористического и развлекательного характера. Выходили разделы, где известные слова без всякого искажения, словно омонимы, толковались по-новому. Но по существу это была настоящая подстава. Такое практиковалось в «Крокодиле», в «Литературке», в республиканских юмористических журналах. Не обошла эта участь и кузбасскую печать. Почти в каждой газете, в том числе в многотиражках периодически появлялись рубрики типа НТС – новый толкователь слов.

      Общеизвестным словам давалось новое, необычное разъяснение. Иногда это были очень даже оригинальные толкования. Поэтому к ним есть повод обратиться. Вот несколько примеров из сотен, даже из тысяч уже известных слов. БАРАНКА – овца, БАЛБЕС – дьявол на танцах, ГОЛИК – пляжник, БИГУДИ – подача сигнала, ГАЗОН - выброс из дымовой трубы, ГОЛОГРАФИЯ – пляжный снимок, ДАТЧИК – человек, дающий взятки, ЖАРГОН – калорифер, ИЗВЕСТНЯК – прославленный человек, КОВБОЙ – кузнец, МЕЖДУРЕЧЬЕ – пауза в разговоре, НЕСУШКА – свежий хлеб, ОБЕСТОЧИВАНИЕ – удаление точек из текста, ОСПАРИВАНИЕ - прививка, ПРОСТЫНКА – легкий насморк, РЕВЕНЬ – плакса, СВАРКА – мелкая ссора, САЖЕНЕЦ – подсудимый, ТРЕЗВОН – непьющий человек, ЧАСТОКОЛ – отметки самого отстающего ученика. Авторами новых толкований были не только известные сатирики и юмористы, но и рядовые граждане.
      Сколько знаменитых имен прошло через горнило такого словотворчества!  М.Жванецкий, А.Арканов, С.Альтов, Е. Сазонов, К.Мелихан, Ц.Меламед, Л.Измайлов, Е.Тарасов, В.Ломаный, С.Крытый, Д.Рудый и многие другие. Жаль, что это осталось в далеком  прошлом…
 


                Разница между правильным и почти правильным
                словом такая же, как между молнией и мерцанием светлячка.
                Марк Твен, американский писатель

ЖАРГОНИЗМ

      Это как боль человека. Какой-то орган у него удален, а кажется, что он болит… Так и в языке. Слова такого в словарях нет, но оно придумано и гуляет по белому свету. Имеет определенное значение и все словесные атрибуты к нему:  род, число, склонение, спряжение и т.д. И не важно, какое время это слово просуществует: сезон, год или пятилетку. Потом за ненадобность оно  отомрет и его забудут… Так было, наверно, всегда.

      Больше всего эти слова возникают в замкнутых социальных группах, сообществах и речь, состоящая из них, имеет общее название арго или жаргон. Например, среди молодежи, причем отдельно у школьников и у студентов. В армии, в спорте, в местах заключения… Как говорит  Эдуард Успенский о песнях в своей передаче по радио, они бывают вагонные, тюремные, уличные и тому подобные… Часто жаргонизмы проникают в нашу обыденную жизнь, в том числе и через литературу.

      Несколько примеров из различных жаргонов.
      Школьный: училка, пара, шпора, контра, физра, химоза, джопсы, тусняк, пит, техана, ботан.
Студенческий: общага, препод, столовка, зачетка, стипуха, курсач, лаба, языкоз, заруба, кафа, журфакер, адма, секарь.
      В ряде городов и даже отдельных высших заведениях устоялся свой жаргон. К примеру, студенты Томского госуниверситета иногда говорят так:
граждане – преподаватели гражданского права,
уголовник – преподаватель уголовного права,
двойка – второе высшее образование,
душанбе – душ в общежитии,
Здержинка – площадь Дзержинского,
капитолий – главный корпус ТГУ,
катакомбы – подвальные аудитории корпуса №2,
пентагон – учебный корпус №4,
рыжик – таракан,
харька – характеристика с места прохождения практики,
лента жизни – туалетная бумага.

      Общемолодежный: мерсюк, музло, родаки, хавка, хачик, шибздик, мобила, труба, уматово, улет, лузер, облом, чувак, фигня, шняга, примочка, баклажанить, азазаза, зига, марамойка.

      Армейский: дембель, солабон, бульбулятор, бандерлог.
      Компьютерный: комп, струйник, клава, халфа, виндюк, хакнуть, аська.
«Падонков»: медвед, превед, зайчег, креведко, ржунимагу, жжош, аффтар, аццки, апстену, йазва, сцуко.
Наркоманов: абстяг, айс, амнуха, башнесрыв, бесячка, вестись, вумат, двига, дурца, иглохаться, кумарить, пшикуха, рогомет, смертуха, упыхтыш, хехекать.
Тюремный: малява, ксива, фраер, зырить, брехаловка, гамура, гавка, каюк, мазуха, ошары, тырить, тямать,  сверкальцы, стукач, терпило, фурычить.

      Если кому-то все это интересно, он может перевести приведенные слова на нормальный русский язык или составить для себя специальный разговорник.
      Существуют жаргонизмы в среде радиолюбителей, журналистов, врачей, футбольных хулиганов, роллеров, братков, панков, скинхедов, эмо, ЛГБТ и т.д. Все зависит от социального положения, возраста, уровня образования, профессии, интересов человека. Многие из жаргонизмов рядовому читателю вовсе не нужны. Но кое-что знать следует. Мы живем в такое время и в таком месте, что порой надо держать ушки на макушке. Вдруг ваш отпрыск заговорил непонятными словами… А вам должно быть понятно!

                «…уродливый, пугливый, скрытый, предательский, жестокий,
              двусмысленный, гнусный, глубоко укоренившийся роковой язык…»,
                ОТВЕРЖЕННЫЕ.
                Виктор Гюго, французский писатель

ФЕНЯ

       Историки склоняются к тому, что этот язык появился на Руси еще до принятия христианства, т.е. ему, можно считать, более тысячи лет. Потом он развивался в преступной среде, был излюбленным средством общения бродячих торговцев, так называемых офеней (или коробейников), утвердился и распространился  под названием «русская феня». Еще его стали называть «блатной музыкой». Люди преступного мира, да и те же уличные торговцы не хотели, чтоб кто-либо знал о их намерениях и тайных помыслах. В ход шли всяческие уловки и ухищрения. Появились особые символы и знаки и, в первую очередь, широко распространялся незнакомый язык. В местах заключения и на воле многие «ботали на фене», т.е. говорили на этом языке.

      Сегодня «феня» (или «блатная музыка») оказался у нас самым распространенный жаргоном. Он впитал в себя жаргонизмы коробейников, чумаков, нищих, каторжан, сибирских бродяг «варнаков», конокрадов, контюжников (шерстобитов), воров, карточных шулеров, жуликов  и проституток. В какое-то время некоторые из них становились обычными членами общества, но волей и неволей засоряли своими словами основу нашего языка. Так в общий обиход вошли сотни слов, которые раньше были только на вооружении горьковского «дна» и преступного мира… Отдельные жаргонизмы из «фени» мы активно, бездумно и безоговорочно  употребляем в просторечии и литературе. Атас, балдеть, бормотуха, будка, водила, навар, расколоть, качать права, взять на шармачка, кадрить, срубить бабло, сачок, профан, кореш, мент,  клёво, халява, дубак, шалава, дешевка, застукать, засыпаться, туфта, вырубиться, шкет, шпана. Мы знаем значение этих слов и не задаемся вопросом, откуда они родом. Ниже приводятся некоторые жаргонизмы, взятые из существующих словарей «русской фени».

      КСИВА – документ, ХЕВРА, КАГАЛ – компания, ХАНА – конец! ШМОН, ХИПЕШ – обыск, ХАЛЯВА – бесплатно, СТЫРИТЬ – украсть, КОДЛА – сборище воров, ЛОХ – предмет для обмана, ДРЕФЛО – трус, ВИЛЬДА – магазин, склад, БРЯЛКА – еда, ЧИГИ – глаза, ШКАРЫ – брюки, ШЛЫНДАТЬ – ходить пешком, ЖУМГАРЬ – самолет, РАХМАННО – прекрасно. Множество слов «фени» используется в старом, привычном для уха и глаза обличье, но все они имеют совершенно другой  смысл.  АКВАРИУМ – изолятор временного содержания, БАЗАР – разговор, БУГОР – бригадир, БРАСЛЕТЫ – наручники, ВОЛОДЯ – жертва преступления, ВЕСЛО – ложка, ГАВРИЛА – дворник, ДВОРНИК – работник прокуратуры, ЗАПЫЛИТЬ – быстро уйти, КАПУСТА – деньги, КЛЯУЗНИК, ЧЕРВЯК – карандаш, ЛУНАТИК - грабитель-одиночка, МАЛИНА – приют, НЯНЯ – хлеб, ПОДСОЛНУХ – золотые часы, РАБОТАТЬ - совершать преступление, СКАМЕЙКА – лошадь, УБОРКА – похороны, ФИЗИКА – лицо, ЧУЧЕЛО – памятник, ШТОПАТЬ – грабить.

      Вспомните фразу из разговора наших замечательных актеров в «Джентльменах удачи»: РЕДИСКА ты, нехороший человек! Это из тюремного жаргона. 

                Всякий слышит лишь то, что понимает.
                Плавт Тит Макций, римский комедиограф

АББРЕВИАТУРА

      Как утверждает «Словарь иностранных слов», АББРЕВИАТУРА – это сложносокращенное слово, образованное из начальных букв или из начальных элементов словосочетания, напр. АТС (автоматическая телефонная станция), сельмаг (сельский магазин).

      У нас широкое распространение аббревиатура получила с провозглашением советской власти. На первых порах этого периода  появилось множество новых, причем непонятных слов. Страна перекраивалась, перестраивалась, в условиях совершенно другой действительности возникали новые предприятия и организации. Со временем ухо обывателя привыкало к незнакомым словам. Правда, в иных случаях слова вскоре отмирали вместе с ликвидацией или переименованием носителя их значения… Но появлялись новые. АВТОАГИТПОЕЗД, АВТОЛАВКА, АГРОПРОМКОМПЛЕКС,  ГЛАВГВОЗДЬ, ГЛАВСПИЧКА, ГЛАВРАСМАСЛО, КОЛХОЗ,  СОВНАРХОЗ, ЦЕНТРОМЫЛО. Устаревшие, но в общем-то понятные слова. Другие же прижились и их знает, надо полагать, почти каждый: БАМ, ВДНХ, КПСС, ЗАГС, ВЛКСМ (отсюда КОМСОМОЛЕЦ), ГОСТ, ГПТУ (и производное от него ГЭПЭТЭУШНИК), ГУЛАГ, КГБ (помните, на кухнях остряки спрашивали друг друга: «За что не любишь КГБ?» — «За букву Г и букву Б»), ЗИЛ, КПЗ. Интересна история слова ЗАМКОМ (заместитель командующего). Заместителя командующего по морским делам когда-то в шутку называли ЗАМКОМ ПО МОРДЕ. Были слова «однодневки»: ВЕРХКОМТЕЛЬ (верховная комиссия телеграфной связи), ГОТОБ (государственный театр оперы и балета), ИМЭ (институт Маркса и Энгельса), КОМОНЕС (комиссия по делам несовершеннолетних), ВАПП (всероссийская ассоциация пролетарских писателей), переименовалась позднее в ССП (союз советских писателей), ЧРЕЗКОМСНАБАРМ, КРА, ЧЕКВАЛ (не трень-брень балалайка, а чрезвычайная комиссия по производству и распределению валенок!), ШКРАБ (школьный работник). Были слова-омонимы типа ЖИР (жена изменника родины), БУК (боевой устав конницы), КСИ (красный спортивный интернационал), ГРОБ (гражданская оборона), ГИМН (государственный институт музыкальной науки), МОНО (Московский отдел народного образования), ОКА (отдельная кавказская армия). Очень часто встречались абракадабры: АХРР, КУЖД, МОСЮН, ЦДВХД, ЦСНМ. Такие слова сразу не повторишь и, тем более, не запомнишь. Особенно это касалось названий новых учреждений, учебных и проектных институтов. Вот и сегодня существует предприятие, которое коротко называется БФ ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ Прогресс» ФКА. Самое известное в России  сокращение еще длиннее и имеет в своем составе 55 знаков! Но не каждый когда-то горел желанием заиметь собственную аббревиатуру. Например, Житомирский областной партийный архив…

      В начале советской власти (да и потом) развилось авангардное имятворчество с использованием имен вождей и названий важнейших событий: МАРКСИНА, СТАЛИНИНА, ЭНГЕЛЬСИНА. Больше всего досталось товарищу Ленину: ВИЛОР, ВИЛЬ, ЛЕНИНА, МАРЛЕН (Маркс + Ленин), МЭЛОР (Маркс + Энгельс + Ленин + Октябрьская революция), ВИЛЕНИНА, НИНЕЛЬ (перевернутый ЛЕНИН). Перечислять все долго, по скромным подсчетам таких имен набирается более пяти десятков. Избитая на каждом шагу ДАЗДРАПЕРМА (да здравствует первое мая!) и с ней еще много похожих имен: ЛАПАНАЛЬДА (лагерь Папанина на льду), ЛАШМИВАРА (лагерь Шмидта в Арктике), РЕВА и ЛЮЦИЯ, ЯСЛЕНИК (Я с Лениным и Крупской), БЕСТРЕВА (Берия – страж революции), БОЛСОВЭНЦА (большая советская энциклопедия), ПОФИСТАЛ (победитель фашизма Иосиф Сталин).  Во второй половине прошедшего века у нас детей называли  ГАГВКОСУРА (Гагарин в космосе! Ура!), ПЕРКОСРАК (первая космическая ракета), ЮРГОЗ (Юрий Гагарин облетел землю)… А сегодня: ВЕДАГОР, ЛАТУК, МИЛЛИОНЕРА, ЖУЖА, ДЕЛЬФИН И ДАЖЕ БОЧ Рвф 260602 (биологический объект человека рода Ворониных-Фроловых, родившийся 26 июня 2002 г.). Интересно в этом случае не само имя, а то, какое будет отчество у детей указанного объекта…   
      

                Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.
                Талейран-Перигор, французский дипломат               

ТАТУ

      Иногда нам приходится видеть людей с обилием татуированных площадей на их теле. Сюжеты и композиции на спине, груди или конечностях говорят, что это не салонные тату, а банальные наколки, выполненные чаще всего в местах заключения. Не обольщайтесь, если среди необычных сюжетов будут попадаться выколотые слова мир, тон, мел, лев, клен, Христос, электрон, эхо или какое-нибудь яблоко. Уж точно: к партии ЯБЛОКА или, например, к религии надписи на теле никакого отношения не имеют. Это всего-навсего элементарные аббревиатуры. Так криминал скрывает свое истинное лицо и тайные намерения…

      Выколотый на груди профиль Ленина гордо носится  не из любви в вождю мирового пролетариата. Спецы по воровскому делу с младых лет знают, что это вождь октябрьской революции или сокращенно ВОР. Сжатая форма словосочетаний может быть выколота в виде случайного сочетания букв вроде АГМД, КТЯБН. Но чаще всего сокращения представлены под личиной уже известных слов, но имеющих далекий от них смысл.  Ниже приводится ряд слов-аббревиатур и их толкование.
БОГ – буду опять грабить, ИГРА – иду грабить, резать активистов, БЕРЛИН – буду ее ревновать, любить и ненавидеть, БОСС – был осужден советским судом, ВИНО – вернись и навсегда останься, ДЖОН – дома ждут одни несчастья, ЖУК – желаю удачных краж (или жизнь украли коммунисты), ЗВОНОК – знай воров – они научат очень круто, ЗМЕЯ – зачем мужчины, есть я, ИРИС – и раб, и стукач (наносится, как правило, насильно), ЛОРД – легавым отомстят родные дети (известны еще четыре подобных варианта), НКВД – нет крепче воровской дружбы, СЛОН – смерть легавым от ножа, СЭР – свобода — это рай, ЯРМО – я рождена мучиться одна.

      Так что не поддавайтесь соблазну, увидев у соседа по пляжу выколотые на плече слова МИР или ЮГ. Они всего-навсего обозначают «меня исправит расстрел» и  «юный грабитель».

      Не стоит думать, что расшифровку аббревиатур можно делать только с тела отдельных личностей. Во все времена многие, особенно искусственные  слова люди пытались расшифровать по-своему. Тот же НКВД (народный комиссариат внутренних дел, был такой когда-то в СССР) расшифровывается в Кузбассе как Новокузнецкий кожно-венерологический диспансер. Так оно и есть. Когда-то новокузнецкая городская газета «Франт» попыталась расшифровывать аббревиатуру ДПС на свой лад (дорожно-патрульная служба! Не спутайте с ДСП – древесно-стружечная плита!):  ДОЛЖЕН ПОРЯДОК СОБЛЮДАТЬ! ДЕЛОВОЙ ПАРТНЕР СВЕТОФОРА. ДАЙ ПОЛТИННИК СЕРЖАНТУ! ДОРУЛИЛСЯ? ПЛАТИ СЮДА! ДВИЖЕНИЕ ПЕРЕКРЫТО! СТОЯТЬ! ДРУГ, ПРОСТИ, СПЕШУ! ДЕШЕВЛЕ ПРАВИЛА СОБЛЮДАТЬ. ДА, ПРЕВЫСИЛ СКОРОСТЬ. ДЫХНУЛ? ПРАВА СЮДА! ДАВИТЬ ПЕШЕХОДОВ – СВИНСТВО. ДАВАЙТЕ ПРЯМО: СКОЛЬКО? ДЕРЖАЩИЙ ПОЛОСАТУЮ СКАЛКУ… И так далее. Но это тема предыдущего раздела.
 

 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

      Это, конечно, не все, что скрывается за тайной  слов. Ведь только в совокупности друг с другом слова раскрывают одну из прелестей, что даны человеку в его жизни.
      Слов нет, нам дан дар слова — самое большое богатство. И мы должны употребить его по последнему слову. Но больше других, кажется, вник в жизнь и смысл слова когда-то русский поэт Константин Бальмонт. Вот его короткое стихотворение  «Слова-хамелеоны», опубликованное в 1903 году.

Слова-хамелеоны,               
Они живут спеша.               
У них свои законы,               
Особая душа.

Они спешат меняться,         
Являя все цвета,
Поблекнут, обновятся,
И в том их красота.
 
Все радужные краски,
Все, что чарует взгляд,
Желая вечной сказки,
Они в себе таят.
 
И сказка длится, длится,
И нарушает плен,
Как сладко измениться,
Живите для измен!

2016г.