На коньках

Александр Щербаков 5
Он проснулся по привычке рано, но за окном было еще темно и он решил поваляться.  Зачем  торопиться, сегодня суббота.   Но полежал немного, сон не шел и решил вставать.  Привычка – вторая натура, как говорит народная пословица. А за долгие годы ежедневного вставания в 6 часов утра, чтобы к 8 часам быть на работе, такая привычка  выработалась.

Постепенно светлело. Выглянул в окно. Веточки на дереве под окном не шевелились, значит, ветра на улице нет  и это  порадовало. Значит, на катке, куда он сегодня собрался, тоже не будет ветра и одеваться на каток можно будет не очень тепло. Именно от ветра на открытом пространстве катка больше всего   он замерзал.  Но даже  сильный ветер не останавливал его в еженедельных походах на каток, где их так называемая «группа здоровья»  устраивала свои баталии в хоккей с мячом. Надо было только потеплее одеваться и обязательно ветровку, чтобы не продувало. 

Потом выглянуло солнышко и настроение еще  улучшилось. Что бывает более приятным, чем  игра на открытом  воздухе в любимый хоккей в солнечную и безветренную  погоду.   Вот и сейчас он с нетерпением ждал время, когда можно пойти на каток. Плотно позавтракал, силы ему понадобятся.

Ему вспомнилось, как он полюбил хоккей.  И с мячом, который был очень популярным в его краях, и с шайбой,  которым бредила вся страна.  Он по выходным в детстве слушал репортажи с матчей по хоккею с мячом с Центрального стадиона краевого центра, где его любимая команда, одна из  самых сильных в стране, проводила свои матчи. Знакомый голос популярного в крае  комментатора знали все от мала до велика.  В поселке, где он жил, было только проводное радио, и эти репортажи обязательно включались  в программу его вещания, поэтому репортажи слушали все.  Из комментариев он знал, что,  несмотря на холод,  стадион ломится от любителей этой удалой игры на большом поле. Настоящие любители шли в тулупах, валенках, одев по двое кальсон на ноги и теплые свитера на тело. Да еще запасались водкой, которую проносили в грелках на трибуны, спрятав под тулупы.  Милиция бутылки отбирала, чтобы не было пьяных драк., а грелку поди найди. Правда, о водке в грелках  комментатор не говорил, но он это знал от знающих людей.  Два сильнейших  игрока из его любимой команды были членами сборной страны, неоднократными чемпионами мира. И ему было приятно сознавать, что их знают не только в нашей стране, но в скандинавских странах, где очень популярен хоккей с мячом на больших катках с маленькими бортиками, но зато с большими воротами.  И как только вратарь умудряется отбивать маленький мячик, летящий с огромной скоростью  в его ворота?  Он знал, что в этот хоккей, не очень контактный, но быстрый и по своему красивый, можно играть и до 40 лет, что было видно по одному ветерану из свердловской команды, многократному чемпиону страны и мира.  Знатный бомбардир этот  ветеран. Особенно при розыгрыше угловых много голов забивает. В футболе  как говорят  -  корнер, или угловой, половина гола.  Выходит, два угловых  и должен быть гол. Но в футболе  так далеко не всегда бывает. А вот в хоккее с мячом даже запросто. А когда на ударную позицию выходит этот ветеран, каждый угловой – гол. И ни вратарь, ни полевые игроки, которые в это время встают в ворота, этому не помеха. «Вот мастер, вот научиться бы так бить», - мечталось ему в детстве.
Но еще больше ему хотелось научиться сильно бросать шайбу, маленький резиновый диск.  Но ни шайб, ни хоккейного мяча в те годы в их поселковом магазине не продавали.  Были лишь коньки – дутыши и снегурки.  Мальчишки рассуждали так. Дутыши – для мальчишек, а снегурки  - это девчачьи коньки. Но коньки были без ботинок, их надо было закреплять на валенки.   Если валенки были старые, уже подшитые, это было сделать чуть проще. А на новые валенки  прикрепить хорошо коньки было просто нереально, они то и дело сползали вбок.  Лучше всего подходили для этой цели не веревки, а сыромятные ремешки. Они не так часто рвались, ведь их приходилось скручивать и сзади валенка, и спереди.  Но все же некоторые умельцы умудрялись неплохо закреплять коньки на валенках. Научился этой премудрости и он.

Но вот где кататься? Для всех мальчишек это была проблема.  Хотя вокруг их поселка было полно водоемов, это были котлованы, которые остаются после работы плавучих фабрик золота – драг, и вода там стоячая и быстро замерзает, но сразу после морозов начинались снега и все котлованы, вернее, лед на них, оказывался под большим, до полуметра,  слоем снега.  Однажды его попытка покататься на только что замерзшем льду закончилась тем, что он провалился под лед.  И потом пришлось сушить и валенки, и шаровары в кочегарке у школы. Хорошо, что она была недалеко от котлована, в котором он провалился под лед.

Вот и приходилось кататься на этих коньках по укатанным до блеска дорогам, по которым возили зимой самосвалы дрова для жителей его поселка. Особым шиком было специальным крючком зацепиться  за кузов самосвала и тот вез тебя по дороге.  Делал это и он. Но вот научиться хорошо кататься на коньках и уж тем более сильно бросать шайбу,  так было невозможно.  А  очень хотелось, тем более что наша советская сборная громила всех на чемпионатах мира. И родоначальников хоккея с шайбой канадцев, и чехов, которые после войны учили наших хоккеистов играть в эту игру, и шведов, суровых викингов, очень техничных, но не очень сильных физически и не очень быстрых. 

И вот наконец-то в их магазин привезли несколько шайб для игры в хоккей. Он купил сразу парочку, вдруг одна потеряется в снегу.  Оставалось сделать клюшку, ведь настоящих фабричных в их магазин не завезли.  Он еще тогда подумал – вот и хваленая плановая экономика и торговля.  Шайбы привезли, а клюшки нет.  Чем шайбы гонять, это не футбольный мяч?  Но делать нечего, надо было находить выход из этого положения. Взяв топорик и ножовку, она пошел в лес.  И на берегу котлована нашел то, что искал. Ива над водой имела изгиб у комелька, напоминающий по форме клюшку.  И толщина дерева была  в самый раз. Вырезав дерево и придя домой, он стесал утолщение у основания дерева по толщине остальной части и получилась клюшка.  Теперь надо было подумать, где тренировать бросок.  В огороде нельзя, там сугробы снега, залетит шайба, не найдешь. А вот небольшой дворик перед входом в дом был в самый раз. Во-первых, он с трех сторон имел забор из штакетника и шайба будет отскакивать от него. Во-вторых,  один из пролетов забора по размерам был как ворота для хоккея с шайбой и туда можно было бросать шайбу,  стараясь попасть в угол импровизированных ворот.  В-третьих, этот дворик регулярно чистится  от снега.  Чтобы было похоже на каток, он залил небольшой пяточек земли у противоположной стороны от  ворот, вылив несколько ведер воды и выровняв лед, чтобы получилась ровная поверхность.  Теперь можно было тренировать бросок.  Нужно  сказать, что вначале получалось неважно. И шайба была тяжелой, да и клюшка не фабричная, но со временем он научился отрывать шайбу ото льда и попадать туда, куда наметил еще  до броска. Да и бросок стал получаться сильным. Еще бы, он часами всю зиму тренировал бросок,  так называемый кистевой, которым славился его любимый хоккеист из команды ЦСКА и сборной страны. Теоретически он знал хоккей от А до Я благодаря книжкам замечательного советского Тренера.

Так в думах и воспоминаниях  прошло время. Он даже не заметил, как  часы показали полдень. Пора было перекусить, ведь наедаться перед игрой не следует. А то вся сила организма пойдет на переваривание обильного обеда, а не на работу мышц. Поэтому он легко перекусил и стал готовиться к  выходу на каток. Через некоторые время раздался звонок у входной двери. «Брат, видимо», -  подумал он. Открыл дверь и увидел младшего брата и его друга, который иногда составлял им компанию на катке. « Молодец, нашел все же время приехать», – с теплотой подумал он о брате, таком же, как и он, любителе поиграть в хоккей.  «А накануне звонил, что вряд ли сумеет выбраться, работы много.  Видимо, справился».

Без лишних слов он стал доставать станок, чтобы наточить коньки брату и его другу. Свои-то были наточены еще с вечера.  Когда-то и ему вот так же точили коньки. Хорошо наточенные коньки в хоккее играют важную роль.  Можно быстро набрать скорость и сделать любой вираж.  А на тупых коньках и ноги на льду разъезжаются,  нет опоры на лед.  Посмотрев, как точил ему коньки тренер в теплушке на стадионе, куда он ходил, он загорелся идеей самому научиться точить коньки под желобок. Это когда кромки лезвия конька  выше, чем остальная скользящая поверхность.  И они становятся очень острыми  и позволяют хорошо кататься на коньках. Он как-то прочитал, что коньки надо точить перед каждой тренировкой и уж тем более игрой.  И  за сезон хоккеисты ведущих клубов страны стачивают по три-четыре пары коньков, ведь при  каждой заточке небольшая часть скользящей поверхности стачивается.  Поэтому когда он увидел в хозяйственном магазине такой же точильный станок, как у тренера, он без раздумий купил его.  Оставлось  еще найти нужное полотно, вернее, круглый брусок, не толстый, чуть толще лезвия конька. Озадачил своей просьбой  соседа, работающего на заводе и в скором времени нужное ему полотно уже стояло на точильном станке.  Набив руку на своих старых коньках, он в один прекрасный день наточил и свои новые, являющиеся не только предметом его гордости, но и зависти всех мальчишек.

Он вспомнил, как пару лет назад поехал на учебу в  столицу одной из  прибалтийских республик и, зайдя в спортивный магазин,  обомлел. На стенде с товаром стояли коньки с ботинками,  о которых он грезил.  Пластмассовые ботинки с литыми пластмассовыми коньками,   где только узкое металлическое лезвие выглядывало из пластмассы, он видел у игроков ведущих отечественных команд, они всего пару лет назад появились у наших игроков.  Он попросил показать ему такие коньки и когда увидел, что внутри пластмассового ботинка есть еще кожаный с меховой подкладкой сапожок,  не раздумывая выложил за коньки сумму, составляющую четверть его месячной зарплаты.  В таких коньках ему никакой мороз будет не страшен, а уж об устойчивости и говорить нечего. Будет стоять на коньках как влитой.  Тут же пошел на переговорный пункт и заказал разговор с братом. Рассказав, что стал обладателем таких классных коньков, он предложил брату выслать ему деньги  «до востребования»,  если тот хочет, чтобы он купил ему такие же коньки.  Брат посчитал, что сумма великовата и отказался. Видимо, посоветовался накоротке с женой и та ему отсоветовала. И вот теперь уже второй год жалеет об упущенной возможности кататься на фирменных коньках.  А он, впервые появившись на катке в обнове, стал сразу объектом внимания всех пацанов, которые сразу приклеили ему кличку «дядя на ледорубах».

Не только красивые, но в первую очередь удобные ботинки с коньками позволили ему семимильными шагами осваивать искусство катания на коньках. Очень скоро он стал очень быстро разгоняться и кататься по прямой, делать виражи вправо и влево, кататься спиной вперед.  Научившись хорошо кататься на коньках, что у него не получалось длительное время на дешевых совдеповских ботинках с  простыми, быстро тупящимися лезвиями, в которых подворачивались ноги в голеностопных суставах, он теперь весьма охотно играл в хоккей с мячом, правда, большой клюшкой для хоккея с шайбой.  Поиграть с «дядей на ледорубах» считали на честь все мальчишки,  а ему этого только и надо  было. Пока играть со взрослыми мужиками ему было не под силу.  Но через год ему предложили поиграть с ними его ровесники или чуть помладше мужики,  которые называли себя «группой здоровья». И став с ними играть, он довольно скоро стал своим. Тем более что он, долгие годы хорошо играл в волейбол и обладал хорошим периферическим зрением,  много прочитал книг о хоккее и отдавал предпочтение умной игре, а не  суете  и беготне на катке.  Он не был жадным до мяча и охотно отдавал пас своему партнеру, который находился в лучшем положении для атаки.  Вот и сейчас они готовились играть вместе в «группе здоровья».

Он проверил, все ли положил в свою объемную сумку. Коньки, фирменные краги JOFA, которые он купил случайно в Москве, лежали на месте. Был там и небольшой  бикс с медицинскими инструментами – ножницами, иглодержателями, атравматическими иглами с нитями, пинцетом и флакончиком со спиртом, марлевыми салфетками и лейкопластырем.  Будучи врачом и дежуря в травматологическом пункте, он взял все это на работе на всякий случай.  И такие случаи были весьма частыми. Он перешил раны многим одноклассникам своих детей, получавшим травмы и на пляже, и в драках, и просто при падениях с велосипеда.  Понадобился инструментарий и на катке. Как-то, придя на каток поиграть с «группой здоровья», он увидел, как во время матча упавшему хоккеисту разрезали щеку остро наточенным коньком.  Был матч на первенство края и по положению на нем присутствовал врач.  Но ничего, кроме нашатыря, фонендоскопа, тонометра и сердечных средств у врача не было.  Он предложил свои услуги и под «крикаином», на живую, наложил один шов на рану и кровотечение остановилось.  Обработал рану спиртом и заклеил лейкопластырем.  И через какое-то время  игрок снова вышел на поле. После этого он почувствовал к себе другое, более уважительное отношение.  Все стали называть его «доктор»  и здороваться первыми.  Вот и сейчас этот бикс лежал у него в сумке.

От его дома до стадиона было минут 15 ходьбы.   Прогуляться по свежему воздуху в солнечную безветренную погоду было очень приятно и они с братом и его другом, не торопясь,  дошли до стадиона. Еще издалека увидели, что идет игра, на небольших трибунах собралось много  народа. Все же матч на первенство края и приехавшая команда из другого города захватила  в автобус, на котором приехала, еще и своих болельщиков. Хватало болельщиков и у команды хозяев. 

Они подошли и увидели зеркальную, отражающую солнечные лучи  гладь недавно залитого льда. Да, на таком льду играть будет очень приятно.  Вообще ледовар на стадионе был очень опытный, и лед считался вторым по качеству после льда на Центральном стадионе города, где проводились матчи на первенство страны.  Его увидел директор стадиона и  в одном лице ледовар и дал  ключ от своего кабинета.  В такие дни, когда проводились матчи на первенство края, обе раздевалки были заняты, поэтому директор давал ему возможность переодеться в своем кабинете.  Не спеша с братом и его другом они облачились в хоккейную форму, с наколенниками и налокотниками, зашнуровали ботинки и он увидел завидующие глаза  брата и его друга, которые любовались его ботинками с коньяками. Он уже обещал в следующую командировку привезти им такие же коньки.  Выйдя из теплушки, он вернул ключ от кабинета хозяину и они неспешно стали раскатываться вначале вокруг поля, а потом за воротами стали делать ускорения и различные упражнения для  мышц – полуприседания, повороты туловища  в разные стороны. Через некоторое время они почувствовали, что их мышцы разогрелись и можно  включаться в игру. За другими воротами несколько человек из «группы здоровья» гоняли мяч, стараясь забить гол в импровизированные ворота  - поставленные  на расстоянии друг от друга сумки. 

Поиграв недолго на небольшом пятачке за воротами, они услышали финальный свисток и команды покинули каток, уйдя в теплушку.  Теперь все поле было в их распоряжении. Разделившись на две команды, они стали играть на полполя, т.е. на одной половине катка поперек его. Роль ворот стали выполнять невысокие бортики, которые ограничивали игровую зону в хоккее с мячом.  Они были не тяжелые и легко сдвигались.  Азарт захватил игроков.  Но все понимали, что они не профессионалы и играли для удовольствия. И своего и соперника. Поэтому до серьезных стычек дело не доходило и,  несмотря не азарт игры, все было весьма пристойно. Он с братом и его другом оказались в разных командах и поэтому периодически встречались в борьбе за мяч. Он, играющий на таких классных коньках, имел преимущество на виражах, а брат на длинных расстояниях, как более молодой и резвый. Но его длинная клюшка помогала в большинстве случаев выигрывать единоборства. А его фирменные длинные пасы позволяли его партнерам часто оставаться один на один с вратарем соперников. Правда, роль вратаря выполнял полевой игрок, который набегался и ему просто требовался отдых. Вот  и защищал ворота как умел.  И в такой игре, когда нет вратаря, он с его очень сильным и точным кистевым броском  забивал достаточно много голов. Это придавало еще больший интерес к игре. Какой солдат не мечтает стать генералом.  Хотя он прекрасно понимал, что значительно уступает в мастерстве многим, особенно молодым ребятам из их «группы здоровья». Они и быстрее катаются, и имеют классную обводку, но его умение правильно использовать свои лучшие качества, в первую очередь хороший пас и видение поля, а также желание бежать на помощь в защиту позволяли не выпадать из игры команды.

Прошло больше часа такой интенсивной игры и некоторые игроки стали покидать каток.  А учитывая, что они еще играли на пятачке за воротами, то их игровое время составило полтора часа. И это без остановок и перерывов. Вполне достаточно для непрофессиональных физкультурников и для получения заряда положительных эмоций и тонуса.  Поэтому, обменявшись мнениями, они с братом и его другом пошли в теплушку.  В кабинете директора стадиона продолжалось обсуждение состоявшейся игры. Отказавшись от предложенного гостеприимным хозяином пива, они уселись на стулья,  брат достал из своей сумки термос с чаем. Свежезаваренный душистый чай с лимоном, разлитый в пластмассовые стаканчики, так приятно согревал внутренности.  На щеках играл румянец, вспотевшие под  шапочкой волосы слиплись, но никто не поправлял прическу.  Теплота по телу  и от выпитого чая, и от батарей в теплушке, разморила. Не хотелось двигаться. И тут закончивший свою работу директор стадиона предложил подвести на своей машине его до дома, а брата и его друга до трамвая. Отказаться от такой услуги было просто неразумно. Поэтому они оперативно разулись, протерли лезвия коньков ветошью и обули свою зимнюю обувь. Буквально через несколько минут они с некоторым трудом втиснулись в «Волгу», потому что мешали большие сумки и клюшки.  Но это неудобство было кратковременным. Буквально через 5 минут машина остановилась перед его подъездом, он попрощался со всеми и зашел в дом. 

Вот уже половина дня прошла. И прошла с пользой, и для физического, и для эмоционального самочувствия. Впереди его ждал вкусный ужин и просмотр сегодняшнего хоккейного матча между его любимым ЦСКА и еще одним грандом отечественного хоккея с шайбой московским «Динамо».  Так что с коньками он в этот день расстанется только перед сном.

После короткого отдыха он занялся домашними хозяйственными делами. Так, по мелочам, в этой квартире он уже прожил несколько лет и все ремонтные работы были  выполнены на следующий год после заселения в квартиру в новом доме. Так что еще что-то переделывать или ремонтировать было рано.  Поинтересовался, как  идут дела у детей в школе, почитал их дневники и расписался в них.  Дети радовали, учились хорошо. 

На улице стало уже темно. Сидя в уютном кресле и читая прессу, в том числе любимый «Советский спорт»,  он решил, что завтра тоже пойдет на каток играть в хоккей. И хотя брат с другом не обещали прийти,  но желающих погонять маленький мячик на свежем воздухе хватит для двух команд, а силы после сегодняшней игры у него остались, тем более после отдыха. Вообще, ему все больше и больше нравилась зима, когда есть возможность покататься на коньках и поиграть в хоккей.  Истинно русскую забаву – хоккей с мячом на большом катке.