Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».
Глава 579. Гдыня (Польша). БПК «Свирепый». Саня, Она, Он и две мачты. 22.07.1974.
Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: Польша. Гдыня. БПК «Свирепый». Удачная фотография, потому что запечатлены одновременно: командир отделения гидроакустиков Иванушкин Александр Дмитриевич (период службы 10.05.1972-06.05.1975), очень симпатичная и модно одетая молодая женщина, её очень нервный и ревнивый спутник, а также рангоут и стоячий такелаж великолепного парусника – бригантины «Duenna» (Hamburg). Кстати, этот парусник был объектом моего пристального внимания, остальные просто в кадр попали… Сквер Костюшко. Набережная. 22.07.1974.
В предыдущем:
Вид нашей скульптурной «Наташи» с боевым знаменем в руках на постаменте польского «Памятника Благодарности» понравился нам больше, чем обнажённая француженка с двумя «кобелями» под ручку…
Что-то в этой «загранице» было не так…
Однако думать на эту тему у нас не было, ни времени, ни желания, ни сил, потому что всё наше внимание привлекали события и объекты, которые были вокруг нас. Городской парк Гдыни «Сквер Костюшко» и набережная, вдоль которой стояли парусные суда, заполнился праздным народом.
Парусники – вот что привлекало сюда людей и нас, советских военных моряков. Мы привыкли видеть различные военный стальные корабли, но парусников, да ещё вблизи, мы не видали. Нам всем в нашей группе мичмана Владимира Козьменко было очень интересно увидеть, пощупать, потрогать, вдохнуть запах этих замечательных морских судов – парусников…
Лично я мечтал о парусниках и о море с самого раннего детства. Мой папа, Суворов Сергей Иванович, вместе с нашим соседом по улице, Назаровым Иваном Васильевичем, сделали в нашем городском детском саду «Радуга» игровую площадку в форме рубки и ходового мостика парусника – с мачтой, реей, вантами-растяжками, с фанерным штурвалом на стойке и даже с вертикальным трапом-лестницей, который вёл на крышу «ходовой рубки».
Мой старший брат Юра «взахлёб» читал приключенческие повести и романы о морских путешествиях: «Таинственный остров», «Остров сокровищ», «Приключения Робинзона», «Капитан Немо», «Двадцать тысяч лье под водой», «Тайна двух океанов»… Мы с ним часто играли в игру, в которой он был «капитаном», а я «матросом-рулевым»…
- Свистать всех наверх! Марсовые к вантам! Паруса ставить! Поднять паруса! – орал мой брат Юра, а я отвечал ему…
- Есть, поднять паруса!
- Лево руля! Малый вперёд! Курс на Nord!
- Есть, лево руля! Есть, малый вперёд! Есть, курс на Nord!
- Так держать!
Мы тоже держали курс в то место, где толпилось больше всего народу – к очень красивому двухмачтовому паруснику. На передней мачте у него (фок-мачта) было четыре реи, на второй мачте – грот или уже бизань (?) – один рей. Такое парусное вооружение было странным, необычным, смешанным, поэтому, вероятно, у этого парусника толпилось так много мужчин и женщин.
Мы тоже заспорили: к какому типу парусных судов принадлежит этот парусник – к шхунам или бригантинам?
Дело в том, что парусное вооружение судна – это оснастка парусного судна парусами, рангоутом и такелажем, а тип парусного вооружения определяется:
формой парусов, которые могут быть прямыми, косыми и смешанными;
элементами рангоута и парусов, то есть рейковые, шпринтовые, или шпрюйтовые, гафельные, разрезные;
районом распространения: латинское, бермудское, португальское, китайское и т.д.;
а также типом судна.
Если судно с прямым парусным вооружение несёт на всех мачтах прямые паруса, то это бриг, фрегат, корабль, если судно с косым парусным вооружение, то это кеч, иол, шхуна, а если на судне смешанное парусное вооружение, то есть прямые и косые паруса сочетаются на одной мачте или на разных мачтах, то это могут быть: шхуна-бриг, бригантина, баркентина, барк.
Тип парусного вооружения выбирают для того, чтобы обеспечить ходовые и манёвренные качества парусного судна, то есть способность «поймать» ветер, идти круто к ветру, лежать в дрейфе при ветре и т.д.. Причём одним из главных факторов, определяющих выбор парусного вооружения, является удобство постановки и уборки парусов, управления ими для смены курса или перемены галса при лавировании.
Двухмачтовое иностранное парусное судно, стоящее у причала набережной сквера Костюшко в этот день, было со смешанным парусным вооружением и по всем признакам относилось к типу нечто среднего между шхуной-бригом и бригантиной. Мне хотелось. Чтобы это была бригантина…
Я стоял в толпе народа, который почему-то дружно смотрел не на эту бригантину, а в сторону, туда, где гремела музыка. Мне интересно было сфотографировать стоячий такелаж и рангоут этой необычной бригантины, чтобы потом использовать этот снимок при строительстве моделей (я увлекался судомоделированием с детства – автор).
Однако, когда я смотрел в видоискатель фотоаппарата, я увидел в толпе необычайно симпатичную молодую женщину в необычайно ярком полосатом блейзере. Она привлекла моё внимание, потому что сразу же ассоциировалась с обликом красавицы бригантины, с её стройными мачтами, реями, вантам и фалами.
Женщина заметила, что я её фотографирую, засмущалась и заулыбалась от удовольствия, но скрестила на груди руки и приняла независимый вид, как бы защищая себя от моего настырного внимания.
В следующее мгновение я увидел в видоискателе лицо сердитого мужчины, вероятно, спутника этой женщины. Он недвусмысленно угрожающе и строго смотрел в мою сторону и хмурил брови. Назревал конфликт…
В третье мгновение я увидел в видоискателе лицо нашего усатого командира отделения гидроакустиков, Иванушкина Александра Дмитриевича и мне стало сразу легче. Рядом со мной были свои…
В последнее мгновение перед щелчком затвора фотоаппарата я успел подивиться удаче и совмещению в одном кадре четырёх объектов моего интереса и съёмки: мачт и рангоута бригантины, красивой женщины-бригантины, ревнивого «пирата» и надёжного друга и моряка-военмора Сашки Иванушкина.
Да, но на что они так внимательно глазели помимо бригантины?