Верить или знать

Валерий Казанцев
Как известно уже очень давно и не только умозрительно или теоретически из Святого Предания, но и на практике, то есть, по личному опыту всех воцерковленных людей из нашей православной христианской среды, Великий пост (особенно первая и последние его седмицы) обладает особой сакраментальностью. Видимо этот фактор и стал первостепенным и определяющим при написании данного эссе. Тема не столько банальная и избитая, как может показаться на первый неискушенный взгляд, сколько требующая постоянного рассуждения и развития. Ведь реальный мир стремительно развивается, и сегодня для многих современных людей, которые склонны к особому роду «умствования», аргументы святых отцов из эпической древности кажутся, мягко говоря, эдакими сказочками для простаков.

Речь для тех, кто еще не понял, идет о Вере и ее противостоянии, если можно так выразиться, конечно же, с точки зрения оппонентов автора (ярых атеистов), человеческому знанию. На этой информационной площадке сложился некий паритет сторон, в котором уже никого не смущает парадоксальная ситуация – «мирное» сосуществование ярых и непримиримых противников. Атеисты считают Веру некоей блажью умственно отсталых людей, которые в силу своих слабых качеств на данном поприще (умственных способностей) только и могут что верить, ведь, по их «академическому» мнению, делать это можно и без особых знаний. Вера, якобы и есть вера, а не знание, что и делает ее последователей автоматически слаборазвитыми фанатиками. Человек из главного Мавзолея страны, между прочим, в свое время произнес «незабвенную» фразу «Религия -  опиум для народа», которую при известном государственном устройстве, канувшем в лету в 1991 году н. э., считали достойным памятником на могиле «отгнившего» христианства. Возможно, автор переусердствовал с эпитетами, но на то и литературный метод – гипербола – дан нам для усиления силы слова, которое и есть носитель самых настоящих знаний.

Итак, умный человек думает и сопоставляет, а потому и опирается в своем жизненном опыте исключительно на знания. А тот, кого Бог обделил сознательной функцией, уже по необходимости вынужден опираться на Веру, как фундамент для обоснования своего унылого существования. Позиция ясная и недвусмысленная, а факт подмены понятий, как говорится, налицо! Хочется сразу определиться с тем, что Вера не исключает постоянный поиск и познание Бога, которое и называется духовным развитием. А это, как всем известно, невозможно осуществлять без должной подготовки и непрерывного расширения своих тематических знаний. Причем сами оппоненты верующих людей (атеисты) вынуждают, не ведая того, принимать их более приемлемый и с точки зрения естествознания, философии и психологии вариант познания Самого через окружающий мир – Творение, - базирующееся на новых открытиях, что сегодня делаются каждый день. Только для человека верующего нужно не только принять новые открытия как данность реального мира, но еще и гармонично вписать их в согласованную систему «Бог – Вера – человек». А это, как понятно даже атеистам, представляется задачей более наукоемкой, чем примитивное признание опытного факта.

Вообще-то время воинствующей религии уже давно закончилось. И, кстати, то относилось к Церкви, а не Вере в своем базовом понятии, которое олицетворяется главными заповедями от Господа: «Возлюби Бога» и «Возлюби ближнего своего как самого себя»,- но первая из них важнее. Так что негативный аспект религиозных войн, гонений язычников и прочих издержек борьбы за власть, прикрывающейся вопросами Веры, можно в полном смысле отнести исключительно на греховную природу человека, а не на агрессивный характер «злобного» Бога и его политики активной интервенции. Теперь же вернемся к прямой теме данного повествования….

Представьте себе факт того, что когда-нибудь наступит время, при котором человек познает Бога в том виде, как сегодня познаются любые взаимосвязи материи в реальном мире. То есть, человек сможет измерить Бога в виде определения его качественных (физических и энергетических) параметров, вычислить алгоритм Его взаимодействия с вселенной (код вселенной – КВ, - если угодно). И что дальше? Вера будет «побеждена» знанием, и человек автоматически займет освободившуюся нишу? Это даже гипотетически возможно?!

По всей видимости, в помощь признанию невозможности вышеозначенного факта (замена Веры в Бога на Его знание) в царице наук было введено понятие бесконечности, как величины абстрактной и иррациональной. А теперь, товарищи атеисты, просим вас обосновать данный парадокс – возможность наличия четких характеристик «объекта» при заданности его бесконечных проявлений и величин. Вся ахинея этих, мягко говоря, глубочайших заблуждений выражается в известной фразе из популярной песни «И невозможное возможно», что может считаться жизнеутверждающим моментом только в философской перспективе открытия все новых и новых возможностей.

Таким образом, понятие «Вера» поглощает определение «знание» (сознательную функцию человека, а не ипостась Бога), так как первое значительно превосходит «оппонента» в своих аспектах. То есть, Вера является суммой человеческого знания о внешнем мире и доверия к Творцу мироздания. В данном формате эта роль (доверия к Источнику) должна ассоциировать с перспективой развития. Ведь именно Вера указывает нам четкий путь там, где от знаний толку мало, в силу их исключительной ограниченности. В качестве элементарного примера можно привести работу совести в условиях, где логика бессильна.

В итоге хочется резюмировать. Если лень ходить в храм Божий, то оставьте свои потуги надсмехаться над Верой. Даже при всех недостатках Церкви, как ее основного носителя (уместно сравнить Церковь и Веру с совестью и человеком), Вера всегда будет являться  «мега» и «супер» знанием, так как затрагивает те области проявления сущего, до которых академической науке никогда не добраться по самому определению порядка вещей. Это, кстати, тоже является знанием!