Трехголовый памятник

Вадим Ирупашев
     В небольшом городке N на площади перед металлургическим заводом много лет стоял памятник Сталину. А установлен был памятник ещё в далёкие тридцатые годы прошлого столетия. Вождя изваял местный скульптор, имя которого не сохранилось в памяти жителей городка. Памятник нельзя было отнести к выдающимся произведениям монументального искусства. Таких памятников по всей стране было множество, и все они были похожи один на другой. Сталин стоял на высоком постаменте, одет был в китель, обут в сапоги, в руке держал трубку, лицо вождя было сурово и задумчиво.
В праздничные дни на площади у памятника Сталину проходили митинги, принимали детей в пионеры, а в юбилейные дни жители городка возлагали к памятнику цветы.
     Но в конце пятидесятых, после разоблачения на ХХ съезде партии культа личности Сталина, когда из Мавзолея вынесли тело вождя и по всей стране сносили памятники Сталину, власти городка получили сверху указание - снести памятник. Но власти не захотели сносить памятник и нашли выход, чтобы и указание начальства исполнить, и памятник сохранить. А поступили власти городка неординарно: заменили голову Сталина головой его соратника, бывшего министра тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе. А чтобы уж ничто не напоминало о Сталине, и трубку из руки статуи убрали.
     Жителей городка такие изменения  в памятнике поначалу-то очень удивили, а многих даже и возмутили. Но возмущение было не публичное, и его как-то не заметили. А уж скоро все и привыкли к новому памятнику. Да и не чужим был Серго Орджоникидзе-то. В тридцатые годы создал он тяжёлую промышленность в стране, и поколения жителей городка работали на местном металлургическом заводе.
     И также, как прежде, в праздничные дни собирались на площади у памятника жители городка, проводили митинги, повязывали красные галстуки, возлагали цветы.
     А годы шли: годы застоя, перестройка, развал Союза, дикие девяностые… И жителям городка уж и не до митингов у памятника было, не до красных галстуков, не до возложения цветов, а думали жители городка только о том, как бы выжить.
     И многострадальный памятник Сталину-Орджоникидзе испытал на себе все «прелести» перестроечные. Разрушался памятник и требовал срочной реставрации.
     А вот и XXI век наступил. И почувствовали жители городка, что жить им стало как-то и лучше и веселее. И стали они оглядываться вокруг себя. И на памятник Сталину-Орджоникидзе обратили внимание. А памятник уж в таком плачевном состоянии находился, что и понять было нельзя, кто на постаменте-то стоит. Только по огромному грузинскому носу и догадаться можно было, что это Серго Орджоникидзе.
     Ну и обратились жители городка к местным властям с требованием отреставрировать памятник. А власти, как всегда, сослались на отсутствие денег в местном бюджете. И тогда энтузиасты восстановления памятника развернули в интернете широкую дискуссию. Обвиняли энтузиасты местные власти в бездействии, в равнодушии к интересам жителей и даже подозревали в коррупции. Провели энтузиасты в интернете и голосование, каким быть памятнику: вернуть голову Сталина на прежнее место, и восстановить образ вождя, или оставить статую с головой Серго Орджоникидзе. А результаты голосования оказались неожиданными, как для властей, так и для энтузиастов. Большинство жителей высказалось за восстановление памятника Сталину.
     Организовали энтузиасты и сбор средств на восстановление памятника. Ну уж тут и властям пришлось прислушаться к чаяниям жителей городка, выделили и они толику денег.
     И уже скоро статую Сталина-Орджоникидзе сняли с постамента для отправки на реставрацию в областной центр.
     Проводить статую пришли почти все жители городка. И были они свидетелями, как при погрузке на автомашину статуя развалилась на несколько частей, отлетела и голова Серго Орджоникидзе. И все в ужасе вскрикнули, и уж подумали, что и вовсе лишились памятника. Но советский бетон, из которого скульптор изваял статую, оказался высокого качества. И жители вздохнули с облегчением. И машину, увозившую статую Сталина-Орджоникидзе в областной центр, жители городка проводили аплодисментами.
     Три месяца ждали жители городка. И дождались. Сообщили им власти, что статуя отреставрирована: восстановлены и голова Сталина, и его трубка. А скоро уж и день открытия памятника Сталину обещали объявить.
     И вот этот день был объявлен. И накануне ночью статую водрузили на постамент и покрыли красным полотнищем.
     А уже утром на заводской площади собралось всё население городка, и старые и малые. Даже дряхлых стариков с постелей подняли и привели на площадь, чтобы смогли они последний раз увидеть своего любимого вождя.
     И администрация городка в полном составе пришла на площадь. А из областного центра приехали представители партии КПРФ.
     И начался митинг. Ораторы говорили о заслугах Сталина перед страной, о его личных человеческих качествах… И каждое выступление сопровождалось аплодисментами. А представитель партии КПРФ поблагодарил жителей городка за то, что они в тяжёлые для страны годы сохранили память о великом вожде товарище Сталине и верность коммунистическим идеалам, и выразил уверенность, что уже скоро памятники Сталину будут восстановлены по всей стране.
     И ветеранам коммунистической партии слово дали. Подвели к памятнику под руки делегата XIX съезда КПСС, который близко видел товарища Сталина. Дряхлый старик говорил долго, шамкал беззубым ртом, путался в словах, и понять, что он говорит, было невозможно. Но и ветерана партии жители наградили бурными аплодисментами. И у многих на глазах были слёзы. Послышались возгласы: «Слава Сталину!» И все собравшиеся на площади подхватили: «Слава! Слава! Слава!»
     И вот наступил торжественный момент открытия памятника. Красное полотнище, покрывавшее статую, медленно опустилось, и перед жителями городка предстал… Но кто это?!
     На площади воцарилась тишина. Все были в недоумении. Молодые-то ничего и не поняли, в лицо они Сталина не знали. А вот старики хорошо помнили своего любимого вождя и заподозрили что-то неладное. И вот уже кто-то из стариков, стоявших близко к памятнику, крикнул: «Это маршал Ворошилов!» Ну тогда уж и многие признали в стоявшем на постаменте незнакомце маршала Климента Ворошилова. Держал Ворошилов в руке бинокль и как бы с удивлением смотрел на собравшихся у памятника жителей городка.
     Все были потрясены и возмущены… Старики плакали. Дети были напуганы и не могли понять, что происходит.
     Администрация городка в полном составе как-то быстро и незаметно исчезла с площади. Покинули площадь и приехавшие из областного центра представители партии КПРФ.
     А жители городка ещё долго не расходились. Не могли они поверить в случившееся. И ругали администрацию, подозревали её в коррупционной афёре, мол, как-то сумели чиновники деньги, собранные для восстановления головы Сталина, рассовать по своим карманам.
     Уже на следующий день администрация городка обратилась к жителям с призывом соблюдать спокойствие и обещала провести объективное расследование инцидента.
     И быстро всё разъяснилось. Оказалось, что юрист администрации, составлявший договор-заказ на выполнение реставрационных работ, допустил ошибку. Написал юрист в договоре: «Голову Орджоникидзе заменить головой Ворошилова». Ну а глава администрации, не прочитав текст, и подписал договор. А как уж угораздило юриста такую непростительную ошибку допустить, и объяснить затруднительно. Но можно и предположить: либо юрист был пьян, когда договор составлял, либо у юриста какое-то уж очень своеобразное чувство юмора.
    
     К сожалению, о дальнейшей судьбе «трёхголового» памятника ничего неизвестно. Городок N небольшой, очень удалённый от центров, и слухи из городка доходят до нас медленно. А бывает, что и вовсе не доходят.