Популярно о диалектическом материализме

Александр Бутюгин
Диалектика - учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на этом учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Диалекти;ческий материали;зм — философское направление, созданное в XIX веке  К. Марксом на основе материалистически интерпретированной  идеалистической диалектики Г. В. Ф. Гегеля и философского материализма Л. А. Фейербаха. Философская основа марксизма.

Диалектический материализм исходит из материалистического взгляда на окружающий мир и диалектического признания всеобщей взаимосвязи предметов и явлений. Движение и развитие материального мира рассматривается как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Сознание считается свойством высокоорганизованной, социальной формы движения материи, отражением в мозгу объективного мира.

Существующая критика диалектического материализма связана как с недопониманием его, так и с неполным соответствием понятий (терминов, категорий) с их сутью. Также критика связана с тем, что и как диалектический материализм был использован для идеологических целей в СССР. Как известно, диалектический и исторический материализм были обязательными предметами во всех вузах СССР. И хотя преподавание теорий марксизма шло под лозунгом, что «марксизм это не догма, а руководство к действию», в реальности все свелось именно к идеологической догме, когда в общественные процессы искусственно внедрялись (в приказном порядке) принципы законов диалектики для симуляции как бы процессов эволюции в общественной жизни. Это также происходило от того, что идеологический аппарат ЦК КПСС сам не понимал законов диалектики. Именно не понимал, потому что знание и понимание - это не одно и то же.

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как то общее, что проявляется во множестве законов. На данный момент сформулированы три таких закона, которые находятся в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга. Повторюсь – они являются не только универсальными принципами, но и определяют механизмы бытия.

Закон единства и борьбы противоположностей
Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект (элемент) материального мира имеет (содержит в себе) противоположные стороны, свойства, тенденции, которые, взаимно дополняя и  отрицая друг друга, составляют противоречия, являющиеся причиной развития объекта.  Проще говоря, каждый элемент содержит в себе компоненты с противоположными свойствами: со знаком плюс или знаком минус (как в магните, или в атоме), добро и зло (в человеческом понимании, так как у Материи или Природы нет понятия добра и зла, а есть именно противоположности в единстве). Критика и недопонимание этого закона связана с тем, как люди трактуют (объясняют для себя) термины (категории). С первого взгляда, кажется, просто понимать, что такое единство, противоположности и борьба. Это действительно просто на, так скажем, бытовом уровне. В действительности сущность этих понятий (категорий) не так проста.

Для лучшего понимания этого закона необходимо рассмотреть подробно суть каждого понятия.

Единство. Единство связано с самой Материей, так как она состоит из множества элементов и связей между ними. Материя или в грубом приближении окружающий нас материальный мир – это Вселенная, галактики, звездные системы, планеты, живая и неживая природа планет, вещества, молекулы, атомы, элементарные частицы. Согласно общепринятой научной теорией мироздания, Вселенная образовалась в результате так называемого Большого взрыва. В результате большого взрыва выделилась бесконечно большая энергия, которая стала формировать пространство. Энергия перешла в некие элементарные частицы, которые имели одновременно свойства волны и частицы и которые стали основой атомов. Атомы стали основой молекул. Молекулы стали основой веществ – неорганических и органических. Неорганические вещества образовали материальные объекты Вселенной галактики, звезды и планеты. Органические вещества (на примере Земли) «создали» живую Природу:  сначала - микроорганизмы (вирусы, бактерии, микрогрибы и микроводоросли), затем  - многоклеточные (высшие) организмы, растения  и животных, в т.ч. и человека. В основе живой и неживой Природы (Материи), в общем-то, небольшое количество атомов химических элементов. Это также обеспечивает понятие ЕДИНСТВА.

Противоположности. В примитивном понимании противоположности – это элементы с противоположными математическими знаками («плюс» и «минус»). В реальности это не только так. Выше мы рассмотрели, из каких разных элементов различной сложности состоит Материя или Материальный мир. Понятия «разный» и «различный» как раз и определяют понятия противоположный в широком (абстрактном) значении. Атомы различных элементов состоят из одних и тех же элементарных частиц (нейтронов, протонов и электронов). Но разное количество и соотношение элементарных частиц придает атомам индивидуальность, т.е. отличие друг от друга, а, следовательно, придает им некую противоположность.
Люди также состоят из одинаковых атомов и молекул, клеток, органов. Имеют, в общем-то, одинаковый (единый) генетический аппарат. Но каждый человек индивидуален, т.е. отличен от другого (по цвету глаз, кожи, волос, физическим, физиологическим и психологическим параметрам). В этом смысле – мы все в определенной степени противоположности. Этнические особенности – род, племя, народ, нация – также создают противоположности.
В индивидуальном сознании и общественном сознании существуют абсолютные и относительные противоположности.
Есть относительно небольшое количество абсолютных (простых) противоположностей. Например:
1. «Плюс» и «минус» в математике едины в одном уравнении и способствуют решению этого уравнения
2. «Плюс» и «минус»  в физике - для магнитного диполя – их единство создает магнит.
3. «Плюс» и «минус» в химии – для ионов, которые в химических реакциях могут образовывать различные соединения.
Но существуют и относительные противоположности, которых большинство. Например:
1. Тепло и холод. В обывательском понимании – это просто температуры со знаками «+»  и «-» на шкале термометра. В физике же тепло и холод – это энергетические характеристики молекул веществ. Здесь также есть своя шкала со своим абсолютным нулем (-2730С). И здесь теплом являются  температуры со знаками «+»  и «-».
2. Добро и зло. Казалось бы простые категории в быту и в религии (Бог – добро, дьявол – зло). Понятно, что они находятся в единстве и вечной борьбе. Без добра не было бы понятия зла. И наоборот. В реальной же человеческой жизни – это относительные категории. Так добро для одних  часто является злом для других. Добро в общем понимании (или в понимании конкретного человека) можно делать разными способами. Но, в одном случае, это принесет пользу (т.е. будет сделано реальное добро), а в другом случае, это в итоге обернется злом.
Чем сложнее элементы Материи, тем сложнее обнаружить явные (абсолютные) противоположности. На примере человека трудно понять, что противоположностями являются тело и мозг (умственная деятельность и психология).
В области познания сосуществуют такие противоположности:
1. Знание и незнание.  Эволюция этой пары в современном мире связана с тем, что новое знание не только не уменьшает незнание, а наоборот увеличивает его. Новое знание не только приводит к получению какого-то ответа на вопрос, но и приводит к появлению новых вопросов.
2. Понимание и непонимание. Эволюция этой пары аналогично эволюции пары знание-незнание. Более того, эволюция этих пар также взаимосвязана. Очень показателен в этом плане процесс изучения феномена Материи под названием жизнь. Изучением занимается наука биология. С помощью самых современных методов и приборов изучены свойства живых организмов вплоть до генов и молекул. Но ответа, что такое жизнь, не получено.
Аналогичная ситуация в областях физики, изучающих свойства материи и мироздания – физике элементарных частиц, квантовой физике, астрофизике.


Борьба. Термин очень понятный на бытовом уровне, а также на уровне живой Природы и общества: борьба за пищу, экологическую нишу, за положение в обществе, борьба за жизнь, борьба идеологий и пр. На уровне неживой Природы и, особенно, атомов, молекул и элементарных частиц – все не так явно. Здесь понятие «борьба» понимается в широком, философском смысле.

Очевидно, что с этим законом связана и двойственность многих вещей. И хотя двойственность вещей непосредственно связана с их свойствами, практическая реализация этой двойственности связана с нашим сознанием. В нашем сознании заложены противоположности, которые могут как приносить пользу, так и вредить. Например,  использование ножа, как бытового столового прибора или орудия убийства, прямо зависит от нашего сознания. Все успехи и все проблемы в нашей жизни связаны с нашим сознанием. Наше сознание – индивидуальное и коллективное - определяет наш выбор, наше поведение. Почему наше сознание (наш мозг) – это наше преимущество и наш недостаток  одновременно? Законы Природы записаны в генетическом аппарате всего живого. Человек – также элемент Природы, но по времени – самый молодой. Все формы живой Природы практически беспрекословно подчиняются Законам Природы, что ограничивает степени их свободы, но способствует сохранению жизни (как индивидуумов, так и видов). Мозг и сознание дают человеку дополнительные степени свободы, которые входят в противоречия с Законами Природы, записанными на генетическом уровне. Страх перед силами Природы, который человек испытывал с момента своего появления – это сигналы Законов природы, записанные в генах. Мозг дал человеку возможность выбора – подчиниться или сопротивляться (бороться) силам Природы. Была выбрана борьба с Природой, которая в итоге вылилась в создание Техногенной Природы. Но что такое Техногенная Природа? Это новое материальное пространство и время, созданное элементом Материи – человеком.  И Законы Материи действуют здесь, так как существует единство материального мира. Тем более, что Техногенная Природа находится в полной материальной и энергетической зависимости от Природы Земли, Солнечной системы. Законы Техногенной Природы – экономические и социальные – это проекция Законов Материи (Природы). И эти проекции – как продукты сознания человека – зависят от человека, управляются человеком, что и объясняет их несовершенство (противоречия между объективными процессами и субъективными желаниями и решениями).

Таким образом, на Земле идет борьба двух противоположностей – Природы Земли и Техногенной Природы человека. Как оказалось, создание Техногенной Природы не избавило человека от страха перед Природой, зависимости от Природы. Осознание этого факта приводит к возврату  идеи сотрудничества с Природой. Сегодня у человечества есть две противоположные идеи, два противоположных пути: 1. Продолжение борьбы с Природой путем наращивания своих возможностей (за счет, например, потенциала Космоса) до возможностей Природы; 2. Сотрудничество с Природой путем гармоничного интегрирования в нее.  Реализация первого пути – победа над Природой и выживание человечества при этом – неизбежно приведет к новой борьбе (Техногенной Природы и Природы Космоса). Реализация второго пути (причем ускоренная) – шанс выживания Природы и человечества. Борьба противоположностей в материальном мире – это не примитивная борьба на уничтожение. Борьба противоположностей – это новый синтез, формирование и испытание новых пространств и времен.

Закон перехода количества в качество
Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. В общем-то, наиболее понятный Закон. Для лучшего его понимания требуется просто большее количество реальных примеров:
1. Существование различных химических элементов. Атомы всех химических элементов состоят из одних и тех же элементарных частиц (нейтронов, протонов и электронов). Различными по качеству атомы делают различные количества и соотношения этих элементарных частиц.
2. Органические вещества одного класса (например, углеводороды) состоят из одних и тех же атомов – углерода и водорода. Но разное количество этих атомов порождает новое вещество (новое качество).
3. В процессе жизни человека – от  рождения до смерти – происходит множество процессов, связанных с переходом количественных изменений в новое качество. Возрастные изменения в организме человека – яркий тому пример.
4. Количественный рост промышленного производства и транспорта привел сначала к некоторым позитивным качественным результатам (облегчению деятельности), а далее привел к негативным последствия для экологии  в глобальных масштабах с угрозой жизни для человека.

Для человечества этот Закон очень важен, так как он позволяет определить не только меру (количественное значение, которое приводит к качественным изменениям), но и предупреждать негативные последствия человеческой деятельности:
1. Известно, что человек сосуществует с микроорганизмами (вирусами, бактериями, микрогрибами и микроводорослями) Они определяют его здоровье. В окружающей среде, на теле и внутри человека находятся непатогенные и патогенные микроорганизмы. Человек заболевает в том случае, когда по каким-то причинам  начинается количественный рост патогенных микроорганизмов. При  росте численности патогена до 3-20% (в зависимости от вида) иммунная система организма или отдельного органа становится неспособной к защите.
2. Исторический анализ человеческой деятельности позволяет утверждать, что превышение определенной количественной меры всегда приводило и приводит к негативным (новому качеству) последствиям. Исторический анализ человеческой деятельности позволяет рассчитать количественную меру для существующих видов деятельности и для перспективных видов деятельности, разрабатываемых с учетом их экологичности.

Сейчас установлено, например, что именно человеческая деятельность (технологические выбросы углекислого газа) привели к глобальному изменению климата. Уже имеются расчеты по количественной мере выбросов, которые позволят хотя бы приостановить глобальное потепление.

Достоверно установлено, что вырубка лесов в древние времена (количественное изменение) и применение искусственного орошения в больших масштабах (также количественные изменения) привели к негативным последствиям – опустыниванию.

Например, также установлено, что такой, казалось бы, экологичный  альтернативный источник электроэнергии, как ветрогенератор, может оказывать вредное экологическое воздействие (появление нового качества) при превышении определенных количественных параметров:
1. Увеличение размеров и мощности ветрогенераторной установки приводит к появлению сильных шумов.
2. Так как комплексы ветрогенератов устанавливают на больших площадях в местностях с постоянными потоками воздуха, то естественное уменьшение потоков воздуха и их энергии неизбежно приведет к изменению воздушных потоков в окружающих регионах с непредсказуемыми последствиями (изменениям климата).
То есть необходимо определить тот количественный предел снимаемой энергии ветра, который не нарушит сложившуюся систему воздушных потоков. Это достаточно легко можно рассчитать.

Данный закон Материи имеет емкий эквивалент в народной мудрости – ЗНАЙ МЕРУ.

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания - закон диалектики, показывающий результат развития как единство новизны и преемственности, относительное повторение старого на новом уровне.

Самый неоднозначный, с моей точки зрения, закон. Ранее,  да и сейчас, я не ставил его наравне с двумя предыдущими Законами. Это в основном связано с тем, что он как бы объединяет два предыдущих закона и не дает нам чего-то нового.

Единство новизны и преемственности  – это, по сути, единство  и борьба противоположностей.
Относительное повторение старого на новом уровне – это, по сути, переход количества в новое качество.

Кроме того, этот закон был привязан к схеме развития Материи по некой спирали, что было как бы наглядно, но имело мало общего с реальным развитием Материи. С моей точки зрения, этот закон был сформулирован для поддержки исторического материализма (при объяснении смены исторических формаций).