Разлука после золотой свадьбы

Василий Бабушкин-Сибиряк
               
Недавно у моих знакомых золотая свадьба была. Пятьдесят  совместных лет, как копеечка к копеечке, легли. Люди они  хорошие и на жизнь не жалуются. Познакомились на  строительстве Братской ГЭС, куда приехали по комсомольским  путёвкам. Там же они и комсомольскую свадьбу сыграли, и жить  остались. Так судьба положила, что за все эти пятьдесят лет они  не расставались. Ну, конечно, если не считать дни, когда он, или  она, учиться ездили,  экзамены там и другие надобности.
Но это супружеской жизни не помеха, наоборот после таких  отлучек слаще встречи бывают.
Вырастили они сына с дочерью и внуками обзавелись. Детей  любили, может даже чрезмерно, но это бывает в любящих  семьях. Я хорошо их семейную жизнь знаю, с Иваном давно  в  дружбе, да и работали до самой пенсии бок о бок. А жена моя, покойная, царствие ей небесное, с Валентиной, супружницей  Ивана, в хороших отношениях состояла.
Помню по молодости нам с Иваном подфартило, девки на нас  клюнули, можно было бы глоток свободы испить, тем более, что  жёны бы ни в жисть не догадались. Нет, Иван ни в какую, не  хочу, мол, жене изменять, стыдно будет ей опосля в глаза  смотреть. Вот такой он верный муж. На рыбалке иной раз аж зло  брало. Мы все от жён отдыхаем,  он глядит в огонь костра, а  потом вдруг скажет:
 -  Моя Валя любит на костёр смотреть, как она там интересно без  меня?
Обязательно кто - нибудь, с  досады ему ответит:
- Как?  Да,  наверное, с соседом в шахматы играет.
- Нет, моя Валя не такая, она хорошая.
- Все они хорошие, пока зубами к стенке спят.
А он даже не стесняется мужиков, нарвёт букет полевых цветов и  везёт своей Вале.
Да и Валентина Ивана ни на кого не променяет, точно говорю,  любовь у них настоящая.
Как вышли на пенсию, то совсем сблизились, друг без друга  никуда. В  магазин там, или за пенсией только вместе.
Они духовой оркестр любят. Слушать его всегда в парк ходят и  иногда даже танцуют. Приятно посмотреть на них, через всю  жизнь свою любовь пронесли и не замарали.
Вот так они до золотой свадьбы дожили, поддерживая друг  друга под руки.
Дети давно своих детей имеют, приезжают редко, внуков  вначале отправляли на каждое лето, а потом тем со стариками скучно стало, больше на море стали ездить отдыхать.
Сын у Ивана крутой по нынешним временам, начинал своё дело  с торговли спиртом, сразу после перестройки, потом всё выше и  выше забирался, мне даже Иван не может сказать, на какой он  высоте сейчас обитает, сам без понятия.
Дочка у них два раза замуж выходила, вначале мужья видимо не  те  попадались, но вот на третий раз вышла за такого, же крутого,  как и её брат, только из соседней области.
Валентина очень за неё переживала. Мол, как можно без любви  жить то. А та ей ответила:
 -  Лучше  без  любви,  чем  без  денег.
Одним словом жизнь у  их детей по нынешним временам очень  даже сложилась. Вначале, когда приезжали, дорогие подарки  привозили, после времени не стало хватать ездить в гости,  больше по телефону разговаривали.
А тут вдруг вспомнили, или Иван с Валентиной проговорились,  что золотая свадьба у них. Отмечать приехали все со своими  друзьями, друзья у них, тоже круче не бывает. Наша городская власть около них крутиться, в глаза пытается заглянуть, во всём  услужить готовы.
Отмечали юбилей в лучшем ресторане города. Я там  присутствовал и всё в самом первозданном виде пересказать  могу. Вначале не очень идти хотел, не моя компания. Но так уж  Иван просил:
 -  Друг ты мне или нет?  Что я там с  Валей среди незнакомых  людей делать буду?
- Очнись, Иван, ведь там дети  твои будут и внуки.
-  Так - то оно так, но всё одно боязно, ты уважь нас, вот как  благодарны будем.
Вот ради друга перешагнул своё самолюбие и пошёл. Сел я  поближе к выходу, где незаметнее,  помахал Ивану рукой, мол,  здесь я, держись. А его с Валентиной на почётное место в центре посадили. Нарядили их в новые костюмы, прицепили все  советские медали и значки, и так они значит, скованно себя  чувствуют, прямо по - сиротски, что жаль мне их, стало и себя  заодно.
Пересказывать, как гуляет наш русский человек, думаю, не стоит,  все знают. Вначале гости достоинства полны, стараются умные слова говорить, уважительные друг с другом. Потом спиртное  своё берёт. Лица у всех краснеют, в отношениях  появляются  дружественные покровительственные нотки. Вопрос « Ты  меня  уважаешь?» говорит, что человек переходит к психологической  разборке своих отношений с другими.
 Иногда эти выяснения переходят в физические, но ненадолго.  Русская самодостаточность и самодовольство вновь делает  захмелевшего  человека благодушным.
Вот так значит встал сынок Ивана и говорит родителям:
 - Папа и мама,  вы  дожили до старости и решил я вас забрать к  себе.  Хватит вам самим бегать по магазинам и вести нищенское  существование. Слава богу, я имею средства, чтобы обеспечить  вам достойную старость.
Тут встаёт, сидевший напротив его за столом, зять Ивана  и  заявляет:   
 - Братан, родители не только твои, но и наши с женой,  и мы  имеем на них такое, же право, как и ты. Чтобы не было между  нами обиды, мы должны их поделить. Если ты заберёшь отца, то  мы возьмём мать, а если ты возьмёшь мать, то мы  отца.
-  Постойте, мы не собираемся жить врозь,  -  вскочил  Иван.
-  Погоди, отец, здесь дело серьёзное,  мы сами решим, как  лучше, -  остановил  его  сын.
-  Ваня, не лезь к ним, а то они поубивают друг друга. Сделаем , как они решат, а  после всё уладим, -  шепчет  Ивану Валентина.
Вот так сын с зятем поделили родителей. Отец достался сыну, а  мать дочери с зятем. Вспомнились мне тогда слова попа нашего, что никто, даже дети не вправе разъединить то, что Бог соединил.
Через три дня Иван уехал с сыном. Перед отъездом мы  попрощались. Прощались, словно никогда больше друг друга не  увидим. Так оно и вышло. Дальше я всю историю знаю из  разговоров с Иваном по мобильнику. Тот звонил мне часто,  иногда и по три раза на день.
Рассказывал, что живёт у сына, как у Христа за пазухой, что ни  пожелает -  пожалуйста. Вот только нет жены Валентины рядом.  Будь она рядом и богатство смогли бы пережить. Рассказал про  свой разговор с сыном:
 -  Как можно быть такими жестокими с родителями. Вы ведь нас  разлучили на старости лет, а мы всю жизнь рядом были.
-  Отец, никто вас не разлучил. Вот вы можете весь день друг с другом по скайпу,  по телефону разговаривать, в гости ездить.  Что вам ещё нужно?
-  Нам нужно, чтобы мы могли сидеть, глядеть в глаза, держать  за  руку и, даже не говоря ни  слова, понимать друг друга.
-  Старческая прихоть и глупость. Вот я с женой полностью  обхожусь без этих телячьих нежностей. У нас всё есть и мы  счастливы.
-  Вы счастливы в богатстве, а мы в любви. Нельзя отбирать у  человека любовь!

Однажды Иван позвонил и с радостью в голосе сообщил, что  едет в гости к жене. Он так много говорил о ней, и я слушал,  понимая, что это для него огромная радость.
Потом долго не было звонков. Я понимал, что Иван встретился с  женой и ему не нужен больше никто. И вдруг позвонила  Валентина. Она рассказала, что когда Ивану пришло время  возвращаться к сыну, у него не выдержало сердце. Врачи ничего не смогли сделать.
-  Но зато он теперь рядом со мной, я хожу к нему на кладбище и  молчу, а он тоже молчит, и мы счастливы - закончила  она.
В тот день я тоже сходил на кладбище к своей жене, помянул её  и Ивана. И подумалось мне тогда, что самое важное в этой жизни  любовь между супругами.
                январь 2015.

Публикации:  Наша Канада № 13. 2015г.