Воспоминания. Часть12. Моя семья

Олег Ярошенко
        Весной 1977 года, меня перевели в соседний район, назначив главным инженером Омсукчанской экспедиции, базировавшейся в районном поселке Омсукчан.
 
        В качестве жилья моей семье предоставили первую же освободившуюся двухкомнатную квартиру. Здесь наша дочь Марина пошла в третий класс, здесь же она и закончила школу.

        Нашими друзьями в омсукчанский период были: Семен Давыдович Гитин с супругой Людмилой Константиновной и Иван Никифорович Ганич с женой Ларисой Петровной. Семена Давыдовича я перетащил за собою в поселок Омсукчан из Стартовой ГРП. Со временем он занял должность главного механика экспедиции.

        Дружеские отношения были у нас и с директором Омсукчанского ГОКа Чешевым Ильей Михайловичем и его супругой Валентиной Ивановной, работавшей в экспедиции техником-картографом.

        Позднее, Чешев, я и Гитин работали вместе в филиале научно-исследовательского института, созданном в поселке Омсукчан в начале 1980 года.

        Здесь, в Омсукчане, 2 февраля 1980 года, родилась наша младшая дочь Инесса. Ее появлению на свет мы были очень рады, но вырастить ее в тех условиях оказалось очень нелегко. Были проблемы с няней для нее, затем с ее заболеванием (диатез), особенно мучившем ее и нас по ночам.

        Больше всего забот и трудностей выпало на долю моей жены, поскольку я не менее половины времени проводил в командировках. К тому же, уже тогда на Севере начались проблемы с обеспечением продовольствием.

        В 1985 году наша старшая дочь Марина уехала учиться в Москву, а в 1986 году, после защиты диссертации и летнего отпуска, я перебрался в Магадан и год жил на съемных квартирах. В конце лета следующего года ко мне переехали жена и младшая дочь, которая пошла в первый класс школы.

        Первое время после их переезда были большие проблемы с жильем: пришлось даже пожить несколько месяцев в полуподвальной комнатушке площадью порядка шести квадратных метров.

        В итоге, институт поселил нас в новом семейном общежитии, а через семь месяцев мы смогли, наконец, поменять нашу омсукчанскую квартиру на вполне приличную (почти новую) квартиру в Магадане. Меняли мы квартиру с нашей доплатой, но обмен не был фиктивным, поскольку наши партнеры по обмену переехали на жительство в Омсукчан.

        Весьма нелегкой была жизнь в 90-е годы. Задержки зарплаты доходили до полугода, не оплачивали проезд в Центральные районы в отпуск. Были пятилетние промежутки времени (1997-2002 годы), когда я совсем не выезжал из области, устраиваясь летом на работу в старательские артели.

        Снабжение Магадана продовольствием в тот период еще более ухудшилось. Выживали в основном на американских куриных окорочках.
 
        Моя жена с 1993 года работала кассиром в школе-лицее и училась заочно в техникуме, получая профессию бухгалтера. С 1995 по 2009 год она работала бухгалтером в УВД города Магадана.

        Наша старшая дочь Марина, не доучившись в Москве, вернулась к нам в Магадан в 1988 году. В 1990 году она вышла замуж за Олега Канищева; поселились они в доме его матери. А 1 февраля 1991 года Марина родила дочь Юлию.

        Позднее, Марина заочно окончила Магаданский политехнический техникум по квалификации – юрист, а затем – Северо-Восточный государственный университет по той же квалификации. С Олегом Канищевым она брак расторгла и позже вышла замуж за Александра Петровича Дерябина, подполковника милиции.

        Наша младшая дочь Инесса окончила техникум по специальности бухгалтер-экономист, затем – ВУЗ по специальности финансы и кредит. Дослужилась до звания капитана внутренней (миграционной) службы МВД и в 2012 году, в возрасте 32 года, вышла в отставку.

        Замуж она вышла за Евгения Ивановича Янюка, майора полиции, и 15 июля 2008 года родила сына Романа. В 2015 году ее семья переехала в Белгород; работает Инесса в Сбербанке.

        В 2006 году мы с женой наконец-то смогли купить строящуюся двухкомнатную квартиру в городе Белгород, правда, в нелюбимом нами районе Крейда. В 2008 году эту квартиру мы продали и купили такую же в микрорайоне Новый-2 – в красивом, живописном месте, возле леса.

        Летом 2009 года мы с женой оставили работу и переехали из Магадана в Белгород на постоянное жительство.

        В заключение, позвольте мне кое-что раскрыть из наших внутрисемейных отношений.

        Читателю, наверное, уже стало ясно, что в нашей совместной жизни моей жене пришлось очень нелегко. Это и длительное проживание на окраинах страны – в районах с суровым климатом и плохим снабжением, и частая смена места жительства, и недостаточно благоустроенное жилье.

        К этому можно добавить постоянную занятость мужа работой, его частые и весьма продолжительные командировки. И все же, несмотря на все эти проблемы, Инесса никогда не поддавалась унынию и всегда очень заботилась о наших детях и обо мне, за что я ей очень благодарен.

        В личных отношениях у нас с ней не всегда все было гладко, тем не менее мы до старости сохранили привязанность друг к другу. Не солгу, если скажу, что я всегда ее обожал.

        Немалую роль в этом сыграло ее постоянное желание следить за своей внешностью, умение красиво одеваться, безупречная чистоплотность.

        Везде, где мы жили и работали, она выглядела лучше большинства женщин. Следила она и за тем, чтобы прилично были одеты наши дети и я. Кроме того, она всегда стремилась приобрести для нашего питания самые лучшие продукты и очень вкусно готовила.

        Чистоплотность, как и трудолюбие, она унаследовала от своей матери и бабушки, которые были из поволжских немцев.

        Но была в нашей жизни и другая сторона. Стремление красиво одеваться и хорошо питаться требовало немалых расходов, и Инесса с ними никогда не считалась. И не просто – не считалась, а, можно сказать, проявляла расточительность.
 
        Моя зарплата, за исключением десятилетнего периода 1994-2003 годов, всегда была достаточно высокой, но, получив и доставив деньги домой, я тут же о них забывал.

        Инесса же этим пользовалась и покупала все, что ей понравилось. Можно с полным правом утверждать, что она расходовала наши семейные средства не слишком об этом задумываясь.

        Неоднократно бывало и так, что она, разочаровавшись в какой-либо покупке, просто потихоньку ее выбрасывала. То же случалось и с продуктами питания.

        Эта расточительность, а также частые поездки в отпуск (что в большинстве своем было необходимо), привели к тому, что мы долго не могли приобрести квартиру в Центральных районах страны. А ведь, важнейшей целью нашей работы на Севере было именно приобретение такой квартиры.

        Только полностью отлучив жену на несколько лет от семейного бюджета, я, наконец, смог приобрести квартиру в Белгороде. И случилось это лишь на 35-ом году нашей жизни на Севере.

        Обосновавшись в Белгороде в 2009 году, мы всю вторую половину года заново отделывали нашу квартиру и обставляли ее совершенно новой мебелью. Эту мебель, затратив массу времени, очень придирчиво выбирала в магазинах именно Инесса.

        Но стоило мне ослабить вожжи управления семейным бюджетом, как снова стали проявляться ее своенравие и расточительность. Через несколько лет она повторно взялась менять обои, потолки, светильники, бытовую технику.

        Разочаровавшись в мебели темного цвета, жена в течение последних двух лет (2015-17) постепенно заменила ее на новую – светлую. Прежнюю же, вполне приличную мебель, она частично продала за бесценок, частью подарила соседям, а частью выбросила.

        Я в этом расточительстве принимать участие отказался принципиально, но деваться было некуда и в течение этих двух лет мне пришлось претерпеть множество неудобств. Но и препятствовать ей в реализации ее задумки, я не стал: если она таким образом получает удовольствие – пусть получает!

        Ну, а в итоге, я должен признать, что наша квартира стала выглядеть гораздо светлее и уютнее. Что тут поделаешь: нет границ стремлению к совершенству!

        Как вам, уважаемый читатель, такие семейные отношения? Конечно, не идеал, но, по-моему, и не самый худший вариант! Ведь, в таком варианте отношений каждый поступает так, как ему нравится. А, что может быть лучше семейной жизни без принуждения – с одной стороны, и вынужденного подчинения – с другой?! Да здравствует свобода!

        И, что я заметил, в последние пару лет моя дорогая женушка почему-то перестала делать заявления о том, что я – жадный. Может быть «милый мой бухгалтер», в процессе модернизации нашей квартиры, учится считать собственные деньги?

        Хочется надеяться, что она, в конце концов, сможет понять, что жадным является не тот, кто разумно и бережно расходует имеющиеся денежные средства, а неуемный потребитель, бездумно скупающий все, что ему приглянулось.

        Вот так, на примере своей жены (хотя, мне известны гораздо более дурные примеры!) я с возрастом окончательно убедился в призрачности второй части марксистского коммунистического положения: «…, каждому – по потребностям». Очень уж потребности некоторых людей, могут быть завышенными, а то и вовсе – неумеренными!

        И, наконец, о наших детях. Что касается наших с Инессой отношений с собственными детьми, то приходится признать следующее: бесконечно нежные чувства к нашим девочкам мы испытывали, когда они были малышками.

        В подростковом возрасте и юности они (как, пожалуй, и большинство детей этого возраста) временами проявляли непослушание и строптивость. В результате, у нас с женой постепенно накопилось недовольство их поведением, и уровень нашей родительской любви по отношению к ним существенно понизился.
Старая история: отцы и дети!

        Восстановились нежные чувства к нашим детям после того, как они стали жить отдельными семьями и у них самих появились малыши – наши любимые внуки.

        Правда, боюсь, что с взрослеющими внуками уже начинает повторяться та же история.

        Иллюстрация: Мы с женой и наши дочери: Марина (слева) и Инесса, 2007 год