Мои воинские даты

Валерий Розенберг
 По моему разумению их нельзя называть ни праздниками, ни торжествами - так сложилось в сознании с прожитыми годами моей долгой жизни. Это - даты, которые я трижды в году неизменно отмечаю, - поминальной рюмочкой и неспешными беседами с родными и близкими по теме конкретных исторических событий всеобщего и личного значения.

   День Победы, 9 Мая - в память не пришедших с войны членов нашего семейства, во славу моих родственников - тружеников тыла, в трепетном почтении ко всем согражданам, судьбы которых перемолола она, война проклятая!

   День танкиста - в сентябре. Крепеньким напитком и незабываемыми эпизодами трёхлетней срочной службы в разведке танкового полка - вспоминаю навыки вождения на танкодроме, стрельбы на полигоне, летние и зимние лагеря, учения. И очень нездоровую практику фактической изоляции от нормальной жизни в самые дорогие годы молодости - от 19 до 22 лет! Армейская служба своим режимом занимает в моём осознании второе место после тюремного заключения. И хоть тюрьмы я пока избежал, но не раз бывал в советских зонах и сложил представление об этом чудовищном изобретении безмерного унижения, бесправия, беспредела. Срочная служба в армии тех лет чуть уступала  своей суровостью тюремной жизни.

   День 23 февраля - памятен моей причастностью к "охране мирного труда" мамы, папы и прочих моих родных и близких. Эта спасительная формулировка сильно оправдывала "тяготы и лишения армейской службы", придавала дозу смысла моей изоляции на расстояние в три  тысячи км. от родного дома, отрыва на три года от свободного поиска своего места в жизни. Я уже был достаточно обучен прежней жизнью не переоценивать себя до серьёзного восприятия назиданий политработников про мою личную причастность к защите Отечества. Куда уж мне, маленькому и маломощному целое Отечество огромное защищать!? А вот про маму с папой сознание не отталкивало.

   Этот день два года назад, 27 февраля 2015 года приобрёл для меня ещё одно значение. В этот день был зверски убит Борис Ефимович Немцов. Человек, к которому я испытываю чувства особые. За его свойства высшего качества Мудрости, Чести, Совести, Достоинства.
   Теперь моя давнишняя срочная служба приобрела для меня особый смысл ещё и тем, что я ушёл в армию, когда мне исполнилось 19 лет, а Борису Немцову исполнился ровно один месяц от дня рождения. Вот к защите от напастей этого новорожденного я с полным правом и причисляю годы моей боевой учёбы, стояние на постах в карауле, терпения разных солдатских лишений.

   Не пытайтесь вычислять, сколько месяцев от роду было нынешним особам, слишком почитаемым в чинах и званиях - я своей "ратной деятельности" к их биографиям не отношу! Это моя жизнь и моё право соотносить свои траты не с кем попало!