Говорящий кот

Валерий Дмитриев
                Сколько замечательного остаётся незамеченным!

      Кошкин бог

      Он хитро посмотрел на меня и сказал:
      - Миау.
      Ну, что ещё он мог сказать? Конечно, только это заветное словечко. Впрочем, он много чего ещё умеет говорить, но сокровенное "миау" в его кошачьем лексиконе, однозначно, самое ходовое. Подозреваю, что это вообще было первое слово, которое он промяукал после своего рождения. Нетрудно догадаться, что оно означает "хочу есть".
      - Маркиз, ты ведь только что поел и опять просишь. Сколько же влезает в тебя? Ты же не тигр какой-то, а обыкновенный домашний кот,- ответил я с укоризной.
      Домашний кот гордо вскинул голову и посмотрел на меня взглядом голодного тигра.
      - Ур-ма-ма-ма (мало поел).
      - Имей совесть, Маркиз! Бессовестный!- включилась в наш разговор жена Ирина.
      - Похоже, он вступил с совестью в договорные отношения,- сыронизировал я.
      - Ур-р-р,- согласился кот.
      Он прищурился, нагнул голову и принялся проделывать отработанную комбинацию движений: сначала описал восьмёрки вокруг наших ног, "пободал" лбом в руки, затем, оглядываясь и призывно помуркивая, подбежал к кухонной тумбе и, встав на задние лапы, энергично потеребил висящую на ручке прихватку, после чего с глубоким вздохом рухнул набок у холодильника.
      -Миау-у-у-у!- выразительно округлив зелёные глаза, уже требовательно завопил котяра и перевалился на другой бок.
      - Хватит кричать, Маркиз. Судя по всему, ты не только не имеешь совести, но и не собираешься её заводить,- поддержала меня жена.
      - А зачем коту совесть? Она будет только мешать достижению целей. Даже у людей совести не хватает, - я продолжал углубляться в актуальную в наше непростое время тему.
      Ирина взмахнула ресницами и подвела черту:
      - Кошки честнее людей…
      Маркизу наши философствования были неинтересны. Нетерпеливо похлопывая хвостом по полу, он мечтательным взором гипнотизировал холодильник. К этому предмету первой необходимости кошак относился с большим уважением: там, за волшебной дверцей, хранилась еда... Много еды! Так много, что ему наверняка хватило бы наесться до отвала – хотя бы раз в жизни. Двуногим это трудно представить, а четвероногий об этом мечтал. Из своего жизненного опыта он знал: если чего-то очень сильно хочется, то это обязательно сбудется, волшебная дверь откроется. Поэтому возносящийся к потолку белоснежный шкаф был для Маркиза всемогущим божеством, которому он поклонялся и к которому взывал с первых дней появления в нашей семье...

      Котёнок из Торжка

      ...А оказался он у нас в доме не традиционным способом, а с помощью новых технологий поиска информации. Старые методы - по объявлениям, через знакомых, в обществе любителей кошек - результата не дали: такого котёнка, какой был нужен нам – чёрно-белого, похожего на предыдущего кота - нигде не было. Куда мы только по Твери ни ездили, каких котят только ни смотрели, ни держали в своих руках, но "ребятишки" не дотягивали до желаемого стандарта. Делать нечего, пришлось воспользоваться услугами всемогущего Интернета.
      На сайте Avito моё внимание привлекла одна симпатичная кошачья мордашка, но продвигаться дальше по рассмотрению этого варианта было затруднительно, так как котёнок проживал не в Твери, а в славном городе Торжке.
      Тут, кстати, случилась оказия - жена с сыном собрались в Торжок в гости к родственникам. Разумеется, я поставил задачу: разыскать приглянувшегося котёнка, осмотреть его и проинформировать меня для принятия решения, а сам созвонился с автором объявления и договорился о месте, где с ней могли бы встретиться "мои представители".
      В день поездки, ближе к вечеру, из Торжка звонит жена и говорит:
      - Стоим с Андреем во дворе дома, который ты назвал.
      - Ну, и что?- отвечаю.
      - Никого нет... Ой, идут!
      - Кто идёт?
      - Кошка, белая с чёрными пятнами, гладкошёрстная, и котёнок за ней, пушистый, чёрненький такой...
      - Пушистый? Чёрненький! На фото было белое пятно на грудке...
      - Да, есть небольшое белое пятнышко, живот, кажется, тоже белый…
      - Как небольшое пятнышко? Вообще много белого? В каких пропорциях сочетается белый и чёрный цвет?
      - В каких, в каких… есть чёрный цвет… белый тоже есть, но его меньше…
      - Есть, есть! Цвет сбалансирован, спрашиваю?
      - Не знаю, ну что ты пристал - нормальная расцветка. Ой-ой, он меня обнимает!
      - Кто?!
      - Котёнок!
      - Ты выпила, видно, лишнего...
      - Да нет, маленько… Знаешь, он встал на задние лапки, а передними обнимает меня за ногу.
      - А кошка что делает?
      - Ушла куда-то.
      - А хозяйка?
      - Вот она - рядом стоит, говорит, что она и не хозяйка вовсе, а соседка хозяев, которые в апреле уехали на другое место жительства, а беременную кошку бросили, та впоследствии родила четырёх котят, троих она пристроила, а вот этот, последний, остался.
      - Так и взяла бы себе! Когда он родился?
      - Говорит, в конце марта или в апреле. Взять котёнка к себе она не может, так как у неё есть своя кошка.
      - А где он до июля жил?
      - Говорит вот - не слышишь?-  что в картонной коробке между гаражами. Ой-ой, он карабкается мне на руки!
      - А ты и растаяла! Чувствую, уже хочешь взять его к нам?
      - Давай возьмём: ласковый, чёрненький с беленьким - такой, какого ты и искал.
      - Таких чёрненьких с беленьким полно, а мне нужно конкретное сочетание – ты знаешь какое!- к тому же малыш должен быть крепким и здоровым.
      - Он ласкается, мурлычет, заглядывает в глаза, словно понимает, что решается его судьба…
      - Ладно. Везите. Я уже понял, что ты приняла это решение.
      Не прошло и часа, как котёнка из Торжка привезли в Тверь.
      Жена и сын вошли в квартиру и опустили долгожданное приобретение на пол. То, что я увидел, меня повергло в отчаяние. Я скричался:
      - Кого вы привезли!? Что это, кто это!
      - Странный вопрос: котёнок…
      Кошачий ребёнок жалобно запищал и пополз, да-да, не побежал, а именно пополз в ближайший угол на полусогнутых лапках, волоча по полу грязно-белое отвислое брюхо. Я смотрел на него и молчал: это был не тот котёнок, которого я ждал.
      Ирина, ожидавшая моей отрицательной реакции, взяла малыша на руки, загадочно улыбнулась и заглянула мне в глаза:
      - Смотри, какая у него добрая мордочка, как он улыбается...
      Котёнок затравленно озирался по сторонам и тихонько хрипло мяукал.
      - Грязный-то какой! Фу! - я отвернулся.
      - Сейчас мы его помоем, отмоем - блестеть будет!
      Ирина потащила грязнульку в ванную, я обречённо поплёлся следом, и мы вместе стали мыть это жалкое существо. Тут я разглядел его полностью: длинношерстный, но шерсть какая-то редкая и тусклая; чёрно-белого окраса, но превалировал чёрный цвет; белыми были нижняя челюсть, небольшой треугольник на груди, брюшко, "перчатки" передних лап и "сапожки"на задних. Живот был вздут и, скорее всего, переполнен глистами, оттого присутствовал метеоризм и изо рта шёл неприятный запах. Ещё прощупывалась пупочная грыжа: наверное, много орал, дожидаясь на весеннем морозе мамочку, которая либо добывала пропитание, либо загуливала с  мартовскими котами. Но окончательно меня добил длинный, с редкими волосинками хвост - как у крысёнка. Ирина уловила мой взгляд и хихикнула:
      - Хвост - три пера.
      Я отвернулся и благоразумно промолчал, но подумал: "Выбирал-выбирал, выбирал-выбирал и выбрал… Что же теперь с ним делать, не везти же обратно?"
      - Пап, ты недоволен?- участливо спросил сын.
      - Андрей, как тут можно быть довольным! Привезли какое-то чудовище! Он даже ходить не может, только ползает. Ноги кривые, шерсть свалявшаяся - в руки противно взять... Что прикажете с ним делать?
      - Будем любить, лечить, кормить, не узнаешь, какой кот вырастет!- мечтательно закатив серо-голубые глаза, проговорила мама.- Мы с Андрюшкой сейчас поедем на дачу - тебе же завтра на работу, - а котёнка возьмём с собой, раз он тебе так не понравился.
      - Как назовём котэ, пап?- поинтересовался сын.
      - На Маркиза он явно не тянет...- буркнул я.
      - Подтянем, - поставила точку жена.
      Она позвонила мне утром следующего дня и взволнованно рассказала, как котёнок, забившись в промежуток между спинкой кровати и подушкой, проспал рядом с ней всю ночь и ни разу не шевельнулся. Я успокоил Ирину, сказав, что малыш пока испытывает стресс, но скоро освоится и привыкнет к новому месту и к нам.
      В этот же день со мной связалась по телефону женщина из Торжка – та самая, которая и навела на котёнка.  Ласковым голосом она проворковала:
      - Здравствуйте, как у вас дела, как котик?
      Меня сразу же захлестнула такая буря эмоций и чувств, какая вчера только и смогла удержать от того, чтобы не позвонить этой женщине и не высказать всё, что накипело. Однако, как ни странно мне самому, я ответил в приемлемой форме:
      - Добрый день! Хотя не очень добрый: ответьте, пожалуйста, почему вы не сказали, что котёнок совсем больной, весь в глистах и блохах, еле двигается? Грязный комок шерсти!
      - Что вы, что вы… Не знаю про то, что вы сказали: он так ловко по деревьям лазал, дети с ним играли. Вроде нормальный был кот… Как вы поступите, что с ним будет?
      - Что, что? Лечить будем! Не волнуйтесь, все будет в порядке. Всего доброго!

      Мясной кот

      Ветеринарный врач, завершив курс лечения бронхита, пародонтоза, гельминтоза и прочих многочисленных болячек малыша, посоветовал следующее: "Болезни у него хронические, они никуда не денутся, останутся - от хрипов при дыхании он не избавится, но жить сможет. Главное - не давайте ему переохлаждаться, и всё наладится. Организуйте правильное питание, помните, лучшее лекарство - это еда. Кошки - это хищники, их организмы приспособлены к питанию мясом, вегетарианцами они не могут быть по назначению и в природе питаются мышами, а не сухарями, как кто-то за них решил, поэтому кормите его свежим мясом - недорогим, например, свиными сердцем, почками, печенью. Постепенно он окрепнет, и всё у вас образуется".
      Так мы и сделали. От печени торжокский гость отказался категорически, а вот сердце ему пришлось по вкусу. В результате он стал заядлым сердцеедом  и почкоедом (когда не было сердца), то есть настоящим охотником до мяса.
      А потому вкусное слово "мясо" является, пожалуй, единственным из всех человеческих слов, на которые кот откликается всегда и везде, где бы ни находился.
      - Маркиз, мясо!- приглашает на обед Ирина.
      Мы точно знаем, что оно будет услышано, и иногда, когда на другие "позывные" подопечный не реагирует, этим пользуемся. Впрочем, гораздо чаще случается ситуация, когда мы и не думаем приглашать мясоеда к разделочному столу. Просто уму непостижимо, как котяра, будучи где-то далеко, скажем, за пределами кухни или дачного дома, чувствует, что начинают разделывать мясо? В любой обстановке, как только дело доходит до вожделенного продукта, откуда ни возьмись появляется озабоченный кот, бубнящий про себя:
      - М-м-м-н-н-г (слышу, слышу, уже бегу).
      - Сердцеед, ты уже здесь? – смеётся жена, отсекая и тут же измельчая куски мяса для кошачьего пиршества.
      - Мяв-мяв-мяв! (дай, дай, дай!).
      Маркиз ест так быстро, что в считанные секунды плошка становится пустой.
      - Ур-р-р-р (спасибо)! Мяв-мяв (дай ещё)!
      - Проглот. Чемпион по поеданию мяса!- квалифицирует хозяйка.
      - Слух у тебя, Маркиз, идеальный, а вот петь ты не можешь - только пить и есть!- обращаюсь я к коту, который явно обескуражен стремительным исчезновением еды.
      Сразу становится ясно, что насчёт музыкального слуха я всё-таки ошибаюсь. Эмоции - от нетерпения до разочарования, от возмущения до огорчения, от волнения до надежды,- испытываемые котом от  вида пустой тарелки, на глазах меняют выражение морды. Когда же на ней застывает азарт, охотник до мяса поднимает уши торчком, привстаёт на задние лапы, и, делая хватательные движения передними, начинает выводить замысловатую мелодию, в которой отчётливо слышится негодование:
      - Мр-р-р-м-м-а-а-а-а-о-о-о-у-у-у (ну и ну, а я-то считал вас друзьями!).
      - Ну, раз друг, то разве можно обидеть друга? Ирина, дай ему ещё кусочек, небольшой такой - сто грамм.
     - А может, полкило?
      Маркиз смотрит на нас, жмурится и легко пошевеливает хвостом - он прекрасно знает, что его не обделят, но всё же тщательно отслеживает ситуацию, сконцентрировав внимание на руках мамы, отрезающих изрядный кусок мяса.
      "Мяв- мяв – мяв" (дайте, дайте поскорее, а то умру)!
      Когда добавка исчезнет в коте,  то в знак благодарности он обычно лизнёт руку угостившему или потрётся о его ноги.
      В промежутках между приёмами мяса мурлыка не брезгует овсянкой и другими кашами, которые ем я, а иногда получает молоко. За вредность. Не за свою, конечно: он вырос абсолютно безобидным котом - добряком. За нашу вредность, ибо мы  всё-таки стараемся не реагировать на его уговоры угостить чем-нибудь вкусненьким и кормим, как правило, два раза в день - утром и вечером. Какому коту это понравится? Не знаю, я таких не видел. Поэтому, как и всякий нормальный кот, Маркиз, когда видит, что еда плохо лежит, старается воспользоваться малейшей возможностью поживиться чем-нибудь съедобным.
      - Маркиз, ты что делаешь?! Ворюга! Обжорик!- ругается Ирина.
      Воришка спрыгивает со стола и, втянув голову в плечи, прижав уши, убегает во всю прыть.
      - Маэ-о-у-у-у-у (не виноват я - кто не ворует, тот не ест!).
      - А ты говорила, что кошки честнее людей? - провокационно напоминаю жене известный постулат.
      Ирина пристально смотрит на меня  и ничего не отвечает.
      Я тут же добавляю чёрных красок в светлый образ чёрно-белого кота:
      - Не только вор, а ещё и профессиональный попрошайка. Только за стол сядешь, он тут как тут - сверлит глазами. Да что с него взять - на помойке вырос...
      - Зато он добрый!- подводит черту Ирина.
      - Тот, кто страдал, не может быть злым.



      Помывка - это вам не помойка

      Все знают: умываться кошки любят, а купаться – нет. Маркиз не является исключением из этого правила  (это мы уяснили при первой его помывке), но не упускает случая понаблюдать за тем, как  плескаются в ванне другие члены семьи. Впервые он напросился в ванную ко мне. Лежу-полёживаю я как-то в ванне и слышу.
      - Ур-р-мяу-у-у-у, ур-р-мяу-у-у-у (открой дверь).
      - Маркиз, что случилось?
      - М-р-р-р-м-а-а-а-а-о-у (пусти).
      Что и говорить, просьба убедительная, особенно если учесть вибрирующий звук "р-р-р", идущий словно из глубины души. Делать нечего, вылезаю из ванны, открываю дверь и приглашаю войти.
      Котик, выпучив глаза, изумлённо смотрит на меня, распаренного, голого. Судя по всему, узнаёт лишь частично – по голове.
      - Маркиз, что ты хочешь?
      - Ур-р-р - мя! (можно?)
      - Конечно, дружище. Иди ко мне, потрёшь спину.
      Удивительно, но команду "Ко мне" кот обычно выполняет безукоризненно - не хуже собаки, разве что с небольшой задержкой.
      - Ур-р-р (хорошо).
      Маркиз, поглядывая по сторонам и вверх, осторожно заходит в ванную и садится на коврик. Чувствуется, что он волнуется: облизывает переднюю лапу, нос, губы. Я же закрываю дверь и опять залезаю в ванну. Освоившись, котяра начинает исследовать непривычную обстановку – встаёт на задние лапы, передние ставит на край ванны и минут пять наблюдает и слушает, как колышется вода. Потом запрыгивает на край ванны и прохаживается по нему то в одну, то в другую сторону, пытаясь лапой дотянуться до поверхности воды. Я подбадриваю: “Молодец, воды совсем не боишься”. “Ур-р-р-р”,- соглашается кот. Пристроившись за моей спиной, он вылизывает мою мокрую голову шершавым, горячим языком. “Банщик” очень старается, не пропускает ни одного квадратного сантиметра и точно вылизал бы всё невылизанное, если бы это занятие мне не надоело.
      - Спасибо, Маркиз, ты не только хороший банщик, но и перспективный парикмахер.
      - Ур-р-р-р (спасибо, хозяин).

      У каждого дня своё чудо

      Утром, минут за пять до сигнала будильника, кот нас будит. Точно, вежливо и нежно – мягким прикосновением лапы со скрытыми когтями к хозяйским щекам. Впрочем, вежливости он научился не сразу, а благодаря многотрудной воспитательной работе, неустанно проводимой женой. Поначалу всё происходило достаточно драматично: стоило только мне проснуться, как Маркиз это чувствовал (что, в общем-то, нетрудно, так как на ночлег он устраивается у меня в ногах), спрыгивал с постели и громко мяукал:
      - Мя-я-я-у, мя-я-я-у-у-у, мя-я-я-у-у-у-у-у-у-у-у-у (с добрым утром, сони)!
      Разбуженная жена, судя по её гневным репликам, сразу же отметала всяческую возможность считать это утро добрым:
      - Маркиз, хватит орать, тихо - все спят!
      Понятное дело, расшевелить хозяйку с раннего утра (а ночью тем более!) приравнивалось к тягчайшему преступлению против человечности. Ладно, если бы на этом процесс побудки и заканчивался, но нет: настырное, вечно голодное животное, живот которого, впрочем, никогда не пустовал, заговорщицки мурчало мне на ухо:
      - Ур-р-р-мя, ур-р-р-мя, ур-р-р-мя-мя-мя (давай пойдём к холодильнику).
      Я дипломатично помалкивал, стараясь не допустить неминуемой развязки,  когда разгневанная женщина, пренебрегая опасностью задеть мужа или (что хуже!) разбить зеркало, в кромешной темноте, с закрытыми глазами, на звук запускала в кота тапок. Я, прижимая уши, вжимался в постель, снаряд со свистом улетал в черноту ночи, но кота не поражал, так как тот успевал спрятаться за косяком двери. Надо отдать должное упорству Маркиза: прекрасно представляя опасность собственных имиджевых потерь и неотвратимость сурового наказания в виде неминуемого ограничения рациона, он тем не менее не мог устоять перед потенциальной возможностью досрочно угоститься у хозяина, чтобы попозже, когда встанет хозяйка, сделать вид, что не ел как минимум со вчерашнего дня, и выпросить еду у неё.
      - Миау (есть хочу, сильно!)
      Опять это “миау”, не к раннему утру будь сказано… Жутчайший, я вам скажу, случай! Жутчайший! Я тихонечко встаю и, ориентируясь по  светодиодной подсветке на выключателе, на автопилоте бреду на кухню. Мурлыка уже там, оглушительно мурчит и катается по полу, демонстрируя полную готовность к употреблению.
      -Ур-р-р, ур-р-р, ур-р-р (какое счастье, хозяин, что ты у меня такой понятливый).
      Ладно, думаю, хоть от кота что-то приятное услышишь...

Добрый вечер

      А ещё приятнее, когда тебя ждут. Ирина любит рассказывать, как Маркиз поджидает, когда я приду с работы, как он волнуется, когда я задерживаюсь: "Твой верный Санчо Панса проглядел все глаза. Всё-таки  больше всех он любит тебя!"
      В час, безошибочно определяемый им самим, кот садится на коврик у входа и, навострив уши, прислушивается ко всем звукам за пределами квартиры и даже, не исключаю, за пределами дома. После того как Маркиз услышит мои шаги на лестничной клетке или мой голос из домофона: "Открывайте, это я!", он приподнимается и напряжённо смотрит на дверь. Жена открывает, и кот с опаской выходит на лестничную площадку. Если в этот момент кто-то проходит мимо или раздаётся другой подозрительный шум, он быстро убегает назад, но непреодолимое желание встретить хозяина, который по требованию откроет обожаемый холодильник, преодолевает страх, и кот осторожно, по шажку, опять выходит в тамбур, высовывает морду за входную дверь, чтобы, увидев меня,  радостно броситься навстречу.
      - Мр-мр-мр-мр (приветствую).
      - Привет, дружок, как ты провёл день?
      - Мяу (хорошо)!
      - Хорошо, что "мяу". А конкретно?
      Маркиз резко отрывает передние лапы и опять припадает к полу, и так несколько раз (очень соскучился по тебе, долгожданный хозяин!).
      - Роу-у-мау-у-роу-у (а что это у тебя в пакете?).
      Глажу по чёрной, блестящей шерсти, а он, захлёбываясь от восторженного мурлыканья, обнюхивает пакет, крутится на месте, потряхивает хвостом – мол, моё тебе, хозяин, и пакету, конечно, почтение. Этот танец продолжается недолго - ровно столько, сколько нужно, чтобы я полностью переключил внимание на "танцора". Достигнув желаемого результата, кот с торчащим вверх хвостом, призывно оглядываясь, целеустремлённо трусит - нетрудно догадаться куда!- к священному холодильнику и катается по полу до тех пор, пока не получит еду или не поймёт, что ничего не получит. Тогда он трётся головой о мои ноги и мурчит:
      - Мру-у-у, мру-у-у-я, (дай хоть крошку, а то умру).
      - Не умрёшь - вон какой упитанный! Что-то ты сегодня очень разговорчивый!         Прямо-таки говорящий, интеллектуальный кот. Сейчас что-нибудь дам...
      Проглотив угощение, кот подзывает меня к себе:
      - Миаоу, миаоу.
      Я уже знаю, что будет дальше: хвостатый подведёт к шкафу-купе, запрыгнет на полку и кликнет меня.
      М-р-р-р-а-о-у (подойди поближе)
      Я выполняю просьбу, а Маркиз, вытянув морду, прицеливается и запрыгивает мне на плечи, некоторое время ездит на мне по жилплощади, но когда я в очередной раз прохожу мимо шкафа-купе, тянется вверх и усиленно мурчит, переминаясь с лапы на лапу. Таким образом, он даёт понять, что хочет запрыгнуть на антресоль, под самый потолок - там у него убежище, неприступное ни для гостей, ни для хозяев. В подобных потайных местах котишка отдыхает, как правило, после вкусного обеда, но ровно до тех пор, пока не услышит звук открывающегося холодильника или не почувствует запах приготовляемой пищи. Тогда мы услышим:
      - Мяу, мяу, мяу (снимете меня отсюда поскорее).
      - Что, уже проголодался?
      - М-м-н-н-г-г (угу).
      Иду помогать "голодающему" слезть: высота всё-таки приличная (два метра), спрыгивать небезопасно - травмы, гипс, костыли нам не нужны. Подставляю стул, становлюсь на него, слегка наклоняюсь и, пригнув голову, даю команду:
      - Маркиз, прыгай.
      Эту команду кот не исполняет сразу никогда. Он настраивается, прицеливается, и только после того, как я похлопаю себя по спине, спрыгивает сначала на  неё, а потом - на пол, по которому носится туда-сюда, чтобы размять лапы.
      - Мяа-у-у-у (догони меня)!

      Несбывшаяся надежда - отложенное разочарование

      Ах, оказывается, он не голоден - надо же, в первый раз! – а просто хочет поиграть в догонялки. Нет уж, уволь, есть более полезное занятие.
      - Маркиз, пора бы сделать причёску, уровень лохматости превышает допустимые пределы.
      Кот настораживает уши. То, что он понимает человеческий язык, сомнений не вызывает. Удивляет другое - он отвечает:
      - Рао-у-у-у (пойду, пожалуй, займусь чем-нибудь).
      Ага, ясно, хочет смыться. Спасибо, что предупредил.
      Клиент бочком, бочком, озираясь по сторонам и приседая, начинает пятиться прочь.
      - Лови его, лови!
      Вот они, настоящие догонялки!
      Котька пытается улепетнуть, но я успеваю выполнить захват, зову жену и прошу помочь в этой нелёгкой процедуре расчёсывания, которую Маркиз невзлюбил с первого раза.
      Мы раскладываем жертву причёски на диване: я держу за передние лапы, а Ирина придерживает за задние и расчёсывает. Морда, спина, бока расчёсываются при поощряющем, но ослабевающем мурлыканье. Тон меняется, когда клиента переворачиваем на спину.
      - Моу-у-у (зачем вы это делаете!).
      Удивление, разочарование, настороженность - всё это  читается на морде.  Общая нервозность организма сигнализирует о наступлении фазы мягкого - пока - сопротивления. Однако мы проявляем твёрдость и продолжаем процесс: передние лапы, живот, задние лапы, далее переходим к хвосту…
      - М-м-н-г-а-а-о-у (да что же это такое, прекратите!).
      - Потерпи ещё немножко, оброс так, что стал каким-то шерстяным котом,- уговариваю я бунтовщика.
      Заходит сын:
      - Маркиз, опять они тебя мучают?
      - М-р-р-м-а-а-а-о-у (скажи, чтоб отпустили)!
      Улучив момент, кот пружиной спрыгивает с дивана и занимает позицию в центре комнаты. Находясь на безопасном расстоянии, он с подчёркнутым достоинством делает круг, с возмущением поглядывая на нас и нервно подёргивая хвостом, как бы говоря: "Ну, что пристали?"
      - Какой красавец стал!
      - Настоящий кот!
      - Иди к нам!
      Однако красавчик поворачивается к нам боком, всем своим видом демонстрируя незаслуженную обиду.
      Я встаю, чтобы взять его в руки и приласкать, но кошак пулей вылетает из комнаты.
      - Мяа-у-у-у (попробуй догони)…
      - Маркиз, обиды можно помнить, но надо прощать,- кричу ему вслед. Жена коротко вздыхает и говорит:
      - Ты думаешь, кот поймёт то, что до сих пор не все люди понимают?
      - Поймёт: он добрый и искренний.

      Субъект повышенного внимания

      Я сажусь за компьютер и уже забываю про кота, но он о себе напоминает:
слышу рядом какой-то шорох, поворачиваюсь и вижу, как озорник дерет край ковра когтями, кусает зубами, то есть внаглую портит семейное имущество, хотя сам наверняка считает эту провокацию одним из эффективнейших способов привлечения внимания. Пытаюсь остановить хулиганствующего молодчика, но он, оказывается, только этого и ждёт. Подпрыгивает вверх и убегает с диким воплем:
      - Мао-у-у-у-у- (караул, спасайся кто может!).
      Подбежав к когтеточке, вредитель  усердно дерет её когтями, выразительно поглядывая на меня и муркая:
      - Мур-р-р-р, мур-р-р-р
      - Что, опять хочешь поиграть?
      - Мур-р-р-р (ага).
      Добившись взаимопонимания, игрун с криком "во-о-о-о" улепётывает , потом возвращается, затем опять удирает. Мы в который раз начинаем игру в догонялки. Я гоняю его из одного угла в другой, ему это быстро надоедает, и он в прыжках перемещается на уровень кресел и дивана. Хвост трубой, глаза горят! Возникает вопрос: зачем он это делает? Что случилось с котом, всегда спокойным и уравновешенным?
      Внезапно забеги прекращаются: смотрю - нет нигде хвостатого, исчез куда-то. Спустя некоторое время раздаётся торжествующий вопль:
      - Мроу-мау-у-у-у!
      Вот он - вылезает из туалета, довольный, расслабленный, но постоянно оглядывающийся на лотки, куда сходил в один по большой нужде, а в другой по малой, а теперь настойчиво просящий убрать отходы жизнедеятельности:
      - Мроу-мау-у-у-у!
      - Сейчас - сейчас, всё сделаю, не волнуйся, чистюля!

      Кошкин дом

      После того, как под кошачьим приглядом все ассенизационные вопросы успешно решены, Маркиз отправляется на отдых. Вообще, котам полезно отдыхать в разное время в разных местах. Всё зависит от их настроения и погоды в доме: если тепло, то лучше всего полежать в кресле; если ощущается приближение холодов, то надёжнее залезть в личную картонную коробку. К коробкам Маркиз питает особенную страсть. Стоит только зазеваться и оставить открытыми какую-нибудь коробку или выдвижной ящик в шкафу, как он тут же в них заберётся. С интересом разглядывая и обнюхивая всё изнутри, исследователь крутится в разные стороны, чтобы, наконец, свернувшись калачиком, устроиться поудобнее и заснуть.
      Мы сообразили, что срабатывает детская привычка, твёрдо усвоенная с тех пор, когда котёнок родился и жил в картонной коробке. Для подтверждения этой версии я решил провести эксперимент. Интересно, думаю, а что он будет делать с небольшой обувной коробкой? Влез. С трудом, но влез! Ладно. А если предложить ему такую коробку, в которую может поместиться только маленький котёнок? Маркиз, покрутившись вокруг коробчонки размером с ладонь, ставит в неё переднюю лапу, затем другую, но задние лапы не помещаются. Котофеич отходит в сторону и некоторое время недоумённо таращится на коробочку, а затем ещё и ещё раз пытается в неё залезть.
      - Хватит морочить голову хорошему коту ,- вступается за подопечного "мама-кошка" Ирина.
      - Это эксперимент по возобновлению угасшего условного рефлекса,- отвечаю.
      - Зачем  тебе это?
      - Пусть вспомнит детство.
      - Миаоу! Миаоу! (помогите мне забраться в эту замечательную коробочку).
      - Увы, друг.
      Я реагирую на критику правильно и убираю коробку.      Раздосадованный кот, понурив голову и опустив хвост, уходит на излюбленное местечко на кресле, где тут же разваливается на спине, широко раскинув лапы в разные стороны. Забавное зрелище - как человек!
      Он быстро засыпает. Лапки подёргиваются, видно, что-то снится. Наверное, мама-кошка, коробка, помойка, собаки…
      В это время по телевизору показывают детский фильм, по ходу действия которого ребятня как закричит, как завизжит! Маркиз, мгновенно проснувшись, спрыгивает с кресла и убегает прятаться под кровать, где сидит до тех пор, пока детские крики не прекратятся. Становится ясно, что детей он боится больше всего на свете: помучили, стало быть, в детстве котишку "добрые" детишки.

      Бонус Маркизу не нужен

     Опасается Маркиз  и взрослых. Любопытно, что кот всегда чувствует приближение незнакомца и заранее благоразумно прячется. Стоит гостю удалиться прочь, котофеич тут же выходит из укрытия.
      - Трусишка!- мягко журит его Ирина.
      - Не трусишка, а предусмотрительный, осторожный зверь. Страх не является признаком трусости,- защищаю я кошачью честь.
      Кошак стоит рядом и, задрав голову, с любопытством поглядывает на нас. Судя по мурчанию и лёгкому помахиванию кончиком хвоста, он благодарен мне за поддержку. Я-то знаю, что Маркиз - отважный кот. То, что он боится людей, ещё ничего не означает, точнее, означает, конечно, но только то, что кот с детства твёрдо усвоил: самое опасное животное на Земле - это человек.
      - Ирин, какой же он трусишка, если разгоняет кошек не только с нашего дачного участка, но и с соседних, которые также считает подконтрольной территорией?
      - А разве я сказала, что он трус? Конечно, он не трус, а милый, добрый трусишка. Нет, на самом деле он храбрый кот: помнишь, как он прогнал Бонуса?
     Бонус - это соседский молодой пёсик, кстати, с такой же судьбой, как и у Маркиза (соседи подобрали его маленьким щенком, выброшенным кем-то в мусорный контейнер), и такого же чёрно-белого окраса, даже в тех же  местах и пропорциях, как и наш воспитанник, но только размером с хорошую овчарку.
      Так вот, этот самый "щеночек"  (к сведению: он, как и Маркиз, тоже мой друг) зашёл к нам в гости через незакрытую калитку в надежде откушать свежего мясца, но неожиданно столкнулся нос к носу с "хозяином участка". Что тут было!
      Кот вроде испугался, попятился назад, но, преодолев страх, распушился как шар, выгнул спину дугой, обнажил два оставшихся клыка (другие два, верхний левый и нижний правый, выпали из-за воспаления дёсен) и боком, боком, слегка подпрыгивая на всех четырёх лапах, непривычно прямых, а потому неестественно длинных, пошёл на пса. Взгляд у забияки был неподвижный, отрешённый от всего, что происходило вокруг, сконцентрированный только на вторженце. Бонус сразу сообразил, что этот гипнотический взгляд подкреплён несокрушимой силой воли, стальными нервами, острыми как бритва когтями  и сжатыми в пружину мышцами, готовыми, взорвавшись, сильно испортить ему настроение, а заодно и  шкуру.
      Беззубый маленький защитник наших рубежей, похоже, испытывал страх, но тем не менее отважно шёл вперёд, периодически приостанавливаясь и жутко завывая:
       - В-в-в-а-а-а-а-а-а-у-у-в-в!!! (берегись, собака!)
      По распушенному и поднятому вверх хвосту, низко опущенной голове с повёрнутыми назад ушами было ясно, что боец всерьёз настроен на схватку.
      - Ву-ву-ву (чего я тебе сделал, кот?),- скулил вежливый пёс и с надеждой посматривал на меня, однако, не получая поддержки, продолжал пятиться назад.
      Воин неуклонно развивал наступление. В конце концов здоровенный кобель развернулся и, скуля, потрусил на выход, а кошак поскакал за ним. В результате нарушитель границы с позором  был изгнан  из наших пределов.
      Забавно было наблюдать, как маленький пушистый чёрно-белый гонит большого лохматого чёрно-белого. Так прошедший страх превратился в отвагу, так домашний кот приобрёл храбрость и стал настоящим боевым котом.

      Прирождённый охотник

      Что и говорить, бойцовские качества воспитанника мы оцениваем по достоинству, но ещё больше нас восхищают покладистость, мягкость его характера. А мягкость, как известно, одна из характеристик любви. Значит, он нас любит! А мы любим его! Да и как его не любить!? Добрейший души кот! Но есть у него и ещё одно качество, которое вызывает искренний восторг, - охотничье мастерство.
       Судя по повадкам, его охотничьи навыки, безусловно, врождённые, как у любой кошки, были развиты в ходе "практических занятий", которые наверняка давала кошка-мать, принося  своему потомству добычу, то есть Маркиз впитал охотничью "науку" с молоком матери.
      Так как в трудных условиях детства  выбирать еду особенно не приходилось, Маркиз  по привычке специализируется на ловле почти всех мелких животных, обитающих в нашем садовом товариществе: мышей, землероек, кротов, птиц, ящериц, медведок, жуков, бабочек, мух и т.д. Причём если мышей в качестве трофеев охотник приносит домой регулярно, то с кротами, ловить которых я его убеждаю, усаживая подле чёрных холмиков на зелёном газоне, дело обстоит посложнее, хотя результаты тоже есть. Мышей, вдоволь наигравшись, он обычно съедает до основания хвоста, хотя иногда (из гуманных соображений) может и отпустить. Кротов не ест принципиально, чаще всего даёт им возможность снова зарыться в землю. Ловля насекомых производится исключительно для поддержания физической формы.
      Как вполне современный кот, Маркиз научился применять "высокие" технологии в охотничьем промысле. Делается это так. Забравшись на огромную старую яблоню, он по веткам перебирается на крышу бани и с неё наблюдает за соседним (заброшенным) дачным участком. Уловив там, в высокой траве, какие-то шорох, шевеления, кот спрыгивает на землю и начинает охотиться. Через некоторое время удачливый "охотник"  для отчёта приносит нам добычу - мышку или ящерку.
      Но больше других животных его охотничье воображение волнуют птицы.
      - Мр-р-а-а-к... (какая вкусная птичка!), - облизнулся Маркиз и начал энергично подкрадываться к воробью, нахально прыгающему по штакетинам забора. Пернатый, кажется, только этого и ждал, но сделал вид, что не ждал - ничего не видит и не слышит, а просто наслаждается жизнерадостным видом двухметрового подсолнуха,  давно учтённого птичьим семейством в качестве перспективного корма.
      Маркиз осторожно и медленно подкрадывается к намеченной жертве. Он делает это с полной серьёзностью – как учила мама-кошка. Прижимаясь к земле, прячась за грядками и кустами, периодически замирая на одном месте, он неуклонно приближается к беззаботно чирикающему воробью. После нескольких перебежек, не сводя  с жертвы глаз, птицелов залегает за кустом крыжовника и напрягает тело, чтобы совершить решающий бросок.
      Воробей перестаёт прыгать и замирает. Уставившись на кота, он начинает непрестанно чирикать, и тут же откуда-то из-за теплицы с шумом вылетает стая его сородичей.     Так, понятно, этот хитрый воробьишко выполняет функцию сторожа.
      Кот, всё так же неотрывно глядя на птичку, выбирает удобный момент и стремительно прыгает на забор. Пернатый спокойно перелетает на конёк теплицы и начинает чирикать ещё громче - ругается, значит. По тону, сплошная нецензурщина!
      Маркиз разочарованно озирается вокруг и, понурив голову, бредёт на своё любимое место под куст орешника. Добыча улетела, но это не обескураживает кота, он продолжит охотиться, потому что он - прирождённый охотник.
      Он охотится всегда и везде - даже дома, причём небезуспешно. Как-то раз в лоджию, где после сытного завтрака отдыхал кот, через открытое окно залетела синица. Маркиз, повинуясь охотничьему инстинкту, молниеносно её сцапал и потащил на кухню к своим плошкам, где с аппетитом съел. После этого случая хвостатый охотник каждый день, жарким летом и морозной зимой, после завтрака просится на лоджию поохотиться:
      - Ур-р-р-мяу, ур-р- мяу! (пустите на охоту).
      - Иди, иди, охотник, добыча пополам.
      - Ур-р-р (спасибо, хорошо).
      Птицелов готов ждать часами, пока через окно (открытое или закрытое - для него не важно!) к нему в гости не залетит какая-нибудь птичка. Он знает, что всё вовремя приходит к тому, кто умеет терпеть и ждать.

       Не только красота спасёт мир, но и доброта и любовь

      Хорошо, когда всё хорошо, хорошо, когда тебя ждут, хорошо, когда тебя любят и понимают, отвечают добром на добро, и кошки это отлично знают, а потому живут в мире удовольствий. Они и людей за  тысячелетия совместного проживания приучили давать им эти удовольствия, однако не научили пока хозяев самих жить в радости. Но если бы люди присмотрелись к кошачьей жизни, то поняли бы, что и человеческая жизнь, по сути, состоит из больших и малых радостей, и нет греха в том, чтобы испытать счастье. Просто нужно увидеть эти радости и получить удовольствие от всего, что делаешь, что видишь, что чувствуешь, в том числе и от общения с братьями нашими меньшими.
        Особенно тогда, когда разговариваешь с ними на одном языке.