Мордоворот. часть 2

Гущин Владимир
               

В деревне  Максимыча мужики уважали. Как-то  поехал  он в районный центр, снегоход  «Буран» покупать. Зашёл вечером в столовую, а там парни  пьяные, мало им, добавить хотят. Вот и пристали к Максимычу,  добавь им денег на водку!  Вышел он с ними за столовку и всех пятерых так отделал, что троих в больницу увезли, а двоих слегка помял…Чтобы неповадно было…После этого случая мужики и прозвали его – Мордоворотом.  А  когда снегоход привезли на барже, положили  его в упаковке 
на спину  Максимычу, он и унёс его по сходням на берег. Там загрузили на машину и увезли  ему в гараж.  Разгружал опять сам, а снегоход как никак  триста  кило весит, без упаковки!
Как тут Мордоворотом  не назовёшь?  А вот к мышам у него была патологическая боязнь. На работе мужики как-то раз пошутили,  поймали мышку и ему в рукавицу засунули…Зря это они…Когда  Максимыч одевал рукавицы , стоял  возле двери.   Открыл  её  в другую сторону  вместе с дверной коробкой.
После этого   над ним  шутить перестали.
 Рыбачил и охотился Максимыч  почти всегда один. Одному нравилось. Ни от кого не зависишь, сам себе  хозяин, захотел - отдыхай, а  если нужно – вкалывай без отдыха!  Вот и сейчас заело охотника, медведица рядом ходит,  как-то не по себе…  Бродить рядом будет, потом  обязательно в избушку заберётся! А завалишь  -  медвежата одни останутся, погибнут, малые  ещё.   Вот и думай, что делать.
На следующий день  Максимыч  убрал все продукты в лодку, открыл двери в избушку и заколотил окошко  наглухо досками, чтобы даже щели не светились!  Сам  сел в лодку и поехал к следующей избе.
Вторая избушка  охотника стояла  метрах в  ста  от реки, на просторной  поляне.  В этом  месте, когда- то стояла экспедиция.  После них  осталось много  железа , труб, досок и всякого хлама.    Максимыч уже пожалел, что избу здесь поставил, да поздно   переносить. Всё  налажено,  путик прорубил, капканы на соболя стоят,  так и  оставил избушку. Пусть будет  открыта, заходи медведь! 
 Привязав  лодку, охотник взвалил рюкзак, взял ружьё и свистнув  Буяна, стал подниматься  по тропинке к лесу.  Тропа петляла среди зарослей тальника, шумел весенний ветер, будоража  в душе   чувства  и поднимая  настроение…Буян бежал впереди охотника, радостно поглядывая по сторонам и втягивая носом свежий таёжный воздух.  Вдруг  он  остановился, шерсть на загривке поднялась дыбом. Максимыч прислушался.  Издалека  послышалось глухое рычание и металлический звук.  Он  взял ружьё на перевес и стараясь ступать очень тихо, стал подкрадываться к  месту,откуда  слышался этот звук.  Пришлось  уйти в сторону от зимовья  метров двести.  Там в гуще  леса стояла  могучая лиственница, вот возле неё и увидел  охотник  медведицу. Она  крутилась вокруг  дерева  и злобно рычала. Возле неё , жалобно повизгивая суетился медвежонок.  Сначала  Максимыч  не мог ничего понять, но потом  разглядел !  Капкан!
Медведица попалась в старый капкан.  Он был   прикован  цепью к  лиственнице   и  крепко держал лапу зверя.  Видимо  рабочие из экспедиции  поставили,  охотник  бы не оставил капкан открытым.

Что делать? Максимыч думал…Если застрелить медведицу, медвежонок пропадёт…
А если  освободить? Но как? Она даже близко не подпустит! А если попробовать?!
Он  достал из  рюкзака  топор и уже не таясь,  пошёл выбирать крепкую  прямоствольную берёзу…
Медведица, увидев охотника, заревела так, как будто дули из трубы в пустую  цистерну. Рёв  был страшный. Медвежонок прижимался  к ней  и  жалобно оглядывался на  человека.  Максимыч  взял  очищеный ствол берёзы  и не таясь, стал подходить к медведице.  Цепь ,  которой был  прикован  капкан, была короткой, она надёжно держала его  и ограничивала  свободу  зверя.  Порвать её было невозможно даже медведице. Капкан был самодельным, пружина из автомобильной рессоры  и  захватившие  лапу  скобы  из прочной стали… Возле  капкана  стоял крепкий  раскидистый пень. Медведица уже разгребла вокруг него землю, пытаясь вырваться, она  рвала, дёргала цепь , но челюсти ловушки крепко  её держали.
Вот если подсунуть  конец берёзы под корни пня  и как рычагом надавить  на пружину ! Тогда  она  ослабнет и  пасть  капкана откроется. Нужно овлечь медведицу. Но как?  Максимыч нашёл глазами Буяна.  Он не лаял, только рычал, таёжные собаки лают только по приказу хозяина или в особых случаях. Максимыч  дал команду  и  собака  стала  неистово  кидаться с громким лаем на медведицу…Медвежонок спрятался за неё, выглядывая и жалобно скуля. Максимыч быстро подсунул берёзу под  корни пня  и  надавил на пружину. Медведица рванулась, почувствовав свободу и  повернулась в сторону охотника. Их взгляды встретились..Взгляд   зверя  и человека…

После этого случая  Максимыч на медведей больше не охотился. Но и избушки  его  они  перестали разорять…