Великодержавная историческая спесь, статья

Александр Демьянков
Никто не отрицает великую русскую культуру, удивительную самобытность ее народа и современное значение Москвы как одного из главных центров влияния в мире, но с историческими «понятиями» российских политиков надо разобраться!
Люди власти и генералы живут по учебникам истории для начальных классов. Дракон великой государственности растит их с детства. Как человек русскоязычного мира я признаю этот «зоологический» факт с постсоветской печалью.
Недавно я увидел в Интернете «вдохновенную» речь: высокопоставленный российский патриот узрел в «новой» истории Беларуси угрозу очередного «майдана». При этом он почему-то утверждал, что белорусский язык возник лишь в двадцатом веке, а до этого мы страдали под гнетом литовцев и поляков!
И меня как автора сценариев документальных фильмов это – довольно сердитое, но искреннее – интеллектуальное «открытие», мягко говоря, возмутило.
Я признаю только культурный «национализм» и не путаю любовь к своему народу с территориально-экономическими интересами нации. Имперские амбиции предпочитаю истории тихой Швейцарии с ее четырьмя государственными языками.
Поэтому сразу же соглашусь с генералом. Как литературовед он прав: белорусский письменный язык в советский период получил последний удар под дых. Ради «экономии чернил» в 1933 году его лишили мягкого знака и объявили законным!
Сформировался же он, как и современный русский, в 19 веке, но изначально это была белорусская латиница, книги на которой выходили за границей Российской империи. Кстати, наш письменный язык – это литературная компиляция нескольких разговорных диалектов.
А о его древности говорит хотя бы тот факт, что наш Франциск Скорина напечатал свою первую книгу на «роднай мове» почти на сто лет раньше русского первопечатника. Если это был наш общий язык, тогда почему – Иван Федоров?!
Да, современные русский, украинский и белорусский языки имеют общее происхождение, но тюркских слов больше всего в «великом и могучем», а славянских корней – наоборот… Каждый образованный филолог догадывается, что россиянам «ближе» болгары – потомки волжских булгар. Чистую белорусскую речь («тарашкевицу») великороссы не понимают вообще! Это уже в советскую эпоху нашу мову обогатили русскими «синонимами».
Академики словесности это знают, но политикам читать их труды некогда, они предпочитают думать и писать неграмотно.
Историческая наука – самая элитная проститутка всех времен и народов! Именно поэтому государственные историки так часто «забывают» известные всему миру факты. Это происходит и в Москве, и в Пекине, и в Вашингтоне… Чем крупнее страна, тем хуже ее историческая память. Но значительно длиннее!
Преемственность государственных систем не означает общую культуру и историю. Румыны не являются потомками древних римлян, хотя их страна и возникла на обочине дорог этой великой империи!
История почти мифической Киевской Руси тоже – и наследуется, и присваивается. Русские цари поступали подобно германским императорам Священной римской империи. Россия – увы! – не «Третий Рим», а четвертый, пятый или даже шестой…
Кстати, самоназвание «Украина» произошло не от русского слова «окраина» и  не от словосочетания «у края», а от выражения «в краю». «В» это транскрипция более древнего предлога «у», а «край» и «рай» – слова созвучно однокоренные.
Сама же «Русь» пришла на Центрально-Европейскую равнину с южными славянами (их потомки – русины) и варягами – возможно, тоже славянского происхождения (отсюда названия Пруссия и Боруссия – древнее «Порусье»). Родина славян – Западная Европа, а не Южный Урал с его «археологическим» Аркаимом. Хотя бы потому, что 36 веков назад славянских племен просто не существовало!
Древняя Русь прирастала с Запада на Восток. Лучшим доказательством тому является этимология географических названий. Берлин – бывшая славянская деревня, названия рек и озер Беларуси – балтского происхождения, а «Москва» – это угро-финское слово.
Первые русские государства не имели единого центра. Киев и Полоцк постоянно воевали между собой. Москва же подхватила государственный венец у восточной Орды.
И в этом нет ничего позорного!
После развала СССР новые «восточнославянские» страны окунулись в историческую идеологию с головой. Но общее прошлое приватизировать нельзя. Поэтому и вспомнили о разных языках и древних предках!
И это естественный государственный процесс. Только в Москве почему-то патриоты очень этому возмущаются!
Но белорусские школьники со времен БССР знали, что их предки жили в Великом княжестве Литовском дольше, чем в Российской империи. И что «мы» никогда не были захвачены Польшей.
Речь Посполита переводится просто – «республика». Это было федеративное государство шляхты двух стран с двумя конституциями, разнообразной верой, двумя государственными языками и разными деньгами.
Среди белорусской шляхты, кстати, правящее большинство (до 18 века, когда начались царские Разделы) было не католиками и униатами, а… протестантами!
Демократия, европейское законодательство и книгопечатание в Россию пришли не из Китая. Мещанская (чиновничья) слобода в Москве была заселена исключительно образованными в университетах литвинами, как тогда назывались предки белорусов.
Повторяю: мы это изучали в школах параллельно истории СССР, но все равно предпочитали родному «столичный» язык межнационального общения!
Между прочим, «оккупация» литовскими князьями – это тоже весьма спорный вопрос. Современные литовцы в те времена назывались: жмудь, аутшайты и ятвяги. Большая часть из них оставались вассалами Тевтонского ордена еще два века после захвата Гедимином Новогрудка и образования Великого княжества.
Большинство западно-европейских историков считает, что этот князь пришел в Среднее Принеманье (Черная Русь) с закаленной в боях с немецкими рыцарями дружиной небольшого балтского племени Дайново и к предкам литовцев реального отношения не имел. «Гедиминасом» будущий завоеватель Полоцкого княжества стал через века, когда маленькому «лесному» народу срочно потребовалась собственная государственная историография.
Далекое прошлое моих предков по отцу (мама у меня – тверская карелка) сильно противоречит идеологическим установкам многих российских, польских и литовских политиков! Но я по-прежнему люблю и уважаю своих соседей.
Зачем нам из-за этого ссориться?! Каждое государство имеет право на своих собственных исторических героев! Да и советское прошлое нам не вычеркнуть!
Современная Россия – это совершенно новая государственная система. Однако ее «новейшие патриоты» живут старыми амбициями. Великая страна болеет юношеским максимализмом. Она как будто  переживает «трудный возраст», отсюда – и политическая агрессивность, и территориальный рост…
Современные столицы –  Киев и Минск также развиваются на исторических развалинах, их древние корни переплетаются с московскими, и все-таки… Рим – это итальянский город, но не все славянские дороги ведут в Киев!
Московское православие, к сожалению, тоже лукавит, приписывая себе единой Византийский «наследственный» патриархат. Но об этом мне как верующему человеку лучше просто помалкивать.

2017 г.