Адамово изгнание

Сестры Ивенс
Читая СИНАКСАРЬ в Неделю воспоминания Адамова изгнания

Последняя неделя (воскресение) перед началом Великого поста посвящена воспоминанию Адамова изгнания. Удивительно, почему именно в это время, когда в народе идет оживленное душевное движение к подготовке к Светлому Воскресению, вдруг такое отрезвляющий Божественный акт – изгнание Адама. Почему некоторым уготованы слова «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие».  Почему так?

Адам жил в Раю, в земле, где течет молоко и мед, жил без забот в радости и здравии. Когда Адам соГРЕШИЛ, он был изгнан в пустыню с терниями и волчцами и стал питаться полевою травою, добывая себе хлеб в поте лица, а жена его в муках рождала детей своих. Они познали скорби, и болезни постигли их. Утратив связь с Богом, люди стали унылы и одиноки.

Но так любит Отец детей своих, что посылает на землю Сына своего, Христа. Того, Кто может спасти их от плена греха и смерти. Люди Его распяли. Они распяли Источник света и жизни вечной. Человек снова остался один.

Самый горький вопль человечества – это слова Христа со креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Когда у человека нет ни родных, ни близких, нет ни друзей, ни коллег, у него, по крайней мере, есть надежда на Бога. Но когда и Бог оставляет его, тогда человек приходит в состояние полного безутешного одиночества.
 
Ощущение внутренней пустоты, подавленности, уныния – это знак того, что в сердце нет Бога, а есть один только грех. И если грех заполнит всё сердце, в конечном счете, наступит Богооставленность, пустота и холод бездны.

Но так любит Отец детей своих, что оставляет им путь возвращения к Богу: нужно последовать за Христом в пустыню, чтобы, отвергнув дела сатаны, взять крест и распять свою плоть со Христом.

О каком распятии идет речь? О распятии греха гордыни, за который ветхий человек Адам был изгнан из Рая.

Где та пустыня, в которой современный человек смог бы распять свои грехи, чтобы не быть уже рабом греху и найти путь возвращения в Рай?

«Пустыня» - это, конечно, иносказательный, фигуральный оборот речи. Живя в миру, человек окружен суетой. Он может даже не ощущать атаки греха, ему кажется, что во всех его проблемах виновны окружающие люди. Но, когда он оказывается в пустыне, ему уже некого винить. Один на один с собой подвижник начинает видеть себя изнутри, словно обнажает свой грех перед собою.
 
Наблюдая за собой, за движением плоти и мыслей, аскет постепенно начинает замечать свои страсти (грехи). Опытно переживая голод и холод, он понимает, что, если он не избавится от страстей и не взыщет Бога, то помощи ждать ему уже не от кого, и злая пустыня станет его вечным селением. Богом покинутая душа по смерти наследует ад.

«Опытное переживание» - это есть реальный личный опыт реальной жизни каждого человека, приобретаемый только реальной покаянной молитвой и реальным физическим постом. Следовать за Христом – значит поступать так, как Он учил, а распять свою плоть – значит, распять свои грехи в свете Его учения, избавиться от них, стряхнуть с себя ветхого (греховного) человека и впредь не грешить.

И когда в вашей душе обильно откроются новые чувства – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» - знайте, что это признаки Богообщения. Признаки того, что вы стали на путь возвращения к Богу, в Царствие Его Небесное. И тогда появляется надежда услышать заветные слова: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Путь следования за Христом мы начинаем с того, что прощаем тех, кто обидел нас, и просим прощения у тех, кого вольно или невольно обидели мы. Прося прощения, мы упрощаем (делаем ПРОЩЕ, искреннее) наши отношения с Богом и ближними. С этого и начинается борьба с собственным эгоизмом, с этого начинается наше очищение сердца, с этого начинается Великий пост.

Приступим, братья и сестры, со всяким страхом и чистой совестью, и не подлежащей сомнению верой, и это для нас будет настолько полезно, насколько мы веруем не сомневаясь.