Нерукотворный памятник

Ирина Старкова
                Нерукотворный, не руками сделанный;созданный, сотворенный Богом. Нерукотворный образ.
Словарь Даля
                Не сотвори себе кумира.
                Цитата из Библии.

Лето 1834 года. В Петербурге празднуется открытие триумфальной колонны, возведенной в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Колонна увенчана фигурой ангела со склоненной головой, правая рука указывает на небо, левая держит огромный  латинский крест. На пьедестале колонны надпись: "АЛЕКСАНДРУ 1му БЛАГОДАРНАЯ  РОССИЯ". Вся композиция обращена к Зимнему дворцу. Колонна названа Александровской, а лику ангела приданы черты покойного императора.  Расположена она в центре огромной площади, одинокая, устремленная ввысь, как однозначное высказывание, как истина.
За пять дней до торжественного открытия памятника Пушкин покидает Петербург, "чтобы не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами" (из дневника за 1934 год, запись 28 ноября). Факт интересный. Перед этим была попытка уйти в отставку. Не получилось. Царь счел прошение об отставке черной неблагодарностью и дал понять, что отношения будут разорваны. Касательно работы над историей Петра: доступа к архивам не будет. И, надо полагать, звания историографа тоже не будет. В общем,  пришлось извиняться и отказываться от прошения. Пушкинского поэтического отклика на открытие колонны в хоре общего восторга новым чудом света, нет. Однако этот монумент всплывет в его творчестве позже.
С царем Александром 1 отношения у поэта были и того сложнее. Как известно, Александр 1 взошел на престол в результате заговора, закончившегося смертью его отца Павла 1. Об этом Пушкин упоминает в оде "Вольность", которую позже назовет детской, а само написание ее очень неблагоразумным поступком. ("Воображаемый разговор с Александром 1", написано в конце 1824 года). В манифесте, обнародованном в день восшествия на престол, Александр обещал управлять государством по законам и сердцу бабки своей Екатерины. Но... Хрестоматийные строки Пушкина:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман...
После отечественной войны 1812 года в характере императора произошла большая перемена: он искал утешения в религии и тяготился бременем правления. Характеристика Александра 1 из отрывков 10 главы "Евгения Онегина":
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой
Над нами царствовал тогда.
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Еще раньше Пушкин написал стихотворение "К бюсту завоевателя" (1829 год), имея в виду того же адресата:
Недаром лик сей двуязычен,
Таков и был сей властелин.
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.
А в "Медном всаднике" Александр предстает набожным человеком, но при этом неспособным быть проводником Божьей воли: "с Божией стихией царям не совладать".
Лето1834 года в Петербурге ознаменовалось еще одним событием: из Италии была привезена картина Карла Брюллова "Последний день Помпеи" и выставлена в Эрмитаже. Очевидцы говорили, что Пушкин подолгу простаивал перед картиной, а в поэтическом отклике на нее есть строчки:
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн кумиры падают.
Позже, в 1836 году, он снова вернется к шедевру Брюллова ( Фракийские элегии Виктора Теплякова. С. с. в 10 томах, т. 6. Критика и публицистика. М., "Худ. лит.", 1976. 508 с. Стр.435), причем выделит в ней три центра: толпа, кумиры и стихия вместо очевидного противостояния стихии и толпы. В "Медном всаднике" опять и не раз прозвучит слово кумир. Цензор-царь Николай 1 вымарает их. При жизни автора поэма напечатана не будет, да и после смерти авторская редакция не скоро станет известна читателям. Тема кумира, несомненно, живет в творчестве Пушкина и развивается.
Как-то сама собой возникает аналогия между Александровской колонной и стихотворением "Памятник" (название предложено В. А. Жуковским при первой публикации 1841 года и принятое в литературоведении, в пушкинском автографе не озаглавлено), написанным в 1936 году и подводящим жизненные итоги:
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
В комментариях к стихотворению так и говорится, что Пушкин имеет в виду Александровскую колонну, упоминая Александрийский столп. (С. с. в 10 томах, т. 2. Стихотворения 1825-1836.М., "Худ. лит.", 1974. 688 с. Стр. 614). Однако, история прочтения пушкинского образа "Александрийский столп" не проста, имеет разные трактовки и дискуссия в среде исследователей загадочного словосочетания продолжается. Вторая трактовка образа: Александрийский столп -  одно из семи чудес света, маяк на острове Фарос в черте египетского города Александрия и, видимо, самое высокое сооружение античности. Так с чем же сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник? Если речь идет об Александровской колонне, то: "не власть и сила, а дух и культура дают бессмертие" (Лотман Ю. М.). Александровская колонна создавалась как утверждение высшего авторитета монаршей власти России, призванной поддерживать Божественный порядок на земле. И латинский крест, как символ всего христианства, и благодарный народ за победу Богоизбранного монарха над Наполеоном - все четко работает на конкретную идею. Сравнение с новоявленным кумиром? Нет, это не про Пушкина, тем более что сравнивается не поэт, а поэзия. Сравнение силы поэтического слова с земной властью рождает противопоставление  духовного земному. Сравнение с признанным чудом света из Александрии, которого давно нет на свете, а только память о нем, дает новый оттенок толкованию загадочного образа. Такое сравнение ведет в духовную область и говорит о различии качеств духовного. Пушкинский памятник не только не от мира сего, но и в духовном мире очень высок.  Возможно, оба сравнения верны, как взаимодополняемые. И размышляя о двух сравнениях, трудно отделаться от лукавой усмешки автора.
Известно восхищение Пушкина Петром 1, его деяниями, но и варварство, жестокость Петра не отрицаются им.
В "Медном всаднике" читаем вдохновенные строки:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит...
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия...
И в этом же произведении о "кумире на бронзовом коне", о "горделивом истукане", о страшном вызове, брошенном "безумцем бедным" державцу полумира. На полях рукописи "Медного всадника" есть рисунок автора - скачущий конь без седока. Конь в поэме - символ страны, всадник - самодержец.
Гениальное прозрение?  Понимание глубинных причин и следствий? Пророчество?
Стихотворение "Памятник" посвящено великому и главному в жизни труду: выполнению предназначенного свыше и одновременно утверждению Божьей воли в земной жизни. Один из современных писателей (Дмитрий Быков) сравнил прикосновение к творчеству Пушкина, как к оголенному проводу. Сильное сравнение, ярко передающее суть проводника небесных сил. Божественная мощь убийственна для обычного человека и безопасна для гения. Но гениальное творчество само собой воспринято быть не может. Для этого читателю нужно потрудиться. И, к сожалению, зачастую только время дает окончательный ответ: что есть истина, а что заблуждение.
В "Памятнике" автор обратился к древней поэтической теме, указав на это эпиграфом, названием оды Горация. У этой оды есть множество переводов и подражаний, как древних римских, так и более поздних авторов разных стран. Подражает и Пушкин, но тему решает по-своему, новаторски. "Памятник" появляется незадолго до смерти и в очень непростой для него ситуации. Недоброжелатели говорят и пишут о закате его дарования, о том, что в журналистике он тоже не состоятелен. Это все обсуждается в салонах, в письмах, формируется определенное мнение у публики. Голосам почитателей не пробиться к сознанию читателей, их попросту не печатают. На самом деле речь идет о жесткой конкурентной борьбе. Информационная война придумана не сегодня. И вот в этой ситуации появляется "Памятник". Скорее всего, не для печати, но это уже не важно. Права на бессмертие заявлены. Это и гениальное произведение, и духовная победа одновременно. Таким образом, стихотворение становится не только традиционной формой размышления о бессмертии поэтического слова, а говорит о предназначении поэта, о том, как Пушкин его понимает. Именно его позиция исполнения тайной воли Божьего Промысла вызывает столь яростное противодействие, именно здесь корень всех причин травли. И стоит задуматься о том, чем же так сильна культура и почему определенным силам необходимо ее разрушать. В результате этих размышлений мы непременно выйдем на проблему борьбы Добра и Зла в мире.
В стихотворении четко по форме, вслед за Горацием, дается самооценка творчеству, "формула национальной славы",  "формула заслуг" (Д. П. Якубович), кодекс чести поэта, его завет продолжателям. О формуле заслуг - четвертая строфа. Жестокий век - век крепостного права, телесных наказаний, казни дворян-декабристов и ссылка оставленных в живых в Сибирь, на Кавказ. Под призывами милости к падшим закономерно подразумевают царя и декабристов. Но только ли царю важно уметь миловать? Ведь Пушкина читала вся грамотная Россия, и если он писал о милосердии, о прощении, то понимал важнейшую  необходимость именно этих качеств в человеке. Падшие, то есть согрешившие. Это тоже важно понимать, разбираясь в мировоззрении поэта. Формула "Пушкин - певец декабризма" поверхностна по своей сути, продукт пропаганды искусства социалистического реализма.
Помня точность пушкинского слова, добытого в кропотливых поисках, невольно начинаешь размышлять над перечисленными народами в стихотворении:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Были в процессе поиска перечислены и другие народы, но оставлены именно эти. Почему? Что является объединительным началом? Мне кажется убедительным мнение С. В. Федорова о созвучии с официальным титулом императора, включающим название около 60 подвластных ему земель и заканчивающее словами "и прочая, и прочая, и прочая". Краткий титул представляется в следующем виде: "Божиею милостию, Мы, ;;, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая". (Гордый славянин - это поляк). Не монархами создаются государства, а Божьей волей, в основе которой вечные ценности - милосердие, умение прощать, внутренняя свобода и достоинство, добрые чувства, любовь. Такие ценности пройдут проверку у любого времени. В таких качествах народного характера - залог силы и процветания страны. Национальная идея, которая сегодня в России видится как патриотизм, одним этим качеством исчерпана быть не может.
Пушкин вошел в сознание читателей как солнечный, жизнерадостный и жизнеутверждающий человек. Потому что он, как никто, понимал ценность самой жизни. И для себя, и для каждого человека. Ради великого творения - жизни - преодолевались невзгоды, жизненные бури - все испытания. И творчество его - вечный и навечно свет, и радость, и тепло, и мудрые ответы на сложные вопросы, и побудитель мыслить и развиваться в лучших человеческих проявлениях.  Только человек имеет возможность сделать жизнь прекраснее, такой, какой она задумана свыше. 
Пушкин продолжает пребывать в диалоге со своими читателями. "... система, которую Пушкин создал и запустил в мир, - это динамическая структура, она накапливает смысл, она умнеет, она заставляет умнеть, она отвечает нам на те вопросы, которых Пушкин не мог знать. ...Пушкин притягивает нас, как сама жизнь" (Ю. Лотман).
Национальный поэт выразил в своем творчестве дух народа. А бессмертие поэта в памяти народной - одновременно и бессмертие национального духа. Сколько удивительно-прекрасного раскрыл Пушкин в национальном духе и показал своему народу! Безусловно, речь идет о взаимной любви, а созданная гением конструкция сама по себе бесконечна. Вот какой нерукотворный памятник создан...

Литература:
Алексеев М. П. Стихотворение Пушкина "Я памятник себе воздвиг..."
: Проблемы его изучения. Л., 1967.
Лотман Ю. М. Пушкин. СПб, "Искусство-СПб", 1999, 847 с.
Поташова К. А. А.С. Пушкин и К.П. Брюллов: история знакомства и созвучие творчества. URL: http://www.pushkinopen.ru/texts/view/45
Федоров С. В. Лекция 1.3. Комментарий и/или реконструкция текста | Курс: Литература в диалоге прошлого и настоящего. URL:
Шведова С. О. Александровская колонна в пространствах поэзии, идеологии, истории. URL: Якубович Д. П. Черновой автограф трех последних строф "Памятника". URL: http://www.ruthenia.ru/document/536053.html