Победа сборника с моим участием

Сергей Сметанин
18 февраля 2017 года в Сургуте были подведены итоги Второго открытого литературного конкурса имени Петра Суханова. Решением жюри под руководством координатора Ассоциации писателей Урала Александра Борисовича Кердана
Диплом победителя в номинации «Поэзия» был присужден литературному объединению  «Северный огонёк»  за коллективный сборник «Созвучия и контрасты».

Мои стихи:

(Публикация в сборнике "Созвучия и контрасты" Сургут 2016 С. 193-200)

Любовь к Югре

Жизни вдохновенные приметы
Ты душой впитала на века.
Даже на другом краю планеты
Мне Югра ничуть не далека.
А моя печаль несокрушима:
Я забыть до гроба не смогу
Золотой багульник Когалыма,
Мегиона гордую тайгу.
Шум автомобильного Сургута,
Новый нижневартовский вокзал,
То, о чём доселе почему-то
Всей земной любви не рассказал.
Вдоль Оби мечта моя кружится,
За летящей уткою вослед.
Где она привольно приютится?
Дай ты мне, Югория, ответ!
Может, у холмов Ханты-Мансийска,
У нефтеюганской буровой?
Жаль мне, жаль, что я сейчас не близко
Заболел тоскою мировой...


Водительское

Утро чело деловито нахмурило.
Рвутся Камазы по трассе вперед.
Сколько нас, братцы, вчера балагурило?
Сколько нас нынче недостает?
Где-то удача растаяла гладкая…
Знать, как и прежде она впереди —
Жизнь наша долгая, жизнь наша краткая —
Несовершенная, как ни крути.


Элегия

Стою на верху заводской эстакады.
Вдали предо мною — Солохинский мост*.
И столько простора — другого не надо!
И столько же в небе рассыпано звезд!
Смотрю на тайгу, и душа замирает.
И мыслю о том, как живу и умру,
О том, как вселенная тихо вздыхает,
О том, как снежинки летят на ветру.




На Вахе

В хантыйской притихшей деревне
Столетние кедры не спят.
На празднике обласа** древнем
Встречаем июльский закат.

И музыка ширится трубно,
Как будто на славу и суд
Под звуки шаманского бубна
Здесь духов из бездны зовут.

Беседуем, волю вдыхая —
Пытаемся что-то понять
Из песни брусничного края,
Что льётся опять и опять.

А песня пророчит уныло,
Что правда бредет наугад,
И всё на земле уже было,
Не тысячелетья ль назад?

У речки журчащей, где блики
Летят на веселия зов,
Не те же ли вечности лики
Сквозят из прибрежных кустов?

И ночью над заводью чёрной
Всё та же гудит мошкара.
Ах, как она вьётся проворно!
Как рвётся на пламя костра!

На празднике обласа древнем
Истаял июльский закат.
И долго в притихшей деревне
Столетние кедры не спят.




* * *

На Сайме, среди кедров темноликих,
Дрожат клочки небесной синевы.
Малиновки взволнованные клики
Пронзили бор чуть выше головы.

Трепещет воробьишка за сараем.
Как ни круты сугробы вдалеке —
Проталины привольно дышат маем,
Веснушками на девичьей щеке.

Мне вспомнилось на миг родное детство:
Приход весны я празднично встречал,
Степных небес приветствовал соседство,
И солнца ход на парте отмечал.

Я не забыл ни сверстников галденье
Перед игрою в прятки да лапту,
Ни девочку, чье имя… Загляденье…
Я не забыл простую красоту.

Я не забыл ни садика с цветами,
Ни писем, что тобою сожжены...
Лишь два часа полёта между нами —
Две жизни, два признанья, две вины.

Не возвратить… А, знаешь, и не надо.
Былого нет… Поблекнут краски дня.
Но будет вечно в прятки возле сада
Играть весной другая ребятня.

Я рад тому, что мир материален,
И, уходя, с собой не заберу
Ни темноликих кедров, ни проталин,
Ни птицу, прозвеневшую в бору.


Весенняя минута

Что за нрав у северянок —
Этих вьюжиц и ветриц!
Удивляют спозаранок,
Машут крыльями ресниц.

Снег — на шубке, снег — на шапке,
Снег — на чьих-то волосах.
На девчонке и на бабке,
У торговца на усах.

На щеке снежинка тает,
За машиною пылит.
Жизнь ничуть не утихает —
Воздымает и бурлит.

В этой сутеми*** и смуте,
И в раздрае скоростей
Не хочу терять я сути
Самой солнечной своей.



Шофер

Памяти Бориса Васильевича Гусева

В автомобиле, как влитой,
Одетый строго по погоде.
Шофёр «от бога» — робок, вроде,
Перед дорожной суетой.

Переплетенья магистрали
Да светофорный окоём...
О, сколько раз одолевали
Вы человека за рулём!

А сколько раз во днях труда
Он рисковал и ставил на’ кон
Судьбу свою под Зодиаком,
Но грела добрая звезда.

И снова байки про мороз
Напарник впаривал жестокий,
И вьюга преданно, как пёс,
Ему облизывала щёки.


Снегопад

С утра мело широкими кругами,
А на рассвете падал наугад,
Пространство размечая между нами,
Душа зимы российской — снегопад.

И город перед нашими глазами
Раскинул феерический наряд
С верандами, качелями, шатрами...
И сказке вслед прохожие глядят.

Прошёл с лопатой грузный Дед Мороз.
Корявый лист от клена прокатился,
Продрогший и волнующий до слёз.

Густеет снег. Плотнее повалился
На рыхлые громады тополей
С каркасами старинных кораблей.

Невозмутимый, вечный снегопад
Вали’т, вали’т растущими кругами!
Под нашими неспешными шагами
Тропою комья белые скрипят.

Июль в Сургуте

Толпа бетонно-серых туч прогромыхала где-то,
Раскаты дальние грозы уехали за ней.
Синицей тоненько звенит распахнутое лето,
Роняя капли бирюзы с рябиновых ветвей.

И возрождённые мечты рукою торопливой
Рисуют радугу — цветной надежды каравай.
А я по Майской прохожу, продрогший и счастливый,
Как двадцать лет тому назад, влюбленный в этот край.


Без грешной прозы

Я по Сургуту не скучаю,
Я без Сургута не живу:
Оттуда письма получаю
И вижу будто наяву.

Во мне живут его кварталы,
Проспекты, улицы, балки’****,
Автомобили и вокзалы,
Поэты, дети, старики.

Я вдоль по Ленина гуляю,
И по Островского брожу,
Зимой дрожу и замерзаю,
А летом гоголем гляжу!

Мне по душе метель-морозы,
Туманы, дождик и жара,
Я в нём не вижу грешной прозы,
Хотя давно уже пора.

Мой дух по-прежнему крамолен,
Любовь сильнее, чем расчёт.
Я нефтяной горячкой болен
Доперестроечной ещё.

И никому не обещаю
Склонить покорную главу.
Я по Сургуту не скучаю,
Я без Сургута — не живу!




* Солохинский мост — Югорский мост через Обь у Сургута* Солохинский мост — Югорский мост через Обь у Сургута
** Облас — сибирская гребная лодка-долбленка у народов
ханты, манси. День обласа — праздник, проводимый в Югре
*** Сутемь — сумрак, полумрак.
**** Балки — самостроеные домики из горбыля и рубероида.