Евгений Мясникевич Счастливый день

Евгений Мясникевич
                -1-
               
                Евгений Мясникевич

      Счастливый день.
                (рассказ)
Последнее время мне часто снится детство. Беспокойное, суетное, но счастливое. Что это, наступающая старость или хандра?
      Пятьдесят третий год. Весна, начало марта. На первом этаже двухэтажного дома в двухкомнатной квартире одну комнату занимали соседи, а в другой проживала наша семья. Соседи воспитывали двух сыновей, но мальчики были старше – учились в школе, и друзьями мы не стали.
      Моей сестре через неделю исполнялось три года, а мне пять лет будет только летом. Я сидел на стуле и мечтал, что когда наступит лето, меня, наконец, начнут надолго отпускать гулять. Сквозь запотевшее окно я наблюдал, как мальчишки бегают по двору с палками в руках.
    - Мама, отпусти погулять.
    - А ты не убежишь?
     Я горячо стал доказывать маме, что никуда не убегу, а в прошлый раз так уже случилось…
      И вот я вышел из подъезда. Мальчишек, не видно, наверно за сараи убежали. А мне нельзя за сараи, маме из окна меня видно не будет. А куда идти и чем заниматься? Палка какая-то валяется. Ого, тяжелая. Сейчас палкой сосульки с крыши сарая сбивать пойду. А сосулек-то нет, их мальчишки давно посбивали. Обхожу сарай и вот она, здоровенная! Тресь! Рассыпалась сосулька на множество ледяных шариков. Здорово! А вот дерево ледяное стоит, все ветки в сосульках. Вперёд! Сбиваю с ветки сосульку, и в рот. Вкуснотища! Сосулька так и называется, потому что её сосут.
     Надоело мне с сосульками воевать. Тут-то я увидел  старую дырявую корзину  - это же рыцарский шлем! Вытряхнув мусор, я надел корзину на голову поверх шапки. Развернул «шлем», чтобы через дыру на боку корзины удобно смотреть, и снова бросился на ледяных великанов.
     Разбившиеся сосульки барабанили по моему «шлему». Наконец я устал и вдруг вспомнил, что обещал маме играть под окном. Быстрей назад, к дому, вдоль кустов. Остановился перед забором. Заблудился. Захотелось плакать, ведь мне ещё и пяти лет нет. Почему не везёт человеку? Всё время со мной всякие истории случаются. Неделю назад, когда нас с сестрой отвезли к бабушке, то я шуровал кочергой в печке. Красиво было. Горящие угли посыпались из печи и загорелись на полу, но я не растерялся, открыл поддувало и совком начал выгребать золу и засыпать угли. Когда засыпал последний горящий уголёк, то из комнаты прибежала бабушка Наташа. До вечера я стоял в углу.
          Отдышавшись, я успокоился и вдруг увидел, что деревья без сосулек стоят в ряд, как солдаты. Я пошёл к деревьям со сбитыми сосульками, от дерева к дереву и вскоре дошёл до сарая.
 - Женя-а-а!  Женя-а-а! 
 - Я здесь, мама.
  Я вышел из-за сарая и с удивлением увидел маму.
         - Почему, мамочка, у тебя пальто расстегнуто? Так делать не надо, можно заболеть, - я заботливо стал крутить пуговицу на мамином пальто, пытаясь застегнуть.
                -2-
        - Что у тебя на голове? Где ты был?
        - Это шлем. Я сражался с Великанами, мамочка.
         Мама сняла с моей головы корзину вместе с шапкой. Потом, с трудом, вытащила грязную шапку и долго трясла её. Чёрные комочки замерзшей грязи отваливались от шапки и весело скакали по белому снегу у нас под ногами. Наконец, шапка у меня на голове, и мама тащит меня домой. Я упираюсь.
       - Мама, шлем забыли.
       - И когда ты, Женя, большим станешь?
       - Летом.
       Мама улыбнулась и решительно затолкала меня в подъезд. Перед дверью мама сняла с меня пальто и ладошкой стала выбивать из него пыль. Я молча наблюдал за мамиными действиями и вскоре заметил, что за мамой наблюдал не только я, но и маленький котёнок, сидящий неподалеку. Быстро схватив котёнка, я прижал его к своей груди. Он был крошечный, серенький и мокрый. Котёнка трясло от холода, он тихо пищал, открывая маленький розовый рот. Мама открыла дверь ключом, и я забежал в коридор. Котёнок успокоился и замурлыкал.
     - Садись на лавку, - мама усадила меня на скамеечку и сняла с ног грязные валенки с галошами.
     - Отпусти котёнка.
    - А чей он?
    - Соседей, наверно.
     Мама повела меня на кухню, где находился умывальник. На кухне было чисто и светло. За столом сидел сосед дядя Миша и читал газету. Напротив дяди Миши его сын Гена ел суп из большой тарелки. Когда я вошёл, Генка подавился.
   - Папа, смотри, негритёнок!
    Дядя Миша ничего не сказал, он отложил газету и молча смотрел на меня округлившимися глазами.
   - Извините, Михаил Степанович, надо умыть моего разбойника.
    Мама энергично сняла с меня рубашку, поставила на пол таз. Умывание шло медленно. Мама одной рукой придерживала мою голову над тазиком, а другой лила мне в ладошки тёплую воду. Я размазывал грязь по лицу, и эта процедура затянулась бы надолго, но смышлёный Гена, который заканчивал четвёртый класс, взял у мамы кружку, и дело пошло быстрее. Мама намылила мне лицо, шею, а Гена черпал воду кружкой из большой кастрюли и медленно поливал. И вот я умытый и причёсанный сижу на коленях у дяди Миши.
   - Кто это такой чистенький? Рассказывай, где ты так вывозился?
   - Он, Михаил Степанович, старую корзину на голову надел, а в корзине земля была.
   - Зачем же ты это сделал, Женя?
   - Мама неправильно говорит. Снежная королева послала Великанов, чтобы они заморозили всех людей, а я раз, раз, раз и победил, вот!
   - А корзину надел на голову для защиты от этих Великанов?               
    - Да. Не корзина это, а шлем.
   - Погоди-ка, Женьчик.
     Дядя Миша опустил меня с коленей на пол, ушёл в свою комнату и вскоре вернулся, держа что-то в руке.
      - Дарю, воин, настоящий шлем, фронтовой, - дядя Миша сел на стул и посадил меня на колени, -  в этом шлеме я бомбил подлых великанов, которые хотели поубивать наших людей.
   - Дядя Миша, вы лётчик?
  - Да, а твой папа – артиллерист.
                -3-
   - Мой папа из пушки стрелял.
   - И хорошо стрелял, до самого Берлина дошёл со своими пушками. А я вот не дошёл...
   - Папу зенитка подбила, но он посадил самолёт, - Генка обнял дядю Мишу за шею.
   Вошла мама с котёнком в руках.
   - Михаил Степанович, ваш котёнок нагадил в коридоре.
  - Генка, убери за котом. Опять притащил, чертёнок.
  - Никого я не притаскивал, - глаза у Генки полезли на лоб.
  - Не ходи, Гена, я всё убрала, - мама налила в блюдечко молока и подтолкнула котёнка.
   Серенького полосатика не надо было упрашивать, он с жадностью принялся лакать. Мы молча наблюдали за котёнком. Я посмотрел на дядю Мишу и понял, что надо что-то делать, а то Генка схватит котёнка и серенький полосатик будет его, Генкин.
     У Генки уже жила рыжая кошка, но потом куда-то сбежала. А ведь этот котёнок мой, я его нашёл!
     Котёнок, не догадываясь о моих переживаниях, спокойно допил молоко и старательно вылизывал блюдце. Сейчас, а то будет поздно. Я спрыгнул с коленок дяди Миши, схватил котёнка и прижал к груди.
   - Он мой, мой! – слезинки потекли по моим щекам.
   - Конечно же, твой, Женечка, - дядя Миша гладил по моей голове большой, сильной рукой, едва касаясь.
   Котёнок испуганно таращил глаза, пытаясь вырваться. Вырвался. Гордо подняв тонкий хвостик, пошёл по кухне осматривать новое место проживания.
   - Женя, это что у тебя? - мама потянула к себе кожаный свёрток.
   - Оставь его, Мария, - дядя Миша осторожно отвёл в сторону мамину руку, - это мой подарок Женечке, лётный шлем. Ему он очень нужен, а то опять грязную корзину на голову наденет.
   - Михаил, у вас же два мальчика.
   - У моих мальчишек очень много всяких штучек, им этот шлем не нужен, а у вашего сына глазки горят. Гена, тебе нужен шлем лётчика?
   - У меня есть шлем, новенький, дядя Саша подарил, - радостно сообщил Гена, - а ещё компас и ремень. Вовке куртку меховую, ботинки, шлем и ещё что-то.. Нет, куртку дядя Коля подарил и фуражку с кокардой.
   - Видишь, Машенька, какие мы богатые. Ко мне на Новый год друзья прилетали, помнят своего командира.
   - Помню я, Михаил Степанович, ваших друзей. Детей шоколадом обкормили.
   - Мы в футбол орехами играли, - это я подал голос.
   - Футболист, ты спасибо сказал дяде Мише?
   - Спасибо, дядя Миша.               
     Мама ничего не сказала, только вздохнула и повела меня в нашу комнату. Войдя в комнату, я развернул кожаный свёрток. Вот он шлем лётчика, до чего же красивый! Завтра в садик в нём пойду.
   - Мама, можно я в садик в шлеме пойду?
   - Давай померим, - мама надела шлем мне на голову и рассмеялась.
   - Что смеёшься, мама?
     Мама подвела меня к зеркалу и поставила на стул. Ничего не было видно.
   - Почему ничего не видно?
   - Потому, что этот шлем тебе велик.

                -4-
     Мама что-то искала в шкафу, комоде, а я стоял на стуле перед зеркалом и корчил рожи. Вот мама достала какую-то тряпочку и стала надевать мне на голову.
   - Что это такое, мама?
   - Это папина лыжная шапочка.
   - Не хочу папину шапочку.
   - Если будешь себя плохо вести, то о твоих приключениях придется папе рассказать, - мама подогнула края коричневой шерстяной шапочки и сверху надела шлем. Получилось очень красиво.
   - Ура!
   - Давай ремешки в эту застёжку пропихнём.
   - Давай.
     Шлем плотно сидит на голове. Голова большая, на арбуз похожа, но всё равно красиво.
   - Мама, я похож на лётчика?
   - Похож.
   - Пойду дяде Мише покажусь.
   - Если в кухне никого нет, то в комнату к соседям не ходи.
   - Почему?
   - Неприлично.
    Я спрыгнул со стула и побежал на кухню. Дяди Миши не было, а Гена привязал к нитке фантик и возил этот фантик около котёнка. Серенький полосатик лёжа на боку, пытался поймать цветную бумажку.
   - Гена, почему котёнок не бегает?
   - Наверно, он объелся. Я ему две котлеты скормил. Пойдём в нашу комнату, покажешь папе, как шлем сидит на твоей голове.
    - Красиво?
    - Красиво, будто летчик. Пойдём к нам.
    - Не пойду.
    - Почему?
    - Неприлично.
     Мы помолчали, потом Гена пошёл в прихожую и принёс ящик.
   - Это ящик моего Рыжика. Я сейчас за песком схожу, а ящик на том же месте поставим. Мне папа сказал, чтобы я помогал тебе во всём. Давай дружить, Женька.
   - Давай.
   - Женя, не тискай сильно котёнка, а то заворот кишок может быть.
    Я осторожно взял котёнка и пошёл с ним в комнату. Видя, как я укладываю котёнка к себе в кровать, мама спросила меня:
   - Женя, откуда взялся котёнок?
   - Я его принёс.
   - Когда?
   - Когда ты моё пальто чистила в подъезде, котёнок рядом сидел.
   - И как ты всё успеваешь, Женька. А вдруг котёнок больной? Не бери его в постель, пусть пока в коридоре поживёт. Я постелю, ему там будет хорошо.               
    Пришлось согласиться. Мама положила меня в кроватку, а котёнка отнесла в коридор. Я ворочался в постели. Встал, подтащил стул к выключателю. Взобрался на стул и включил свет. Вот он – мой шлем. Я взял со стола шлем и отнёс его на кровать. Выключил свет и залез под одеяло. За окном, в темноте, луч света скользил по ветвям дерева. Ветер качал фонарь, и ветки то пропадали, то возникали вновь. Я засыпал. А как же котёночек? Осторожно прошмыгнул в
                -5-
 коридор. Где мой пушистик? Вот он, лежит на стареньком одеяльце у тумбочки. Свернулся калачиком и спит. Пол холодный. Я быстро вернулся в комнату и юркнул под одеяло. Согреваюсь и сквозь сон слышу, как котёнок папиным голосом говорит. Говорит, что устал за неделю, и что к пятнадцатому пустят новую линию. А я глажу котёнка по серенькой спинке, а он, котёнок, мне говорит: «Давай дружить, Женя! Я твой настоящий друг».