Рассказ. Алгоритм бога

Ирина Никифорова-Захарова
    
      Мужа она не искала, в существование идеальных мужчин верила не больше, чем  в инопланетян.  Все разговоры о мужчинах и романах в больничной палате, где она лежала  с очередным приступом депрессии, ее раздражали.
 
     «Опять я здесь! Что же делать? Уже третий год  одна и та же потеха. Надо же! Как осень – я здесь.  Не справляюсь с болезнью, не могу выбраться без лекарств.   А дамочки  никак  не уймутся. Вроде  немолодые уже.  У каждой проблем выше головы и какая-нибудь своя невеселая история отношений  -  нет, все туда же, любовь и мужа  им подавай! Глупости все это».

      Анну эта тема не волновала.  Ей  важнее было выбраться из этого черно-серого мира, в котором она жила уже три года.
 
      В браке она прожила много лет.   Был  ее брак  счастливым или нет? Сравнивать ей было и не с чем, а теперь   уже и  незачем.  Муж был ее выбором,  опорой,  заботой, болью.  В молодости   случались увлечения, романы, но  в какой-то момент  она решила, что  любовь, страсти, ревности - это не про нее.  В браке это лишнее.   Дружба, уважение, верность намного важнее. И она вышла замуж,  будучи в «здравом уме», потом  родила детей, закрутилась в водовороте семейной жизни.  На других мужчин она больше не смотрела, была вполне довольна браком, лишь иногда…    Нет!  Она  была привязана к мужу, оберегала его, как умела  и не хотела  потерять.  Помнится,   с первых дней брака все переживала и пугалась, когда он вовремя не приходил,  рисуя себе жуткие картины. Времена  были  неспокойные, а сотовый телефон он не признавал. И врачей не признавал, ни на что не жалуясь. А вот надо же. Сердце!  Он умер  практически на ее руках  дома в обычный спокойный и заурядный день.  Ирония судьбы…

       Целый год после этого, она  злилась, глядя на мужчин:
      «Смотри, живут ведь!  Едят, пьют, а  он ушел… такой молодой… только детей подрастил.  Все мечтал, как на пенсию выйдет-  посадит сад…      Как всё в жизни  несправедливо».

      Но покажите того,  кто видел с жизни справедливость? И вообще, что такое справедливость?  Потом  острые  чувства  поутихли. Жизнь шла своим чередом. Мало  что ли у женщин забот?  Дети, хоть и живут уже самостоятельно, а все равно - вечная забота,   да еще здоровье стало подводить.
 
       Высказывания  близких  или подруг  о том, что она вполне может еще выстроить  серьезные отношения, Анну  только возмущали. Глупости!  Это в  молодости брак оправдан и необходим.  А сейчас?  Какой-то посторонний… рядом…  –  это представлялось просто немыслимым! « Общаться? …  Общение с мужчинами  разнообразит жизнь,  как-то стимулирует? … Наверное.  Ну,  если… вдруг… когда-нибудь…  найдется мужчина умный интеллигентный одинокий, понимающий, добрый,   с которым можно будет просто  поболтать, сходить в театр, музей, кафе. Наверное…»          Вот только одно НО -  существование такого мужчины вызывало большие сомнения.  Как сказала одна популярная телеведущая : « Хороших мужчин разбирают еще щенками».

     Поэтому разговоры в палате о замужестве и мужчинах она не поддерживала. Обычно  отмалчивалась, то читая книгу, то втыкая в уши наушники от плейера. Но как-то раз соседки дружно пристали к ней, всенепременно желая выслушать ее мнение. И Анна высказала им все, что думала:

      - Ну что вам далось это замужество? Каждая уже побывала в браке. Не  наелись? Что придумываете? Какие идеалы?  Хорошие мужчины при женах обычно живут. Если мужик живет один - значит что-то с ним не так...  Ладно.  Ну, даже если и так.  Почему надо все это загнать в рамки брака?  У всех к тому же проблемы со здоровьем, а муж, как известно, любит жену здоровую.  Вы не можете порой и свои проблемы решить, а еще хотите взвалить на себя чужие. Что надо вам в браке?   Дети ваши взрослые как еще на это посмотрят…Проблем, короче, захотелось.  Правильно!  Женщины любят сами создать себе проблемы, а потом мужественно их решать.
      Она привела несколько примеров из жизни  на  эту тему,  а в  конце  резюмировала:
-  Я, лично,  никогда не выйду больше замуж!
      И тогда одна из женщин, весело взглянув на нее, сказала :
- Вот теперь я точно знаю, кто выйдет замуж первой.
 Все засмеялись.
     Анне тоже стало смешно.

     «Что я  разошлась?   Учитель жизни!  Пусть женятся, сходятся, расходятся, переживают и радуются. Какое мое  дело? Радости в жизни и так немного, а болезни  совсем  загоняют в мрачный тупик  безнадеги. Понятно  извечное  стремление  женщин опереться на крепкое мужское плечо….  Где их только набраться, этих плеч? … Ничего. Пусть помечтают. Это, как известно, не вредно».

     Иногда в палату забегала молодая женщина.  Она  была в большом воодушевлении. Своего жениха  она встретила здесь же, в отделении неврологии. Их возникший  «больничный»   роман имел продолжение. Попала она в больницу после тяжелой автомобильной аварии, развода с мужем,  а тут на тебе. Любовь! Да еще замуж зовет, не смотря на ребенка.  Она с нетерпением ждала выписки, строила радужные планы. «Начну жизнь с чистого листа», -  сказала она им в  этот день, но  среди  веселого разговора  вдруг повалилась на кровать и забилась в эпилептическом припадке -  последствия травмы ,  - перепугав их всех.
 
     Чуть позже, когда она, побледневшая и обессиленная, отлеживалась на кровати,  Анна  спросила: «А твой жених знает о твоих проблемах?» Оказалось, что нет. Не решается она пока ему правду открыть.
     -Но ведь этого не скроешь... Все тайное становится явным.  А  вы  все можете рассказать о своих болезнях и проблемах вашим   мужчинам, за которых замуж стремитесь?» - обратилась она к остальным.  Женщины  промолчали и глубоко задумались.

    …  Анна стояла у больничного окна и смотрела на заснеженный дворик. Ветер зло трепал чахлые голые деревья. Ей вспомнились её  недавние стихи:
      «  Мне сегодня приснилась зима,
             В белоснежной своей немоте.
             Я ждала и ждала у окна,
             Но опять проходили не те.
             Ветер гнул деревца до земли,
             Безутешно рыдала метель,
             Засыпая твой новый приют,
             Где теперь твоя будет постель.
             Я ждала и ждала у окна,
             Тихо плакал испорченный кран,
             В эту ночь мне приснилась зима,
             Расколовшая жизнь пополам.

 Снегу намело… Снег, как чистый лист бумаги. Так хочется иногда начать жизнь с чистого листа! Но ведь это - глупость! Сегодняшняя жизнь  - результат прошлого. В  книге своей жизни ничего нельзя не переписать, ни зачеркнуть. В ней уже много разных записей, клякс, помарок, пятен от капнувших слез.  Многие страницы начали уже желтеть от времени, некоторые  смяты в желании вырвать их, но это невозможно.  Чистые страницы даются только при рождении. А  там уже пишешь все набело. Это надо понять, принять и  пытаться писать историю жизни как можно чище.
      И с болезнями своими бороться бессмысленно. Только силы терять. С ними тоже надо как-то подружиться и попытаться мирно жить дальше. В больнице спокойнее, но что толку? Прятаться от реальности бесполезно, в норку можно забиться лишь на время. Завтра домой.  Праздники скоро. Что меня ждет?»

       Думать об этом не хотелось. Пустые стены все еще пугали ее. Но человек- существо странное - ко всему привыкает.  Депрессия немного отступила, все виделось не в таком мрачном свете.

    « А ничего. В гости к сестре поеду, по девчонкам соскучилась, дел полно.  Музыкой займусь. Куплю вот пианино - играть буду. Забыла все уже, конечно, но ничего. Не зря же в школе музыкальной училась – вспомню».

      …В стареньких джинсах, с волосами, заплетенными в небрежную косу, Анна пересаживала цветок. Отросток она давно обещала соседке, поэтому, сняв перчатки, она бережно завернула его в салфетку и,  не снимая домашних босоножек, пошла в соседнюю квартиру. Соседка, скучавшая в одиночестве, заставила ее присесть к столу, выпить кофе. Но  едва они расположились, как в дверь ввалилась  компания, состоящая из мужа соседки Толика и еще двух мужчин. Один из них,- седой, худощавый, с аккуратной  бородкой и в очках – обратил на себя внимание Анны.
 
     «Надо же, однако, знакомые у Толика! Профессор прямо.  Странно!  Толик,  кроме машин да пива, вроде ничем не интересуется».
     Анна решительно  поднялась и,  попрощавшись с соседкой и всей компанией,  пошла к выходу, на  секунду перехватив   внимательный  взгляд  «профессора».

             Вечером  к  ней заскочила  соседка  и с порога затарахтела:
     - Толик  вчера  телефон твой попросил!  Я сразу  смекнула -  «профессор» на тебя глаз положил!  У Толика, оказывается,   выспросил, что и как, узнал, что одна живешь, ну и  обрадовался. .. Так что я  номер  твой записала.  Может,  позвонит, шибко не удивляйся.  А  чего не записать? Похоже,   мужик дюже умный,  говорит вроде русскими словами, а ничего не поймешь. Так - то Толик его не знает - это знакомый по гаражу зашел, а этот с ним случайно, но как Толик понял, что этот «профессор» врачом работает и вроде как одинокий. А  чего тебе терять-то, почему с хорошим человеком не пообщаться?    
      Соседка умчалась, вполне довольная своей ролью свахи,  Анне стало смешно: «Надо же!»

       Он позвонил через день. Поговорили недолго, никаких встреч  не назначили.  « Профессор»  только попросил разрешения звонить иногда. Этот звонок ее не удивил, не особенно  взволновал, но, безусловно, польстил самолюбию. Потом  «профессор» стал звонить каждый день. Он оказался умным и начитанным.  Разговоры по телефону  становились чаще и длиннее.  Оказалось, что не вымерли еще мужчины, которым нравится  читать, ходить  в театр и  на выставки. Они говорили обо всем,  проникаясь взаимным   доверием, быстро перешли на «ты».  У них оказались  во многом схожие вкусы и привычки. Он умел слушать и смешить. И это было ни к чему не обязывающее общение, и потому  не было нужды  рисоваться что-то из себя изображать.
 
      А потом наступил день, когда он не позвонил. Анна поймала себя на мысли, что уже очень привыкла к этим разговорам,  потом  стала переживать -  не случилось ли с ним чего. Она набрала его номер поздно вечером, вызов шел, телефон работал, но он не ответил ей. Она не ожидала, что настолько расстроится и разозлится.
     «Ну, подумай! Идиотка  какая! Развесила уши.  Профессор  «кислых щей»!    Мог бы как-то деликатнее  общение прекратить.  Хотя…  Чем он мне обязан? Может от скуки не со мной одной общается… Кто я ему? »
 
     Она достала из альбома фото мужа, долго плакала, глядя на родное лицо и чувствуя себя последней предательницей. « Да пошли они все!». Тем не менее,  всю  неделю она жила в ожидании  звонка. А когда она уже почти смирилась,  «профессор» внезапно позвонил и попросил о встрече.  Анна разговаривала с ним сухо и вежливо, на встречу согласилась, но про себя решила все это общение прекратить.
     « Зачем мне эти сложности? Нашел девочку!»

     …  Лето началось внезапно, как всегда. Солнце светило изо всех своих  июньских  сил, отражаясь и зажигаясь искрами в тысяче  брызг  городского фонтана. Сердце Анна что-то кольнуло, когда она увидела  «профессора», терпеливо ждущего ее на лавочке в сквере.  Она специально опоздала почти на час, мстительно желая заставить его потомиться в ожидании, а теперь ей стало неудобно.
    
       «Чего веду себя как девочка-подросток? Может у человека проблемы, сложности. И вообще, что мне до него? Выслушаю, попрощаюсь и уйду».

      Он радостно встрепенулся, когда она подошла к нему. А потом неожиданно взял ее за руку.
- Пришла!- сказал он, - боялся, что не придешь уже. Я, и, правда, веду себя, как дурак. Прости! Давно со мной такого не было... замолчал…   представляю, что ты обо мне думала! А я, если честно, испугался…Правда. .. Это в старом фильме было…   помнишь? « Я Вас боюсь!  Я - старый холостяк.  Я - рядовой врач с рядовой зарплатой».
- Там был рядовой сотрудник.
- Небольшая разница, - он невесело улыбнулся.-   Я же рассказывал тебе, что давно один живу. Привык.  Не монах, конечно, но… Честно сказать, женщин одиноких побаивался. Особенно  поисками мужа  озабоченных. У них даже взгляд другой - цепкий такой, оценивающий…  Больше предпочитал отношения без обязательств.  Правда  и особым подарком себя не считал. А теперь тем более...Старый, здоровье тоже…    Прости! Ерунду какую-то несу…  но, мы же всегда общались честно...  А тут ты! Зацепила сразу,  красивая   до невозможности, глаза  грустные.  Думаю, а чего бы и не попробовать? Она одна, я один… Замужеством не озадачена.   А потом общаться начали, понял, что несерьезно не получится, не получится легких таких отношений. Понял, что если войдешь в мою жизнь, то перевернешь ее полностью.   Не ожидал, а вот…  влюбился! А влюбленный мужчина - вдвойне трус. Уже разговариваю с тобой, а сам боюсь ненароком обидеть, сказать что-нибудь не то …    А  друг видит, что на себя не похож. Говорит: « Сделай паузу!  Не общайся!  В себе сначала разберись!  Голову женщине не морочь! Либо оставь, либо  действуй, а то развел бодягу»... Вот...  Утащил на рыбалку.
 
       Анна внезапно прервала молчание:
-Ну и сказал бы, что уедешь! Неприятно, когда человек вдруг пропадает.  Мало ли что?
-А ты переживала?- он с надеждой посмотрел на нее.
-Переживала? Не знаю…  но…  было неприятно.  Взрослый  вроде человек... дедушка даже.  А как ребенок!
-Да я понимаю… Правда, смешно, наверное… женщину на свидание почти месяц пригласить не решаюсь…  Но, ты не услышала главного!   Я сказал, что влюбился.
-Я услышала…    я  просто не знаю…
-Понимаю! – он сник. – Конечно…   только если не сердишься… если простила… если  рискнешь…Мы могли бы попробовать?

       Анна  молчала. Она понимала  все, что происходит с ним.  Потому, что в ее душе тоже бушевало  это  море – море  удивления,  опасений, страхов и робкой надежды.   Прыгнуть в это море или бежать, бежать от него подальше? Она пыталась найти нужные  слова,   но это оказалось так сложно!   И  тогда  она, молча,  потянулась к нему и  легко поцеловала его в губы.

    … Через год в больницу она не легла. В канун Нового года они расписались ранним утром в маленьком районном загсе скромно и буднично, а вечерним поездом  уехали в столицу.    Закончились новогодние праздники.  Они шли, взявшись за руки по шумному праздничному Арбату.  Сыпал мелкий снежок.

      «Завтра домой! Наконец-то! Все, конечно, хорошо, но очень уж утомительно - шум, суета. На природу хочу… Сестре он понравился, маме тоже. Удивила... Сама до сих пор удивляюсь…  В  принципе, штамп в паспорте вроде и не нужен  в моем- то возрасте, но все же что-то неуловимо меняет. Надо же!  Муж! Самый умный, самый - самый …  и весь мой». 
      Они  притормозили у очередного  книжного развала.
      «Ну, все! Опять завис на полчаса. Любитель книг! Смешной!  Да…  Непростыми  были эти полгода. Трудно строить жизнь со старым холостяком, а уж  ему как сложно... Впустить в свой размеренный мир меня с моими привычками, болезнями, капризами, воспоминаниями;  моих детей ; моего  вредного кота,  смешную собачонку, которую  нашли в подъезде...    А кто обещал, что будет легко? Тем не менее, как  встретились тогда у фонтана, так и не расстаемся, не смотря ни на что... Совпали видимо».

      Анна, вдруг, вспомнила, как они  вчера помогали  племяннику собирать деревянную китайскую головоломку. Разобрать он ее сумел легко, а вот собрать никак не мог. Он огорченно крутил в руках две сложные части , пристраивая их так и сяк, но фигура не защелкивалась внутри.  Они  тоже долго  примеряли части, разглядывали   схему,  а потом ,    повернув внутренний рычажок, сместили его немного,   и аккуратно соединили половинки конструкции,  плавно притирая их к друг к другу. Раздался аккуратный щелчок, и головоломка вновь превратилась в неразъемную целую фигуру.

…-Ты замерзла? - Он оторвался от книг и поспешил к ней.  - А что улыбаешься, родственница?
- Знаешь, я тут подумала. Вот , говорят – две половинки яблока, а это не   совсем верно. Половинки яблока  все равно остаются половинками, сколько  их не крути.  Они не могут стать  целым! Понимаешь?  Двое – это  пазл, головоломка.  Когда сложные   половинки  могут   дополнить  друг друга.  Они могут не совпасть – сколько их не соединяй, если они похожи, но из разных конструкций.  Важно найти свою …  совпасть… не сразу, не вдруг…   Постепенно…  а  потом …  щелк!  И не разделить!
     Он понял и улыбнулся.

-Это называется «алгоритм Бога». Кратчайший путь из любого состояния назад - к изначальной целостности.  Ученые придумали термин, когда разбирались,  почему, - несмотря на миллиарды комбинаций,-  кубик Рубика можно собрать за 20 движений.
-Надо же! Алгоритм  Бога! Красиво как! Лучше не скажешь.
     Он бережно  обнял ее.

- Маленькая моя! Фантазерка! Головоломка ты моя! Замерзла совсем!  Пойдем! Завтра домой. Здесь, конечно, здорово, но я вот подумал - как вернемся, давай на пару дней возьмем путевки на турбазу или на дачу к Женьке съездим. Согласна?
     Анна засмеялась про себя.
      «Ну, надо же… »
      Она ничего не ответила, лишь прижалась к нему покрепче.