Глава vii раздел 7. 4 здоровье

Юрий Кузнецов 3
     7.4 Здоровье

     У Рихарда была хорошая наследственность от отца и матери. К тому же он с раннего   детства увлекался спортом, был подвижен, энергичен. Все единодушно отмечали его крепкую конституцию. Но? в то же время? у него было много «болячек».  Прежде всего – три ранения на фронте, последствия от которых остались на всю жизнь: не только небольшая хромота, но и периодические спазмы. Прихрамывание при ходьбе не бросалось в глаза и не казалось физическим недостатком. В ходе работы в аппарате ИККИ он жаловался на болезнь почек. Сильный ущерб здоровью Рихарда нанесла мотоциклетная авария в 1938 году, после которой Центр запретил ему ездить на мотоцикле и ему пришлось приобрести небольшую автомашину фирмы «Датсун».
     Авария имела и другие последствия, Некоторое время спустя он писал Кате: «…У меня очень болезненный несчастный случай, несколько месяцев я лежал в больнице (выделено – Ю.К.). Правда теперь уже все в порядке и я снова работаю по-прежнему. Во всяком случае, я красивее не стал.Прибавилось несколько шрамов и значительно уменьшилось количество зубов. На смену придут вставные зубы. Все это результат падения с мотоцикла, Так что, когда я вернусь домой, то большой красоты  ты не получишь.  Я сейчас, скорее всего, похож на ободранного рыцаря-разбойника. Кроме пяти ран от выстрела с времен войны, я имею кучу поломанных костей и шрамов…».
    Организм с трудом приспосабливался к климату с  дождями, влажным холодом, невыносимой жарой, а особенно духотой. Рихард страдал, задыхался, часто ощущал расслабленность, вялость. Но тем не менее, он был по характеру настолько активен, бодр, крепок духом, что ранения,  укороченная нога и  другие  полученные повреж-дения не ограничивали его деятельность. Волевым усилием ему удавалось быть бод-рым, веселым, деятельным. Помогало богатырское здоровье, унаследованное от отца и матери. И все же иногда наваливалось безразличие, тоска по дому. Об этом он писал жене Кате.
     Из чисто житейских особенностей можно отметить следующие: Рихард был фанатично чистоплотен, любил животных и птиц, в Германии у него была овчарка, а в Японии в клетке сова.     Едва ли не единственной слабостью Зорге была восточная кухня, к которой он пристрастился, будучи еще  в Китае. Он с наслаждением кушал самые изысканные и экстравагантные блюда, от одного вида которых  любому другому европейцу, мягко выражаясь,  становилось не по себе. Некоторые сведения о том, что Зорге курил, в частности  трубку, не подтврждаются