Философия Тютчева. Истина и единое. 5

Ермолаев Валерий
 Философия в поэзии Ф.И.Тютчева               

5
               
Истина и единое

Наиболее близко к мировоззрению Тютчева подошел Вл. Соловьев.
Остановимся на некоторых проблемах, затронутых им в работе «Критика отвлеченных начал».
Философ подчеркивает, что мерилом истины не могут служить «...ни явления или факты чувственного опыта в их ощутительной действительности, ни основные понятия или принципы отвлеченного разума в их мыслимой необходимости...». «Познание вообще есть относительное бытие субъекта и предмета или взаимоотношение обоих; смотря по тому, какой из двух терминов преобладает, это отношение (познание) является в форме ощущения или же в форме понятия. Но отношение предполагает относящихся, и безусловная истина определяется, прежде всего, не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее».
Вл. Соловьев дает полное определение истины в трех предикатах: сущее, единое, все, (сущее всеединое).
«Итак, на вопрос, что есть истина, мы отвечаем: 1) истина есть сущее, или то, что есть; но мы говорим «есть» обо многих вещах; но многие вещи сами по себе не могут быть истиной, потому что если они различаются друг от друга, так , что одна вещь не есть другая, то каждая в своем различии от другой не может быть истиной, ибо тогда истина различалась бы сама от себя или истина была бы не истиной, следовательно, эти многие вещи не могут быть самою истиной : они могут быть только истинны, т.е. поскольку все они причастны одному и тому же, которое и есть истина. Итак, сущее 2) как истина не есть многое, а есть единое. Но что есть «единое»? Прежде всего оно есть, конечно, немногое», но если оно есть только немногое, т. е. отрицание многого, тогда оно имеет многое вне себя, тогда оно существует вместе или рядом со многим, т.е. оно уже не есть единое, а только одно из многого или часть (элемент) многого, когда одно существует так же самостоятельно, как и другое (многое), и то и другое, то есть и единое и многое, могут иметь одинаковое притязание на истину; но в таком случае истина распадалась бы и противоречила бы себе. Итак, единое, как истина, не может иметь многое вне себя, т. е. Оно не может быть чисто отрицательным единством, а должно быть единством положительным, т. е. оно, должно иметь многое не вне себя, а в себе, или быть единством многого; а так как многое, содержимое единством, или многое в одном, есть все, то, следовательно, положительное, или истинное, единое, есть единое, содержащее себе все, или существующее как единство всего. Итак 3) истинно-сущее, будучи единым, вместе с тем есть и все, точнее содержит в себе все, или истинно сущее есть всеединое».
Для Тютчева схема истины в таком аспекте приемлема. Мир для поэта существует в виде многого: природа, мир теней, мир звезд. Но все многое объединяется в едином. Единое содержит в себе разнообразные качества многого и многое функционирует только как производное от единого.
Вместе   с   тем,   Тютчевым   выделяются   три   структуры   многого, существующие   вместе   и  отделенные  друг  от  друга  двумя   переходами, являющимися то же, каждый из них, многим. 1-я структура - природа, 2-я - тени прошлого, 3-я - бесконечное пространство космоса. В 1-ую структуру встроен человек, как нечто особое, входящее в структуру и одновременно выходящее за её пределы. Человек не может быть только многим. С человеком все гораздо сложнее. Но пока, остановимся лишь на многом, которое окружает человека и которое существует как производное единого сущего.
Характеристики Тютчева:
1-я структура: ничтожная пыль, утомительные сны, небеса, хаос звуков, рев, жара, палящие солнечные лучи, невнятный строй звуков жизни, земля, тление, нестерпимое однообразие, злак земной, фонтан, день, земное увядание... Время года – лето.
2-я структура: луна, царство теней, могилы, греза природы... Время года – зима.
3-я   структура:   ночь,   всемирное   молчанье,   чужой   язык,   сиянье   мира, беспредельность выси творенья, свет божества, чистый и незримый эфир, звездная слава, нескудеющая сила, нетленная краса... Время года - весна.
Переход от 1-ой к 3-ей структуре: сон, сумрак, радуга, светлый храм, заветное слово, смерть... Время года - осень.
Переход от 1-ой ко 2-ой структуре: рок, роковые минуты, покрытие все водами, в которых отобразится божий лик, душа - Элизиум (царство праведных) теней, судьба, роковые страсти, смутный замогильный сон, минувшее под землею как труп, смертное страданье... Время года - осень.
Таков мир предметов и явлений, окружающих человека, как сущее всеединство! Любые определения, предметы, вводимые поэтом, являясь многим, проявляют себя как сущее и обладают всеединством. Главные из этих определений, предметов и явлений:
1. Солнце - относится к миру бесконечных звезд, существующих во всеединстве.
Часть окружающей человека природы, бесконечно связанное с природой, часть окружающего природу земную пространства космического, существующего во всеединстве.
2. Месяц - светозарный бог.
3. Земля - эквивалент бренности жизни, но являясь многим как часть природы, связана и проявляется как сущее всеединство.
4. Вода - бесконечность, бессмертие, в ней отобразится божий лик, море пучина океан - все, что связано с катаклизмом.
5. Фонтан, ключ - символы смерти и бессмертия, двойственности сиюминутного существования и бесконечности переходов.
6. Челн - то, что уходит, переходит в другую ипостась, превращается в тень.
7. Ветер - пробуждает хаос, стремящийся слиться с вечностью, возмущающая причина для души и тела.
8. День - зной, прах, пыль, тление.
9. Ночь - тихий сумрак, роса, бесконечный мир звезд, открывающий сущее всеединое.
10. Рок- роковые дни, роковая бездна - стремление к безразличной стихии.
11.   Гул - непостижимые звуки, заменяющие видение теней
12. Зима, весна, лето, осень - сменяющие друг друга в своем всеединстве времена года.
Вот одна из бесконечных картин сущего всеединства, сделанная на основе некоторых обобщенных взглядов поэта.
 Оба приведенных стихотворения относятся к 1850 г, т. е. к зрелому возрасту поэта. Стихотворение «Как дымный столп светлеет в вышине!» и стихотворение «Святая ночь на небосклон взошла...»,  образуют всеединое сущее – бесконечность и бессмертие.

Как дымный столп светлеет в вышине! –
Как тень внизу скользит неуловима!..
"Вот наша жизнь, – промолвила ты мне, –
Не светлый дым, блестящий при луне,
 А эта тень, бегущая от дыма…"

                ***
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
 И, как виденье, внешний мир ушел…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.

На самого себя покинут он –
 Упразднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое…
 И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое.


Стихотворение «Святая ночь…»  имело в автографе зачеркнутое заглавие «Самосознание», в сопутствующей записке Тютчев восклицает: «...но какой может быть прок в гальванизированной лире». Именно эти два стихотворения, одного года, публикующиеся в сборниках рядом, характеризуют троичность мира как многого и его триединство, как всеединого сущего. Под «гальванизацией» следует понимать не фиксацию триединых состояний, а процесс рассмотрения и чувствования себя, поэта, человека в переходах от бытия к инобытию, от бытия к бесконечному бытию.
Итак, Всеединое (триединое)  сущее: состоит из трех областей многого. Первая область многого,  называемая «Инобытием» – область инобытия, тень, возрождающаяся в инобытии,  «тень, бегущая от дыма». Вторая область многого, называемая «Пределом» -  наша жизнь и умирание тела. Здесь человек, покинутый на самого себя, стоит перед бездной немощен и гол. Третья область многого, называемая «Космосом»  - бездна души и ночи, «покров, накинутый над бездной», «пропасть темная». Переход между «Пределом» и «Инобытием» - дым сожжения жизни. Переход между «Пределом» и «Космосом»  - святая ночь, свившая покров над бездной.
В письме Э.Ф. Тютчевой 19 июня 1854 года поэт пишет: «Но когда стоишь лицом к лицу с действительностью, оскорбляющей и сокрушающей все вое нравственное существо, разве достанет силы, чтобы не отвратить порою взора и не одурманить голову иллюзией... Но страшная действительность и не думает о том, видят ее или нет. Ей достаточно того, что она существует... Она есть, она идет, она наступает. И мы еще далеко не коснулись самой сути того сложения, какое оно нам приготовила».
Философия всеединого сущего переводится на вопросы бытия и абсолютного, одновременно Тютчев пытается осознать и разрешить роль человека как божественного творения в природе.
Чувство любви, совести, понятие судьбы, бесконечная тоска, предчувствие смерти - все это встроено в мироздание и также беспредельно как мироздание. Осознание этого вызывает глубочайшие противоречия в душе и уме человека.
В письме Э. Ф. Тютчевой 23 июля 1856 года поэт пишет: «Я по крайней юре могу отдать себе печальную и горькую справедливость в том, что чувство тоски и ужаса уже много лет стало привычным состоянием моей души, - и если того недостаточно для умилостивления судьбы, то во всяком случае несчастье  не застигнет меня врасплох. Ах, уж конечно я не наведу на себя ее ударов убытком спокойной уверенности, и, однако, все эти ужасы, все эти непрекращающиеся беспокойства сводятся для меня к одному страху, к одной заботе. Я подобен человеку, который заранее знает, какой род смерти ему предопределен, и вследствие этого всегда и во всем видим предвестников события коего должен опасаться». «Ах, где то сказочное время, когда жилось беспечно, дышалось свободно и люди спокойно ходили по земле, не подозревая, что под ногами уже положена мина».
В письме А. Ф. Аксаковой 22 ноября 1870 года он подчеркивает: «Неурядица, непоследовательность действий, происходящая в значительной мере оттого, что у нас нет правильного понимания собственных заблуждений, - вот в чем наше несчастье». Можно сказать, что если до 50-х годов в творчестве Тютчева была сформирована действительность, как окружающее человека триединое (всеединое) сущее бытие. То последние 20 лет формировалось философское осмысление роли человека в мире бытия, его смертность и бессмертие, его божественная сущность и земная низменность.