Ностальгия. Дуплекс

Валентина Петряева
I

Одно время я обучалась рисованию в детской художественно-музыкальной школе. В конце учебного года фото лучших учеников решили разместить на стенде в холле. Нам сказали, какой должен быть размер снимка и назначили дату, до которой следовало его принести.
Пошла фотографироваться.
Через несколько дней  фотограф вручил мне снимок, и я обомлела, увидев себя на нём. 
— Что за морщины у меня под глазами и вокруг рта? — спросила с недоумением. 
— А ты что — возомнила себя красавицей?  — немолодой, не слишком симпатичный, мужчина усмехнулся и добавил: – Какая есть в жизни, такая и получилась!..
— Что вы, я совсем не считаю себя красавицей, но ведь мне только тринадцать лет! -- воскликнула я. -- Откуда у меня эти морщины? Разве они у меня есть?
— А ты в зеркало на себя смотрела?.. Если нет —  погляди!
На этой фразе разговор закончился, и я, расстроенная, поплелась домой.

Увидев фотографию, мама оторопела.
— Разве это — ты? -- удивлённо спросила она. -- Нет, ты у меня, конечно, совсем не красавица, так как у тебя круглое лицо, но ведь ты и не такая страшненькая, как на этом фото!.. Откуда у тебя взялись морщинки под глазами и вокруг рта? Дай-ка я посмотрю на тебя, дочка! Нет, слава Богу, ничего такого у тебя нет! В общем, так — иди назад и прояви характер! Пусть тебя перефотографируют или вернут деньги!..

…Меня не перефотографировали, не вернули денег, а повторили, что я совсем не красавица, что я на редкость не фотогеничная и, кроме этого, ещё назвали глупенькой и посмеялись.
Я не стала спорить и убежала, а потом много лет отказывалась фотографироваться.

***

...На следующий год преподавательница художественного отделения ушла в декрет, и её заменила другая — юная, важная, строгая. Она сказала, что мой рисунок хорош, но живопись — совершенно бездарна, и что ученикам, у которых "пятёрки" по математике, не стоит тратить время на занятия художественным творчеством: мол,  живопись — это занятие для истинных талантов, а такие в обычной школе обычно  двоечники. 

…Я всерьез занялась математикой, и спустя время, заняла первое место на городской олимпиаде. Меня хвалили за то, что я сумела решить геометрическую задачу из сборника Сканави проще и изящнее, чем у автора.
Примерно через месяц после этого радостного события наша учительница математики заболела, и к нам на урок пришла другая. Говорили, что она недавно переехала в наш город. Она объяснила нам новую тему, но никто из нашего класса, как потом выяснилось, ничего не понял. Мои одноклассники вставали один за другим, краснели и молча  опускали головы. Открыть учебник и посмотреть, что к чему, было нельзя, потому что новая учительница нам это запретила.
Когда очередь дошла до меня, я поднялась из-за парты, вздохнула и молча уставилась на чисто вытертую доску, не зная, что сказать. Если бы знала, что так будет, то не поленилась бы, заглянула в учебник и прочла тему наперёд. Тогда точно не попала бы в такую неловкую ситуацию.
— Садитесь! — сказала мне учительница. — У меня вы сегодня непременно получили бы двойку, но так как в журнале напротив вашей фамилии стоят сплошные "пятёрки", я от этого воздержусь. Ну, что за класс такой!.. Хорошо, что я у вас только на один день!

Наш девятый «Б» был сборным. В него отобрали ребят, которые хорошо окончили городские восьмилетки и решили продолжить обучение в школе, славившейся сильным преподавательским составом. А из бывшего восьмого "Б" в девятый класс взяли только тех ребят, у кого в табеле успеваемости не было ни одной тройки.   

II

Середина восьмидесятых. С математикой у меня взаимности не получилось. Оказалось, что она любит меня гораздо больше, чем я её. Но остальное было не так уж плохо: благодаря двум операциям в столичном НИИ офтальмологии, я избавилась от очков с толстыми линзами. Вот только жаль, что на реабилитацию мне потребовалось несколько лет, так как моё зрение долгое время ещё "прыгало".
Я тогда жила в Питере, наслаждалась свободой и чувствовала себя вполне счастливой, хотя у меня и остались кое-какие отроческие страхи. Они прилипли ко мне, как репейник и я никак не могла от них избавиться.
В то время я всё ещё отказывалась фотографироваться.
Как-то, гуляя летом по Невскому проспекту и оказавшись возле Адмиралтейства, я вдруг  услышала тягучий мужской баритон:
— Девушка, давайте-ка я вас сфотографирую!..
Я шарахнулась в сторону, воскликнув:
— Нет! Спасибо!.. — и ускорила шаг, намереваясь ускользнуть.
— Погодите! – донеслось до меня. – Не бойтесь!.. Я – хороший фотограф, победитель международных конкурсов!
Я услышала шаги у себя за спиной и, оглянувшись, увидела, что меня догоняет мужчина лет сорока.
— Почему вы убегаете? – спросил он, оказавшись рядом. — Взгляните, вон там, под деревом на стенде, висят мои работы и дипломы. Видите?!
— Нет, нет! Спасибо, я спешу!
— Соглашайтесь! Поверьте, вы получите чудесные снимки! 
Я остановилась и, после новой порции уговоров и некоторых размышлений наконец согласилась.
— Ладно! Фотографируйте!.. Но предупреждаю — я не фотогенична!
— Ерунда, — ответил мужчина, — всё дело в свете и ракурсе!
Он сказал, где и как мне следует встать, куда именно смотреть, а затем щёлкнул затвором фотоаппарата.

...Тот снимок до сих пор хранится у меня в альбоме. «Неужели это я?» — думаю каждый раз, глядя на высокую, стройную девушку, стоящую возле здания Адмиралтейства.
Рост у меня средний, и худышкой, в отличие от неё, я никогда не была.

Как много, оказывается, зависит от света и ракурса! От тех, кто рядом.



P.S. Только что перечитала написанное (сегодня 19 сентября 2021г.). Подумала, что странно, что я не считала себя "худышкой". В то время у меня был объём груди 88 см, бёдер -- 92 см и талии -- 68-69 см при росте 165 см, ну и весила я не так уж много. Это же надо, какие у меня были комплексы!..
Когда же я со временем обнаружила, что у меня уже сорок шестой размер одежды, а не 44-ый, как раньше, то сразу же села на жёсткую диету. Однако, когда стала весить 57 кг, почувствовала себя плохо и вернулась к прежнему режиму питания. Но это уже совсем другая история.



*  Дуплекс (лат. duplex — двухсторонний) — способ связи с использованием приёмопередающих устройств (модемов, сетевых карт, раций, телефонных аппаратов и др.).