Мясорубка

Вадим Ирупашев
     Обнаружил я на антресолях среди ненужных уже мне вещей старый журнал «Красная панорама» за 27-ой год прошлого столетия. И уж хотел я его выбросить вместе с хламом. Но и любопытно мне было. Как, думаю, люди-то в те далёкие годы жили, какие проблемы-то их интересовали. Ну и листать я стал журнал-то, и зачитался. А заинтересовала меня статья со странным названием «Мясорубка советского производства». Автор статьи некий А. Ардов. Статья показалась мне очень любопытной и навела меня на кое-какие мысли и выводы.
     Предлагаю и вам ознакомиться с содержанием этой статьи. А чтобы вас не утомить, привожу статью с некоторыми сокращениями.

     «Гости, посещающие СССР, в последнее время всё чаще и чаще подчёркивают, что в недалёком будущем мы станем настоящей Америкой, ибо мы идём по её пути — пути массовых технических усовершенствований, всевозможных изобретений, постановки новых, доселе нам неизвестных, производств.
     Мы ещё очень бедны, чтобы бурно, по-американски, ставить огромные по масштабу новые производства, но в более тихом темпе мы всё же каждый день, каждый час создаём новое и новое для нас, для нашей техники, для нашего производства.
     Вот, например, простая мясорубка, которая в Америке давно уже электрифицирована. И этой мясорубки русского производства мы до сих пор не имели. До 1914 года мясорубки выделывались только за границей и ввозились в Россию в количестве 150 тысяч штук.
     И вот простой русский рабочий с Урала задумался: а почему мы не можем поставить у себя производство мясорубок? Мясорубка отливается из чугуна, а разве не на Урале выделывается лучший чугун, конкурирующий со шведским? Но весь секрет в способе лужения чугуна, которого мы не знаем. И задача заключается в открытии этого американского секрета.
     За это дело взялись. И вот результаты. К 10-летию Октября Каслинский завод на Урале выделывает первые пробные образцы мясорубок. Качество — прекрасное.
Стоимость не 6 рублей, а 3 рубля 50 копеек. И дешевле, и не нужно валюту вывозить за границу.
     Пытливая мысль не хочет, однако, точной копии иностранного образца. Мясорубку нужно американизировать, усовершенствовать так, чтобы она могла резать и мясо, и тесто, и овощи, и орехи — не только резать, но и прессовать.
     Но нам нужны средства. К сожалению, европейские и американские капиталы пока ещё идут к нам в незначительных размерах. И мы должны нужды Союза компенсировать внутренними материальными ресурсами. Чем больше каждый гражданин сэкономит у себя и даст стране, тем скорее он увидит расцвет техники, огромные достижения на своей родине. Тогда постепенно, понемногу, незаметно мы станем настоящей Америкой, Советской Америкой…»

     Прочитал я статью и очень удивился. Оказалось, что уже в те далёкие годы мы были не равнодушны к Америке и пытались перенять американский опыт. И что уж и совсем меня удивило: пытались мы стать Советской Америкой!
     В этом же журнале, в статье о Ленине, удивила меня и характеристика, данная Ленину его учеником, другом и соратником Сталиным. Вот суть этой характеристики: «...характерные черты ленинского стиля в работе: а) русский революционный размах и б) американская деловитость».
     Ну вот, подумал я, опять эта Америка!
     Удалось ли нам перенять американский опыт и американскую деловитость, мне трудно судить. Но вот создать советскую мясорубку, равноценную американской, нам так и не удалось. Но многое нам и удалось. А это: электрификация всей страны, создание тяжёлой промышленности, атомной бомбы, атомной энергетики, освоение космоса…
     И многое другое нам удалось. А вот с мясорубкой у нас как-то не сложилось. А появившийся в 20-е годы первый образец советской ручной мясорубки так и остался единственным и производился советской промышленностью на протяжении аж семидесяти трёх лет. И я, как и большинство пожилых россиян, продолжаю пользоваться советской ручной мясорубкой. Согласен, что неудобно, но говорят, что крутить ручку мясорубки полезно для здоровья.
     Но согласитесь, как-то это и обидно! Неужели, думаю, при наших-то научных достижениях и производственных мощностях, не смогли мы создать и производить российскую электрифицированную мясорубку. Да её необходимо было создать, хотя бы только для того, чтобы «нос утереть» этим долбанным деловитым американцам!
     Но быть может, подумал, я и зря так переживаю, и российскую-то электрифицированную, конкурентоспособную мясорубку мы давно уж и создали и производим, и я об этом не знаю, а магазины-то, поди, и забиты российскими электрифицированными мясорубками.
     И решил я зайти в хозяйственный магазин и ознакомиться на месте с ассортиментом мясорубочным.
     И вот захожу я в магазин и прошу продавца показать мне мясорубку. А продавец показывает сразу два образца.
     Я даже и обрадовался. Ну, думаю, наконец-то мы создали и производим российскую мясорубку электрифицированную, и похоже, что и конкурентоспособную, и в двух модификациях.
     Но рано я обрадовался! Одна мясорубка оказалась немецкой, другая китайской.
     Спрашиваю, а нет ли в продаже отечественной мясорубки? Есть, отвечает продавец, но советую купить немецкую или, на худой конец, китайскую, они хоть и дороже, но надёжнее. А американской мясорубки, спрашиваю, нет ли? Были, отвечает продавец, но быстро их распродали.
     Удивился я. А когда прошёлся по магазину, то и ещё больше удивился. Холодильники-то, стиральные машины, газовые плиты, пылесосы сплошь иностранного производства! Были в магазине и несколько образцов бытовой техники российского производства, но продавцы как-то без энтузиазма их демонстрировали и не рекомендовали для приобретения.
     Ну вот, подумал я, откуда ехали, туда и приехали. Американская-то мясорубка самая конкурентоспособная!
     И как-то грустно мне стало. И обидно. И хотелось найти объяснение увиденному. А быть может, подумал я, не мясорубками мы сильны, а предначертано нам судьбой великие дела вершить. И мы их вершим! А обыденные дела, создание и производство каких-то там мясорубок, холодильников, пылесосов, нам и неинтересны и скучны.
     И такое объяснение меня как-то и успокоило.

     А что касается меня, так мясорубка мне уж и не нужна, ни американская, ни российская. Последний зуб я потерял лет десять тому назад, и питаюсь исключительно жидкой пищей: молоком, манной кашей, киселём… Но ручку советской мясорубки образца 20-х годов я кручу, но только лишь для поддержания своего физического здоровья.