Народные мудрости от моей Бабушки

Стар618
     Моя Бабушка  Антонина Георгиевна 1910 года рождения (25.09. 1910) – кладезь народной мудрости. Восхищён её мудрыми высказываниями, и все их стараюсь записывать. Она родная сестра моего дедушки Ивана Георгиевича. Она меня воспитала и вырастила.   Родители мои круглосуточно трудились (дежурили сутками 3-4 раза в месяц, оперирующие Врачи бессребренники).

http://www.proza.ru/2019/08/28/1201  Бабушка  Тоня  и Егор 2003

http://www.proza.ru/2019/08/28/1206  Бабушка  и  я,  2003  год,  цветут  каштаны  во  дворе.

 На  фото я  с  бабушками  на  кухне  1971  год

http://www.proza.ru/2020/02/11/80

    Уверен, что в первую четверть 20 века все жители центра губернского городка выражались только пословицами и поговорками. Так я поднял доселе неизвестный пласт русской культуры городской. Уверен, он  достоин  серьёзного  филологического  и  лингвистического  анализа!!!


Бабушка  говорила:

А! Ворона кума, галка – крестница.
А  потОм  -  суп  с  котОм.
Акулина – красный нос. Почём в городе овёс. По копейке, по рублю – Акулину не люблю.
АрахАй (одежда, видимо, ветхая,  старая)
Артист  из  погорелого  театра
АрхАровцы
Ататушки ата та, поймал дедушка кота, а бабушка – кошку за левую ножку.
Баба  базарная
Баба  с  возу  -  кобыле  легче
Бабушкин  кобЕль
Бабушка нАдвое  сказала
Бараний вес.
Барин – вилку  съел.
Без  годУ  недЕля
Без  задних  ног
БезалАберно
Без  царя в голове
 Бережёного  Бог  бережёт.
Бесплатно  чИрей  на  жопе  не  вскОчит!
БЕстолочь,  БЕСТОЛКоВЫЙ
БеспорткОвый  командир (беспортОчный)
Бить как сидорову  кОзу
Благородная отрыжка из хамского живота.
Блины  - это  бЕйби (вероятно, я сам  так в  детстве  говорил).
Бодливой корове Бог рогов не дал.
Боже  сохрани.
БОже  упасИ
Больше,  чем уверена.
Борода -  честь,  а усы и у котА есть.
Брехать – не пахать.
Будет день и будет пища.
Будет  пить,  пока  дно  не покажется
Будет тебе белка, будет и свисток.
БулдЫжка  (про  куриную  варёную ножку-бедро)
БурОвля
«Всё в меру»,- сказал Неру. «А мы сыты»,- сказал Никита.
В обществе, где больше двух  говорят  вслух.
ВассА  в  ж...
Велика фигура – да дура. Мал золотник, да дорог.
ВзбивАлка
ВкрИвь  и  вкОсь
В  лУчшем  вИде (всё)
Вода  прудЫ  рвёт.
Волка  ноги  кормят
Вор  у  ворА  дубинку  украл
Вот Бог, а вот порОг.
Ври  да  не  завирАйся
В  раскатУху
Всё так ясно, и понятно и проверено.
Всёштки.
Все без одного
Всё  не  "слава  Богу"
ВсЯчески
В  чужом пиру  похмелье
Вожжа под  хвост  попала
Гавно от жёлтой курицы.
Где густо, а где пусто
Где родился – там и сгодился.
ГЕнька  (о  Геннадии)
Голь  на  выдумки  хитра!!!
Господин четыреста двадцать.
ГотОвь  сани  летом,  а  телегу  -  зимой!
Гопца грипца гопцаца
ГлухАя тетЕря
ГлухомАнь
ГоворЯт  курЕй  доЯт
Грош тебе  цена  в  базарный  день
ГубА  не  дУра
ГУля  (о  прыщике  чаще  на  лице, или  чИрий)
Гусь свинье не товарищ
Дай Бог Час!
Двадцать  два  бугая
Дела  идут - контора  пишет!
Делай   как следует!
Для мИлого дружкА и серёжка из ушкА
Долг  платежом  красен
Друг сердечный – таракан запечный.
Думай-не думай, а 100 рублей – не деньги.
ДубИна
Дура огонь дула, а умница подошла и губки обожгла.
Дурная голова ногам покоя не даёт
Дурная кровь из носа течёт.
Дурной  пример  заразителен
Еле – еле душа в теле.
Если  бы,  да  кабЫ,  то на  голове росли бы  грибы
Есть,  но  не  про  вашу  честь
Жалко  у  пчёлки
Жениться  - не напасть, женёмши как бы не пропасть.
ЖивОго  мЕста  нет
жИдок  на  распрАву
Жизнь  бьёт ключом и все  по голове
ЖелтотА  (о  желтизне,  или  жил  та та)
Живого  места  на  тебе  нет
жИдок  на  расправу
Жирный  лист  (про  алоэ дома)
Жопой дух переводИть
Жопа  об  жопу  (о  ссоре)
Жрать бы камЕнья, а ср@ть бы полЕнья.
За морем телушка полушка, да рубль перевоз.
ЗабудОра
ЗагАд  не  бывает  богат!
За  кудЫкину  гОру,  лягушек  ловить,  ими  тебя  кормить (на  вопрос  "куда"?)
Задним умом мы  все  крепки
За мИлую дУшу
За  рАди  Бога!
За чИстую  монЕту
За Егорку, да на свою горку
За  ушкО  и на  сОлнышко
Замёрз  как  собака (как цУцык  цУцик)
Зараза к заразе  не  пристаёт
Заставь дурака Богу молиться - он себе и лоб расшибёт.
ЗатесАться
Здрасьте,  кОли не шУтите
И волки сыты,  и овцы  целы
И овцы  целы, и волки сыты
Из  носа  кровь  дурная течёт
Из  грЯзи  да  в   кнЯзи
Из  лУчших  побуждЕний
Из  песни  слов  не  выкинешь
Икота икота перейди на кОта, с кота на Якова, с Якова на всякого.
индюк думал и в суп  попал
Как баран на новые ворота.
Как весёлка.
Как курица  лАпой
Как   мамАй  прошёл
Как  сЕльди  в  бОчке
Как  сидорову  козу.
Как свят без ума.
Как  снежный  ком  с горЫ
Как собаке пятая нога.
 Бежит от тебя как собака от червей.
Как тебе заблагорассУдится
Капля  камень  тОчит
Каша  -  радость  наша
КисЕйная  бАрышня
Кто в лес, кто по дрова.
Когда я ем – я глух и нем.
Когда на ловлю ехать – тогда собак кормить.
КолОменская  верстА
Конёк  дергунОк
КонубрИ
Ко  всЯкой  бОчке  затЫчка
Ко  всякой  бочке  гвоздь
Котик серенький – хвостик беленький, лапки бархатные.
Кот Ергот
Кот сибирский, кот мурлыка, учит деточек плясать: «Ну-ка детки, раз-два левой, раз, два, три, четыре, пять…»
Кот бежит от тебя как собака от червей.
Кошка  умывается  -  гостей  намывАет
Кто  в  лес,  кто по  дрова
Куда летишь с козами на торг.
Кулё  мулё,  кулЮ  мулЮ
Культура прёт, а выхода нет
КумА пЕше – кУму лЕгше.
Кум королю, сват - министру.
Купец  Иголкин
КусОк  в  горло  не  лезет (не  идёт)
Кушай тюрю, Яша.
лАптем  щи  хлебАть
Лёгок  на помИне
Люблю как дУшу, трясУ, как грУшу.
Любопытство – не порОк,  а большое  свинство.
Майне либе Маргарита, майне либе Хост.
Мал золотник, да дорог.
МалохОльный
Мартышкин  труд
МедьведЕй Учуть.
Мели Емеля – твоя неделя.
Мерси? На! И больше не просИ!
МИлое  дЕло
Милые  бранЯтся -  только  тЕшатся
Много  ты  знаешь,  только  в  туалет  не  просишься
Мокрый  как  мышь
Мокрый  как  собака
Море  разливАнное
Муж и жена - одна  сатана
На всякий чох не наздравствуешься.
НабузЫрил (напрУндил) (опИсался)
НабИл  себе  мамОн
На  липку  лезть - и задницу  не ободрать.
На липку   лезть и жопу не ободрать
На  нет  и  суда  нет
На обИженных  вОду  вОзят
На  первых  порАх,  по  крайней  мере.
На  послЕднем  издыхАнии
На  сердитых  вОду  вОзят
На  хотЕнье есть  терпЕнье
Наши прЯли, а ваши спАли.
Насильно мил не будешь
Не боги горшки обжигают.
Не  будь  дураком
Не  делай  из  себя  дурака
Не  ерепЕнься
Не говори гОпки пока не перепрыгнешь
Не  голова,  а Дом  Советов
Не  бОлее  тогО
Не  всемУ  пИсаному  верь
Недосол на столе – пересол на спине.
Не выкобЕнивайся
Не  мытьём,  так  кАтаньем.
Не  мелИ  околЕсицу
Не  вздыхАй  глубокО,  не  отдадим  далекО (за  Егорку на  свою  горку)
Не  разбери поймёшь
Не по Сеньке шапка.
Не до жиру – быть бы живу.
НегОдник,  негОдница
Не  плюй в  колодец -  пригодится  воды  напиться
Не путай Божий дар с яичницей.
Не повалямши - не съемши.
Не  проехать не пройти
Не  лезь  поперёк  батьки  в  пекло
Не  фурЫчит
Не  хАмничай
Ни  бэ  ни  мэ  ни  кукарЕку
Ни  кожи, ни рожи
Никита – купил лошадь без копыта.
Ни к селу ни к городу
Ни  свет -  ни  зарЯ
Ни  то  ни  сё
Ни  себЕ ,  НИ  ЛЮдям
Ни  сном  ни  дУхом
Ни  от  сумы,  ни  от  тюрьмы  не  отказывайся
Ни рыба  ни мясо,  ни  сарафан,  ни  ряса
Ни  умУ  ни сердцу
НОсится  как  угорЕлый
Носить  воду  решетом
Нюшка с трудоднями
Обмен любезностями
Овчинка выделки не стоит.
Одна речь – не пословица.
ОколЕсица
ОсатанЕли
Отбарабанил – и с колокольни долой.
От безделья - рукоделье
От  большОго  умА
ОтрЕбье
От лося – лосёнок, от свиньи - поросёнок
От чего медведь гладок – поел да на бок.
Охота  пуще  неволи
ОчертенЕл  ты,  что  ли?
Ошмётки
Пасху  светИть
ПерЕ  (о  картофельном  пюре,  вкуснейшее  Она  делала)
Перед   смертью  не  надышишься
ПЕрец  дэ  КуЭльяр
ПечерИцы  (грибы  шампиньоны)
ПишИ  как  устрОишься
ПинЕтки  (обувь такая)
Площадь  КАрла  МАрла
Подаришь уехал в Париж, остался только Купишь
Под одну  гребёнку
Под  лежачий  камень  вода  не  течёт
Подумаешь  и ничего  не  скажешь.
Пожалел  волк  кобылу  -  оставил  хвост  да  гриву
Полюбите нас чёрненькими. Беленькими нас всяк полюбит.
ПолИна  -  малИна
Понедельник -  день  тяжёлый
ПонимАешь  -  пуд  солОмы,  понимАешь,  не  горИт
Поперёк батьки в пекло
ПорткИ
Посади свинью за стол – она и ноги на стол положит
После сытного  обеда  по  закону  Архимеда  полагается  поспать
После  драки  кулаками  не  машут
Поспешай  не  спеша
ПотянУшки  потягУшки  порастУшки
ПохмЫра
Почём сОтня гребешкИ?
Пристал как к ж... банный лист.
ПришквАрился
При  всём  желании
ПринЯть за  чИстую  монЕту
Пустомеля  пустобрёх
Пьёт  пока  дно не  покажется
Пятками  назад
Разгулялся  архирей
Раскатал  губёнки
Речка пересыхАнка
РукА  рУку  мОет
С волкАми жить - по  вОлчьи  выть
С  гОрем  пополам
С  гУлькин  нос
С  дурью  двадцать
Самая вкусная булка, если очень  свежая,  переплетёная  косИца   называется хАлы
СбивАлка
Свети, светилка, не потеряй затылка.
CвистоплЯска
Свято место пусто не бывает
СдЕлал  дЕло -  гулЯй  смЕло!
Седьмая  вода на  киселе
Сей  момент
СелЯвки  (мелкие  рыбёшки)
Семь  вёрст  -  не  крюк
Семь  раз  отмерь - один  раз  отрежь
Сено – солома.
Середина  наполовину
Серёня (Сергей)
СередИна  наполовИну
Сидор (объёмная сумка)
Сила  есть -  ума  не  надо
СиЮ  минУту
СиЮ  секУнду
СкУчен  день  до  вечера,  кОли делать нЕчего
С  людьмИ  надо общАться
СобАка  на  сЕне -  ни  себЕ,  ни  лЮдям,  сама  не  ест и  другим  не  даёт
СобАки  кусОк
СолОха (изысканное ругательство).
Соображаловка не работает
Страсти  мордАсти
СтрАсти  госпОдни
Слышал звон, да не знает, где  он
С  больной  головы на здоровую
Смех  без  причины -  признак дурачины
Смешинка  в  рот  попала
Сорок бочек арестантов.
Спит  как  сурОк
С паршивой овцы хоть шерсти клок
С  тебя толку как от козла молока
Спешка нужна только при ловле блох
Спокойной ночи, спать тебе до полночи, а мне до утра. А тебе видеть во сне козла.
Спустя   лето – по  малину.
С  лица  воду не пить
Середина наполовину
Спасибо  этому  дому  -  пойдём  к  другому
СтолЕтней  дАвности
Суть да дело
Счастливые  часов  не  наблюдают  (ну,  это  из  Грибоеда)
Сытое брюхо к знаниям глухо.
Сытый  голодному  не  товарищ
Тарас – тарантас.
ТаратАйка
Твоя врала – моя не разобрала
Тише  едешь – дальше будешь
Толку  от  тебя -  как  от  козла  молока
ТолОчь  воду  в  стУпе
ТрЫкнул  (то  есть пУкнул)
Ты  мне  мозгИ  не  пУдри
ТЫркнуть,  тЫркнул =  ткнуть
Ты  что,  беленЫ  объЕлся???
ТЮпка  (про  носик  котёнка)
Тютёк  (про  щенка)
УговОр  дорОже  денег
Умный не скажет, а дурак не догадается.
УмудрИлся
Уму  непостижимо
УмУ  непостижИмо
УнтергУзы  ундергУзы
Упала  со  стола  ложка,  вилка - значит,  кто-то  спешИт
Утро  вечера  мудренЕе
Учёного учить – только портить
ФедУл  гУбы  надУл
ФедОт,  да  не  тот
ФОртка  (форточка)
Хватит  и  ещё  останется
Хобёл
ХорОшего  понемнОжку
Хороший хозяин в такую погоду собаку из дома не выгонит
ХорошО  там,  где  нас  нет
Хоть горшком назови, только в печь не сажай!
Хоть  пруд   пруди
Хоть  отбавляй
Хрен редьки не слаще.
Христом  Богом молЮ.
ЦарИца  НебЕсная
ЦеликОм и пОлностью
Цоб ЦобЭ
час  От  часУ  не  лЕгче
ЧегО  рАди?  За  рАди  Бога!
Чем  богаты,  тем и рады
Через  порог  не  здороваются
Через  час  по  чайной  ложке
ЧересполОсица
ЧёртечтО ты  творИшь
ЧихвОстить
ЧИбрики  (картофельные  оладьи,  вкуснЕйшие  Она  жарила)
Что Бог ни сделает – всё к лучшему.
Что  делать? Задрать штаны  и  бегать!
Что  зря
Что  на  умЕ,  то  и  на    языкЕ
Что-то  несусвЕтное
Что  ты бурОвишь
Что ты взбулгомАчился (суетишься)
Что  ты  вымудрЯешься?
Что ты  дУешься,  как  мышь  на  крупУ
Что ты  ерепЕнишься
Что  ты  взъерепЕнился
Что ты ЕХИМКОЙ прикидываешься.
Что  ты  как из  голОдного   крАЯ  (ХВАТаЕШЬ  СО  СТОЛа)
Что  ты  как  бирЮк
Что  ты  надулся,  как  мышь  на  крупу
Что  ты  кочеврЯжишься
Что ты мне рассказываешь сказку про белого бычка
Что ты  мудрИшь
Что ты стоИшь как свят без ума.
Что ты  стоИшь над  душой?
Что ты всё  принимаешь за чистую монету. 
Что ты несёшь  ахинЕю
Что ты так  изгваздался
Что ты так напехтЕрился?
Что ты  так изгалЯешься?
Чужая  душа  -  потёмки
чУни (про  обувь)
ШантрапА
ШарАшкина  контОра
ШаромЫга,  шаромЫжник
Шептунов на мороз
Щи  да  каша -  радость наша
ШумОвка
Южный  -  никому  не  нУжный
Я  об  этом  уже и  думать  забыла
Я знаю, чтО я делаю
Язык до Киева доведёт.
Язык как помелО

Моя бабушка родилась в 1910 году. В 1917, в революционном году, ей уже было 7 лет. И она услышала, как взрослые дома возбуждённо обсуждали то, что в Москве – революция. Бабушка вышла на улицу, посмотрела – вокруг ничего не изменилось. Всё оставалось по-прежнему. Какая революция? Что за революция? Так и не поняла тогда. Но помнила об этом случае всю свою долгую жизнь.

А ещё она как-то встретила крестьянина из глухой деревни, который провёл в сталинских лагерях 10 лет. И спросила его:
- За что тебя посадили?
На что мужик ответил:
- Я     ТРАКСИСТ.
(то есть человек даже не мог правильно произнести слово «троцкист», не имея никакого отношения к «троцкистско-зиновьевской группировке», за которую отсидел).

В 1920 году она училась в школе, и там школяры очень не любили учительницу немецкого  языка. Они сочинили про неё стих:
- Их бина, дубина,
Полено, бревно.
Наша немка – скотина,
Мы знаем давно.


     В  школе  её  так  про  иных  говорили: Единицы и  колЫ – все  приятели  мои.  Двойки-тройки  иногда,  а  пятёрок  никогда.

Она в Москве работала на Главпочтамте в 1934 году, из окна рабочего кабинета наблюдала за похоронами Кирова. Тогда снайперы по всем крышам не сидели.

Бабушка гладила меня, маленького, по волосам моим и говорила:
- ТЫ НЕ ЗЛОЙ, ПОТОМУ ЧТО ВОЛОСЫ ТВОИ МЯГКИЕ!

      А Михаил Георгиевич, родной Брат Антонины Георгиевны, написал на двух дверях, ведущих в подвал вот такие Стихи:
- На ключ закрой эту дверь от воров за собой!
   19  августа  2019  года Михаилу  Георгиевичу  исполнилось  96  лет !  Хотя  бы,  хоть бы,  хорошо  бы,  если бы  Он  меня  пережИл -  в  смысле  сперва  Я  ушёл  из моей  жизни  вместо  него,  вперёд  Него!  Я  очень  мучаюсь,  мне  очень  плохо.


   24  января  2020  года:  Моего  дедушку  Михаила  Георгиевича  (ему  96  лет)  сегодня положили  в  больницу с  острым панкреатитом и  раком  простаты  с  метастазами. Многие мои  ближайшие  родственники уходили  в январе-феврале:  мой Отец,  Бабушка Антонина Георгиевна,  дедушка  Отец моей  мамы  Иван Георгиевич,  мама  моей мамы  Раиса  Николаевна, родной  брат  моей  мамы  Владимир  Иванович. Начало  високосного  года... И  мне  бы  средь  них затесАться...

      Долгоиграющая лампочка в комнате Бабушки горела с 2003 года по 30 декабря 2017 года, то есть, более 14 лет. При мне лампочка эта перегорела на днях, о чём и дополняю этот материал. Тогда лампадки делали качественные, не то, что сейчас.


Оказывается,  Николай  Васильевич  Гоголь  просил  знакомую  орловку  записывать  для  него  местные  орловские  выражения,  вероятно,  некоторые   из  них  я  слышал  от моей  Бабушки.  Взяла  бы  она  меня  к  себе  на  тот  свет  очень  быстро  и  безболезненно.  Ищу  я  мне  эвтаназию.

   Бабушка  меня всегда  учила:
-  Никогда  не говори "ложИть",  а  только  класть,  кладИ.
      
Примерно через полгода после кончины Бабушку я видел во сне. Она была на площади возле её родовых домов и сказала мне:
- Ну, устроилась я неплохо!
И улыбалась ртом, полным здоровых зубов. А на самом деле к 93 годам оставался у неё всего один зуб. Как это получилось. Бабушка работала главным инспектором-ревизором горпромторга. Безупречно честная, бессребренница, бескорыстная. Поэтому её на такую высокую должность назначили с зарплатой 150 рублей в месяц. Это тогда была очень высокая зарплата. И пенсия у неё была персональная – 120 рублей в месяц. Так вот, пришла бабушка моя к стоматологу (это год где-то 1965), а зубница увидела в амбулаторной карте  Бабушки  место её работы и сразу просит:
- А вы поможете мне норковую шубу достать?
Бабушка в ответ молча встала с зубоврачебного кресла,ушла  и больше никогда к стоматологам не обращалась! Верую, что Бабушка мою тяжёлую материальную ситуацию понимает и мне денег с Того Света щедро посылает и направляет, и я их с благодарностью ежедневно получаю.


  Бабушка  когда  лежала  после  инсульта на её  кровати  21-24  января  2004,  левой рукой  обирала  с себя  воображаемые  перья,  крошки,  что-то  виртуальное.В НИИ  неврологии  РАМН мне объяснили:
-  Это  она  себя  на  тот  свет  обирАет


     Бабушка получала пенсию каждый месяц 12  числа. Я называл этот день  - День Пенсионера. В этот день к Бабушке приходили человек десять, просить денег в долг. Рубель,  два,  три, а  кто и  пять! И она всем одалживала, разумеется, без процентов. Очень добрая была. Я тоже поначалу по Её примеру старался быть добрым.


      Сосед  из  соседней  квартиры  богатый  Натан  Бегельман  тоже  приходил  денег  в  долг  брать. Накопил  кучу  и  уехал  ясно  куда  году в  1985-ом.  С  внучкой  Таней,  тоже  жадной и  предприимчивой.



        У меня есть от  Бабушки   раритетная серебряная ложка 1900 года выпуска 925 пробы. Пользуюсь ею часто. Это из столового серебра моего прадеда  Георгия  Фёдоровича.  Он был трудоголик. Держал конный выезд (по нынешнему таксопарк небольшой), несколько дач за городом  сдавал на лето известным московским докторам. По информации, полученной от них, моя Бабушка Антонина Георгиевна говорила:
-  Медицина – кусок хлеба в любой жизненной ситуации.


      В Первую мировую войну Георгий Фёдорович был младшим офицером в штабе царской армии.
В оккупацию немецкую 1941 – 1943 бабушка отнесла немудрящие ценности (столовое серебро  и фарфор) для сохранения родственникам, проживавшим рядом с дачами. После ВОВ они не вернули ценности, присвоили. Только ложка серебряная осталась. Надеюсь, она продляет мне жизнь. Дело в  том, что по статусу парализации превращаюсь в Стивена Хокинга.




    Работал  я  уже в  14-летнем  возрасте.  В  период летних  каникул  на  местной  обувной  фабрике. Специальность  моя  называлась «стекление  верха  обуви».   На  работу  мне  надо  было  к 6  утра. К  тому  времени я  прочитал  Чернышевского  «Что делать». И  к  работе  готовился примерно  как  Рахметов. Спал  на  полу. С  вечера  наливал  себе   и в ванну ставил  ведро  холодной  воды.  Утром выполнял  простейшие  асаны  по  системе  йогов,  а затем в ванной  выливал  на  себя воду  из  ведра.  И  пешком  шёл  на  работу.Вперёд  первого  автобуса  туда.

     Бабушке (тогда я этого  не  понимал)  доставлял  дискомфорт  механическим  будильником.  Часы  от  местного  часового  завода  ОЧЗ  «Янтарь»  громко  тикали  всю  ночь и очень  громко  звонили.  Бабушка  называла  этот  будильник  «трактор». Вообще,  некоторые   вещи  мудрые и полезные,  которые  мне  взрослые  советовали и рекомендовали,  я начал  понимать и осознавать лишь  к моим  33  годам.  Вот  какой  тупой.
С  тех  пор  выработался  у  меня  рефлекс -  просыпаться за  3-5  минут до звонка  любого будильника.
Как  началась  перестройка,  так я  родителей  упрекал. Что же  они  не  нахапали в смутное  время 1989-1993  благ  материальных.  Другие  же  такие  же врачи  нахапали денег,  квартир,  машин,  бриллиантов, заводов,  газет, пароходов. А  мне родители  отвечали  на  эти  упрёки:
-  Зато  мы  спим спокойно!


     20 января  2004 года  в 22 часа 30 минут засыпаю, и сквозь сон отчётливо слышу голос, который говорит мне:
- Твоя бабушка умирает!
Я ужаснулся, но  продолжил лежать, даже задремал. А ровно через полчаса позвонили и сообщили, что у Антонины Георгиевны полчаса назад случился инсульт. Она не приходила в сознание трое суток. Хотя накануне гуляла во дворе, несмотря на сильный гололёд. Она умерла ровно в 11 утра 24 января 2004, в  субботу, причём под звуки  оглушительной радостной музыки, - в доме напротив открывали новый магазин, истошно кричал ведущий с импровизированной сцены. Бабушке было почти 94…

Через некоторое время она явилась ко мне во сне и рассказала:
- Ну, устроилась я неплохо…


     На обувной  фабрике я  заработал  как  несовершеннолетний 132  рубля,  целое  состояние  для  подростка  1985  года. Не  потратил  из  них ни  копейки  до  1993 года. А  в  1993  докопил  к  ним  ещё  много  гонораров  за  статьи,  и на  эти  деньги мне  в  Москве  в  НИИ  косметологии  уши на место  пришили. А  до этого  было у меня  врождённое  уродство -  лопоушие. Это  мешало  мне  и по  жизни  в  целом и, особенно,  взаимоотношениям моим с девушками...



            На  этой  фотографии на  фоне  ковра   я  сфотографировался  с  Бабушкой  через  час,  после  того как  меня  чуть  не  убили,  не  зарезали. Это 1992  год.  Шёл я  с санэпидстанции,  узнал  о  том,  что перенёс  сальмонеллёз. А  на  меня  из-за  угла  выскочил пьяный  неадекват  с длинным  ножом:
- Сейчас  вот этого  прирежу!



             Мне  повезло,  я  постАвил  каратэ-блок,  и  он  ножом  срезал  мой пакет  с  документами  и  фотоаппаратом и поцарапал мне  предплечье.  До  крови,  но  не глубоко.  Я  побежал  500  метров  до  отделения  милиции,  показал  им мою  рану.  Они  меня в  машину и  на  место  преступления. Пакет  мой  ещё  никто  не  украл,  я  его  взял. Мужика  убийцу  след  простыл. Менты  сказали,  что  не  надо  мне  заявление писАть. Они  и  так  его  поймают.  ЗаписАли  мои  контактные  данные. И  больше  не  вышли на  связь  мусорА. Спасибо,  жив  остался. Он  мне  ножом  в  живот  целился.  Ну,  пьяный, вероятно,  белая  горячка. Фотоаппарат  под  рукой,  так  что,  сфотографировался я с Бабушкой.


     Бабушка  очень  любила  стихи  Есенина.  А  поскольку  многие  годы  книги  Есенина  были  запрещены,  то  Она  просто  знала  наизусть  множество  есенинских  стихотворений!

     В  1941-1943  годах  Великой Отечественной  Войны Бабушка  пережила  фашистскую оккупацию в  российско-советском  городе  в  400  км  от Москвы. Рассказывала, что  фашисты собирали  женщин,  детей и стариков. Гоняли их  выполнять  повинность  бесплатно. Летом – копать  за  фрицев  окопы,  а  зимой  -  чистить  снег. Везут  их  на  грузовике в  пригород,  а  фашистский  офицер  командует -  петь  русские  песни. И  пЕли,  изменяя  слова  на  патриотические.  Например:
- Волга-Волга,  мать  роднАя, Волга -  Русская  река.
Не  видАть  вам  нашей Волги и не  пить  из  ней  водЫ!
Даже при  полицАях  пЕли!  И  те  не  ябедничали  фашикам.
Хорошо, в  Германию  не  угнали. Немцы  тифа  боялись,  как  огня. Ну,  и симулировали тиф,  кто  как  мог. Записки  на  окна-двери  «ТИФ»,  и не  тронут  фашисты. А  поджигать  нельзя -  центр города,  дома  многие  деревянные.



         Родной  брат  моей  Бабушки Александр  Георгиевич  (герой  1941  года,  имел орден  то  ли  Красного  Знамени, то  ли  Красной Звезды)  за  столом  бананы  называл  «обезьянья  еда».  А  огурец  он  почему-то  назывАл  «оливЕц».
В  сентябре  1941  года  он  командовал  подразделением, и  они  просидели  пять  суток  в  болотах  Белоруссии  по  горло  в  воде.  Благодаря  чему  сохранили  новые  пушки  и  танки  и  по  болотам  вышли  из  окружения.  А  награды  и  ордена  свои  отдал  после  войны  двум  своим  дочкам,  и  те  их  потеряли.  Одна  надежда:  в  частном  доме  щели  в  полу  были  большие.  Может,  туда  боевые  награды  провалились???


Бабушка  часто напевала  песню:
-  СоколОвский  хор  у  Яра  был  когда-то  знаменит!

                Бабушка  очень  вкусно  готовила.  В  строгом  соответствии  с  Домостроем. На  семью  из  9  человек. В  1955  году  коммунисты  отобрали  купеческий  дом  в центре  города  (первый этаж  каменный,  второй,  деревянный) и  расселили  семью  по квартирам-курятникам по  2-3-4  человека. Разносолов  никаких  не  было.  Правда,  с  огородиков   их  в центре  города  закрывали  на  зиму  много  солёных  помидоров  и  огурцов, квашеную  капусту  в  бочки,  мочёные яблоки  в  бочки. Сок  из  яблок  на  соковарке  добывали  вкуснейший. Компоты  из  смородины.  Питание  всё  было  на картошке.  Помню,  по  осени в  80-х  годах  20  века  закупали  на  зиму  несколько  мешков  картошки по  6-8  копеек за  килограмм. Очереди  за  картофелем  этим  выстраивались  гигантские.  Бабушка  говорила:
-  Щи  да  каша – радость  наша!

  Пюре  картофельное  готовилось  изумительное! С  солёным  помидором-огурчиком  вприкуску,  да с  хлебом.

  Котлеты  из  свинины  делали  пару  раз в  месяц.  Я  помогал Бабушке  крутить  мясо  на раритетной  мясорубке  1930-х  годов. Морковные  котлеты  Бабушка  делала.  Салат натирала  на  тёрке:  морковь и  яблоки.  Полезнейшее  питание!  Никогда  никаких  полуфабрикатов и  заморозок!  Продукты  ex  tempore

      Супы  были  на  вегетарианском  бульоне,  не  на  мясном.  Мясо только  отварное  (курятина)  было  1-2  раза  в  неделю,  или  говядина,  или  свинина.  По  чуть-чуть.  Вкуснейший  бабушкин  картофельный суп!  И  рисовый!  У  меня  была  металлическая  миска  с  рисунком  цыплёнка  на  дне. Надо  было  мне  доесть,  пока  цыплёнок  не  покажется.  Щи  из  квашеной капусты  вкуснейшие.  Красный  борщ  свекольный.  Каши:  гречневая,  рисовая,  пшённая,  мне  -  манная.  Всегда  помогал перебирать  бабушке  от  больных  зёрен  пшёнку,  рис, гречку. По  праздникам бабушка  пекла  вкуснейшие  пирожки с  яблоками и  капустой. Чибрики  делала  -  картофельные  оладьи.  На  Новый  год  в  газовой  духовке  запекали  в  фольге утку  или  гуся  с яблоками. Иногда – кусок  свинины со  специями  в фольге. Картошка  в  мундире,  отварная,  иногда печёная  в  фольге в  духовке.  Иногда  мусс  из  манки  из  малины.  Чай  индийский со  слоном. В  80-х  годах  раз в месяц  запекала  в  духовке  рыбу:  минтай  в  майонезе,  объедение.  Вот  так я и  стал  диетологом.  Иногда  макароны варила,  называла их «шпагЕти»,  «шнурки».  Иногда  -  молочный  суп  из риса или  домашней  лапши. Изредка -  без  молока,  но на  мясном  бульоне!!!



    О,  малиновое  варенье!  Из  своей  малины.  Из  абрикосов  варенье,  из  купленных  на  базаре  абрикосов.

    Последние  тридцать лет  Бабушка  завтракала  одинаково:  качественный кофе  с молоком  и  сахаром  и один  бутерброд:  булка,  масло,  российский сыр.


          Клубничное,  вишнёвое и  сливовое   варенье  Бабушка  в  медном тазу  варила!!! Иной  раз  в  лесу  или  поле  земляники  или  полевой  клубники соберём  немножко, тоже  варенье  получается!  Майонезная  или поллитровая  баночка.  По  весне  лесной  щавель  собирали,  но  я  щавель  не  люблю.  Тоже  щавель в  банки  закрывали!  Липовый  цвет  собирали.

            Последние  тридцать лет  Бабушка  завтракала  одинаково:  качественный кофе  с молоком  и  сахаром  и один  бутерброд:  булка,  масло,  российский сыр.


            Бабушка  поджаривала мне  на  сковороде  принесённые  мною  с рыбалки  десяток  пескарей!  В  мучной  или  сухарной  панировке.  Однажды  свежепойманых  пескарей мне зажарили  прямо  у  речки, на  костре,  на  сковородке!  Другой  раз  я  засаливал  пескарей  на  таранку и  сушил  на верёвке на  кухне.  Может,  пескариные  глисты  защитили  меня  от быстрого  прогрессирования моего РС.

        К  хлебу  в семье относились  трепетно,  на  Вы, уважительно!  Лишнего  не покупали.  Остатки  сушили  в  сухари.  Их  собирали. Бабушка  из них  летом  делала  вкуснейший  квас!


   Из  оставшихся  после  праздничного  застолья  (нарезАли  чуть  больше  потребности  гостей,  так  получалось)  булочных  порционных  нарезок  Бабушка  жарила  очень  вкусные  гренки!

          На  завтрак  были  иногда  сырники  из  творога.


Плов  Бабушка  делала  фруктово-овощной,  вегетарианский.  Рис  тушится в утятнице-гусятнице  с  тыквой,  изюмом,  морковью,  яблоками.  Вкусное  блюдо.

            Омлет с  поджаренными  в  нём  кусочками  свиного  сала бывал  иногда  по  утрам. Мне  как  растущему  юному  организму  полагались некоторые  поблажки и  вкусности.Но  без  излишеств.  И  это  правильно.


      Кашу  манную  я  ел  с вареньем:  клубничным,  абрикосовым,  вишнёвым,  сливовым,  малиновым,  смородиновым  почти  каждое  утро,  даже  в  начальной  школе.

         Выражение  Бабушки  «Недосол  на  столе -  пересол на  спине» можно  трактовать  двояко. Второй  вариант  допёр  до  меня  буквально  месяц  назад. Первый  вариант  означает:  недосОлено -  возьми  солонку на  столе и  досолИ. А  пересол чреват  отложением  солей и  болями в спине-позвоночнике. А  второй  вариант -  если  пересолили,  то  виновника  пересола будут  бить  по  спине!!!!!!!!



    Мама  меня  заставляла  есть  невкусности,  над  душОй  стоЯла.  Это  потом  я от Академика  Фомина  услышал  ,  что  пищевое  насилие  над  детьми  недопустимо.


http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl
В  одном   из  родовых  домов  выращивали  уток  немного.  Вероятно,  на  продажу.  Мясо на  столе  бывало  редко.  А  вот  подушки  были  все  на  утином пуху.


    Родовое  имение  в  центре  города  Садово-Пушкарная,1.  Смотреть  по  ссылке:  http://www.proza.ru/2020/01/11/72


  На  праздники  на  столе  были  вкуснейшие  оливье и  сельдь  под  шубой,  а  также холодец-студень.


   Бабушка  блины  вкуснейшие  пекла ,   чаще  на  Масленицу.  С  творогом  и  вареньем.

      Бабушка  солила  вкуснейшее  свиное  сало  с  чесноком.  Отрежешь  кусочек  и  наслаждаешься  с  хлебом  чёрным,  объедение!

 Бабушка  виртуозно вкуснЕйше   жарила рыбу   в  панировке:  мойву,  минтай.

  Бабушка  тушила  белокочанную  капусту,  квашеную  и  свежую.  Вот  капусту  я  не  любил,  если  только  с  мясом,  но  это  было  редко.  На  тёрке  натирАла  Она  хрен и редьку    в  салаты,  но  я не  ел такие. Варила  ленивые  вареники  и  тушила  ленивые  голубцы.  Свёклу  красную  варила  в чугункЕ.И  каши в  чугунке.

    Бабушка  на  Пасху  делала  творожную  пасху  и  пекла  куличи.  Ходили  с  ней  освящать  их. Бабушка  пекла  жаворонков из  теста  в виде  птичек  по  весне.

  А крестИли  меня  с Её  велЕния  в день  моего  рождения -  семилетия,  на  дому. Велели  держать  это  в  строжайшей  тайне.  Вместе  со  мной  покрестили  в  православие  ещё  двух  моих  более  младших  двоюродных  братьев.  Затем  Бабушка  водила  меня  в  церковь,  сказала,  на  докрЕщивание. В  алтарь  меня, помню,  вводили.


Во  дворе  и  на  Комсомольской  площади  росли  в  изобилии  грибы  шампиньоны (печерИцы,  местное  название),  порой  из  под  асфальта.  Многие  их  собирали. Бабушка  мне  их  жарила.  Липовые  листочки молодые  дети Ели,  они  сладкие!  Лебеды  верхние  части  её  ели  дети.  Дикую  морковь  белые  корешки!

Когда  я  чесал  жопу,  Бабушка  говорила:

-  Соль  подешевЕет.
Не  знаю  смысл  этой  приметы


Кисели  варила!  Всё  вкуснЕйшее,  всё  полезнейшее!!!


         Старые автобусы. Это  1971  год.  Кто-то  помнит  такие?  Я  в  них катался!  С  моей  Бабушкой              http://www.proza.ru/2020/01/29/101

  С  Бабушкой  ходил  в  гастроном Москва.  В  начале  1980-х  годов  20  века  там  на  кассе  продавали  вкуснейшие португальские консервы  сардина,  за  нефть
 СССР! Очень  вкусные  с  отварной  картошкой  или пюре,  и  с хлебом.  Никто  в  семье  не  ел  их,  кроме  меня.  Яблочное  пюре  НЕЖЕНКА - вкуснЕйшее,  полЕзнейшее!

  Бабушка  моя  знала  многие  лекарственные  травы,  ноо  это  уже  секреты.