Ян Вермеер. Бокал Вина

Алина Алексеева-Маркезин
       Ян Вермеер. Бокал вина.1658-60 г., холст, масло, 65 х 77 см, Государственный музей – Прусское культурное наследие – Картинная галерея, Берлин

       Начиная с 60-х годов 17 века лейтмотивом картин Вермера становится любовь — в самом широком, в равной мере и плотском, и духовном смысле этого слова. Даже если в картинах живописца (как в большинстве случаев) и не присутствуют кавалеры и коварные обольстители.
 
          Героини на полотнах художника читают и пишут любовные послания, музицируют, созерцают драгоценности, внимают учтивому флирту; жанровые сцены Вермеера чаще всего однофигурные, полные покоя и уюта, чему способствует тончайшее умение передать атмосферу жилой среды, ненавязчиво вовлекающей в себя зрителя.
 
       Ян Вермеер в своих жанровых сценах стал более тщательно прописывать лица персонажей и интерьеры, в картинах художника появляются различные музыкальные инструменты (вирджинал, спинет, гитара, лютня) как утонченный намек на изысканные и романтические отношения героев. Известно, что эта картина Вермеера «Бокал вина» была написана живописцем по заказу делфтского мецената Ван Рюйвена.

          Эта картина – замечательный пример направления в живописи, известном как «дельфтская школа». Тщательно прописанный интерьер, перспектива которого подчеркнута геометрическими плитками пола и рамой окна. Мужчина и женщина элегантно одеты, стол покрыт ковром, на стене – картина в позолоченной раме. Полотно близко по мотиву «Офицеру и смеющейся девушке» (две фигуры, тот же стол, те же стулья с головами львов, открытое окно), но отличается характером размещения персонажей.

           Они отодвинуты вглубь комнаты. Подобный тип изображения, особенно мотив расположенных в шахматном порядке плиток пола, использовал в своих работах Питер де Хох. Вермеер перенимает удачное композиционное решение. В центре изображения мужчина, предлагающий даме вино. Он держит за ручку белый кувшин, который возникает на многих полотнах Вермеера. Здесь он намеренно представлен в центе картины. На мужчине – светло-зеленая накидка и шляпа, как будто он только что вошел в комнату. Белый рукав рубашки гармонирует с белым кувшином на столе. Молодая женщина поднесла бокал ко рту; подобно маске, он наполовину закрывает ее лицо.
             Сцена разыгрывается как «гармония» музыкального дивертисмента, что подчеркнуто лежащей на стуле лютней и нотами на столе. Пространство погружено в тень, окно в глубине комнаты закрыто ставней и занавесом, второе окно полуоткрыто.

      Речь идет о персонификации Умеренности, одной из главных христианских добродетелей. В руках она держит свои атрибуты – наугольник для правого дела и цепь для обуздания страстей. Окно расположено как раз напротив сидящей женщины. Аллегорическая фигура служит напоминанием и предостережением.

        Возможно, именно ван Рюйвен посоветовал Вермееру обратиться к изображению сцен жизни высшего общества.