Секрет предполья

Борис Ящук
                Свидетелями  необычного происшествия   стали  бойцы    из  корпуса  ЛНР , несущие  боевую службу на переднем крае. А проходил он по самому бережку речонки. С этой стороны защищают   свои семьи и родные дома шахтёры и казаки, а на том берегу     засели  добровольные отряды незалежной Украины  …. И вот, совершенно  неожиданно и  бесшумно, прямо за спинами бойцов   вырос  этот  дедок.  Одет был  не совсем по сезону: когда    снял с головы  шахтёрскую каску с коногонкою, то оказался  в старенькой тюбетеечке , зимних  ватных брюках, в кирзачах, в линялой  майке, поверх которой была наброшена  меховая  телогреечка - безрукавка  . На ней красовался орден Красного Знамени. А на улице – декабрь.   Такое впечатление, что старик на минутку вышел во двор. Вот только к чему здесь каска с коногонкой, которые носят в забое шахтёры   ….      А более  удивительно было  то, что этот тщедушный старичок толкал впереди себя здоровенного бугая, который был  мастерски упакован:  глаза завязаны  чёрной тряпкой, во рту  - прочный кляп, а  связан был так, что им было сподручно управлять, ведя  его, как трёхколясную тачку. Зрелище  и комичное и  странное. Дед, прежде чем всё объяснить, попросил: « Сынки, дайте  закурить, а то я немножко уморился  с этим кабаном! И если есть , то «Шахтёрских»  ….
     Бойцы  дали деду прикурить, а тот присел в окоп, закурил, пряча  окурок в кулаке. На  вид  человеку  было  много лет. Сделав несколько затяжек, он притушил папиросу и примостил её за ухом ,  глянул  на  всех  зорким и озорным  взглядом  и стал  рассказывать:   «Вот привёл вам  освободителя   с той стороны. Освободителя, это я так понял, когда этот бугай   ввалился  в мою хату  и завопил:  Выметайся, старый хрен, здесь теперь мы будем квартироваться!,- ну этого я терпеть не смог  и привёл к вам. Хотя я его  немного помял, но окопы копать, восстанавливать всё, что они натворили на нашей земле, он ещё  сгодится.
      Командир нашего охранения  в  своём блиндаже решил угостить старика  какой-либо снедью, но тот заторопился домой (  там курчата остались да пёс  с котейком). Не отказался  от пачки «Шахтёрских» и пачки  спичек( не коробка, а пачки).   И рассказал, что живёт на другом берегу, что ему скоро, если бог даст, будет  стольник и , что он из шахтёрского рода  Величко. Очень секретно  сообщил командиру  подземный путь  и ,уходя   показал :  « Вишь островок  Хомуток!» и  нырнул незаметно  среди кустов  и  воронок  от снарядов  и словно  испарился…
 


 
           Давние рассказы моего отца   и сейчас  обжигают душу.  Слишком силён был враг, -  бросил против нас отборные части. Им на нашем участке Южного фронта  помогали приданные  итальянские и румынские дивизии.   И тогда,  на исходе   сорок первого года, командование поставило нам задачу – произвести   глубокую разведку  за линией фронта и установить  места дислокации  фашистских  частей …
        Командир нашей дивизии  провести эту операцию поручил разведчикам нашего кавалерийского полка.    Задача   серьёзная, а на разработку  выделили всего  пару суток.  Стали  разведгруппу подбирать из   опытных  офицеров и красноармейцев. Костяк уже был сколочен, но  в штабную землянку  настырно пробивался  белобрысый  курносый  пацан   - ездовой  из второго эскадрона.   Глядя на него оставалось только удивляться, что его уже призвали в действующую армию? Ну пацан пацаном!  Когда  он появился перед комполка, отец спросил его : « Что тебе надо , сынок?»
        « Товарищ майор, возьмите в разведку!»  -« Сколько тебе лет, парень?»- последовал вопрос.
Настырный  мальчишка  даже рассмеялся: «Вы не смотрите на мой вид, мне уже 27 лет, и я до войны работал на шахте , здесь  мои  родные     места – я знаю здесь каждый кустик. Хорошо знаю немецкий  язык – наши соседи в посёлке были из  волжских  немцев.    Мне известны подземные ходы за линию фронта – здесь много  копанок(самодельных шахт) и мне  они  ведомы  с детства.
    Рассказ бойца  заинтересовал   нас. На  карте парень уверенно показал, где  расположены   шахты и посёлки, где есть ходы  и куда они ведут. Боец оказал нам неоценимую услугу. Когда  рассматривал карту, то радостно  ткнул пальцем в карту : « Вот он Хомуток!»  Оказалось, что остров с названием Хомуток расположен на нейтральной полосе-речушке, разделяющей нас с фашистами.    Боец  Величко ( а сам махонький-махонький) рассказал, что в  рощице с нашей стороны  в  предполье находится вход в подземный ход, идущий  на тот берег реки.  На острове Хомуток  есть запасной выход на поверхность, расположенный среди  заросли ивовых деревьев. Рекогносцировка и сверка с картою  свидетельствовала, что выход  расположен  за второй линией окопов фашистов ,  вблизи хозяйственных складов  шахты.
     Мало того, что этот малец буквально  вломился в нашу разведгруппу, так  он и время вылазки  сдвинул, объясняя  это  погодным фактором:   мол   к вечеру  разразится  пурга  и бросок  через предполье  останется  незаметным  для врага. С таким доводом  нельзя  не согласиться. И  действительно, к вечеру снежная метель  сомкнула небо с землёй,как говорят: не видно ни зги…
         Старший  разведгруппы  капитан  Пишванов  тщательно  проверял  каждую мелочь  в амуниции, не совсем  доброжелательно отнёсся   к новичку Величко и  предупредил( всерьёз или в шутку, точно неизвестно) -  если  загубишь группу  «Сусанин», задавлю собственными руками, понял?     Величко посмотрел на капитана молча и взял  кочергу около буржуйки и завязал её на два узла, а потом вернул её  в первородное состояние.  Капитан Пишванов только хмыкнул, похоже парень из наших!  А   парень настоятельно  советовал  запастись   фонарями  «летучая мышь», или   наготовить  факелы, - чтобы  идти  через  штольни. В конце концов   наскребли несколько ламп , заправили   их  керосином  .
        В  сплошной  мгле   шестёрку  разведчиков  в белых маскхалатах  поглотила снежная  круговерть.   Рядовой  Величко  успешно провёл  группу  в  шахту  и сказал, что уже можно спокойно разговаривать, а не шептаться,  и предупредил , чтобы  внимательно  слушали  его   указания.  Все слова бойца  имели свой смысл:  путь был извилистый и  перемежался  со спусками и подъёмами. Кроме того, следовать приходилось не по тропинке, а по  угольным  рытвинам… Для   группы  такой  путь  был  необычен. Слабые  огоньки  керосиновых  ламп  едва  освещали подземный  проход  и  продвижение   заняло   много времени.  Тем более, что  Величко советовал  внимательно  запоминать все  повороты. Если  вдруг  придётся отходить с боем, чтобы   уйти от врага без потерь.  Командиру группы  Пишванову  поучение  бойца  не совсем нравилось и он   не удержался: «Не   накаркай, Сусанин!» А  боец  Величко   засмеялся: « Не боись, капитан,  всё будет нормалёк!» Пишванова  раздражал  этот нахалёнок, но   было не до того.  К рассвету  впереди  забрезжил    неясный   свет. И Величко, вновь  властно  приказал: « Ни звука  и ждать меня!» -  а сам  вышел   на  поверхность ( это  были  развалины склада  оборудования бывшей  шахты).
         Патрульный   БМВ  с коляской   медленно  пробирался  по заметенной  снегом  дороге. За  рулём  сидел  грузный  унтер-офицер  Ренке , а  за  пулемётом в коляске –низкорослый  и щуплый баварец    Дитц.    Задача  у них на сегодня  не  простая  - встретить и проводить к  штабу армии  командиров  фланговых   немецких, румынских и итальянских      соединений.  После ночной  метели  настроение портил холод и заметённая  дорога.  А тут  ещё   поблизости от дороги среди  развалин  замаячили  две человеческие фигурки.  Они  так  взбесили  Ренке, что он  заглушил  мотор и не вставая  с сидения  почти  весь рожок  выпустил  по этим фигурам.   
         Величко  только вышел  из  тоннеля, как  раздалась  автоматная очередь.  Держа  палец на  спусковом курке  ППШ, боец выглянул  наружу.  У противоположной  стены  лежали  изрешечённыё  пулями  два мальчишки, которые  собирали  в мешок мелкий  антрацит. На  дороге стоял  мотоцикл  немецкой полевой жандармерии    и верзила, который  стрелял в детей, командовал: «Курт, сбегай посмотри, попал я там или промазал! Да торопись, а то скоро уже штабисты подъедут!»    На   выстрелы  капитан Пишванов  отреагировал немедленно –вся группа  бесшумно выскользнула   наверх, но замерла , когда  Величко  приложил палец к губам. Боец  притаился  у края стены  и  отложил автомат в сторону.  Остальное  произошло  мгновенно . Из-за стены  показалась   голова немца в каске, поверх которой были надеты очки мотоциклиста. На  голову  фашиста  обрушился  кулак бойца Величко. Другой  рукой он втянул оглушённого  к себе  и уже  стягивал с него шинель и каску. Затем  нахлобучил  всё это на себя  и шагнул за стену, молча стал  расхаживать , казалось бы что-то рассматривая.    Верзиле  Ренке  это надоело  он, слезая с мотоцикла, всячески  ругая нерасторопного Курта, сам пошёл к этому  недотёпе. Когда подошёл к нему и тот повернулся, то  неожиданно  рухнул наземь от мощного удара в лицо, сравнимого  с ударом  лошадиного копыта. Ну не рассчитал своих сил маленький  боец Величко -  обоих  убил единственным  ударом.  А сам  он  спокойно докладывал: « Товарищ  капитан! Быстро натягивайте на себя  форму   жандарма, не забудьте бляху  одеть, она у них горжетом называется, а я в коляску сяду  с жезлом регулировщика – сейчас  будем встречать  штабную машину с офицерами!»   
      Откуда  тебе это известно, боец?   Успел разговор жандармов услышать , давайте торопиться-  ответил Величко. Сбросив маскхалат, капитан облачился  в  немецкую форму, рядом сел Величко ,  взревел  мотор и мотоцикл двинулся  по дороге. Оставшаяся часть группы  залегла за стенами, изготовясь к  бою.    А   Пишванов, ещё  успел  «пожурить»  Величко за то,  что  он  уничтожил жандармов , а так были бы «языки» - любая информация никогда не помешает. Боец резко парировал – они у меня на глазах убили двух пацанов. Ладно , хватит балачков, вон машина показалась, я их направлю  прямо к  стене  склада _ мол там вход  в штаб…
          Как  и предполагалось, Величко  проверил документы пассажиров  «Хорьха», вежливо предложил следовать за мотоциклом. В салоне  оказались  полковник немецкой части, румынский и итальянские генералы – командиры  корпусов.  Операция   прошла  без потерь. Пленную  плеяду срочно  отправили  в шахту. Водитель «Хорьха»  успел  выхватить дамский пистолет, но вездесущий  Величко  вновь успокоил его навеки своим кузнецким  ударом.  Группа  уходила  без шума.    «Хорьх»  с жандармами и водителем  отогнали за километр  от входа  в шахту.  Хозяйственный Величко умудрился     мотоцикл  затолкать   под землю – даст бог, после войны  техника пригодится.
         На  нашей стороне  группе пришлось  вновь дожидаться сумерек. Добычу  представляли  комдиву   Кириченко. Потом их переправили в высшие штабы.  Всю группу  наградили орденами.Ефрейтора Величко зачислили  разведчиком  управления 191  кавполка. 
            Война – вещь жестокая и грязная. В ту зиму сильные позиционные  фортификации немцев позволили  развить наступление на Красную Армию. Наши войска были вынуждены  в тяжёлых боях отступать. Отойти и сохранить боеспособность  удалось  двадцати тысячам  наших воинов. В плен попали и погибли около двухсот тысяч советских людей. В ту пору очень зверствовала немецкая авиация. Но  русский дух  уже  через полгода показал фашистам, на что способен русский солдат. Был Сталинград, Курск, наконец , поверженный Берлин. Запомните это супостаты!