Служили два товарища

Эдуард Мороз 3
  Чем же объясняется такое динамичное эффективное
развитие экономики и социальной сферы Сахалинской
и Смоленской областей? Конечно, прежде всего общи-
ми интересами единого советского народа. Лидеры ком-
мунистической партии Советского Союза, как зеницу
ока берегли социалистические завоевания Великого
Октября: общественную собственность, бесплатные об-
разование, здравоохранение, социальную справедли-
вость. И люди видели и ценили это. Каждый сознавал
себя ответственным за свой участок, цех, завод, стра-
ну. И это выражалось в массовых субботниках на строй-
ках, на уборках урожая, на рыбных путинах. Активное
участие в них принимали и работники партийных, совет-
ских, комсомольских организаций. Павел Артёмович Лео-
нов обычно работал в строительной бригаде  бывшего
фронтовика Михаила Андреевича Титякова, кстати воздви-
гавшей в центре города памятник Владимиру Ильичу Ле-
нину и построившей Драматический театр  имени Антона
Павловича Чехова.

  Ивану Ефимовичу Клименко довелось поработать на стро-
ительстве 80 объектов, многие из которых, благодаря
субботникам, были введены в действие в установленный
срок.
 
  Не все представляют, насколько напряжённой ответствен-
ной была в то время работа партийных руководителей реги-
онов. Особенно глядя на шуструю жизнь некоторых нынешних
губернаторов. Прежде всего на плечи первого секретаря об-
кома партии ложилась кадровая работа: подбор и расстанов-
ка руководящих работников области. В стране за годы Совет-
ской власти сложилась практика, при которой руководящие
органы всех ведущих отраслей народного хозяйства сами с
помощью государства заботились о подготовке для своих под-
разделений специалистов. А на руководящую работу в партий-
ные, советские, профсоюзные и комсомольские органы выдви-
гались наиболее активные работники из всех отраслей, но
как правило из тех, которые являются основными в данном
регионе, городе или районе. Поэтому многие специалисты
вынуждены были оставлять свою любимую работу на некоторое
время, а очень часто - и навсегда. И здесь партийный сек-
ретарь должен был учитывать все личные интересы кандидата,
все его возможности эффективно работать на новом месте. А,
следовательно, надо было постоянно встречаться с коллекти-
вами предприятий, знать их мнение о руководителях, готовить
специалистов к новой работе. Некоторые из них посылались в
в Высшие партийные школы, некоторые вводились в номенклату-
ру обкомов. Главным преимуществом у этих кандидатов на ру-
ководящие должности было - всегда быть первыми на трудовой
вахте. Ветераны вспоминают, как Павел Артёмович Леонов, вы-
вигая на пост первого секретаря Курильского райкома партии,
подводил его при всех членах бюро к окошку, за которым си-
нела даль океана, и с улыбкой говорил:"Работай на совесть.
Дальше тебя посылать уже некуда!"

  Советское государство шло навстречу предложениям руководи-
телей областей о начале строительства того или иного объекта.
Но после выделения из народного бюджета необходимых средств
или оборудования вся ответственность за их использование ло-
жилась на плечи первого секретаря. Именно так обстояло дело,
когда наша страна закупила в Японии несколько комплектов вы-
сокопроизводительного компактного оборудования по производст-
ву аммиака. Один из них был предназначен для Дорогобужского
завода аммиачных удобрений. Стоимость каждого комплекта сос-
тавляла десятки миллионов золотых рублей. В комплект входили
три сверхгаборитные, насыщенные свинцовыми трубками толсто-
стенные колонны, в которых при очень высоком давлении проис-
ходят химические реакции. Одна из них имела вес более ста
тонн, вторая - почти двести и третья - свыше четырёхсот тонн.
И вот в тот день, когда баржи с грузом прибыли в Смоленск,
стало известно, что НИИ Министерства речного флота РСФСР дал
отрицательное заключение: баржи таких размеров с негабаритным
тяжёлым грузом от Смоленска в Дорогобуж по Днепру провести
нельзя, так как на этом участке много отмелей и нет фарватера.
Но как же так, ведь до этого всё было просчитано и согласовано?
Оставлять груз в Смоленске было нельзя, это привело бы его к
потере, гибели. И пришлось Ивану Ефимовичу работать за все НИИ,
Министерства, советоваться со шкиперами барж, знакомиться с ме-
теосводками, паводками, и принимать решения. И вот наконец все
препятствия были преодолены и баржи подошли к специально пост-
роенному причалу. На нём величественно возвышались краны боль-
шой грузоподъёмностьи.

  Пожалуй, самым ответственным был для Павла Артёмовича Леонова
проект строительства морской железнодорожной паромной переправы
Ванино - Холмск. С обеих сторон, с материка и острова нарастал
поток грузов и порты уже не справлялись с их переработкой. По-
живи Сталин ещё лет пяток, и начатое по его инициативе строитель-
ство туннеля под Татарским проливом было бы завершено. И поезда
с грузами побежали бы прямо до Южно-Сахалинска. Однако стройка
была остановлена и требовалось новое решение.
  Идея строительства морской паромной переправы впервые прозву-
чала в докладе Сахалинского обкома КПСС на региональном научном
совещании и была поддержана на государственном уровне. Стройка
была объявлена всесоюзной. В Ванино и Холмске строились паромные
причалы, в Калининграде на судостроительном заводе "Янтарь" был
заложен первый паром. Проект упёрся в решение проблемы сочетания
широкой материковской колеи (1520мм) и узкой ( 1067) Сахалинской.
Перегрузка грузов в Холмске из одних в вагонов в другие, малогаба-
ритные, резко увеличивала затраты, снижала эффективность. На раз-
вязку этого транспортного узла  обкомом партии было направлено вни-
мание специалистов Сахалинского отделения Дальневосточной дороги.
И они справились с этой задачей: был спроектирован и построен меха-
низированный пункт перестановки вагонов на тележки сахалинской ко-
леи. При этом их усилили и реконструировали -  ведь им предстояло
нести груз куда больший, чем прежде.
             Продолжение следует.