Привези цветочек аленький

Наталья Ладица
«Сказка ложь, да в ней намёк» - с детства известна эта фраза каждому из нас. Многие считают, что это означает, что каждая сказка содержит в себе некое нравоучение, которое для простоты понимания и детской заинтересованности ради облачено форму сказки. Без сомнения, это так, но очень часто в сказочном повествовании при внимательном прочтении можно обнаружить и следы древних мировоззрений, и бытовые подробности, и обрядовые традиции наших предков. Не верите? Это не трудно доказать.
Все мы заем сказку «Аленький цветочек». «Позвольте, - скажете вы. - Но ведь «Аленький цветочек» - авторская сказка, разве нет?» Но даже сам Аксаков писал эту сказку с подзаголовком «Сказки ключницы Пелагеи». Да и распространённость среди разных народов данного сюжета говорит о том, что первоначальный вариант был вполне народным. Итак…
Жил-был купец, и было у него три дочери. Старшая дочь просит привести ей из дальнего похода венец самоцветный. Что такое венец? Прежде всего, это - символ власти. Да и дочь-то старшая, т.е. наследница, ведь сыновей у купца нет. Следовательно, старшая дочь просит отца обеспечить ей некую власть. Что ж, купец - человек не бедный, власть денег ещё никто не отменял, так что отец обещал девушки этот дар.
Вторая девушка в качестве подарка просит волшебное зеркало. Испокон века зеркало (как и любая отражающая поверхность) считалось магическим предметом, как нельзя более подходящим для волшбы. Так что становится понятным, что девушка обнаруживает способности к магии, желая стать ведуньей, волшебницей. А для этого ей необходим специальный инструмент и, желательно, учитель. Приобретение такого подарка, несомненно, более проблематично, однако и здесь купец обещает дочери помочь.
Что же третья девушка? Она просит привести ей «цветочек аленький». Строго говоря, дочь сообщает отцу, что она готова к тому, чтобы продолжить род, стать женой и матерью. Не мудрено, что подобное заявление ставит купца в тупик: отыскать достойного жениха - задача не простая, заранее ничего здесь обещать нельзя. И ответственность невероятно высока. Так что никуда не денешься, нужно найти дочери то, что ей требуется.
А теперь скажи, уважаемый читатель, какая дочь теперь для рода наиболее ценная? Конечно, та, что должна этот самый род продолжить. Потому и называется она в сказке любимой, потому и не каждый «цветочек» подходит для этой девушки. И, несмотря на то, что два подарка уже приобретены, отец не спешит домой.
Дело решает случай. В силу каких-то причин купец попадает в тяжёлое положение. Сказка говорит о буре, оказавшись в которую, мужчина лишается своих богатств и в одиночестве оказывается в каких-то неведомых краях. По сути, можно предположить, что купец оказывается в смертельной опасности, возможно, между жизнью и смертью. Спасший его человек в качестве благодарности за спасение требует в жёны его дочь.
Как ещё может оценить несчастный, загнанный в угол отец такое предложение? «Да он - настоящее чудовище!» Хотя, не исключено, что купец и его будущий зять были знакомы раньше. С чего я делаю такие выводы? Во-первых, кому попало такие предложения не делают. Во-вторых, после того, как они «ударили по рукам», т.е. пришли к соглашению, купец был доставлен прямо к порогу собственного дома.
Дальше - ещё интересней. По старым русским традициям именно девушка должна дать согласие на брак. От жены в первую очередь зависит благополучие в доме, а потому ей и решать. Ей и её родителям. Но вот согласие получено, и девушка отправляется… Куда? Неужели в дом к жениху? Ни в коем случае! Девушка оказывается в особом мире - между миром живых и миром мёртвых. Она не может ничего делать по дому, не имеет права общаться с родичами - она уже не принадлежит их миру. На лицо даже надевается плотный платок - фата. Свой особый мир. Поначалу она не видит и не слышит жениха (несомненная аллегория). Но с течением времени становится ближе к его роду: начитает слышать его, а потом и видит, но в образе сказочного чудовища (он ещё не принадлежит её миру).
Но вот девушка снова оказывается дома. Почему? Потому, что наступает день невестиной бани. В этот день невеста со своими подружками моется, её девичья коса расплетается, переплетается в женскую причёску. Невеста оплакивает свою девичью жизнь, окончательно уходит из рода. Родичи получают от жениха подарки. Это последний день, который невеста проводит под отчим кровом.
Возвращаясь, она видит мёртвое чудовище. Мёртвое? Конечно, мёртвое. Ведь, по представлению наших предков, чтобы стать кем-то другим, человек должен умереть и возродиться. Так что сказочное чудовище (неведомый жених, неженатый парень) умирает, чтобы возродиться мужем. Вот теперь всё становится на свои места.
Получается, что в сказке «Аленький цветочек» в некой сказочной форме описаны события и ощущения невесты, предшествующие свадьбе. А так же даётся понять, что главное предназначение юной девушки - не власть и волшба, а замужество. Ведь не даром же сказка - именно о младшей, ЛЮБИМОЙ дочери.
Как вам такая интерпретация сказки?