Смеяться, право, не грешно?

Аида Нейтенс
«Смеяться, право, не грешно»?
Когда я была маленькая, то моя бабушка часто повторяла: «Не смейся много – плакать будешь!» Меня это всегда останавливало. Раз бабушка сказала, значит так и есть. В моей детской голове сидела такая мысль, что смеяться много – это плохо. Спустя многие годы мое мнение не поменялось, а углубилось. И сегодня хочу поразмышлять на эту тему.
Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете …(из Евангелия от Луки 6) Кто они, «смеющиеся»? Иисус, конечно, имел в виду тех, кто радуется бесовской радостью. «Смех без причины – признак дурачины», - говорили наши прародители. Возьмем словарь Ожегова и прочитаем о значении слова: смех – короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие, а также насмешку, злорадство и другие чувства. Разберем негативное значения слова «смех». Речь идет о смехе, который может быть вызван анекдотом или насмешкой. Такой смех тесно связан с грехом празднословия. Празднословие порождает смех. Смех порождает невнимательность к внутренней жизни. Вспоминается толкование Святителя Луки о празднословии: «… язык мелет, мелет и мелет». А мне хочется сказать, что человек хохочет, хохочет и хохочет. И сам не знает, зачем. В книге Архиепископа Иоанна (Шаховского) "Апокалипсис мелкого греха» одна из глав посвящена смеху. Архиепископ Иоанн пишет о двух видах смеха: светлом и темном. Темный смех бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в кривлении черт лица».
Люди могут смеяться над человеком, над его слабыми местами, над достоинством человека, если он не таков, как они. Смеяться над кем-то для веселья, чтобы унизить человека, или возвыситься в глазах друзей, чтобы быть оригинальным. Святые отцы называют такое состояние болезнью духа, болезнью сердца, искусственной радостью. Противоположность такому смеху – детский смех, чистый и беззаботный, или добрый юмор, что дает встряску душе. Смех над своими пороками учит нас кротости и смирению. Порой юмор или шутка, если они не унижают человека, помогают укрепить человека в вере и понять сложные жизненные вещи.
По смеху человека даже можно определить характер человека. Ф. М. Достоевский пишет в романе «Подросток» целую длинную тираду о смехе: «Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует прежде всего искренности. Итак: если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек – значит хороший человек. Смех есть самая верная проба души».
В институте благородных девиц воспитательницы учили русских девушек дворянского и купеческого происхождения не обнажать десен при улыбке, рекомендовали улыбаться в меру, соответствующую произнесению слова «изюм».
В книгах для подготовки к исповеди среди многих грехов упоминается смехотворство. А. С. Пушкин в сказке «О золотом петушке писал»: «...а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха». Первое мытарство, согласно «Житию преподобного Василия Нового» о загробной жизни, является грех сквернословия и смехотворства. Преподобный Иоанн Лествичник писал в книге «Лествица»: «Имея дарование плача, удерживай его и смехотворства…».
Смех, хоть и оказывает порой положительное действие, но проблем не решает. Искусственная веселость – нездоровый симптом. Анекдоты, веселые истории, похабщина, телевизионный юмор – препятствие к истинной радости. Смех и радость – два разных чувства. Смех веселит, но душу не лечит. А радость – благостное чувство. Радость о полезном деле, о детях, о научном открытии, о знакомстве с культурой, творчеством, с музыкой, радость от созерцания природы или картины. Иисус говорит в Нагорной проповеди: «Радуйтесь и веселитесь, ибо мзда ваша многа на небесех…». Радоваться даже в том случае, если унижают, злословят и обижают. Ангелы радовались о Рождестве Христовом. Радовалась вдова, что нашла драхму в своем доме. А еще даже говорят «плакать от радости». Каждый человек, наверно, хоть раз испытал это чувство. Такое происходит, когда человек много претерпел, скорбел, и вот она – радость.
Конечно, нет специального запрета на смех. Но по больше части, смех считается, все-таки, греховным. Связано это с православным идеалом аскетичности: преобладания духа над телом. Отсюда следует аскетический запрет на хохот, когда человек теряет память о Боге. В монашеском сборнике Иоанна Мосха "Луг духовный" есть предание о святом Иоанне Златоусте: "…после крещения он никогда не произносил клятвы и не побуждал никого к клятве, никогда не сказал лжи, избегал шуток и не позволял другим шутить (в своем присутствии). Иоанн Златоуст писал уже в своих творениях, что в Евангелии Христос никогда не смеялся. В книге Иисуса, Сына Сирахова читаем: «Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется».
Раньше на Руси были шуты, скоморохи. Помните скомороха в фильме Андрея Рублева. Стоглав, собор 1551 года, предал скоморохов церковному проклятию, так как они отвлекали народ от суеты и забот, о размышлениях о Боге. Во время веселья человек забывал о Боге и о вечной жизни.
Но это не значит, что православный человек должен всегда носить унылую маску. Серафим Саровский встречал каждого приходящего в его келию словами «Радость моя, Христос Воскресе!». Христианин всегда имеет повод для радости. И смех от радости – не грех. И радостный человек не грешен. Апостол Павел в Первом послании к Фессалоникийцам пишет: «Всегда радуйтесь». Радость христианина особенная, чистая, мудрая. Многие великие исповедники веры XX века известны как большие юмористы: святитель патриарх Тихон, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, митрополит Сурожского Антоний. И все это в назидание, да не унывает человек. Одной фразой, шуткой обращали они грешников к покаянию, не задевая их самолюбия. Смех может быть своеобразной защитой от греха, если это, конечно, добрый смех. «Добрым смехом можно бесшумно развеять скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже убийства»,;- говорил святитель Иоанн (Максимович).
Преподобный Антоний Великий, строгий аскет и подвижник, прибегал к смеху в педагогических целях. «Некто, ловя в пустыне диких зверей, увидал, что авва Антоний шутливо обращается с братиями, и соблазнился. Старец, желая уверить его, что иногда бывает нужно давать послабление братиям, говорит ему: «Положи стрелу на лук свой, и натяни его». Он сделал так. Старец опять говорит ему: «Еще натяни». Тот еще натянул. Старец опять говорит: «Еще тяни". Ловец отвечает ему: «Если я сверх меры буду натягивать, то переломится лук». Тогда авва Антоний говорит ему: «Так и в деле Божием, - если мы сверх меры будем налегать на братии, то от приражения они скоро сокрушатся. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии». Выслушав это, ловец был сильно тронут и, получив великую пользу, ушел от старца. И братия, утвердившись, возвратились в свое место».
Подводя итог, можно сказать, что христианство приветствует смех, добрый и хороший, который улучшает настроение. Смеяться над человеком, высмеивать его недостатки и пороки – плохой смех, ехидный. А если человек умеет смеяться над собой, то может посмотреть на свою жизнь по-другому и никогда не опустит руки, а будет преодолевать трудности с оптимизмом.
Есть даже такая наука – гелотология, вид психотерапии. «Из всех живых существ только человеку свойственен смех», этой фразе Аристотеля в средние века придавалось большое значение. Смех считался высшей духовной привилегией человека. Давайте же будем использовать эту привилегию по-христиански.
Иллюстрация картины  Франсиско Гойя Смеющиеся женщины