Посол и консул Охота на слова

Александр Ерошкин
Посол – красивое исконно русское слово с прозрачным и ясным смыслом. Это тот, кого посылают выполнять важное поручение. Из посланца или посланника на бытовом уровне посол превратился в дипломата, представителя высшего ранга своего государства в соседнем  государстве или  в международной организации, а то и в  нескольких государствах по совместительству; он официальный представитель интересов руководства своей страны. Посол -  наиболее высокий класс главы дипломатического представительства, определяемый  государственными соглашениями.   

В словаре Брокгауза и Ефрона послы названы дипломатическими агентами.  Там же отмечено, что Россия имеет послов в Австро-Венгрии,  Англии, Германии, Италии, Испании, Турции, Франции и, с 1897 г., в Сев.-Амер. Соед. Штатах; эти державы представлены в России послами же.

Я опубликовал это сообщение, чтобы была возможность сравнить, как изменился мир за последние сто с небольшим лет.

Википедия уточняет, что послы назначаются главами государств и представляют их за рубежом, но одновременно подчиняются министерствам иностранных дел.
В Википедии встретились строки английского поэта Джона Донна (1572–1631), обращённые   к дипломату Генри Уоттену:

Итак, указ король тебе вручает,
Поставив подпись собственной рукой.
Тебя он полномочьем облекает,
Как бы на время делая собой.
Ты в фонаре его горишь свечою.
Ты — копия, а он — оригинал.
Ты — скромный луч. Он — солнце золотое,
И этот луч он вдаль светить послал.

Образ  «государь - солнце, посол - луч» в интернете встречается часто, есть  и ссылки на известного в семнадцатом веке английского поэта Джона Донна (англ. John Donne),  он   крупнейший представитель литературы английского барокко («метафизическая школа»), автор ряда любовных стихов, элегий, сонетов, эпиграмм и религиозных проповедей. С переводов Донна на русский язык начал свою литературную карьеру нобелевский лауреат Иосиф Бродский...

В Большой Советской энциклопедии отмечено, что Джон Донн тайно женился на племяннице лорда-канцлера, за что был на некоторое время заточён в Тауэр. Позднее принял духовное звание, стал настоятелем собора св. Павла в Лондоне (1621). Родоначальник так называемой метафизической школы поэтов, Д. был автором религиозно-мистических поэм «Путь души» (1601) и «Анатомия мира» (1611). В советском литературоведении творчество Д. рассматривается как отход от жизнеутверждающего гуманизма Возрождения и воплощение стиля Барокко.
И сразу понятно, почему за Донна зацепился Иосиф Бродский и почему он стал претендентом на Нобелевскую премию. Вырос спрос на продукцию, разлагающую человеческое общество и насаждающую власть денег.  Но это не входит в содержание нашего исследования.

Я рассматривал английский оригинал стихотворения и не нашёл в нём слов, которые дали бы основание для таких образов: государь – солнце, посол – луч, посол - послан.

Кстати, Генри Уоттон (англ. Henry Wotton) английский литератор, дипломат и политик, член Палаты общин, то есть представителей городов,  в 1614—1625 годах. Часто цитируют его знаменитый афоризм, сказанный им во время своей миссии в Аугсбург в 1604 году: «Посол — это честный человек, посланный за границу лгать на пользу его страны». Электронный переводчик выдал по-английски: "The Ambassador is an honest man sent abroad to lie for his country." И по-русски: "Посол - это честный человек, посланный за границу лгать ради своей страны".

Слово аmbassador никакой своей частью не указывает на то, что он послан. Скорее всего,  в нём выражается желание что-то осуществить, сделать.

У русского слова   посол немало синонимов, это дипломат,  представитель,  полпред  (полномочный представитель), постпред,  амбассадор, посредник - это на уровне межгосударственных отношений. Посланец, гонец . Для характеристики подобных функций в католицизме используются слова легат и нунций. И только в русском языке посол может быть связан с засолом, засолкой или посолкой капусты, других овощей, сала или мяса.

Консул – это тоже посол, тоже дипломат, только слово имеет другое происхождение, от латинского  consul или даже consules. Посол и консул – слова близкие по строению и по звучанию.

Официально признано, что понятие консул впервые появилось в республиканском Древнем Риме, где в центуриатных комициях избирали сразу двух консулов на один год. До 367 года до н.э. консулов избирали только из патрициев, а потом один консул был избран от плебеев.

Я бы верил в эти побасёнки, если бы не был уверен, что никаких отрицательных годов до новой эры в реальности не было. Перечитайте французские страницы «Писем русского путешественника» Николая Карамзина, где автор ещё честно рассказывает, как создавалась всемирная история. Там ещё не испорченный западной идеологией русский историк критически оценивает идеологию тех европейских авторов, которые пишут о России, разрабатывая варианты «от варваров», которую наш современник «бессребреник» и «нестяжатель» Владимир Михайлович Гундяев возводит в ранг незыблемых истин и открыто называет русских варварами.

После посещения в Париже Академии словесности и надписей Николай Михайлович Карамзин воскликнул, что в сотне томов, созданных в Академии, впервые показано, какими были египтяне, персы, греки и римляне. То есть известная нам античная история родилась в стенах парижской Академии. Естественно, эта история скрывает, что в названиях Парижа, Версаля, Булонского леса, Мулен Ружа, les champs-elys;es – Елисейских полей    лежат вполне русские корни. А шествия волхвов в древнем Париже, о которых тоже рассказал Карамзин, со столетиями превратились в массовые западноевропейские карнавалы ряженых. Да и утверждение Карамзина, что в прошлом Париж был роскошным городом, а к весне и лету 1790 года , то есть к моменту поездки русского путешественника, превратился в заурядный конгломерат богатств и нищеты, но считается первой столицей мира,  указывает на совсем иную мировую историю.

Много несуразностей приписали историки позднего Средневековья античному миру. И рабство-то там было беспросветным. И гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть. И тысячи рабов, вооружённых короткими мечами, развлекали безоружную богатую публику, сокрушая друг друга. Наврали историки и про консулов, якобы те набирали легионы, созывали сенат и назначали диктаторов, а сами реальной силой без решений сената не обладали. Смех да и только. А вот  в чрезвычайных ситуациях сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

А скорее всего, всё было наоборот: консулы не только набирали легионы бойцов, которых вооружали, но и реально руководили этими легионами. Об этом говорят сами слова.

Лексика древнего мира давно искажена, опоэтизирована или опошлена, и теперь никто не видит, что легион – это та же казарма, где воины проводили вместе ночи – лежали. А казарма – это каса армии, то есть дом армии. Вспомним, что касабланка – это белый дом, а кастилия и близкое название у французов – бастилия – это укреплённый дом, а потом уже крепость. От бастилии пошло слово бастион. И слово каста, якобы от португальского род, поколение, тоже указывает на дом: какой дом люди имели, такое и влияние их в обществе или общине. Кастовое деление в обществе развилось от того,  что люди жили в разных домах, имели разный уровень доходов. Доходы, а не ум, не способность что-то делать, определяло и определяет сегодня положение человека в обществе.  Где деньги правят миром, там наука не нужна.

Однако вернёмся к консулам. Исторические легенды приписали, что знаками отличия  консула была тога с широкой пурпурной каймой. В интернете можно увидеть чертежи тоги – полукруг из ткани с диаметром в шесть метров. Якобы, древние шить одежду ещё не научились, а ткать такие большие куски, похоже,  уже могли, и пришивать кайму тоже могли.

А ещё у каждого консула было кресло (Sella curulis), инкрустированное  слоновой костью. Кресло, с которого консул курировал деятельность патрициев, - селла курилис. Вслушайтесь в латинское название кресла.
 
Когда консул шёл по городу, его сопровождали 12 ликторов с фасциями. И об этом на полном серьёзе говорят и пишут носители учёных степеней: кандидаты наук, доктора наук, академики истории. И художники рисуют этих ликторов. Хочется их спросить: вы держали в руках эти большие окамёлки? Вместо черенка или топорища - длинный и толстый пучок прутьев. Его сам по себе носить неудобно да и небезопасно, можно мозоли набить, а если к этому пучку топор или секиру приладить…

Ликтор (лат. lictor) у древних римлян публичные служители высших начальников, шедшие обыкновенно впереди их, разгоняя толпу. Отличительным их знаком был пучок прутьев, внутри которого воткнута секира, они приводили в исполнение уголовные приговоры.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910).

В Дюссельдорфе возле постамента памятника Отто фон Бисмарку – сидячая фигура античного воина с фасцией. Всякий раз, когда я подхожу к этому памятнику, не перестаю удивляться, зачем топор или секиру укутывать в пучок прутьев. Удобств никаких, зато проблем много.

Но и это не самая опасная ложь о прошлом. Подумаешь, пучок связанных прутьев вместо черенка или топорища? Первая же попытка повторить подскажет, что прошлое оболгали.

Сложнее опровергнуть утверждения о римской системе летосчисления, когда утверждается, что  годы обозначались именами консулов, даже термин придуман - consules ordinarii. Представляете, как вспомнить какой-то прошедший давно год, если каждый назван именем консула? 50 лет – 50 имён консулов. Ну точно, предкам приписали такой уровень тупизма, что нынешнее расчеловечивание, связанное с желанием  небольшой группы хозяев денег править миром вечно и безраздельно, не кажется чем-то не реальным.

Ещё одно глупое утверждение, что по окончании срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула. Это же сколько провинций надо иметь, чтобы ежегодно пристраивать консулов? И как прервать безграничное влияние консулов? Историки придумали, что в  эпоху империи консулы потеряли  реальную власть, должность превратилась в почётный титул, а потом консулов стали назначать.

Сегодня консул назначается постоянным представителем одного государства в другом, чтобы защищать экономические, юридические и прочие интересы граждан своего государства на территории другого. Консульство, как правило,  выдаёт  паспорта, справки  и визы, заботится о гражданах на территории вверенных государств.

На основании всего изложенного делаю вывод: у слова КОНСУЛ - consul - вполне русские корни. Второй корень – sul – значит  - сила. Русский корень сил переписан на латиницу и прочитан, как латинский. Сил  стал sul.  А первый корень – это отражение древнего русского слова СОНМ – «много» или русского предлога со (съ) в значении присоединения, объединения. То есть изначально консул – человек с силой, то же самое, что русское слово вельможа – велий (много) может.

И ещё хочу коснуться одной весьма актуальной  сегодня темы – неприкосновенности послов. Официально считается, что в древнем мире практика неприкосновенности послов, то есть дипломатического иммунитета, была в зачаточном состоянии. Правильно, всё,  что было до нынешней западной цивилизации, всё ничтожно, всё в зачаточном состоянии. Даже отмечается, что принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии - оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели на мирное сосуществование.

На мой взгляд, это отражение той огромной лжи, которая окутала прошлое и приписывает прошлому пороки, которые развились после распада Великой Империи и стали основой нынешнего Запада. Датировка периодов развития дипломатии подтверждает это. Как в истории России прошлое оклеветано и ныне господствует утверждение, что всё началось в реформ Петра, так и мировая дипломатия ведёт отсчёт после Тридцатилетней мировой по сути войны (1618 -1648) всех со всеми по переделу мира и разделу имперского наследия. Новые хозяева, пришедшие к власти в странах Европы, насадили по всему миру мнение, что в современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, то есть на заре Ренессанса.

В вестфальский период (1648—1815) развития международного права было закреплены в форме международного обычая правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений.
Версальский (1919—1945) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята как Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 года для государств Панамериканского союза. Следующим документом в области дипправа  стал Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.

Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, речь идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания. Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.
 
Такова теория, а на практике наличие международных норм не гарантирует истинную неприкосновенность. Свежий пример – скоропостижная смерть постоянного представителя России при ООН Виталия Чуркина. За день до дня рождения. Ему было всего 64 года. Он был ярким оппонентом идеологии и двойным стандартам политиков западных стран в ходе серьезных дискуссий на площадке ООН. В условиях агрессии Запада против России наряду с клеветой и санкциями против российской дипломатии стало использоваться насилие.
19 декабря 2016 года в Турции был застрелен российский посол Андрей Карлов. Ему было 62 года.
На следующий день в Москве нашли тело бывшего сотрудника российского МИДа, главы Латиноамериканского департамента ведомства. Он, якобы,  покончил с собой.
27 декабря в Казахстане нашли тело российского дипломата, сотрудника генконсульства, Романа Скрыльникова. Тело нашли  в арендованной квартире в Усть-Каменогорске. Специалисты не обнаружили признаков насильственной смерти.
9 января в Афинах нашли мертвым 55-летнего российского консула в Греции. Андрей Маланин был найден мертвым в квартире, находящейся в старом здании посольства России. По предварительным оценкам, смерть, вероятно, объясняется патологическими причинами (возможно, болезнь сердца).
14 января в Йемене, как сообщили СМИ, был застрелен посол России. В МИДе, впрочем, информацию опровергли. Но когда 26 января в Индии умер посол России Александр Кадакин, это стало уже очевидным фактом. Интересно, что причиной смерти стала «непродолжительная болезнь». Послу было 67 лет. 
 Итог тревожный: семь сообщений о гибели российских дипломатов за последние два месяца, одно было опровергнуто МИДом. В других случаях факт смерти подтвержден. Два человека были застрелены, один покончил с собой. Еще трое (включая Чуркина) внезапно умерли. Причем, точных причин названо не было. И это на  фоне информационной войны России и стран Запада. 
Я воспользовался сообщениями с  сайта lentachel.ru.

В связи со смертью Виталия Чуркина в сети распространились стихи Сергея Лаврова, министра иностранных дел России, о людях дипломатического ведомства.

Был Посольский приказ, и послы выполняли приказы,
Чтоб удельных князей потеснее с Москвою сплотить.
Дело шло нелегко, создавалась Россия не сразу,
Дипломаты старались ей верой и правдой служить.

И служили стране, ее нерв сквозь себя пропуская,
И учились искусству, как ладить и как торговать,
И учились, как жить, по заслугам других уважая,
И учили других, как Россию всегда уважать.

Пробивали пути, шла за ними Россия по следу,
Расширяя влиянье и множа владенья свои.
И на этой стезе жизнь отдал не один Грибоедов,
Выполняя приказ вдалеке от российской земли.

В поле воин один — так бывает, и это не ново.
Дипломат должен сам дать единственно верный совет.
Должен он, как поэт, находить только верное слово,
Крепко помня при том, что пророков в отечестве нет.

И не ведал никто, путь какой для кого уготован —
Где слетит голова, где настигнет дурная молва,
Но искал дипломат то единственно верное слово
И не мог отступать — за спиною стояла Москва.

Но пути у страны становились все круче и круче.
У иных вместо слов получалось нытье и вранье.
Выручали страну Грибоедов, и Пушкин, и Тютчев —
В их словах обретала Россия сознанье свое.

А они от ума много мыкали всякого горя.
Ум от горя не спас, но и горе не стерло ума.
Горе нам от ума — он все требует истины в споре,
Но зато для ума не страшны ни сума, ни тюрьма.

Был Посольский приказ, и приказы послы выполняли,
И умеют с тех пор дипломаты страну защищать.
Своим словом они, своим делом стране помогали
И других научили Россию всегда уважать.